ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Дэвид МакДауэлл: История Британии. Образ жизни и мыслей

Дэвид МакДауэлл: История Британии. Образ жизни и мыслей


22-04-2013, 14:42. Разместил: virginiya100
Изображение

История Британии.

Образ жизни и мыслей
Дэвид МакДауэлл

Политическая революция во времена Стюартов могла бы и не случиться, если бы не произошло революции в образе мышления. Эта революция повлияла не только на политику, но и на религию, и на науку. В 1714 году в значительной мере изменились идеи и верования людей. Настоящей протестантской революции, по сути, не происходило вплоть до семнадцатого века, лишь появилось несколько новых религиозных групп. Кроме того, возникли и захватывающие новые научные идеи вне связи с этими новыми верованиями. Впервые стало разумно утверждать, что вселенная имеет естественное происхождение, а это вело к новой уверенности в себе.

Ещё одной причиной такой уверенности стало изменение международного положения Британии, произошедшее за столетие. В 1603 году, несмотря на победу Армады 1588 года и несмотря на объединение Англии и Шотландии под властью одного короля, Британия всё ещё считалась обладавшей меньшим влиянием, чем Франция, Испания и Священная Римская Империя. Но к 1714 году успешные действия британской армии против Франции поставили Британию в положение ведущей европейской державы. В то же самое время Британия овладела столькими новыми колониями, что составила конкуренцию прежним колониальным державам – Испании, Португалии и Нидерландам.


Революция в образе мыслей


Влияние пуритантства в семнадцатом веке резко усилилось, особенно среди купечества и мелкопоместного дворянства. Именно пуритане убедили Якова I разрешить сделать новый, официальный («утверждённый») перевод Библии. Она была опубликована в 1611 году. Этот великолепный перевод представляет собой значительный труд английской литературы, он вдохновил умевших читать на прочтение Библии. Хотя читали её по большей части купцы и мелкое дворянство, но и многие образованные рабочие тоже начали читать Библию. Некоторые из них поняли Библию совершенно по-новому и весьма революционно. В результате к середине семнадцатого века пуритантство привело к образованию огромного количество мелких новых религиозных групп, или «сект», в числе которых были и «уравнители».


Изображение

Собрание квакеров, к которому обращается женщина. У квакеров было несколько поразительных идей, например – что все мужчины и женщины равны. Движение квакеров возникло во время Гражданской войны, а в 1661 году они одобрили «принцип мира», то есть идею, что все войны несправедливы. С тех пор квакеры – пацифисты.

Большая часть этих сект нонконформистов существовали всего несколько лет, но две оказались значимы: баптисты и квакеры. Несмотря на существовавшее в семнадцатом веке противодействие, обе секты выжили и оказали значительное влияние на жизнь государства. В частности, квакеры были известны своей преобразовательной социальной работой в восемнадцатом веке. Эти секты несли надежду многим нищим и бессильным. Социальные реформы и последовавший рост движения профсоюзов во многом состоялись благодаря нонконформизму. Однако, несмотря на их хорошую работу, правящие круги недолюбливали нонконформистов вплоть до конца девятнадцатого века.

Англиканская церковь, в отличие от нонконформистской, была политически сильна, но оказалась слабее интеллектуально. Великие религиозные писатели того периода – Джон Баньян, написавший Успехи Пилигримов, и Джон Мильтон, написавший Утерянный Рай – оба были пуританами.

Для некоторых нонконформистов было невыносимо терпеть противодействие своим идеям. Они покинули Британию ради свободной жизни в ново-открытой Америке. В 1620 году «Отцы Пилигримы» отплыли на корабле Мейфлауэр в Массачусетс. По той же причине в Мэриленде поселились католические семьи. Но большинство из 40 000 или около того человек, уехавших из Британии, были молодыми людьми без семей, и уехали они по экономическим причинам, а никак не по религиозным. Они хотели получить шанс начать новую жизнь. В то же время были и другие, кто ехал из-за рубежа жить в Британию. Кромвель снова разрешил селиться евреям, впервые с момента их изгнания 350 лет назад. А после 1685 года многие французские протестанты, известные под именем гугенотов, избежали преследований Людовика IV и обосновались в Британии.

