ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Краткая история Древнего Египта

Краткая история Древнего Египта


10-05-2013, 20:36. Разместил: virginiya100
Краткая история Древнего Египта
Наконечник булавы

Такой тип булавы использовался с целью умерщвления раненого противника. Однако гладкая шлифовка и совершенство формы данного экземпляра позволяют полагать, что булава была символом власти правителя или главного воина на церемониях.
Первые следы появления земледелия на территории Египта относятся к эпохе неолита (7 тысяч лет до н.э.), однако характерные для цивилизации черты появляются лишь к VI тысячелетию до н. э. Человек начал переходить в этих местах к оседлости, активно развивалось скотоводство и земледелие, начали изготавливаться предметы погребального культа из терракоты, появилось гончарное ремесло. Чтобы обуздать Нил, сделать его управляемым, люди начали возводить береговые дамбы, сооружать водоотводные каналы, насыпать поперечные плотины (3300 г. до н. э.). В первой половине IV тысячелетия окончательно складывается система орошения, которая господствовала до середины XX столетия. Во второй половине IV тысячелетия до н. э. «номы» — отдельные догосударственные общества, сложившиеся вокруг ирригационных систем, объединились в Верхне-Египетское и Нижне-Египетское царства. Центром Южного (Верхнего) Египта стал город Иераконполь, а Северного — Буто. Древнеегипетское письмо не передавало гласных звуков, поэтому все названия и имена традиционно даются в древнегреческой транскрипции, которая значительно видоизменяла подлинное звучание. 

Царь Менес (Нармер)

До сих пор тайной покрыта и жизнь, и смерть Менеса. Известно, что он умер в возрасте 63 лет: по одной легенде его загрызли дикие собаки, по другой - уволокли под воду нильские аллигаторы в Файюме.
Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (конец IV—III тысячелетие до н. э.). Среднего (до XVI в. до н. э.) и Нового царств (до конца XI в. до н. э.). Выделяют также 3050—2715 гг. до н. э., время правления I и II династий, в так называемый Ранний период, который предшествовал Древнему царству. Основателем первой египетской династии и объединителем Египта считается полулегендарный царь Менес (Мина) (2950 г. до н. э.), известный также под именем Нармер. Еще Менесу приписывается основание «Белых стен» (Мемфиса) — города на левом берегу Нила, главной опорной крепости, контролирующей Дельту. Многолетние войны на севере завершились окончательной победой при царе II династии Хасехемуи (2660 г. до н. э.), который, уничтожив до 50 тысяч северян, жестоко подавил восстание в Нижнем Египте. С прекращением династической борьбы и с победой юга фактически начинается эпоха Древнего царства (2715—2192 гг. до н. э.), эпоха пирамид, когда столицей Египта становится Мемфис. Одно из названий этого города (Хет-ка-Птах—Усадьба двойника Птаха) в греческом произношении звучало как Айгюптос, что дало современное название страны — Египет. Во главе сложившегося единого египетского государства стоял царь, которого в литературе чаще всего называют фараоном (этот термин пришел из греческого языка). 

Пирамиды в Гизе

Пирамиды построены тремя фараонами - Хеопсом (Хуфу), Хефреном (Хафре) и Микерином (Менкауре).
В период правления III—VI династий начинается строительство пирамид. Первой считается пирамида фараона Джосера в Саккаре (около 2620 г. до н. э.), построенная архитектором Имхотепом. Внедрение папируса в качестве письменного материала помогло египтянам сохранять разнообразные научные сведения. Установились прочные торговые связи с Ливаном и Сирией. С VI династии (2290 г. до н. э.) начинается постепенный закат государства, закончившийся периодом бедствий и внутренних конфликтов. Чиновники, управлявшие областями (номархи) стали бесконтрольно править провинциями и по примеру фараонов принялись возводить величественные гробницы. С другой стороны, при царе Меренре (2255—2246 гг. до н. э.) впервые не было возведено пирамиды фараона. После самого длительного в истории правления — фараона Пепи II (2246—2152 гг. до н. э.), во время правления VII—VIII династий, происходит распад государства, который сопровождался гражданскими войнами. В последующую эпоху (IX—Х династий) Египтом правят две параллельные династии. Номархи (правители) Фив, объединив под своей властью другие номы Нижнего Египта, отказываются подчиняться фараонам, столица которых находилась в южном Египте (время правления IX династии) и впоследствии также провозглашают себя царями. Таким образом, Верхним Египтом с центром в Фивах управляет впоследствии победившая XI династия, а Нижним Египтом со столицей в Гераклеополисе — IX—Х династии. Этот период называют Первым междувластием. Обстановка в Египте изменилась в период Среднего царства (2040—1650 гг. до н. э., XI—XIV династии). 

