ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Военные конструкторы, прославившие Россию

Военные конструкторы, прославившие Россию


14-04-2013, 17:10. Разместил: virginiya100

Вооружение и военная техника известны с древнейших времен. За время существования человечества разработаны сотни тысяч образцов оружия – от каменного топора до межконтинентальной ракеты. Огромная роль в создании оружия принадлежит отечественным конструкторам.
Поначалу на Руси огнестрельное оружие (и ручное, и артиллерийское) называлось одинаково – пищаль. Существенное отличие в конструкции ручных и артиллерийских пищалей возникло с появлением в конце XV века фитильных замков. С XVI века известны ручные пищали с колесцово-кремневым запалом, состоявшие на вооружении русских войск до XVIII века.


В 1856 году в России нарезное оружие получило официальное название – винтовка. В этом же году на вооружение была принята первая русская шестилинейная (15,24 мм) винтовка. Но практика показала преимущества малокалиберных винтовок. Поэтому в 1868 году на вооружение русской армии была принята мелкокалиберная винтовка. Ее разработали русские военные инженеры А.П. Горлов и К.И. Гиниус при содействии американского полковника X. Бердана. В Америке берданку справедливо называли "русской винтовкой".
Патриархами отечественного стрелкового дела были С.И. Мосин, Н.М. Филатов, В.Г. Федоров. Именно они воспитали таких известных конструкторов-оружейников, как П.М. Горюнов, В.А. Дегтярев, М.Т. Калашников, Я.У. Рощепей, С.Г. Симонов, Ф.В. Токарев, Г.С. Шпагин и др.


Автором знаменитой трехлинейной винтовки образца 1891 года был Сергей Иванович Мосин. За создание винтовки, отличавшейся прекрасными тактико-техническими характеристиками, Мосину была присуждена Большая Михайловская премия – самая престижная награда за изобретения в области артиллерийского и оружейного дела. Мосинская трехлинейная винтовка для русских изобретателей стала фундаментом исследований в области автоматического стрелкового оружия.
Один из талантливых создателей отечественного оружия Я.У. Рощепей сделал первый образец винтовки, "из которой можно стрелять автоматически".


Модернизированная винтовка Мосина была принята на вооружение в 1930 году. На ее основе конструкторы разработали снайперский вариант и карабин, имевший те же конструктивные принципы, что и винтовка образца 1891/1930 годов. Только в 1944 году производство винтовки Мосина было прекращено. Таким образом, от первого образца, изготовленного на Тульском оружейном заводе 16 апреля 1891 года, и до последнего прошло более 50 лет. Такого долголетия не знала ни одна система стрелкового оружия в мире.
Но и на этом жизнь трехлинейки не закончилась. После Великой Отечественной войны конструкторы спортивного оружия, используя прекрасные тактико-технические возможности трехлинейки, создали малокалиберную винтовку МЦ-12 и произвольную, калибром 7,62 мм винтовку МЦ-13. Эти модели стали в ряд лучших мировых образцов и позволили нашим спортсменам завоевать самые высокие награды на Олимпийских играх, чемпионатах мира и других крупных соревнованиях.

 


Выдающимся разработчиком отечественного автоматического оружия был В.Г.Федоров. Весной 1911 года автоматическая винтовка Федорова выдержала первую проверку, а летом 1912 года прошла и полигонные испытания. Одновременно испытывалась и хорошо показавшая себя винтовка Ф.В. Токарева. Вместе с отечественными системами испытание прошли и восемь иностранных образцов, но ни один из них не был оценен положительно. Это была большая победа русской школы оружейников-автоматчиков. Но с началом первой мировой войны решением правительства работы по совершенствованию автоматических винтовок были прекращены. Только в 1916 году автоматами удалось вооружить специальное подразделение и отправить его на фронт. Это было первое в истории войн подразделение автоматчиков. В то время их не имела ни одна армия мира. В конце войны автоматическими системами Федорова стала вооружаться авиация.