Революция в религиозном мышлении происходила в то же самое время, что и революция в научном восприятии. Тщательные исследования окружающего мира вели к новым важным открытиям. Не впервые Британии захватила лидерство в научных вопросах. Почти тысячу лет назад английский монах и историк Бид утверждал, что земля неподвижна и закреплена в пространстве, и окружают ее семь небес. Конечно, это было неверно, но никто в этом столетиями не сомневался. В двенадцатом веке во время правления Генриха I ещё один английский учёный приобрел европейскую известность. Это был Аделард из Бат, он играл важную роль в революции в научном мышлении того времени. Он знал, что церковь считала его идеи опасными. «Я не хочу утверждать», писал он, «что Бог не совсем всемогущ. Но природа обладаем своими собственными моделями и порядком, и нам стоит прислушаться к тем, кто кое-что об этом узнал».

В тринадцатом и начале четырнадцатого века английские учёные, – большинство было из университета Оксфорда, – играли ведущую роль в Европе. Один из самых известных – монах Роджер Бэкон, он проводил эксперименты со светом, теплом и магнетизмом. Ещё один, Уильям Окхэм, изучал падение предметов. А Уильям Марли одним из первых стал вести тщательные записи погодных условий. В то же время практическое применение их любознательности можно увидеть в новых механизмах, водяных мельницах, зубчатых колесах и токарных станках.

Но семнадцатый век стал свидетелем развития научного мышления в совершенно новых масштабах. Новые настроения были установлены замечательным человеком Френсисом Бэконом в самом начале века. Он был Лорд-канцлером Якова I, но стал больше известен своими разработками научных методов. Каждая научная мысль, утверждал он, должна быть подтверждена экспериментом. Если идея и опыт последуют друг за другом, то так в итоге будет понят весь мир. В том же столетии британские учёные стали использовать его идею на практике. С тех пор британцы остаются на переднем крае экспериментов и исследований.

В 1628 году Уильям Харви открыл циркуляцию крови, что привело к серьёзному продвижению в области медицины и изучении человеческого тела. Учёные Роберт Бойль и Роберт Хук пользовались методикой Харви, когда сделали открытия в области химии и механизме дыхания.

Эти научные исследования поддерживались Стюартами. Королевское Общество, основанное монархией Стюартов, стало важным центром, где встречались, спорили, ставили вопросы и обменивались информацией мыслители того времени. Карл II, большой сторонник такой работы, дал Королевскому Обществу прямое указание «проверять все системы, теории, принципы… элементы, прошлое и опыты явлений природных, математических и механических».

В 1666 профессор математики Кембриджа сэр Исаак Ньютон начал изучать гравитацию и в 1684 году опубликовал важное открытие. В 1687 году он опубликовал Принципы, о «математических принципах естественной философии», возможно, величайшую книгу в истории науки. Работа Ньютона оставалась основой изучения физики вплоть до открытий Эйнштейна в двадцатом веке. Значение Ньютона как «отца-основателя» современной науки было признано уже при его жизни, и Алексанр Поуп, ведущий поэт того времени, изящно подвёл итог:


Природа и её законы лежали, спрятаны, во тьме.

Господь велел «прийти Ньютону» и в мире воцарился свет.



Ньютона вдохновлял и финансировал его друг, Эдмунд Галлей, которого помнят главным образом потому, что в 1682 году он отследил комету (комета Галлея). В то время возник значительный интерес к астрономии. Открытие геометрического движения звёзд и планет разрушило старые представления в астрологии и магии. Всё, казалось, имело естественное объяснение.

Не случайно величайший британский архитектор Кристофер Рен был также и профессором астрономии Оксфорда. В 1666 году, на следующий год после ужасной чумы, большая часть Лондона была уничтожена пожаром. Было разрушено восемьдесят семь церквей, в том числе и огромный средневековый собор Сент-Поль (Святого Павла). Рену было приказано восстановить его в современном стиле, что он и сделал с великим умением.


Изображение

Королевская обсерватория в Гринвиче была основана Карлом II, который весьма интересовался научными проблемами. Слева используется квадрант, намного больше, но все же подобный тем, что использовались для навигации морских судов. Справа – очень длинный телескоп используется для наблюдения за небесными телами.

В результате быстрого распространения грамотности и улучшения печатных технологий в семнадцатом веке появились первые газеты. Они стали новым способом распространения всевозможных идей – научных, религиозных и литературных. Во многих газетах появились разделы объявлений. В 1660 году Карл II поместил объявление о пропаже собаки.