Древние Фивы

Сегодня Фивы - это город мертвых на западном берегу Нила.
Фараоны Антеф III, Ментухотеп I и Ментухотеп II вновь объединяют Верхний и Нижний Египет, наместники лишаются какого-либо влияния. Фивы становятся культурно-политическим центром страны под покровительством верховного бога Амона. Захвативший престол Аменемхет I основывает новую столицу, Иттауи, к югу от Мемфиса (1991 г. до н. э., XII династия). В период своего правления, будучи опытным администратором, он собственноручно определил границы номов, ограничил власть номархов и строго регламентировал сферу их полномочий. Сын Аменемхета I, Сесострис I, покоряет «золотую» страну Нубию вплоть до третьих порогов Нила, затем при его наследниках были завоеваны Сирия, Куш, Палестина и ряд других территорий. Были продолжены работы по обустройству страны, например, усовершенствована ирригационная система Фаюмского оазиса, а жрецом Ахмесом были предложены способы определения площадей и исчисления дробей. 

Египетская колесница

Колесницы египетской империи были грозным оружием для врагов - к колесам нередко прикрепляли штыки, чтобы при езде сбивать лошадей с ног.
В 1783 г. до н. э. начинается период Второго междувластия, продолжавшийся до 1580 г. до н. э. (XIII—XVII династии). Многочисленные претенденты на царский трон (за 200 лет сменилось почти 175 фараонов) настолько ослабили страну, что гиксосы — кочевники, пришедшие из Азии, завоевывают Египет. Их вождь, Салитис, был провозглашен фараоном, а город Аварис, на востоке дельты Нила, стал новой столицей страны. Формально подчиняясь новым царям, правители Верхнего Египта сохранили свою самостоятельность и при помощи фиванских жрецов смогли изгнать гиксосов из страны. Ахмосис (Яхмос), основатель XVIII династии, победоносно занимает Аварис и изгоняет гиксосов на территорию Палестины. Появление в Египте боевых колесниц, заимствованных у гиксосов (лошади не были ранее известны египтянам), сделало армию фараонов сильнейшей в регионе. Начался подъем в науке и искусстве. Например, папирусы сообщают о первых хирургических операциях. С воцарением Яхмоса (1580—1558 гг. до н. э.) начинается самый блестящий период египетской истории (до 1085 г. до н. э.), который называется историками Новым царством (XVIII—XX династии). Это время правления великих фараонов Аменофисов (Аменхотепов), Тутмосов, царицы Хатшепсут, Эхнатона, Тутанхамона и Рамсесидов. Расцвет страны приходится на правления Аменофиса III и Тутмоса III (он провел 17 успешных военных кампаний), когда границы страны на севере дошли до северной Сирии и Евфрата, а на юге до четвертого порога Нила. Обложение покоренных народов тяжелыми податями обогащало сам Египет, способствовало грандиозным строительным работам. 

