ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Великие реформаторы в реалиях: царь Давид

Великие реформаторы в реалиях: царь Давид


13-07-2013, 17:50. Разместил: virginiya100

Великие реформаторы в реалиях: царь Давид

 

Великие реформаторы в реалиях: царь Давид

Царь Давид - второй царь объединенного царства Израиля и Иудеи Давид, из колена которого, согласно еврейскому преданию, выйдет Машиах, а по христианскому преданию, вышел Мессия - Иисус Христос. После объединения Израиля Давид превратил иевусейский Иерусалим в сакральный иудейский центр, поместив Ковчег Завета в скинии на горе Сион. Давид подчинил духовную власть светской, объединив священников под началом первосвященников и включив их в состав государственного аппарата.


Второй царь израильский царствовал, по общепринятой хронологии, с 1055 по 1015 год до н. э. Давид был младшим сыном жителя Вифлеема, Иеcceя, но сам появился на свет в Бет-Лехеме. Согласно Книге Руфь, прабабкой Давида была моавитянка. Хананеянка Раав (Рахава), по версии евангелиста Матфея, также была в числе предков Давида. В отрочестве пастух Давид пас овец.

 

Существуют две противоречащие друг другу версии о том, как Давид стал царем Израиля. Во время царствования Саула пророк Самуил тайно помазал юношу Давида на царство. В библейской Книге Самуила говорится, что Давид был приглашен к царскому двору благодаря его искусной игре на арфе (киноре), чтобы музыкой разгонять приступы меланхолии Саула.

 

В Ветхом Завете приводится также иная трактовка. После победы в единоборстве с филистимским богатырем Голиафом, которая предопределила исход сражения в пользу евреев, он стал народным героем и военачальником. Отец Александр Мень писал в одной из своих статей: "Как полагают некоторые экзегеты, первоначально имя филистимлянина в рассказе не упоминалось, а было позднее перенесено из другого предания о богатыре Голиафе, которого сразил вифлеемлянин Елханан". Давид сделал карьеру и при дворе, став зятем царя - мужем дочери Саула Мелхола, или иначе Михаль, но подозрительный монарх, после неоднократных неудачных попыток убить его начал систематически преследовать Давида.

 

Заступничество старшего сына Саула, Ионатана, преданного друга Давида, тоже не помогло. Давид и Ионатан скитались в пограничных районах Иудеи, где к ним присоединялись "все притесненные". Будучи атаманом вольницы, Давид поступил на службу к Анхусу (Ахишу), царю филистимского города Гефа (Гата)и врагу Израиля. Анхус пожаловал ставшему его вассалом Давиду город Секелаг (Циклаг), рассчитывая, что Давид будет совершать оттуда набеги на израильские селения. Но Давид нападал лишь на враждебных израильтянам кочевников амаликитян, а из захваченной добычи посылал дары старейшинам Иудеи, стремясь заручиться их поддержкой в борьбе против царя Саула.

 

Около 1010 года филистимляне начинают войну с Израилем. После гибели Саула вместе с сыновьями в битве с филистимлянами у горной гряды Гильбоа (по гречески Гелвуя), царство перешло в руки Давида. Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне, где стал царем израильским в колене Иудином. Страна оказалась поделенной на две части: в южной правил Давид, в северной - больной и слабоумный сын Саула.

 

Для упрочения своего положения и укрепления царства Давид нуждался в столице, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев (почему и город в те дни назывался Иевусом) город Иерусалим.

 

Сделав его своим главным городом, Давид перенес сюда Ковчег Завета. "С тех пор как был разрушен храм в Силоме, Ковчег находился в частных домах или в шатре, - писал отец Александр Мень. - Давид задумал воздвигнуть для него новый Храм, "Дом Божий". Пророк Нафан, духовный наставник царя, сначала одобрил этот замысел, но потом получил откровение, что Давид, проливший слишком много крови в войнах, недостоин быть строителем Храма и честь эта уготована его сыну". Храм построит сын Давида от Вирсавии (Бат-Шева), которого мы знаем под именем Соломона.

 

По велению пророка Гада, Давид соорудил жертвенник на участке, принадлежавшем иевусею Орне. Орна хотел отдать его царю в дар, но Давид предпочел купить землю, чтобы это рассматривалось как жертва Богу.

 

Финикийские мастера, присланные царем Тира Хирамом I, возвели в Иерусалиме дворец для семьи Давида. Под личным председательством Давида заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: начальника войска Иоава; хрониста Иосафата; главных священников Садока и Авимелеха и других. Давидом установлен порядок храмовой службы, сословие священников левитов привлечено к государственной службе и поставлено под контроль государства.