Изображение

Когда Лондон был восстановлен, был проведен закон о том, что все здания должны быть из кирпича или камня. Жемчужиной нового города стал новый собор, разработанный сэром Кристофером Реном. Почти все церкви нового города тоже были разработаны Реном или его талантливым учеником Николасом Хоксмором. Хотя некоторые здания сносились, а другие – строились ещё 250 лет, город значительно изменился лишь в результате восстановления после Второй Мировой Войны.


Жизнь и работа во времена Стюартов


Для бедноты ситуация во второй половине семнадцатого века улучшилась. Цены стали ниже в сравнении с зарплатой, и мало кто обращался за помощью к приходу. А вот группы среднего класса продолжали преуспевать. Многие из фермеров-йоменов или торговцев стали мелкопоместными джентльменами или купцами. Частично такие успехи стали результатом сильной заинтересованности в улучшении фермерского хозяйства, которое теперь можно было изучить по многочисленным книгам.

В середине века правительство уже стало контролировать торговлю зерном, чтобы позаботиться об отсутствии экспорта зерна купцами, если сама Британия нуждается в нём. Однако к 1670 году Британия уже могла экспортировать зерно в Европу, где условия жизни, особенно для бедноты, были намного хуже, чем в Британии. Частично это было результатом Тридцатилетней Войны 1618-48, которая нанесла сильный ущерб европейскому сельскому хозяйству.


Изображение

«Благотворительность в Тичборне» - картина конца семнадцатого века. На ней землевладелец из Гэмпшира, его семья, слуги и работники ферм. Показано, как одежда говорила о различиях класса и трудовой деятельности. один из слуг слева – чернокожий, а справа среди людей с ферм присутствует женщина-квакерша (с ребенком).

Торговля внутри самой Британии в семнадцатом веке претерпела значительные изменения. Различные области страны стали экономически менее разделёнными. В Британии не было района удалённого более чем на 75 миль от побережья, а к 1690 году немногие поселения были далее, чем в двадцати милях от реки или канала. Эти водные пути стали важным транспортным средством, позволяющим каждому району развивать собственное особое производство. К примеру, Кент выращивал фрукты и овощи на экспорт в другие районы и стал известен, как «Сад Англии».

Улучшение транспорта привело к переменам в покупке и продаже. В большинстве городов до семнадцатого века не было магазинов. Устраивались рыночные дни, когда фермеры и производители продавали товары своего производства на городских площадях или рынках. Однако к 1690 году большая часть городов обзавелась соответствующими магазинами. Владельцы магазинов ездили по стране и закупали для своих магазинов товары, которые были новыми и восхитительными, и привлекали людей из провинции. Города с магазинами росли быстрее, а мелкие городки без магазинов остались не более чем деревнями.

Лондон оставался намного больше других городов, с населением более 500 000 человек к 1650 году. Он контролировал почти всю торговлю морем с другими странами. Следующие по величине города – Норвич, Ньюкастл и Бристоль – обладали населением лишь 25 000 человек каждый. (Лондонская чума 1665 года унесла жизни 68 000 человек за шесть месяцев, что близко ко всему населению этих трёх городов). После пожара 1666 года более богатые горожане впервые получили водопровод в домах, по специально изготовленным деревянным трубам. На городских улицах были транспортные пробки, столь же дурные, как и сегодня, а шум, вероятно, был намного сильнее – из-за звуков железных колес и стука работы ремесленников.

В Лондоне появился и новый класс аристократов, большинство их них принадлежало к знати, но не все. Деньги в Британии могли купить высокое положение легче, чем в Европе. После 1650 года богатые стали встречаться в новых кофейнях, которые быстро стали местом дискуссий и политики.

Однако некоторые представители старой знати не воспринимали новых богачей как равных. Когда новые йомены Стюартов хотели стать джентльменами, потомки старой Тюдоровской знати стали называть их «сквайрами», правящим классом сельской местности. Они не желали смешиваться с новыми джентльменами.

Сквайры и JP (мировые судьи) управляли на местах во время протектората Кромвеля и продолжали так же и после. У них была власть вводить налоги для местных нужд, призывать солдат и расследовать преступления. У них были те же самые интересы, что и у правительства и потому они обычно желали выплаты налогов. Как в 1625 году сказал один джентльмен, «мы не должны подавать пример непослушания тем, кто ниже нас».