Одним из учеников и сподвижников Федорова был В.А. Дегтярев. В 1927 году на вооружение Красной Армии был принят пулемет, на котором стояла марка ДП – "Дегтярев, пехотный". После этого Дегтярев начал работать над созданием отечественного пулемета для авиации. В марте 1928 года авиационный пулемет Дегтярева был принят к серийному производству и заменил в советской авиации английские пулеметы Льюиса.
Дегтярев тесно сотрудничал с другими талантливыми конструкторами – Г.С. Шпагиным и П.М. Горюновым. Результатом их сотрудничества стала целая серия пулеметов. В 1939 году на вооружение поступил 12,7-мм станковый пулемет образца 1938 года ДШК (Дегтярев – Шпагин, крупнокалиберный). Вначале он был предназначен для пехоты, но затем нашел применение и в других родах войск. Пробивая броню до 15 мм, ДШК был эффективным средством в борьбе с авиацией противника.


Когда началась Великая Отечественная война, Дегтяреву шел седьмой десяток. Но конструктор стремился помочь фронтовикам созданием новых образцов оружия. Поскольку враг был силен танками, то крайне необходимы были эффективные средства борьбы с ними.
В очень короткий срок было подготовлено два опытных образца противотанковых ружей – Дегтярева и Симонова. Симоновское ружье имело преимущество в скорострельности, дегтяревское – в весе и удобстве действия. Оба ружья имели хорошие боевые качества и были приняты на вооружение.


По-особому сложилось сотрудничество В.А. Дегтярева с П.М. Горюновым. Молодой конструктор создал пулемет, который превосходил пулемет системы Дегтярева и был рекомендован специальной комиссией для принятия на вооружение. Для Василия Алексеевича это было неожиданностью и серьезным нравственным испытанием, но на вопрос, какой пулемет принимать на вооружение, Дегтярев не колеблясь ответил, что следует принять станковый пулемет системы Горюнова. Именитый конструктор в данном случае проявил истинное благородство и по-настоящему государственный подход.
В мае 1943 года новый станковый пулемет был принят на вооружение под наименованием "7,62-мм станковый пулемет системы Горюнова образца 1943 года (СГ-43)". Фронтовики сразу оценили высокую маневренность оружия, простоту конструкции, безотказность и надежность, сравнительно легкий вес, упростившуюся по сравнению с "Максимом" подготовку к стрельбе.

 


Опыт боевого применения станкового пулемета системы Горюнова, его замечательные боевые качества привлекли внимание конструкторов танкового оружия. Вскоре было принято решение об использовании пулемета на средних танках и бронетранспортерах.
Преждевременная смерть не позволила талантливому конструктору реализовать многие планы. Государственная премия П.М. Горюнову была присуждена посмертно.
Талантливым и самобытным конструктором был и Ф.В. Токарев. "Патриарх русского оружия" успешно конкурировал с иностранными конструкторами – Браунингом, Маузером, Кольтом, Наганом и другими. Токарев создал около 150 различных образцов оружия. Он один их тех, кто стоял у истоков отечественного автоматического оружия. Впервые с автоматическим оружием Токарев познакомился в 1907 году. А уже через год он вел автоматический огонь из винтовки собственной конструкции. В 1913 году винтовка Токарева прошла очередные испытания, опередив лучшие иностранные образцы Браунинга и Шегреня.


В советское время Токарев усовершенствовал "Максим" образца 1910 года, сконструировал несколько типов авиационных пулеметов. Большой заслугой конструктора является создание в довоенные годы пистолета ТТ.
Но главное достижение в творческой жизни Токарева – это автоматическая винтовка. В мае 1938 года Токарев представил свой, как он считал, лучший из 17 созданных им образцов винтовки. В результате испытаний его винтовка показала высокие качества и была принята на вооружение под названием "7,62-мм самозарядная винтовка системы Токарева образца 1938 года (СВТ-38)". Над ее созданием конструктор работал 30 лет. На базе этой винтовки в том же году Токаревым была разработана и снайперская винтовка с оптическим прицелом.
Созданию Г.С. Шпагиным знаменитого пистолета-пулемета (ППШ-41) предшествовала длительная работа над многими системами автоматического оружия совместно с В.Г. Федоровым и В.А. Дегтяревым. Это был важный этап в становлении будущего конструктора. ППШ имел неоспоримые преимущества перед существовавшими образцами. Первая партия автоматов испытывалась на фронте, непосредственно в бою. Результаты превзошли все ожидания. Командиры просили быстрее наладить массовое производство автоматов Шпагина.