[--NEU--]

Мумия Рамсеса II

Великий полководец, фараон, завоеватель, строитель... Его мумию, вместе с мумиями других фараонов эпохи нового царства в 1881 году нашли Г. Масперо и Э. Бругш в пещерном тайнике в скалах Дейр-эль-Бахри.
К периоду Нового царства относится строительство храмов в Карнаке, Луксоре, Абидосе, Абу-Симбеле и пирамид в Долине фараонов в Фивах. Пришедший к власти Аменофис IV (1372—1354 гг. до н. э.) переносит столицу в Ахетатон (современную Эль-Амарну), вводит новый культ бога Атона вместо прежнего Амона, а сам принимает имя Эхнатон. Серьезные изменения в государственной жизни временно ослабили Египет, но уже преемники Эхнатона восстановили культ Амона и возвратили столицу в Фивы. Под руководством военачальника Хоремхеба Египет возвращает себе утраченные при Эхнатоне территории. Еще одним испытанием для Египта стало нашествие хеттов, которое было приостановлено лишь свирепой эпидемией. Неожиданная отсрочка позволила фараону Сети I (1312—1298 гг. до н. э.) даже отвоевать сирийский город Кадеш. Сын Сети I Рамсес II, правивший 66 лет, еще продолжал грандиозное строительство в Египте, хотя и терпел поражения в сражениях с хеттами. В восточной части Дельты он заложил новую столицу — Пер-Рамсес (около современного Кантира), чем снискал себе славу фараона-строителя. Однако последующие Рамсесиды все чаще стали сталкиваться с серьезными проблемами. В стране господствовала коррупция, жрецы приобретали все большую власть, народу не хватало даже хлеба, с севера наступали «народы моря», появившиеся в результате распада хеттского государства, с запада —ливийские племена. 

Амон-Ра

Статуэтка Амона-Ра
После кончины Рамсеса XI, в 1085 г. до н. э., в стране разразилась гражданская война, которая в 1070 г. до н. э. положила конец династии Рамсесидов. Власть фактически перешла от фараонов к жрецам бога Амона, а царский титул перестал восприниматься как божественный. Время правления XXI—XXX династий называют Поздним периодом (иногда историки разделяют время правления XXI—XXV и XXVI— XXX династий на периоды Третьего междувластия и Поздний период). Уже при последних Рамсесидах Египет потерял свое прежнее влияние в Передней Азии. Жрец храма Амона в Карнаке Херихор стал фактическим правителем Верхнего Египта, а наследственный правитель одного из городов в Дельте (Таниса) Смендес властвовал на севере страны. Несубанебджед, могущественный правитель Таниса (Пер-Рамсеса), стал основателем новой, XXI династии, цари которой около ста лет правили Дельтой, поддерживая дружественные отношения с правителями и верховными жрецами Амона-Ра в Фивах. Через столетие на политическую арену выступили ливийцы, уже с давних пор проникавшие с запада и оседавшие в дельте. Еще со второй половины Нового царства пленные ливийцы использовались фараонами в качестве воинов-наемников. Впоследствии ливийцы селились в дельте целыми семьями. Шешонк, один из вождей-военачальников при последнем царе XXI династии, Псусеннесе II, в 950 г. до н. э. провозгласил себя царем и стал основателем новой, XXII ливийской династии. 

Зиккурат кушитов

Руины зиккурата (мавзолея) в Дур-Куригалзу, построенного кушитами.
Со времени переноса столицы из Таниса в Бубастис начинается новый период в истории страны. Шешонк I укрепил свою власть в дельте и объявил своего сына верховным жрецом Амона-Ра в Фивах. Казалось, страна вновь объединяется. Вскоре войска Шешонка вторглись в Палестину, в 945 г. до н. э. ими был взят и разграблен Иерусалим. Затем север Верхнего Египта контролировался могущественным номархом Гераклеополя, на юге власть находилась у жречества Амона-Ра. Страна переживала время тяжелого кризиса, упадка ирригационной системы. За новое объединение страны выступило фиванское жречество, которое смогло в этой борьбе опереться на военную мощь уже отделившейся от Египта Нильской Эфиопии (Куша). Консолидация местных эфиопских племен кушитов привела в VIII в. до н. э. к возникновению на южных границах Египта государства со столицей Напата у четвертого нильского порога. В середине VIII в. до н. э. эфиопский царь Пианхи вступил в Фивы и при поддержке жречества Амона, которому поклонялись и в Эфиопии, начал поход на север. Нижний Египет оказал упорное сопротивление. Возглавил борьбу против эфиопов правитель Саиса Тефнахт, которого поддерживали жрецы Мемфиса. Однако Мемфис был взят, и Пианхи вступил в дельту, пленив последнего царя XXIII ливийской династии — Осоркона. Тефнахт был вынужден признать власть Пианхи над Нижним Египтом. 

