Цомпантли — довольно часто распространенное явление среди месоамериканских индейских культур. Цомпантли — сооружение, состоящее из деревянного частокола или просто стоек. Согласитесь, вроде-бы ничего особенного, пока не узнаешь, что пространства между этим самым частоколом забивались настоящими человеческими черепами. По большей части черепа принадлежали военнопленным или людям, которых приносили в жертву, впрочем ученые еще не смогли найти полного подтверждения этому факту.
Слово «цомпантли» происходит из классического языка науатль, на котором говорили в том числе и ацтеки. Однако стоит отметить, что подобные конструкции встречаются на территории всей Месоамерики, а не только в бывших ацтекских владениях, в том числе и там где про язык науатль не знали вообще. Впрочем, чтобы не мудрствовать лукаво современные ученые решили применять термин «цомпантли» ко всем стенам из черепов, тем более название так прекрасно отражает суть постройки. Точная этимология этого слова является до сих пор неопределенной, хотя его наиболее частая интерпретация это "стойка черепов" или «стена из черепов». Дело в том, что ученые сходятся в том, что tzontecomatl — соединение слов на науатль «череп» - tzontli или tzom - «волосы», «голова» и tecomatl - " тыква" или "контейнер", а также pamitl - «знамя». Однако лингвист Фрэнсис Карттунен, знаток языка науатль предположил, что pantli означает просто "строка" или "стены".
Как было сказано ранее, цомпантли были распространены по территории всей Месоамерики. Однако в зависимости от региона их конструкция сильно отличалась. Сегодня археологи находят множество остатков стен черепов среди руин ацтекских поселений. У этих индейцев стена представляла собой деревянный каркас, состоящий из вертикальных и горизонтальных перекладин. В самих черепах по бокам проделывались отверстия и их просто надевали на горизонтальные перекладины. Интересно, что у майя цомпантли имели почти такую же конструкцию, за тем лишь исключением, что черепа нанизывались на вертикальные перекладины. Кстати говоря, именно такой способ позволял проделывать в черепах только одно отверстие. Стены из черепов в том или ином виде встречаются также и у тольтеков, и у миштеков.
Руины цомпантли располагались главным образом в месоамериканских поселениях позднего постклассического периода (с тринадцатого по шестнадцатый век), а также в индейских городах, завоеванных конкистадорами (с середины шестнадцатого по семнадцатый век). Описания стен из черепов часто встречаются в индейских кодексах, а также в записях испанцев, прибывших в Новый Свет. Тем не менее, есть свидетельства того, что структуры, подобные цомпантли были распространены и в цивилизации сапотеков со второго по третий век нашей эры, руины поселений которые находятся в Ла Койторе, Оахака. Другие примеры стен из черепов можно увидеть в цивилизации майя, на таких археологических площадках, как Ушмаль и Пуук, а также в других областях Юкатана на сайтах, датируемых примерно концом девятого века. Особенно хорошо сохранилась цомпантли на обширной территории сайта Чичен-Ица.
Существуют многочисленные изображения цомпантли и в ацтекских кодексах, датируемых временами прибытия конкистадоров или вскоре после испанского завоевания Мексики. Самые известные среди них - Дуран Кодекс, Кодекс Рамиреса и Кодекс Борджиа. Также во время пребывания экспедиции Кортеса в столице ацтеков Теночтитлане (сначала в качестве гостя, а вскоре и в качестве завоевателя), конкистадоры писали, что видели деревянный алтарь, украшенный черепами людей, которых принесли в жертву. В рамках огромного храмового комплекса Великой пирамиды Теночтитлана (Темпло Майор) можно увидеть не только саму цомпантли, но и рассказ о том, как она создавалась, высеченный на каменных стенах храма.
По словам Берналя Диаса дель Кастильо, написанным по свидетельствам очевидца через несколько десятилетий после событий в книге «Завоевания Новой Испании»: "Когда экспедиция Кортеса вынуждена была пойти на временное отступление при захвате Теночтитлана, ацтеки возвели временные цомпантли для обороны, которые состояли из голов испанцев и их лошадей». Кстати говоря, не удивительно, что на этот раз ацтеки использовали черепа животных, хотя такой традиции и не было. Дело в том, что индейцы до селе не видавшие лошадей, увидев всадников, считали их какими-то необычными четвероногими существами с двумя головами. Поэтому, чтобы устрашить врага, цомпантли включала «обе его головы». Это событие изображено и в нескольких ацтекских Кодексах, которые рассказывают историю этого и других боев, которые в конечном счете привели к захвату города испанскими силами и их союзниками. На основании данных из записей конкистадоров Андреса де Тапиа и Фрайя Диего Дурана, ученый Бернард Ортис де Монтеллано подсчитал, что во время того сражения в основной цомпантли было использовано более чем шестьдесят тысяч черепов. А кроме нее, в Теночтитлане было по крайней мере еще пять стен черепов, но они были гораздо меньше.