Простота устройства и технологии изготовления автоматов позволила уже в 1941 году, когда часть военных заводов демонтировалась и переводилась на восток, развернуть их производство на мелких предприятиях и даже в мастерских. ППШ лишил врага преимущества перед нашей армией в автоматическом стрелковом оружии.
Значительный вклад в совершенствование отечественного стрелкового оружия внес А.И. Судаев. Всемирно известный М.Т. Калашников считает пистолет-пулемет Судаева (ППС) "лучшим пистолетом-пулеметом периода Второй мировой войны". Ни один образец не мог с ним сравниться по простоте устройства, надежности, безотказности в работе, удобству в эксплуатации. Судаевское оружие очень любили десантники, танкисты, разведчики, бойцы-лыжники. Для изготовления ППС требовалось в два раза меньше металла и в три раза меньше времени, чем для ППШ.

 


В первых рядах конструкторов-оружейников А.И. Судаев появился неожиданно и быстро. Уже в начале Великой Отечественной войны он разработал проект упрощенной зенитной установки, а затем стал работать над созданием пистолета-пулемета. Офицер добился, чтобы его командировали в осажденный Ленинград и непосредственно там принял участие в организации производства оружия.
Всему миру известен автомат доктора технических наук генерал-лейтенанта Михаила Тимофеевича Калашникова (1919). Он отличается легкостью, компактностью, надежностью, изяществом.


Свой первый образец старший сержант М.Т. Калашников сделал в паровозном депо, в котором он работал до войны, а в то время находился в отпуске после тяжелого ранения и контузии. В начале войны Михаил Тимофеевич был механиком-водителем танка и видел, что танкист, выскочив из подбитой машины, больше не участвовал в бою. Очевидной была необходимость вооружения экипажей танков компактным, удобным автоматическим оружием.


Весной 1942 года опытный образец был готов. Однако изготовленный кустарным способом автомат был забракован "за отсутствием преимуществ перед существующими образцами". Но комиссия отметила незаурядные способности старшего сержанта, поставившего перед собой цель: автомат должен быть непременно намного лучше всех существующих образцов.
Очередные испытания новых автоматов проходили в традиционно жестких условиях. Конкуренты один за другим "сходили с дистанции", не выдержав труднейших испытаний. Автомат Калашникова выдержал все, был признан лучшим и принят на вооружение под названием "7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 г.". Калашникову принадлежит также конструкция 7,62-мм единого пулемета под винтовочный патрон (1961 г.). В дальнейшем коллектив конструкторов под руководством Калашникова создал ряд модификаций образцов автоматического стрелкового оружия. На вооружение были приняты 7,62-мм модернизованный автомат (АКМ), 7,62-мм ручной пулемет (РПК) и их разновидности. В 1974 году созданы автоматы АК-74 и АКС-74, ручные пулеметы РПК-74 и РПКС-74 под 5,45-мм патрон. Впервые в мировой практике появилась серия унифицированных образцов стрелкового вооружения, идентичных по принципу работы и единой схеме автоматики. Созданное Калашниковым оружие отличается простотой конструкции, высокой надежностью и эффективностью, им пользуются в армиях более чем 50 стран.


Замечательную историю имеет и русская артиллерия, появление которой связано с именем великого князя Дмитрия Донского (1350-1389). Именно при нем зародилось пушечно-литейное дело.
Русская артиллерия развивалась быстро и самостоятельно. Это подтверждается и ее численностью. К концу XIV века на Руси насчитывалось до 4 тысяч артиллерийских орудий.