 

Кроме строительства и религиозных реформ, этот царь был известен как самый удачливый иудейский полководец, который не проиграл ни одной битвы. Давид постоянно вел победоносные войны, в которых сокрушил злейших врагов Израиля - филистимлян. Кроме Израиля и Иудеи, Давид захватил земли Моава, Аммона, Едома и Сирии. Себя он именовал "главою над иноплеменниками".

 

Но иногда этот насквозь положительный герой все-таки совершал неблаговидные поступки. Так, например, один раз Давид послал на верную смерть своего военачальника Урию, чтобы овладеть его женой, красавицей Вирсавией. Вопреки закону Моисея, запрещавшего царю "умножать себе жен", (у Давида еще в Хевроне было семь жен и десять наложниц) многочисленные дети от этих жен сделались зачинщиками смут в государстве.

 

Электронная Еврейская энциклопедия сообщает: "Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, вызвали противодействие со стороны приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционная власть и авторитет которых этими реформами подрывались. В некоторых коленах (особенно Биньямина и Эфраима) возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, под лозунгом: "Нет нам части в Давиде и доли в сыне Иессеевом: все по шатрам своим, израильтяне".

 

Последние годы царствования Давида, помимо восстаний, были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. "Согласно Библии, - написано на сайте Электронной Еврейской энциклопедии, - Давид погребен в "городе Давида". Народные предания в течение столетий указывали на различные места, как на гробницу Давида. Ныне местом погребения Давида в народе принято считать гору Сион; в праздник Шаву'от (согласно традиции, дату смерти Давида) сюда совершают паломничество религиозные евреи - выходцы из восточных общин".

"Украденный" царь Давид - любимец Адама

 

 Украденный царь Давид - любимец Адама

Говоря о мистиках, невозможно не сказать о библейском царе Давиде. Великий воин и государственный муж, он не только победил великана филистимлянина Голиафа, но и сочинил псалмы, переведенные едва ли не на все современные языки мира. Возможно, вослед первому псалмопевцу и появились позднее в разных странах и у других народов свои мистики-поэты.


Из современных историков сейчас мало кто сомневается в реальном существовании мелех а-олям - Владыки, Царя Вселенной по имени Давид. Хотя, кроме Священного Писания, имя этого полу-легендарного правителя объединенного царства Израиля и Иудеи встречается только однажды. В 1994 году на найденной стеле из Тель-Дана высечено утверждение арамейского правителя, что он "…уничтожил семьдесят царей, которые снарядили против него тысячи колесниц и тысячи всадников. И… убил царя Израиля Иорама, сына Ахавы, и царя из дома Давидова Ахизияху, сына Иорамы".

 

В классической библиографической серии ЖЗЛ вышла книга "Царь Давид", написанная Петром Люкимсоном. В ней читаем: "Талмуд рассказывает поэтическую легенду, связывающую историю рождения Давида с первым человеком Адамом. Когда Адам и Ева поели плодов с древа познания Добра и Зла, они, согласно библейскому рассказу, стали смертны, но Всевышний определил продолжительность их жизни в одну тысячу лет. Однако прежде чем изгнать их из рая, Бог провел перед мысленным взором Адама души всех его потомков, которым предстояло родиться на протяжении истории человечества. Неожиданно среди этих душ Адам заметил одну, сиявшую ослепительно ярким светом. Но, едва успев загореться, она погасла".

 

Далее следовал диалог между Господом и Адамом, из которого следовало, что эта душа пребудет в материальном теле только три часа. И тогда первочеловек отдал свои 70 лет этому ребенку, "чтобы он смог осветить землю своим светом!". Поэтому, пишет Талмуд, Адам прожил не тысячу, а всего 930 лет, а Давид — ровно 70.

 

"Последователи тайного еврейского мистического учения — каббалы — утверждают, в свою очередь, что 70 лет жизни подарили царю Давиду праотцы еврейского народа — Авраам, Иаков и Иосиф. При этом они исходят из принятого в иудаизме утверждения, что обычно каждый мужчина проживает столько же, сколько его отец", — рассуждает далее П. Люкимсон.

 

Будущий отец Давида Иессей женился на Ницевет и прижил с ней восьмерых сыновей, когда задумался, а еврей ли он? Ведь бабка его по отцу моавитянка Руфь совершила церемонию гиюра — перехода в еврейство, а в Пятикнижии Моисеевом сказано: "Не может войти моавитянин и аммонитянин в общество Господне; и десятому их поколению нельзя войти в общество господне вовеки". Иессей решил, что Господь не желает обращения в иудаизм представителей этих народов.

Не будучи евреем, Иессей не имел права на брак с еврейкой, поэтому, как сообщает мидраш, он "отдалился" от жены и не жил с ней в течение трех лет.