Кушиты считали себя не завоевателями, а реставраторами древнеегипетской традиции, им частично удалось вернуть прежний блеск Египту. Например, в Судане, в некрополе Мероэ, они начали возводить остроконечные пирамиды, правда менее пропорциональные, чем египетские. XXIV династия правила уже не всем Египтом. Один из ее царей, Бокхорис, попытался положить конец ростовщичеству и долговому рабству в дельте. По преданию, он был взят в плен эфиопским царем Шабакой и сожжен. 

Нубийская статуя

Цари Нубии 25-й династии следовали древним традициям Египта - представленная статуэтка наглядно это доказывает.
В XXV династии (эфиопской) кроме Шабаки, окончательно объединившего страну, следует упомянуть имя Тахарки. Эти цари пытались играть политическую роль и в Передней Азии, но не могли даже контролировать Египет. Формально Египет в это время был единым государством с Нубией, которым управляла суданско-нубийская династия. Но уже царь Танумтамон жил практически не в Египте, а в Судане. Страна распалась на мелкие ливийские и египетские княжества, и в 647—665 гг. до н. э. Египет не смог противостоять ассирийскому завоеванию. В борьбе против захватчиков, правителям Саиса в дельте, Псамметиху I (663—610 гг. до н. э.) и его сыну Нехо II (609—594 гг. до н. э.), ливийцам по происхождению (XXVI династия), удалось объединить страну, откупившись золотом от ассирийцев. Нехо II принял участие в бурных событиях, сопровождавших гибель Ассирии в конце VII в. до н. э. Он на короткое время завоевал Палестину и Сирию, однако был наголову разбит вавилонскими войсками Навуходоносора II. Нехо пришлось отойти на собственную территорию. Однако честолюбивый правитель взялся еще за одно великое дело, он решил соединить Средиземное море с Красным. Это стоило жизни 120 тысячам рабов, но работы завершились лишь через 150 лет, при персидском царе Дарий. В 550 г. до н. э. греки основывают свою первую колонию на территории Египта — Навкратис, стремясь при помощи торгово-политического союза противостоять персам. В 527—525 гг. до н. э. Египет, после поражения Псамметиха III от Камбиса II, был завоеван персами и стал шестой сатрапией огромной империи. Персидские цари (Камбис II, Дарий I, Ксеркс I) провозглашали себя фараонами, но не переносили центр своей империи в Египет. Господство персов продолжалось почти два века. Восстания, зачастую инспирированные греками, однако, не приводили к независимости страны. Лишь Амиртею в 404 г. до н. э. (во время правления Ахеменидов в Персидской державе) удалось снова добиться независимости (XXVIII—XXX династии). Особенно прославился Нектанеб I (378—360 гг. до н. э.), который даже пытался завоевать некоторые области Передней Азии. В 343 г. до н. э. Артаксеркс III вновь сумел восстановить контроль над Египтом. 

