ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Тысячелетняя история в образах, темах, мотивах
Тысячелетняя история в образах, темах, мотивах8-04-2013, 16:05. Разместил: virginiya100 |
||
Главное здание Русского музея (Михайловский дворец) в Санкт-Петербурге.
Фото © РИА «Новости» / Дмитрий Коробейников.
В 1895 году император Николай II подписал указ об основании первого в России государственного музея национального изобразительного искусства и передаче ему Михайловского дворца – в память о своём отце Александре III, которому и принадлежала идея создания сокровищницы. Три года понадобилось архитекторам, чтобы приспособить апартаменты под музейные нужды. Ровно 115 лет назад залы открылись для посетителей.
Мы не готовим парадных мероприятий и пышных приёмов к нынешней дате. Главное – получены средства на важные реставрационные работы.
В мае исполнится 310 лет Домику Петра – «Красным хоромам», как величал своё пристанище основатель Северной столицы. Это первый петербургский дворец, ставший, по существу, и первым прижизненным мемориальным музеем. В 1723-м по указу Петра он был обнесён открытой галереей с крышей по проекту Доменико Трезини. «Для назидания пребудущим поколениям», – изрёк император.
Летнему дворцу Петра, построенному на рубеже 1712–1713 годов, только что исполнилось 300 лет. Для устройства этой резиденции император выбрал уже обжитую тогда мызу между Невой и безымянным ериком (ныне – Фонтанка). Как и любое жильё, возводившееся для Петра, дворец невелик. До конька крыши с медным флюгером в виде Георгия Победоносца, поражающего змея, всего13 метров, а поскольку здание строилось только для летнего проживания, стены в нём тонкие, рамы одинарные. Первый этаж занимал Пётр, второй предназначался для Екатерины. По указанию императора была сделана запруда и прорыт гаванец (пристань), чтобы корабли могли швартоваться прямо у Летнего дворца.
Оба памятника очень сложные. Нам предстоят работы по всем принципам музейной реставрации. Главное – не навредить. Мы подготовили справку о нынешнем состоянии Домика: оно плачевно. Сложнейший вопрос: как поступать со срубом. Дворец был расписан под камень – Пётр торопился, чтобы как можно скорее чувствовался облик столицы, но сооружение-то очень хрупкое. Получены средства на экспертизу и проектно-сметную документацию, о деталях говорить ещё рано.
В этом году предстоит открыть для посетителей два павильона Михайловского замка: Западный и Восточный, переданные нам военным округом и составляющие единый ансамбль с Инженерным замком.
В Западной кордегардии разместился «Электронный Русский музей», не имеющий аналогов ни в России, ни за рубежом. Он соединяет городское и музейное пространство, художественную классику и новые технологии. Программы Электронного музея со временем позволят заглянуть в те уголки музейной деятельности, в которые посетителю в силу правил безопасности и режима не всегда удастся попасть, и обеспечат огромным объёмом информации наши виртуальные филиалы. Их на сегодня 115. Есть ещё 50 заявок. Проект востребован, он будет насыщаться новыми технологиями, чтобы транслировать наше богатейшее собрание по всему миру.
Мы запускаем проект «Русский музей на колёсах». С помощью правительства Ленобласти приобретён большой автобус, который станет передвижным компьютерным классом с нашими мультимедийными программами.
Подписано соглашение о сотрудничестве с институтом Арктики и Антарктики. Наш первый полярный филиал уже работает на станции Новолазаревская. Это не рекламная акция. Нас попросили, чтобы полярники могли быть ближе к дому, посещать Русский музей. В декабре заработает филиал на станции Беллинсгаузен.
К слову, Шестому континенту посвящена наша экспозиция в Инженерном замке «Павел Михайлов. 1786–1840. Путешествие к Южному полюсу». В то время не было кинокамер и фотоаппаратов, поэтому в состав экспедиций включались художники. Участником кругосветок был и Павел Михайлов. У нас хранятся его вещи и первые зарисовки очертаний берегов Антарктиды. Выставка посвящена 200-летию открытия Шестого континента русскими путешественниками.