 

Но парень Иессей был еще здоровый и совокупляться ему не терпелось, мастурбацию Иегова запретил (от имени библейского Онана пошел соответствующий термин), с еврейкой ложиться в постель нельзя, но для этого были наложницы. Хитроумная Ницевет тосковала по мужниной ласке и уговорила наложницу подменить ту на одну ноченьку. Так, в кромешной тьме зачала она сына Давида, день рождения которого пришелся на праздник дарования Торы на горе Синай. Шавуот, или в православии Пятидесятница, рассматривается раввинами как мистический знак связи между Богом, Торой и потомками Давида. И вот еще: Давид — означает по-еврейски "украден".


Мистическим оказалось не только рождение самого мистика, но и вся его дальнейшая деятельность. Поскольку в короткой заметке невозможно даже вкратце рассказать обо всем, то выберем одно — певческое — оно же исцеляющее — искусство Давида. Успокаивающая музыка в древности считалась средством для исцеления психических заболеваний. Впрочем, и нынешние продвинутые медики не отрицают этого факта. Статистика тоже не осталась в стороне и авторитетно заявила, сославшись на опросы общественного мнения, которые в свою очередь показали: если по своему влиянию музыка занимает первое место, то, такое сильное чувство, как любовь, всего лишь седьмое. К черту врачей и статистику! Мы сами чувствуем при звуках песен небывалое воодушевление и эйфорию. Далее все зависит от того, насколько развит эстетический вкус.

 

Первый царь Израильский Саул, поставленный на царство самим Господом, затем сделался ему не угодным и был поражен злым духом. Говоря современным медицинским языком, Саул страдал от маниакально-депрессивного синдрома. Приступы гнева сменялись меланхолией и только пение и игра на арфе Давида отвлекали царя от мрачных мыслей.

 

"Песни Давида и в самом деле приносили Саулу облегчение, — пишет исследователь Люкимсон, — и комментаторы, рассматривающие все происходящее с позиций еврейской мистики, считают, что это было связано не только с его гениальным даром (хотя и с ним тоже), но и с тем самым Духом Божьим, который его осенял. В присутствии Давида, говорят они, Саулу становилось легче как раз потому, что в эти часы Дух Божий как бы распространялся на них обоих, и от этого к царю возвращалось его прежнее самоощущение. Но как только Давид уходил, депрессия наваливалась снова".

 

Перстень Соломона - печать торговца

Перстень Соломона - печать торговца

 В череде мистиков всех времен и народов выделяется царь Израильского царства Соломон. И не только потому, что был он величайшим мистиком и хранителем эзотерической традиции, возникшей в незапамятные времена, когда посвященные в нее еще могли встретиться "лицом к лицу" с Богом. Соломон построил Первый Иерусалимский храм, а для еврейской мистики и эсхатологии это событие представляется крайне значительным.

Как и в случае с другими мистиками древности, точная дата рождения Соломона, как его принято называть у христиан, или Шломо в иудейской традиции, Сулеймана — в мусульманской, неизвестна. Традиционная еврейская историография относит год его рождения к 2912 году от Сотворения мира. По нашему летосчислению — это 848 год до нашей эры. Однако многие историки относят эту дату на несколько более поздний период, например, к 986 году до нашей эры. Кроме того, есть и другие версии.

 

Сомнений в том, кто были его родители — нет. Интерпретаторы разнятся лишь в том, согрешил ли царь Давид с женой командира его армии или же это было задумано Господом. История любви Давида и замужней Вирсавии описана в тысячах религиозных трактатов, в исследованиях специалистов разных наук, в художественных произведениях.

 

Не считая, конечно, Библии, в которой рассказывается, как увидев купающуюся красавицу, немолодой царь воспылал к ней страстью и согрешил с ней. Когда Вирсавия забеременела, царь Давид поспешил избавиться от ее супруга — преданного ему полководца Урии. Его отряд вместе с командиром геройски погиб, чтобы царь на законных основаниях завладел его вдовой. После положенного по такому случаю траура, Давид женился на Вирсавии.

 

Еврейские мистики нашли тысяча и один способ, чтобы оправдать царя Давида в грехе прелюбодеяния, что осуждалось в Ветхом Завете ("И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа"). По одним устным преданиям, Вирсавия была девственницей, поскольку ее муж был то ли импотентом, то ли кастратом. Может быть, потому что брак Урии и Вирсавии был заключен еще тогда, когда она была ребенком и супруг ждал, когда девочка созреет.

 

Кроме того, у евреев издревле повелось, если муж уходил на войну, то давал формальный развод супруге, а после возвращения с фронта они разрывали разводное письмо и вступали в супружеские права. Согласно еврейскому закону, брак с мужчиной, который не способен или не желает исполнять супружеский долг, считается недействительным. В плотскую связь с Вирсавией царь Давид вступил в преклонном возрасте. Когда он умер Соломон был еще подростком.

