ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Подлинно Великий Человек

Подлинно Великий Человек


14-06-2013, 08:50. Разместил: VP

 

Н. ПАВЛЕНКО, докт. истор. наук.


Недавно на полках книжных магазинов появилась книга "Петр I", выпущенная издательством "Молодая гвардия" в знаменитой серии "Жизнь замечательных людей". Автор книги - известный русский ученый, доктор исторических наук Н. И. Павленко. Блестящий знаток эпохи Петра Великого, Павленко посвятил своему герою не один научный труд (напомним его монографию о Петре, появившуюся в начале 90-х годов). И теперь - издание, предназначенное для самого широкого круга читателей, для всех любящих историю. Считается, что это третье издание книги о Петре I, но по существу - во многом новый труд, значительно переработанный и обогащенный дополнительными главами по сравнению с теми изданиями, что выходили двадцать пять лет назад. Корреспондент редакции журнала "Наука и жизнь" Александра Асмус обратилась к автору, Николаю Ивановичу Павленко с несколькими вопросами.

 



- Николай Иванович, вы, историк, снова и снова обращаетесь к личности Петра I и его эпохе. Как, впрочем, не перестают ею интересоваться историки и деятели искусства во всем мире.

- Личность Петра ярка и многогранна, она неисчерпаема и для историка и для художника. Его жизнь, насыщенная драматизмом, огромным напряжением нравственных и физических сил, не может не притягивать к себе. Не случайно Энгельс назвал Петра "подлинно великим человеком". В его правление отсталая Россия, задворки Европы, совершила небывалый рывок вперед - это касается всего. Здесь хочется процитировать М. П. Погодина, с которым общалась вся литературная элита 20-70-х годов XIX столетия (начиная с Пушкина и кончая Толстым). Он очень просто и ярко говорит о многообразии петровских реформ в первом номере журнала "Московитянин" за 1841 год:

"Мы просыпаемся. Какой ныне день? 1 января 1841 г. Петр велел считать годы от Рождества Христова. Петр Великий велел считать месяцы от января.

Пора одеваться - наше платье сшито по фасону, данному Петром Первым, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он; шерсть настрижена от овец, которых развел он.

Попадается на глаза книга - Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее - этот язык при Петре Первом сделался письменным, литератур ным, вытеснив прежний церковный.

Приносят газеты - Петр Великий их начал.

Вам нужно купить разные вещи - все они, от шелкового шейного платка до сапожной подошвы, будут напоминать вам о Петре Великом: одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге.

За обедом от соленых сельдей до картофеля, который он указал сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить нам о Петре Великом.

После обеда вы едете в гости - это ассамблеи Петра Великого. Встречаете там дам - допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого.

Вы получаете чин - по Табели о рангах Петра Великого.

Мне надо подать жалобу - Петр Великий определил ей форму. Примут ее пред зерцалом Петра Великого. Рассудят по Генеральному регламенту.

Вы вздумаете путешествовать - по примеру Петра Великого; вы будете приняты хорошо - Петр Великий поместил Россию в число европейских государств и проч., и проч., и проч.".

Под этими тремя "прочее" как раз и скрываются главные итоги преобразовательной деятельности Петра.

Если перевести этот публицистический пассаж Погодина на язык историка, то надобно подчеркнуть первую и главную особенность преобразований Петра I, состоящую в том, что они носили всеобщий характер. Реформ в истории России, начиная со времен Грозного до революции 1917 года, проводилось немало, но они оказывали воздействие на одну, две, три сферы жизни государства. Особенность реформ Петра состояла в их обширности, в охвате своим влиянием всех сторон жизни каждого подданного и государства в целом. Эта широта новшеств позволила тому же Погодину, а вслед за ним Белинскому и Герцену назвать преобразования революцией. Погодин так и писал: "Первый император России был и первым ее революционером". Вторая важная особенность, точнее, результат реформаторских начинаний Петра - превращение мало кому известной Московии в Российскую империю.