 

В середине XV века при Иване III появились "пушечные избы", а в 1488 - 1489 годах в Москве строится Пушечный двор. В мастерских Пушечного двора Андрей Чохов в 1586 году отлил самую большую по калибру пушку в мире, ее вес – 40 тонн, калибр – 890 мм. В настоящее время она находится на территории Московского Кремля. Пушечный двор был богат талантами и других мастеров литейного дела. Появились целые "пушечные" династии и школы. На пищали 1491 года было отлито, что делали ее "Яковлевы ученики Ваня да Васюк". Известны своими успехами пушкари Игнатий, Степан Петров, Богдан Пятой и др.
В начале XVII века русские мастера изготовили трехдюймовую бронзовую пищаль с нарезами в канале ствола. Это было первое в мире нарезное оружие, на 200 с лишним лет опередившее развитие артиллерийской техники в других странах. До нашего времени дошли и иные свидетельства о том, что в русской артиллерии того периода существовали передовые технические идеи. Иностранцы знали об этом и стремились заполучить образцы русского оружия.


После Северной войны начальник русской артиллерии Я.В. Брюс писал Петру I: "Англичане зело сибирские пушки возлюбили... и просят одной пушечки для образца".
Развитая промышленная база и талант отечественных конструкторов позволили Петру I создать артиллерию, которая в течение всего XVIII века оставалась самой многочисленной и технически совершенной артиллерией в мире. Большой вклад в развитие отечественной артиллерии внес знаменитый русский механик А.К. Нартов, который во второй четверти XVIII века создал специальные станки и инструменты для производства артиллерийских орудий, первым в мире предложил оптический прицел. Однако самым известным изобретением А.К. Нартова была 44-ствольная круговая скорострельная батарея. На колесообразном станке были размещены 44 бронзовые мортирки, разделенные на 8 секторов по 5-6 стволов в каждом. Конструкция позволяла производить стрельбу из всех мортирок сектора одновременно. Затем станок поворачивали, производили стрельбу из другого сектора, и в это время с противоположной стороны можно было производить перезаряжание.


Крупный вклад в развитие русской артиллерии внес Петр Иванович Шувалов (1710-1762). Под его руководством русские артиллерийские офицеры М. Данилов, М. Жуков, М. Мартынов, И. Меллер, М. Рожнов в 1757-1759 гг. разработали несколько образцов гладкоствольных гаубиц для стрельбы настильным и навесным огнем. Эти орудия с изображением мифического зверя с рогом во лбу получили название "единорог". Легкие и маневренные орудия стреляли картечью, ядрами, разрывными гранатами, зажигательными снарядами на дальность до 4 км. После России единороги были приняты на вооружение сначала Францией, затем другими европейскими странами и продержались на вооружении свыше 100 лет. Русская артиллерия уже в те времена сопровождала пехоту в бою и вела огонь над своими боевыми порядками.


Большой вклад в совершенствование артиллерии и пиротехники внес Михаил Васильевич Данилов (1722 - 1790). Им было изобретено 3-фунтовое орудие с двумя стволами, названными "близнятами". Он подготовил и издал первый русский курс артиллерии, а также руководство по приготовлению фейерверков и иллюминаций, в котором дал краткие сведения по истории пиротехники в России.

 


В 1872-1877 гг. инженер-артиллерист В.С.Барановский создал первое скорострельное артиллерийское орудие и применил на нем патронное заряжание. К сожалению, талантливый конструктор трагически погиб при артиллерийских испытаниях. Ни одно из зарубежных орудий не могло превзойти отечественную трехдюймовую пушку образца 1902 года, созданную по идеям Барановского профессором Михайловской артиллерийской академии Н.А. Забудским.
Русские инженеры проявили высокое мастерство в создании мощных снарядов. Так, фугасная граната В.И. Рдултовского появилась в артиллерии в 1908 году и под названием "старой фугасной гранаты" дожила до Великой Отечественной войны.