Какой же сакральный смысл несли цомпантли? Ученые считают, что таким образом ацтеки, а также другие месоамериканские индейцы пытались придать ритуальное значение смерти своих врагов. Ведь стена из их черепов не только лишний раз докажет превосходство ее создателей, но и устрашит захватчиков. Помимо этого цомпантли часто можно наблюдать в качестве контекста к площадкам для игры в мяч по всей Центральной Америке. Они были широко распространены среди очень многих индейских культур. Ученые склонны полагать, что в этом случае цомпантли были использованы в качестве выставки для голов проигравших, ведь игра в мяч также имела огромное ритуальное значение. Впрочем, проведенные недавно исследования, указывают, на то, что в стенах черепов использовались головы не проигравших, а победителей. Ведь честь принять такую смерть выпадала не каждому.
Однако не все игры приводили к этому результату. Хотя некоторые исследования показывают, что в качестве соперников у индейцев нередко выступали пленники, поэтому их черепа на цомпантли — двойное доказательство победы. Например, в руинах Тулы, бывшей столицы тольтеков, есть хорошо сохранившаяся стена черепов и соответствующая надпись на площадке для игры в мяч, которая гласит о том, что головы принадлежали проигравшим пленникам. Ассоциация цомпантли с игрой в мяч также находит свое отражение и в легендарном Пополь-Вухе, знаменитом религиозном, мифологическом и культурном литературном памятнике майя. История рассказывает, что когда Хун Хунапу, отец героев Близнецов, был убит владыкой подземного мира Шибальбой, его голова висела в тыкве на дереве рядом с площадкой для игры в мяч. Тыква с черепом на дереве это и есть цомпантли. Быть может строительством подобных конструкций, индейцы пытались повторить этот миф.
Примечательно, что подобные строения казались конкистадором верхом невежества и безбожия. Однако, нечто подобное мы можем увидеть и в Старом Свете. Например, часовня черепов в Чермне, Польша. Часовня была построена в 1776-м году местным приходским священником Вацлавом Томашеком. Это массовое захоронение людей, которые погибли во время Тридцатилетней войны (1618-1648-й год) и за три силезских войны (1740-1763-й год), а также людей, которые умерли от эпидемии холеры и последующего голода. Вместе с Дж. Шмидт и Дж. Лангер, Томашек собрал кости и поместил их в часовню. Стены этой маленькой церкви в стиле барокко заполнены тремя тысячами черепов, и еще останки двадцать одной тысячи людей похоронены в подвале. Более того, черепа людей, которые построили часовню расположены в самом центре здания, над алтарем.
Другой пример использования человеческих останков в строении ритуальных зданий находится совсем рядом, это костехранилище в чешском Седлеце. По сути это небольшая римско-католическая часовня в декоре которой, можно увидеть скелеты по разным подсчетам от сорока до семидесяти тысяч человек. Большинство из них использовано в качестве дополнительных архитектурных элементов, украшений и даже мебели. Так в самом центре часовни висит огромная люстра, сделанная из многочисленных человеческих костей, а от нее отходят несколько гирлянд из черепов. Третий пример подобного строения в Старом Свете — Санта-Мария-делла-Кончеционе, небольшая римская церковь капуцинов, расположенная недалеко от знаменитой Пьяцца Барберини. Склеп находится прямо под церковью. Кардинал Антонио Барберини, который был членом ордена капуцинов, в 1631-м году приказал эксгумировать останки тысяч монахов капуцинов и перенести их из мужского монастыря Виа Дей Лучесси в склеп. Кости были расположены вдоль стен, и монахи начали хоронить обычных мертвых, среди которых были и бедняки, и знатные люди, под полом. Наличие стольких скелетов вокруг никого не смущало. Сюда капуцины приходили молиться и размышлять каждый вечер перед сном.
Поэтому, как мы видим, сооружения из человеческих костей вовсе не дань языческим традициям и тем более не показатель низкого уровня развития. Конечно же, цомпантли определенно играла большое ритуальное значение в культуре индейцев Месоамерики и, возможно, современным ученым еще только предстоит выяснить какое. Подобные строения находят по всему региону. Недавно интересная находка была сделана и в центре Мехико, в упомянутых ранее развалинам Темпло Майор. Археологи обнаружили массовое захоронение пятидесяти черепов, а также нескольких сотен челюстных костей. Рядом с погребением находились и специальные камни для ритуальных жертвоприношений. Интересно, что черепа принадлежали как женщинам, так и мужчинам, возраст которых колеблется от двадцати до тридцати пяти лет (весьма преклонные года для индейцев, живших пятьсот лет назад). Из всей находки, пять черепов, которые, кстати, лежали отдельно, имеют типичные отверстия, указывающих на их принадлежность цомпантли. Это необычное открытие ставит под сомнение то, что стены черепов использовались только для голов врагов или игроков в мяч, поэтому, возможно, вскоре ученые сделают еще одно важное открытие, касающееся загадочной цомпантли.
Вернуться назад
|