Бюст Клеопатры

Мраморный бюст последней царицы Египта - 1-й век до н.э., Капитолийский музей, Рим.
Вторжение войск Александра Македонского в 332 г. до н. э. было воспринято египтянами как избавление от персидского владычества. Он основал город Александрию. После смерти Александра Македонского в Вавилоне в 323 г. до н. э. его империя распадается. После правления в стране Филиппа Архидея и Александра IV (323— 304 гг. до н. э.), Египет попадает под власть одного из полководцев Александра Македонского Птолемея Лага (Сотера). Он основывает династию Птолемеев, начинается эллинистический период в жизни страны (IV—I вв. до н. э.). Первоначально преемники Птолемея I проводили мудрую и гибкую политику. Они восстанавливали разрушенные персами храмы, строили новые святилища, например Филе, Карнак, КомОмбо, Дендеру. К этому времени относится строительство Александрийского маяка, ставшего одним из чудес света.
Однако Птолемеи начинают затяжные военные кампании против империи Селевкидов, запрещают использование папируса в качестве писчего материала (его сменяет пергамент). В это время Александрия становится признанной столицей Египта, центром не только торговли, но и культуры. Здесь жили многие знаменитые философы, писатели, художники. Здесь впервые на греческий язык переводится Библия. Здесь основывается знаменитая библиотека, делаются многие технические открытия. Кризис наступает с восшествием на престол Птолемея IV Филопатора (221—205 гг. до н. э.), который для нрихода к власти убивает свою мать, сестру и брата. Бесконечные дворцовые интриги, убийства, войны с государством Селевкидов становятся нормой египетской жизни. В середине I в. до н. э. власть перешла к 10-летнему Птолемею XIII, который был женат на своей 17-летней сестре Клеопатре VII. Интриги вышей знати вынудили ее искать покровительства римлян. Клеопатра обратилась за помощью к Помпею, который в это время начал войну с Юлием Цезарем. Однако в битве при Фарсале (48 г. до н. э.) Помпеи потерпел поражение и бежал в Александрию, где затем был убит.
Именно в это время, в 47 г. до н. э., сгорела знаменитая Александрийская библиотека. Цезарь, покорив страну, не смог устоять перед чарами образованной и красивой царицы, которую он утвердил на египетском троне. Вместе с Цезарем Клеопатра торжественно въезжает в Рим, где, согласно египетским обрядам, совершается их бракосочетание. От их брака родился сын и наследник — Цезарион. После гибели Юлия Цезаря в 44 г. до н. э. Клеопатра возвратилась в Александрию, куда вскоре прибыл Марк Антоний, правитель восточной части римского государства, ставший новым возлюбленным Клеопатры. В 31 г. до н. э. Марк Антоний в битве при Акциуме потерпел поражение от своего соперника Октавиана Августа. В 30 г. до н. э. Антоний кончает жизнь самоубийством, а через несколько недель за ним последовала и Клеопатра, предпочтя смерть плену. Октавиан приказал умертвить Цезариона, последнего из Птолемеев, что положило конец XXXIII династии. Египет стал провинцией Римской империи и до 395 г. переживал с ней времена расцвета и упадка. Империя Древнего Египта перестает существовать...
*************************************************************************************************************************
«Другая» история Древнего Египта

Конечно же, не все из того, что официальная историческая наука признает в тот или иной момент времени, является истинным, и то, что один век утверждает, зачастую отрицает последующий.

Такое положение считается «величайшим достоинством» науки, рожденной под сенью Просвещения, ибо эта наука не боится противоречить самой себе в поисках истины. Впрочем, сказанное верно лишь отчасти, поскольку наука, а лучше сказать — ученые, в действительности боятся противоречить сами себе; если же они отказываются от своих прежних утверждений, то делают это неохотно, скрепя сердце, да и то лишь когда прилив новых фактов окончательно размоет почву под их теориями. С другой стороны, знание зачастую облекается в форму догм, что почти не оставляет места для пересмотра общепризнанных положений. К сожалению, действительность не всегда такова, какой она предстает в книгах популярных ученых.

Говоря об истории, то есть о достаточно хорошо изученных пластах прошлого человечества, мы вынуждены признать, что не имеем точных сведений даже о совсем недавних событиях, например, о многих эпизодах второй мировой войны. Если же учесть и тот факт, что «историю пишут победители», то мы оказываемся практически лишенными возможности разобраться в событиях прошлого. Это при условии, что нас интересует правда, а не суррогат, призванный лишь заполнить пустоту, которая образовалась в нашем мозгу от знания того, что Библия не содержит в себе ничего, кроме аллегорий, эзотерических или лживых — в зависимости от интерпретации того, кто их анализирует. Среди множества песчинок всегда найдется крупица золота, иначе говоря, и в Библии содержатся правдивые детали, особенно когда упоминается тот или иной народ (естественно, нас меньше всего интересуют вечные рассуждения о гневе Бога Израилева).