"Богом войны" называли артиллерию в годы Великой Отечественной. Советские конструкторы артиллерийских систем перед войной создали достаточно мощные и совершенные орудия и минометы. 76-мм пушку конструкции В.Г. Грабина консультант Гитлера по артиллерии профессор Вольф считал "лучшим 76-мм орудием Второй мировой войны" и одной "из самых гениальных конструкций в истории ствольной артиллерии". Под руководством Грабина была создана перед войной 57-мм противотанковая пушка, не знавшая себе равных, а также мощное 100-мм противотанковое орудие. Весьма эффективно действовала в годы войны 152-мм гаубица конструкции Ф.Ф. Петрова.
В 1943 году около половины всех артиллерийских средств Красной Армии приходилось на долю минометов. Многие из них были разработаны под руководством Б.И. Шавырина. Это 50-мм ротный, 82-мм батальонный, 120-мм полковой минометы. В октябре 1944 году появился 240-мм миномет. В создании таких мощных минометов Германия отставала от СССР. Только в 1942 году, использовав чертежи, захваченные на одном из заводов Украины, немецкие инженеры наладили производство 122-мм минометов, которые являлись точной копией советских.


Со второй половины XVII века на Руси стали применяться ракеты. Производством ракет в конце XVII века занимался и молодой царь Петр. Им было основано специальное "ракетное заведение", где Петр сам изготовлял и пускал ракеты, придумывал составы "огненных снарядов" Петровская сигнальная ракета просуществовала в армии почти полтора столетия. В последующие годы в России ракетное дело постоянно совершенствуется: создаются новые ракетные снаряды и пусковые станки, разрабатываются основы ракетной стрельбы. Зачинателем этих дел был Александр Дмитриевич Засядко. Работы Засядко с успехом продолжил Константин Иванович Константинов. Ракеты его конструкции применялись в Крымской (Восточной) войне 1853-1856 годов.


Впоследствии отечественные реактивные системы нашли свое продолжение в знаменитых "катюшах" и других реактивных системах залпового огня. Разработчиками новых конструкторских идей стали отечественные ученые Н.И. Тихомиров и В.А. Артемьев. Еще в 1912 году Н.И. Тихомиров предлагал использовать ракетный снаряд для военных судов. На базе группы Тихомирова – Артемьева и московской группы изучения реактивного движения (ГИРД) в 1933 году был образован реактивный научно-исследовательский институт. Уже в 1939 году ракетное оружие было впервые применено в виде авиационных ракетных снарядов. В 1938 году в институте стали разрабатывать установку, рассчитанную на 24 снаряда калибром 132 мм.

 


21 июня 1941 года буквально за сутки до начала Великой Отечественной войны наземные реактивные установки демонстрировались Правительственной комиссии. После демонстрации было принято решение о немедленном серийном выпуске установок и реактивных снарядов. Менее чем через месяц, 14 июля 1941 года, произошло боевое крещение нового оружия – знаменитых "катюш" – под Оршей. Грозное оружие было применено батареей капитана И.А. Флерова.
После войны наши ученые И.В. Курчатов, M.B. Келдыш, А.Д. Сахаров, Ю.Б. Харитон и другие создали атомное оружие, а для его доставки были сформированы дивизии дальних бомбардировщиков. Так окончилась монополия США на этот вид оружия.


В 1959 году рождаются Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Создателями межконтинентальных баллистических ракет, жидкостных реактивных двигателей, приборов управления и сложного наземного оборудования для них были академики С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В.П. Макеев, М.Ф. Решетнев, В.П. Бармин, A.M. Исаев, М.К. Янгель и другие.
Благодаря их таланту и самоотверженности в работе были созданы стартовые комплексы для баллистических ракет средней и малой дальности, ракеты "Протон" и универсальной космической системы "Энергия" - "Буран", поставлены на боевое дежурство межконтинентальные ракеты (Р-16, Р-7 и Р-9) и ракеты средней дальности (Р-12, Р-14).
Новый этап в техническом оснащении РВСН связан с созданием и постановкой на боевое дежурство ракетных систем РС-16, РС-18, РС-20. В этих ракетных системах наши конструкторы применили принципиально новые технические решения, позволившие повысить эффективность боевого применения ракет и усилить их защищенность от ударов противника.