Очень надеюсь, что Центральная Военно-морская библиотека в год 115-летия Русского музея выедет на Васильевский остров, министр обороны Сергей Шойгу уже подписал соответствующее распоряжение. После чего завершится большая работа по реставрации Михайловского замка. Ведь сейчас в Тронном зале Павла I небо видно, книги закрыты фанерными щитами от протечек.
Бюджетных средств, которые даёт государство, хватает на две–три музейные выставки в год, а мы проводим по 40–50 – на деньги спонсоров, друзей, принимающей стороны. Пытаемся изменить ситуацию, когда русское изобразительное искусство не было широко известно даже у нас, не говоря о зарубежных государствах. Что там о нём знают? Иконы, передвижники и авангард… Всё. Нам важно преодолеть этот стереотип восприятия нашего культурно-исторического наследия.
Уже открыли две зарубежные выставки: «Василий Кандинский» в Королевском музее Бельгии в Брюсселе и «От Врубеля до Малевича» в Нидерландах. Значительная экспозиция – «Лёд и пламень. Русский авангард. Сибирь и Восток» – готовится во Флоренции.
Выставку «Шедевры Русского музея» представим на Сахалине. В Сатке покажем полотно «Запорожцы». Мне нравится этот город под Челябинском. Там работает огромное градообразующее предприятие «Магнезит», совладелец которого заинтересован в развитии культуры, стал членом попечительского совета Русского музея. Саткинцы первыми в стране ввели шахматный всеобуч, у них замечательный спортивный центр, а с нашей помощью создаётся культурно-музейный комплекс. Нам интересно работать с малыми городами России, ведь именно они сегодня стали главными хранителями наших духовных ценностей.
К 400-летию Дома Романовых в Михайловском замке откроется интереснейшая экспозиция, основанная на коллекции портретов российских императоров. Но можно провести и выставку одной картины – монументального полотна Григория Угрюмова «Призвание Михаила Фёдоровича на царство 14 марта 1613 года», которое было написано специально для Михайловского замка.
Мраморный дворец ближе к лету представит работы Михаила Шемякина. Это станет сюрпризом, развивающим афоризм Леонардо о том, как много сюжетов можно почерпнуть от пятна на табуретке, или ахматовские строки: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…»
Под конец года предложим экспозицию «Малевич. До и после квадрата», посвящённую 135-летию Казимира Малевича. «Чёрное квадратное солнце русского изобразительного искусства» взошло как раз в Петербурге, сто лет назад. Когда авангард ещё привлекался революцией, Малевич говорил, что музей – кладбище искусства, но потом именно здесь нашёл себе прибежище. Как только большевикам надоели игры с современным искусством, они прикрыли музей художественной культуры, коллекция которого была примером самоидентификации целого поколения российских художников. Их работы передали в Русский музей, а Малевич получил здесь, в подвальных помещениях Михайловского дворца, свою лабораторию и возможность трудиться. У нас богатейшее собрание, прежде всего, раннего Малевича – самого интересного, и огромное количество материалов, связанных с его творчеством…
Открыли живую, увлекательную выставку «Искусство без барьеров», где представлены работы конца ХХ – начала ХХI века. Таким образом, снимаем справедливые упрёки в том, что в музее долгое время не было полной картины искусства нашего времени.
По мере освоения и реставрации всех дворцов, переданных Русскому музею, в них вначале появлялись временные выставки, а теперь формируются постоянные экспозиции. Это будет единый комплекс – Строгановский, Михайловский, Мраморный дворцы, Инженерный замок. Мы отдаём себе отчёт: предстоит очень много сделать, чтобы они воспринимались Русским музеем, и чтобы в центре Петербурга была единая территория отечественного искусства, состоящая из архитектурных и садово-парковых ансамблей (по площади приближающаяся к Ватикану). Здесь нет гигантомании. Важно сформировать пространство для самой большой в мире коллекции российского изобразительного искусства, представляющей нашу тысячелетнюю историю в образах, персонажах, темах, мотивах. Вернуться назад |