Необходим философский и подлинно научный подход, чтобы прийти к выводам, которые если и не освещают все ровным и ярким светом, то, по крайней мере, рассеивают мрак вокруг того или иного явления и дают нам возможность увидеть его истинные масштабы, пусть даже детали и ускользают от нас.

Из хронологии, которую предлагает официальная наука, следует, что древние египтяне, находившиеся по технике обработки камня на уровне неолита, не имевшие даже зачатков архитектуры, письменности и навыков художественного творчества, окруженные животным миром, который был представлен большим количеством жирафов и слонов, уже через 900 лет возводили памятники, совершенство которых мы до сих пор не сумели оценить и которые были сориентированы на местности лучше, чем астрономические обсерватории XIX века. Для сравнения скажем, что такой же промежуток времени отделяет железный рыболовный крючок от стального, готический собор от современной церкви... Менее 1000 лет!

Уже одно это обстоятельство обращает на себя внимание и заслуживает более широкого рассмотрения. Кратко проанализируем ситуацию.

1) Капсийская эпоха — ответвление верхнего палеолита в районе Египта. До нас дошло значительно меньше характерных особенностей этого периода по сравнению с Магдаленской и Ориньякской культурами, которые соответствуют тому же периоду в Европе. Поэтому нелогично предполагать, что в Египте возникла столь высокоразвитая цивилизация за 3000 лет до того, как в Европе появились первые высшие культуры, неспособные, однако, выразить себя в сооружениях, сравнимых с пирамидами на плато Гизы.

2) Культура Негады абсолютно несовместима с ее видимым логическим продолжением в Архаический — собственно египетский — период.

3) Согласно современным взглядам, так называемые Тинисские династии правили после Менеса; однако полвека назад исследователи полагали иначе и относили Менеса, или Нармера, к III династии, называя его объединителем Египта. Но современные открытия позволяют считать, что номы (провинции) имели прекрасную организацию уже при 1 династии. Это обстоятельство отводит Менесу роль, которую ему изначально приписывали, — роль родоначальника «исторических династий» Египта. Но если египтяне уже были объединены в масштабах провинций и уже одержали несколько политических побед, о чем свидетельствует хотя бы палетка самого Нармера, то как же они могли совсем незадолго до этого быть дикарями цеолита и находиться на гораздо более низкой ступени развития, чем их современники в континентальной Европе, вышедшие, за небольшим исключением, из каменного века в начале 1 тысячелетия до н. э.?

Вспомним, что Юлий Цезарь в своей знаменитой «Галльской войне» утверждает со всей авторитетностью непосредственного свидетеля, что еще в 1 веке до н. э. все народы континентальной Европы, за исключением кельтов, жили в шалашах, воевали примитивным оружием, приносили человеческие жертвы (это относится и к кельтам); они не умели обрабатывать камень и не знали каменных построек, у них не было городов, храмов, мостов и оросительных каналов. Там, где уже существовали центры цивилизации, их было мало, они были удалены друг от друга и всегда развивались из колоний бассейна Средиземного моря. Цезарь не нашел ничего хотя бы отдаленно напоминающего тот уровень цивилизации, который существовал за 30 веков до этого в Египте.

4) Многие крупные сооружения невозможно датировать. Так, на Большой пирамиде нет ни одной надписи. Она приписывается Хеопсу, поскольку на гипсовом покрытии одной из вентиляционных камер над так называемой «царской камерой» обнаружили картуш, неверно воспроизводящий его имя (или слово «Кем» — древнее название Египта). Похоже, никому так и не пришла в голову очень простая мысль, что этот весьма сомнительный картуш мог быть оставлен уже после перестройки пирамиды и служить примером одного из весьма частых в Египте случаев повторного использования вещей, нередко даже погребальных статуэток, называемых ушебти. То же самое произошло со Сфинксом в Гизе, с той лишь разницей, что в этом случае нет никаких данных для датировки, кроме надписи на каменной плите, оставленной Тутмосом IV, где сказано, что в его царствование (XVIII династия) Сфинкс уже был полностью погребен под песком и что только благодаря своего рода парапсихологическому сну фараона он был найден и извлечен на свет Божий.