Обстановка и уровень развития военного дела обусловили и создание военно-космических сил. Наши ученые и конструкторы разработали уникальную военно-космическую систему, позволившую многократно повысить эффективность действия различных родов войск и видов вооружения. В космосе постоянно находятся наши военные спутники, с помощью которых осуществляются разведка, связь и управление войсками, определяется местонахождение кораблей, самолетов, мобильных пусковых установок ракет, производится наведение оружия на цели, решаются другие задачи.


Очень интересной и динамичной является история создания и совершенствования танков, начало которой положено в нашей стране. В мае 1915 года гусеничная машина российского конструктора А. Пороховщикова, вооруженная двумя пулеметами, помещенными во вращающейся башне, прошла испытания на полигоне. Так появился принципиально новый вид оружия – танк. С тех пор в мире не прекращается острое соперничество за создание лучшей бронированной боевой машины, повышение ее боевых свойств – огневой мощи, подвижности, защищенности.

 


Советские конструкторы М.И. Кошкин, Н.А. Кучеренко и А.А. Морозов создали средний танк Т-34, ставший самой массовой в мире бронемашиной – было выпущено более 52 тысяч. Это единственная машина, которая всю Вторую мировую войну прошла без существенных конструктивных изменений - так блестяще она была задумана и выполнена.
Американский военный историк М. Кэйдин писал: "Танк Т-34 был создан людьми, которые сумели увидеть поле боя середины XX века лучше, чем сумел бы это сделать кто-нибудь другой на Западе". С декабря 1943 года на Т-34 установили 85-мм пушку, и ее бронебойный снаряд с расстояния 1000 метров пробивал броню толщиной 100 мм, а подкалиберный, с расстояния 500 метров, – 138-мм броню, что позволяло успешно бороться с немецкими "тиграми" и "пантерами".


Вместе с Т-34 успешно действовали против врага и наши тяжелые танки КВ и ИС, созданные под руководством Ж.Я. Котина и Н.Л. Духова.
В настоящее время принимаются меры по замене ныне действующих танков Т-72 и Т-80 на унифицированную и более совершенную модель Т-90. Новая машина обладает системой оптико-электронного подавления, комплексом, позволяющим вести стрельбу с ходу управляемой ракетой на дальность 5 километров, дублирующей системой управления огнем у командира экипажа.


Широко известны достижения отечественных ученых и конструкторов в области судостроения. В середине ХIХ века во всем мире начинается переход от строительства деревянных парусных судов к паровым судам, появляются корабли, изготовленные из металла. Отечественный Военно-морской флот становится броненосным.
История оставила нам имена наиболее известных кораблестроителей, опережавших свое время. Особенно интересна судьба Петра Акиндиновича Титова, ставшего главным инженером крупнейшего судостроительного общества и не имевшего при этом даже свидетельства об окончании сельской школы. Знаменитый советский кораблестроитель академик А.Н. Крылов считал себя учеником Титова.


В 1834 году, когда флот не имел ни одного металлического корабля, на Александровском литейном заводе была построена подводная лодка, сделанная из металла. Ее вооружение состояло из шеста с гарпуном, пороховой мины и четырех пусковых установок для запуска ракет.
В 1904 году по проекту И.Г. Бубнова – знаменитого строителя линейных кораблей – была начата постройка подводных лодок. Созданные нашими мастерами лодки "Акула" и "Барс" оказались более совершенными, чем подводные суда всех воевавших в Первую мировую войну стран.


Важную роль в совершенствовании отечественного подводного флота сыграл советский конструктор-кораблестроитель и изобретатель доктор технических наук, академик АН СССР Сергей Никитич Ковалев (1919). С 1955 года он работал главным конструктором Ленинградского центрального конструкторского бюро "Рубин". Ковалев – автор свыше 100 научных трудов и многих изобретений. Под его руководством были созданы атомные подводные лодки-ракетоносцы, известные за рубежом под шифром "Янки", "Дельта" и "Тайфун".
Русский флот намного опередил иностранные флоты в развитии минного оружия. Эффективные мины были разработаны нашими соотечественниками И.И. Фицтумом, П.Л. Шиллингом, Б.С. Якобсоном, Н.Н. Азаровым. Противолодочную глубинную бомбу создал наш ученый Б.Ю. Аверкиев.