Становление Российской империи сопровождалось внедрением, по крайней мере, трех новшеств, позволивших России занять подобающее ей место среди государств Западной Европы. Прежде всего - это создание военно-морского флота, обеспечивающего ей первенствующее положение на Балтийском море. (Грозную силу Балтийского флота в полной мере ощутили шведы, потерпевшие поражение.) До Петра в России не было флота, и он справедливо считается его создателем.

Следующее новшество - появление регулярной армии, располагавшей единой системой комплектования, едиными правилами обучения и снаряжения, единообразной структурой, вооружением и военной формой. Регулярная армия Петра формировалась в процессе затяжной и изнурительной Северной войны, прошла путь от поражения под Нарвой до славных побед у Лесной, Полтавы и Переволочны.

С появлением на свет Божий Российской империи связано и третье нововведение Петра - организация регулярной дипломатической службы, чем Россия приобретала статус европейского государства. Только со времен Петра у России появились представительства в Лондоне и Париже, Варшаве и Берлине, Вене и Стокгольме. А при царском дворе в Петербурге были аккредитованы посольства многих государств.

Важнейшим итогом петровских преобразований стала, бесспорно, европеизация страны. Под европеизацией следует понимать не только и не столько обрезание бород и укорачивание национального платья, а обширные меры, направленные на поднятие культурного уровня населения, его образованности и на цивилизован ное поведение в обществе, на внедрение современных форм промышленного производства и т. д.

В России петровского времени, а если смотреть шире, то и в историческом процессе страны, решающая роль всегда принадлежит государству. Государство вмешивалось в хозяйственную, семейную и духовную жизнь подданных: указы определяли, как надо сооружать печи, какой ширины надобно ткать полотно, как обрабатывать кожу, в каких гробах и где хоронить умерших, сколько раз посещать храмы и как вести себя в них. На все случаи частной жизни существовали указы. Многие из них созданы самим Петром.

- Петр не только разносторонне талантлив и неутомимо деятелен, он для своей эпохи непривычно демократичен - не по чинам, а по уму выбирал сподвижников. Откуда такие качества?

- Это тот случай, когда можно лишь сказать: "Таким его сотворил Господь Бог". Среди его родственников нет ярких личностей (только, пожалуй, сестру Софью не назовешь заурядным человеком).

Петр был необыкновенный человек, его таланты проявлялись в различных сферах жизни - военной, административной, хозяйственной, законодатель ной, культурной... Петр не только царствовал, он управлял. Обоснованием своих действий Петр считал тезис: царь - слуга государства, подданные - слуги царя.

И надо отдать должное Петру. Он имел моральное право требовать от подданных безропотно и безотказно служить себе на том основании, что самолично нес тяжкое бремя слуги государства. Не жалея живота своего, он в сражениях не отсиживался в обозе, а находился в самом пекле, о чем свидетельствуют простреленная пулей шляпа и пуля, застрявшая в седле.

Мыслимое ли дело, чтобы царь самолично работал топором? Не только отец Петра, царь Алексей Михайлович, считал, что ему руки даны, чтобы освящать крест-ным знамением подданных и давать их лобызать, но и бояре считали для себя зазорным заниматься физическим трудом. Петр же любил все делать своими руками.

- В наши дни все чаще встречаются утверждения, что Петр I - это тот же Иван Грозный или кровавый Сталин. Как вы относитесь к такому тезису?

- Да, Петр был жесток, особенно беспощаден к стрельцам, олицетворявшим все отжившее в России. Но если названные тираны тысячами уничтожали без разбору правых и неправых, то Петр жестоко расправлялся лишь с теми, кто стоял на пути его преобразований.

В заключение хочу сказать следующее. Не надо полагать, будто петровские преобразования не имели некоторых предпосылок в прошлом. О них образно сказал классик отечественной исторической науки С. М. Соловьев: "Народ собрался в дорогу; ждали вождя. Вождь появился. Этим вождем был Петр Великий, который, по выражению Пушкина, на троне был работником, своими усилиями на столетия определившим новый курс истории России".

 


Вернуться назад