Главная ошибка официальной науки заключается не в предлагаемой ею хронологии, а в той безапелляционной манере, в которой о ней говорится, тогда как сама эта хронология основывается на весьма скромных, а порой и вовсе эфемерных доказательствах.

5) Значительную часть наиболее крупных памятников Египта, достраивавшихся и реставрировавшихся в разные эпохи, на самом деле невозможно было возвести теми способами и из тех материалов, которые, как считается, были использованы при постройке (это относится, по крайней мере, к их основным сооружениям). Например, большой откос, который, предположительно, возвышался перпендикулярно одной из сторон Большой пирамиды, чтобы выдержать огромный вес блоков, должен был быть сложен из крупных камней и иметь длину не менее 1600 метров. Однако не было найдено никаких следов или остатков таких откосов, а ведь они должны были быть никак не меньше тех сооружений, ради строительства которых они возводились. Платон в своих диалогах «Тимей» и «Крытый» составил по рассказам египетских жрецов детальное описание города, украшавшего последний осколок Атлантиды. Среди приводимых им точнейших технических сведений нет ни слова о каких-либо технологиях (хотя о них-то и должны были ему поведать в самом Египте); более того, от них не осталось никаких следов, и они не фигурируют ни на одном рельефе. И все же вновь и вновь звучат утверждения, что именно тем или иным способом были построены Большая пирамида, храм в Карнаке, Осирийон в Абидосе.

Но оставим фантазии и домыслы о вмешательстве инопланетян, для которых у нас нет доказательств. Бесспорным по-прежнему остается одно: мы не знаем, как были построены эти памятники. Не знаем мы и того, как египтянам удавалось сверлить с такой легкостью самый твердый диорит для своих каноп, ведь они не знали ни алмазов, ни металлопластики, ни металлокерамики. А между тем эта легкость доказывается результатами измерений глубины проникновения режущего инструмента в материал за один оборот. Кроме того, спектрографы зафиксировали остатки меди в желобках диорита, а это все равно, что найти пробковый нож со следами разрезания кирпича.

Может быть, они умели закалять медь до непостижимой прочности? Или размягчать диорит так, что он становился податлив, как тальк? Ни того, ни другого мы доказать не можем. Единственное, чем мы располагаем, это уже упомянутые данные спектрографического анализа.

Точно так же непонятно, каким образом каменные блоки огромной тяжести ставились один на другой с невероятной точностью. А ведь они к тому же укладывались на быстрозастывающий раствор, что еще раз показывает, сколь велика была сила, которая их передвигала. Добиться такой точности и легкости едва ли возможно даже при помощи мощнейших современных кранов, особенно если учитывать количество блоков и время, затрачиваемое на их укладку.

Трагикомичны воспоминания об одной японской экспедиции, несколько лет назад строившей миниатюрную пирамиду высотой в 10 метров из блоков весом в одну тонну при помощи кранов из пальмовых стволов. Такие приспособления изображают на рисунках, объясняющих, как египтяне строили пирамиды... Очень скоро эту затею пришлось оставить: слишком много требовалось стволов, ведь они ломались, как спички, а незадачливые строители были буквально утыканы занозами.

Опять Египет скрывает от нас свои тайны..., которые, впрочем, вполне соответствуют древнему названию этой страны. Но, может быть, есть «другая» история Египта?

Не совсем так, однако, существуют традиции, которые допустимо принять в качестве возможной альтернативы официальной истории и которые вряд ли окажутся более нереальными, чем она сама. Пришло время обратиться к ним.

Отрывок из книги Х.А. Ливраги «Фивы». Из-во «Новый Акрополь», 1997. С. 29–36.

Вернуться назад