 

В 1913 году русский конструктор Д.П. Григорович построил первый в мире гидросамолет. С тех пор в отечественном Военно-морском флоте велись работы по оборудованию судов в качестве носителей корабельной авиации. Созданные на Черном море авиатранспорты, которые могли принимать до семи гидросамолетов, участвовали в боевых действиях в годы Первой мировой войны.


Ярким представителем отечественных конструкторов-кораблестроителей является Борис Израилевич Купенский (1916-1982). Он был главным конструктором сторожевых кораблей типа "Горностай" (1954-1958), первых в советском Военно-морском флоте противолодочных кораблей с зенитно-ракетными комплексами и газотурбинной всережимной энергетической установкой (1962-1967), первого в ВМФ СССР боевого надводного корабля с ядерной энергетической установкой и головного в серии атомных ракетных крейсеров "Киров" (1968-1982) с мощным ударным и зенитным вооружением, практически неограниченной дальностью плавания.


Ни в одной области отечественной конструкторской мысли нет столько прославленных умов, как в авиастроении. О.К. Антонов, А.А. Архангельский, Р.Л. Бартини, Р.А. Беляков, В.Ф. Болховитинов, Д.П. Григорович, М.И. Гуревич, С.В. Ильюшин, Н.И. Камов, С.А Лавочкин, А.И. Микоян, М.Л. Миль, В.М. Мясищев, В.М. Петляков, И.И. Сикорский, П.С. Сухой, А.А. Туполев, А.С. Яковлев и др. создали модели самолетов и вертолетов, которые не один год находились в серийном производстве, а многие технические решения, найденные ими, до сих пор используются при проектировании современной авиационной техники.


Подлинным новатором стал конструктор А.Ф. Можайский, на 10-15 лет опередивший зарубежных конкурентов. Можайский создал действующую модель самолета, которая в 1877 году была представлена комиссии по воздухоплаванию. Русский изобретатель не только показал в деталях конструкции будущего аппарата, но и продемонстрировал все элементы полета: разбег, взлет, полет и посадку. Впоследствии капитан Можайский создал летательный аппарат в натуральную величину, но комиссия дала отрицательное заключение на аэроплан Можайского и рекомендовала ему отказаться от создания самолета с неподвижным крылом и строить его "по образцу птиц с машущими крыльями", с чем конструктор не соглашался. Первые неудачные летные испытания не остановили офицера, и он настойчиво совершенствовал аэроплан до самой своей смерти (весна 1890 года).


Одним из первых русских авиационных конструкторов, прославивших отечественную науку и технику, был Я.М. Гаккель (1874-1945). В период с 1908 по 1912 годы он спроектировал 15 самолетов различных типов и назначения. При этом он непрерывно улучшал качество машин, их летно-технические данные.
Этапное событие в истории авиации произошло 13 мая 1913 года под Петербургом. Игорь Иванович Сикорский (1880-1992) поднял в воздух невиданный ранее самолет собственной конструкции. Его вес вчетверо превышал вес самого крупного к тому времени аэроплана. По грузоподъемности новая машина могла сравниться разве что с наиболее крупными дирижаблями того времени. Этим поистине революционным самолетом стал "Русский витязь".

 


За границей долго не могли поверить, что русскому авиаконструктору удалось то, что на Западе считалось невозможным. В 1912-1914 годах под руководством Сикорского были созданы также самолеты "Гранд" и "Илья Муромец", отличавшиеся большой дальностью полета и положившие начало многомоторной авиации.


