ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > День вертолётостроения

День вертолётостроения


12-12-2009, 11:03. Разместил: Князь


12 декабря 1754 года* на заседании Санкт-Петербургской академии наук великий русский ученый Михаил Ломоносов продемонстрировал действующую модель летательного аппарата - прообраз современного вертолета.

Предназначенная для изучения атмосферных явлений, модель поднялась на два десятка метров. Это было первое в мире документированное испытание летательного аппарата тяжелее воздуха.



Как известно, еще Леонардо да Винчи сделал чертеж аппарата, который должен был вертикально подниматься в воздух с помощью затейливо изогнутых лопастей. Но бумажная абстракция таковой и оставалась, пока Ломоносов не создал модель "аэродинамической машины" со встроенной часовой пружиной.


Мысль о такой машине возникла у русского гения в связи с его работами по физике и метеорологии. Ломоносов изыскивал средство, с помощью которого можно было бы поднять над землей регистрирующие приборы. Летательные аппараты легче воздуха тогда еще не имели практического применения, и ученый решил создать летательную машину тяжелее воздуха.

Его заводная модель вертолета с двумя несущими винтами, вращающимися в противоположных направлениях, к восторгу присутствующих - членов Петербургской академии наук оторвалась от земли.

Винты "аэродинамической машины" Ломоносова приводились в действие часовой пружиной, помещенной в коробку. Однако мощности пружины было недостаточно для того, чтобы модель могла подняться вверх самостоятельно. Ученому пришлось пойти на хитрость. Уравновесив модель при помощи груза, перекинутого через блок, подвешенный к потолку, Ломоносов запустил пружину и модель взлетела.

В протоколе заседания Академии наук было зафиксировано:


"Господин Советник Ломоносов показал придуманную им машину, которую он называет аэродромической и назначение которой должно быть в том, чтобы работой крыльев, приводимых в сильное движение пружиной, каковые обычно бывают в часах, горизонтально в противоположных направлениях, прижимать воздух и поднимать машину в направлении верхней воздушной области с тем, чтобы можно было исследовать условия верхнего воздуха метеорологическими приборами, эта аэродромическая машина... при заведенной пружине тотчас поднималась вверх и тем обещала желаемое действие. Это же действие, по суждению изобретателя, еще более возрастет, если увеличится сила пружины и если расстояние между крыльями в обеих парах их будет больше, и если коробка, в которую вложена пружина, для уменьшения веса будет сделана из дерева, о чем он обещал позаботиться".

Также - 12 декабря 1947 года - 62 год назад - в Москве основан вертолетный завод имени Миля.


Вернуться назад