ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > 3 мая в Русской истории. Владимир Мономах.

3 мая в Русской истории. Владимир Мономах.


3-05-2013, 20:41. Разместил: violettaru

3 мая 1113 года на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из самых выдающихся государственных деятелей и реформаторов древней Руси.


 

По смерти великого князя Всеволода Ярославича в 1093 году его сын Владимир Мономах пригласил в Киев Святополка, как самого старшего из всех внуков Ярослава Мудрого. Святополк сидел тогда в Турове и приехал в Киев 24 апреля. Как сообщает летописец, киевляне вышли навстречу новому князю и приняли его с радостью. 
Радость эта была вызвана тем, что политика предыдущего князя была на Руси явно непопулярна – стремление наладить отношения с папой Римским не устраивало ни церковь, ни простой народ. 
Святополк действительно не стал повторять ошибку предшественника – он совершил свою: желая привлечь инвестиции в экономику Киевской Руси, он пригласил из Германии евреев-ростовщиков. Ростовщики получили право жительства в Киеве, возможность построить синагогу и свободу в финансовых операциях. Прибывшие с Запада в Киев евреи, благодаря своему опыту и сплоченности, быстро отняли у непривычных к ростовщичеству киевлян большую часть клиентуры. Однако ростовщики-евреи не ограничились этой деятельностью. Ссужая великому князю деньги, они требовали для себя возможностей максимальной наживы. Наиболее выгодным коммерческим предприятием в то время была торговля рабами. Естественно, что кредиторы подталкивали Святополка к военным походам, целью которых был захват пленников, служивших платой великого князя ростовщикам.
Естественно, что киевляне были крайне недовольны политикой Святополка, но у него была достаточно сильная дружина, и восстание было бы заранее обречено на провал. Однако 16 апреля 1113 года – в день, когда Святополк умер, народные страсти вырвались наружу. Были разграблены дома многих бояр, двор тысяцкого Путяты и лавки евреев-ростовщиков. Так произошел первый на Руси еврейский погром
Опасаясь за судьбу семьи покойного Святополка, а также разграбления своих дворов и монастырей, собравшиеся в Софийском соборе бояре призвали на княжение популярного своими победами над половцами переяславского князя Владимира Мономаха.

 

Владимир родился 26 мая 1053 года, за год до смерти своего деда Ярослава Мудрого. Отцом его был великий князь Всеволод, а матерью – греческая принцесса, дочь императора Константина IX Мономаха. У Владимира было три имени: Владимир – княжеское, Василий – крестное, Мономах – дедовское (со стороны матери).

 

 

Великий Киевский князь Всеволод завещал своему сыну Владимиру Великое княжение, но он отказался и провозгласил Великим Киевским князем своего двоюродного Святополка II Изяславича. Вместе со Святославом и без него участвовал во многих походах против половцев. Были и поражения и победы.

Борьба с половцами была затяжной. Да и половцы не стремились к завоеванию земель. Их целью были грабежи, которые российским князьям никак не удавалось прекратить, хоть и были иногда успехи. В ответ на нападение половцев Владимир Мономах выступал инициатором, вел наступательную политику и, если была такая возможность, старался закончить дело миром. По словам Владимира, он девятнадцать раз заключал договор с половцами. искал себе славу миротворца и победителя половцев. С другими князьями старался поддерживать мир. Не желая устраивать сражение, в 1094 году ушел из Чернигова в Переславль, где княжил, а позже передал Переславль брату Ростиславу, а сам княжил в Смоленске.
После смерти Святополка великокняжеский престол должен был достаться Черниговскому князю Давыду. Киевляне же не желали слышать ни о каком другом князе, кроме Владимира. "Спаси нас, – говорили их Послы, – от неистовства черни; спаси от грабителей дом печальной супруги Святополковой, собственные наши домы и святыню монастырей". Владимир дал согласие, приехал в Киев и принял Великое княжение. Первым же своим указом Мономах выгнал из Киева еврейских ростовщиков и аннулировал долги киевлян. Этим же указом ограничивались проценты по всем будущим займам и суммы платежей по их погашению.
Время правления Владимира Мономаха, вплоть до самой смерти, было самым лучшим для Киевской Руси. Ни половцы, ни другие племена не беспокоили Русь в это время. В 1116 году Владимир сам послал своего сына Ярополка на Дон, где тот завоевал у половцев три города и привез себе жену ясского хана. Мстислав, другой сын Владимира, 
вместе с новгородцами побил чудь на балтийском побережье. В 1120 году Юрий, князь Ростовский, еще один из его десяти сыновей, разгромил болгар на Волге. 
В русской истории Владимир Мономах известен не только как "собиратель русских земель", но и законодатель. 
Ко времени Мономаха можно отнести постановление о наследстве. По русскому праву все сыновья наследовали поровну, а дочери получали приданое при замужестве. Каждый мог распорядиться своим имуществом по завещанию. Имение жены оставалось неприкосновенным для мужа. Если после смерти мужа, вдова не выходила снова замуж, то она оставалась хозяйкой в доме покойного мужа и дети не могли ее выгнать.
Перед своей смертью Мономах поучает своих детей не давать сильным губить слабых, защищать вдов, сирот и убогих. Всякого встречного обласкать добрым словом, посещать больных и отдавать последний долг мертвым, помня, что все смертны. Уважать старших как отцов, а младших как братьев. Относительно войны советует детям снаряжать войско самим, а не надеяться на воевод. Во время походов не предаваться сну и не пировать. И самое главное велит учиться читать и приводит в пример своего отца, Всеволода, который выучил 5 языков сидя дома. 
19 мая 1125 года в возрасте 72 лет близ Переславля, у церкви, построенной на Альте, Владимир II Мономах скончался. Похоронен в Киеве в церкви Святой Софии.
Владимир Мономах был поистине великим князем. Дела его были направлены на развитие всех сторон Киевской Руси, как на пользу жителям, так и государственного образования. С. М. Соловьев писал о нем: " Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности".



Вернуться назад