Большое значение в истории авиации имело создание под руководством Андрея Николаевича Туполева (1888-1972) крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 "Максим Горький" (1934), а также средних и тяжелых бомбардировщиков, торпедоносцев и разведчиков. Вместе с Н.Е. Жуковским он принимал активное участие в организации Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под его руководством спроектированы и построены более 100 различных типов самолетов, 70 из которых внедрены в серийное производство. Самолеты ТБ-1, ТБ-3, СБ, ТБ-7, МТБ-2, Ту-2 и торпедные катера Г-4, Г-5 применялись во время Великой Отечественной войны. В послевоенные годы под руководством Туполева создан целый ряд самолетов для Советской Армии и ВМФ, гражданской авиации, в числе которых первые советские реактивные бомбардировщики Ту-12 (1947), Ту-16; первый реактивный пассажирский самолет Ту-104 (1954); первый турбовинтовой межконтинентальный пассажирский лайнер Ту-114 (1957) и последовавшие за ним Ту-124, Ту-134, Ту-154, а также ряд сверхзвуковых самолетов, в том числе пассажирский Ту-144.


Туполев воспитал множество авиационных конструкторов, вокруг которых впоследствии сложились самостоятельные КБ: В.М. Петлякова, П.О. Сухого, В.М. Мясищева, А.А. Архангельского и других.
Выдающийся вклад в развитие отечественной авиации внесли конструкторы А.С. Яковлев, С.А. Лавочкин, А.И. Микоян, С.В. Ильюшин и Г.М. Бериев. В руководимых ими конструкторских бюро за очень короткие сроки сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство новые истребители, бомбардировщики, штурмовики, созданы летающие лодки и корабельные самолеты.


Талантливым авиаконструктором был Павел Осипович Сухой (1895-1975). Под его руководством создано более 50 конструкций самолетов, многие из которых отличались высокими летно-техническими и боевыми характеристиками. Многоцелевой самолет его конструкции (Су-2) успешно применялся в годы Великой Отечественной войны. В 1942-1943 годах он создал бронированный штурмовик Су-6. Сухой является также одним из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации. В послевоенные годы в КБ под его руководством разработаны реактивные самолеты Су-9, Су-10, Су-15 и др., а в 1955-1956 годах – сверхзвуковые реактивные самолеты со стреловидным и треугольным крылом (Су-7б и др.). На самолетах конструкции Сухого установлены 2 мировых рекорда высоты (1959 и 1962 годы) и 2 мировых рекорда скорости полета по замкнутому маршруту (1960 и 1962 годы).

 


В ближайшие годы на смену фронтовому бомбардировщику Су-24М придет не имеющий аналогов в мире многофункциональный бомбардировщик Су-34. Его основное предназначение – поражение точечных сильно защищенных целей в любое время суток и в любых погодных условиях.
Талант и подвижничество наших ученых и конструкторов позволяют иметь такие образцы вооружения, которых не имеет ни одна армия мира. Так, только Россия обладает экранопланами. Генеральным конструктором первых экранопланов является Р.Е. Алексеев. В конце 40-х годов он создал торпедный катер на подводных крыльях с невиданной по тем временам скоростью – 140 км/ч и высокими мореходными качествами. Появившиеся впоследствии "Ракеты" и "Метеоры" – детище военного ученого.


На Западе также проектировали экранопланы, но после ряда неудач свернули работы. В нашей стране экранопланы создавались в различных вариантах: ударном, противолодочном, спасательном. Экраноплан водоизмещением более 500 тонн и скоростью 400-500 км/ч испытывал сам генеральный конструктор. Уникальная техника способна не только осуществлять десантирование в военных целях, но и выполнять мирные пассажирские, грузовые перевозки, вести спасательные и научно-исследовательские работы.
Не имеет аналогов и противотанковый вертолет Ка-50, названный "Черной акулой". С 1982 года эта боевая машина не раз выигрывала различные конкурсы, приводила в изумление специалистов на всевозможных выставках.


Вертолет обладает мощным вооружением. На нем установлены блоки НУРС, пусковые установки ПТУР "Вихрь" с наведением по лазерному лучу, пушка калибра 30 мм с боекомплектом 500 снарядов. Ракеты запускаются с 8-10 километров, то есть вне зоны действия объектовой ПВО противника. Катапультное кресло летчика и предварительное отстреливание лопастей вертолета обеспечивают спасение пилота во всем диапазоне скоростей и высот, включая нулевые.


Вернуться назад