Изображение



Кофейни стали весьма популярны в конце семнадцатого века и оставались таковыми большую часть века восемнадцатого. Если кофейни посещали только джентльмены, то их жёны всё более проводили встречи дома за чаем. Чаепитие и особые принадлежности для него стали крайне популярны среди зажиточных людей. Сначала чай приготавливался в серебряных чайниках и его пили из чаш без ручек. Во второй половине столетия китайские чайники заменили серебряные, а чашки – чаши. Эти чашки ставились на блюдце, маленький поднос, обычно используемый для подставки под соусник.

Если богачи Лондона посещали кофейни, то обычные люди шли в питейные заведения, называвшиеся «пивными» и в городе, и в сельской местности. Они стали вскоре центрами народной культуры, где можно было обсуждать новости и идеи. К концу века правительство обладало информаторами, наблюдавшими за пивными и слушавшими мятежные речи.


Жизнь в семье


После быстрого роста населения в столетие Тюдоров, во времена Стюартов количество рождений упало. В 1600 году Британия и Ирландия обладали в целом населением в 6 миллионов. Хотя к 1650 году население выросло до 7,7 миллиона, затем прирост его стал падать. Никто не знает наверняка, почему население так быстро росло в годы правления Тюдоров и стабилизировалось в семнадцатом веке.

Одной из причин небольшого количества рождений было то, что люди заключали брак позже, чем в Европе. Большая часть заключали брак в возрасте около 25 лет, а к концу столетия средний возраст первого брака еще более увеличился, достигнув 27 лет. Конечно, это означало, что у женщин было меньше детей. Некоторые женщины пытались контролировать величину семьи, кормя детей грудью как можно дольше. Кажется, что и большее число мужчин оставались неженатыми. Но модель роста населения и поведения человека остается загадкой. К примеру, исследования в Южном Уэльсе показали, что треть глав семей джентльменов в конце семнадцатого века оставались неженатыми. Столетием раньше едва ли кто из глав семей джентльменов в округе был неженат. Непонятно, почему так происходило.

К концу шестнадцатого века уже появились признаки того, что власть мужа стала усиливаться. Это стало результатом ослабления связей большой семьи. Более того, как власть монарха стала ближе к абсолютной в шестнадцатом и начале семнадцатого века, то же произошло с властью отца и мужа. Но если власть монарха была взята под контроль, то власть главы семьи продолжала расти.

Частично эта власть стала результатом росла влияния церкви после Реформации. Протестанты полагали, что важна личная вера и возлагали дополнительную ответственность за духовное благополучие на главу семьи. Отец всегда проводил и семейные молитвы, и чтение Библии. В некоторым смысле он заменял священника. В результате его жена и дети принадлежали ему умом, телом и духом. Ожидалось абсолютное послушание. А непослушание считалось направленным против Бога, равно как и против главы дома.

Одним из результатов роста власти отца стало то, что дети в начале семнадцатого века часто бывали биты ради того, чтобы сломать их «грешные» желания. Редко бывало, чтобы ребенка не били. Уильям Пенн, квакер, основавший колонию Пенсильвания в Северной Америке, советовал родителям «любить детей мудро, наказывать их с любовью, никогда не ударять в порыве гнева и приспосабливать наказания к возрасту, равно как и к провинности». Маловероятно, что его совет не был воспринят другими квакерскими сектами, отвергавшими любое насилие. Ещё одним результатом стала утеря законных прав женщин на любую собственность, которую они принесли в брак.

Однако протестантская религия придала новое значение отдельной личности, особенно в пресвитерианстве. Многие шотландские женщины не боялись восставать и против мужей, и против правительства в вопросах личной веры. В действительности, многие их тех, кто избрал смерть за свои убеждения во время шотландских «времён убийств» были именно женщины. Такая уверенность в себе почти наверняка была результатом более высокой образованности и религиозной демократии в Шотландии того времени.


Перевод: sparling-05


Читайте всю Историю Британии от Дэвида МакДауэлла:

Предыстория

Римляне

Саксонское вторжение

Викинги

Кельтские королевства

Ранее Средневековье. Норманнское завоевание

Власть королей Англии. Церковь и государство

Правительство и общество. Развитие правительства

Позднее средневековье. Столетие войн, чумы и беспорядков

Кризис монархии и аристократии

Власть и общество

Тюдоры. Рождение национального государства

Англия и соседи

Власть и общество во времена Тюдоров

Стюарты. Корона и парламент

Республика и Реставрация в Британии 

Вернуться назад