 

Самого младшего из царских сыновей Соломона обучал Торе один из самых выдающихся знатоков иудейского Закона и истории того времени Семей, сын Геры (Шимми бен Гейра). Для обучения принца математике, астрономии, астрологии и другим наукам были выписаны учителя из Египта, Сирии (Арама), Халдеи и прочих окрестных земель. Впоследствии Соломон удивлял современников не только своей мудростью, эрудицией и знаниями иностранных языков. Опуская интриги вокруг царского престола, о которых можно прочесть в Священном Писании, скажем, Соломон стал царем в 12-летнем возрасте.

 

В своей книге "Царь Соломон" Петр Люкимсон пишет: "Великий средневековый мыслитель Рамбам (акроним духовного звания и имени раввина Моше бен Маймона, в европейской традиции — Маймонид — ред.) был убежден, что когда Библия говорит о "мудрости Соломона", имеется в виду, что Соломон был подлинным образцом философа и мистика, а отнюдь не его заслуги в качестве государственного деятеля. И в "Путеводителе заблудших", и в своем предисловии к трактату "Авот" Рамбам убедительно показывает, что Соломон в своих произведениях предвосхитил многие концепции греческой философии. В целом, считал Рамбам, разница между философией Танаха (Ветхий Завет — ред.) и позицией выдающихся греческих философов в том, что касается вопроса: как человеку следует прожить свою жизнь? — на деле далеко не так велика, как это порой представляют".

 

Мистическое направление, которому следовал Соломон, называют учением "Меркавы" ("колесницы") — по

Мистики:. 282967.jpeg

видению пророка Иезекииля (Иехизкиэля), открывшемуся ему прежде, чем он услышал Глас Божий и был удостоен видения Славы Господа. Петр Люкимсон сообщает: "Школа мистики "Меркавы" занималась, вне сомнения, и глубинными мировоззренческими вопросами — прежде всего проблемами того, что предшествовало Сотворению мира, постижению смысла иррациональных заповедей Закона Моисеева и т. д. Но вместе с тем немалое значение в ней занимали и мистические практики, призванные помочь человеку пройти через многочисленные "залы" (или, если угодно, "чертоги"; на иврите — "хехалот") высших и низших миров, обойти или подчинить себе их обитателей (соответственно, всевозможных ангелов, демонов, "священных животных" и т. д.), достичь Престола Славы Всевышнего (под этими словами понимается один из наивысших миров), а то и подняться к самому Богу, то есть достичь высшего из миров".

 

Многие из читателей помнят, если не из Святого Писания, то из арабских сказок "Тысяча и одна ночь" или, хотя бы из "Старика Хоттабыча", что была у царя Соломона печать, благодаря которой он мог властвовать над обитателями разных миров, джиннами и прочими сущностями. При переводе на общедоступный язык, сказанное означает, что Соломон владел хранившемся в глубокой тайне знанием, передававшемся в узком кругу посвященных лиц.

 

"Опираясь на Талмуд, Рамбам приходит к выводу, что сам Соломон стоял на предпоследней ступеньке мистического знания — выше в прошлом поднимался только Моисей, а в будущем поднимется спаситель человечества, Царь-Мессия, который будет его потомком, — сообщает Люкимсон. — Талмуд, в частности, утверждает, что Соломон признавался, что ему был открыт тайный смысл всех, в том числе и иррациональных заповедей, за исключением заповеди о "рыжей корове" (в синодальном переводе Библии — "рыжая телица", Чис. 19:2-12 — ред.). Одновременно Соломон настаивал на том, что учение "Меркавы" должно храниться в глубочайшей тайне. Эти знания ни в коем случае не должны попасть в руки большого числа людей, так как это опасно для мира в целом".

 

Постройка Иерусалимского храма при Соломоне — это особая статья. Касательно мистики в заключение стоить отметить один момент, связанный с именем Александра Сергеевича Пушкина. Наш гениальный поэт, как известно, верил в предсказания и амулеты. У него был перстень якобы принадлежавший царю Соломону, который он подарил царице Савской, а она, в свою очередь, отдала его своему сыну Менелику. Этот талисман вроде бы с каббалистической надписью на иврите Елизавета Воронцова, купившая его у караимов, преподнесла в дар Пушкину.

 

Дальнейшая судьба "магического" кольца была такова. После кончины поэта перстень достался Василию Жуковскому, а тот отдал его Ивану Сергеевичу Тургеневу. Писатель обратился к зачинателю российской гебраистики Даниилу Хвольсону перевести выгравированную на камне надпись. На камне из сердолика красовалось: "Симха, сын старца рабби Иосифа, да будет благословенна его память". Печать торговцев и не более. Был у Пушкина и другой амулет, который он на смертном одре подарил Владимиру Далю, а до того написал два замечательных стихотворения: "Храни меня, мой талисман" и "Талисман".

 

 

Игорь Буккер


Вернуться назад