ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > 15.03.1812 - Основано первое русское поселение в Калифорнии – Русская река. -

15.03.1812 - Основано первое русское поселение в Калифорнии – Русская река. -


29-07-2012, 19:13. Разместил: virginiya100

Газета "ЯКУТИЯ"Прошло почти 130 лет с тех пор, как в столице Русской Америки Ново-Архангельске, согласно договору об уступке Россией Аляски США, 18 октября 1867 года при залпах русской береговой батареи и американской судовой артиллерии был спущен флаг Российско-Американской компании и взвился звездно-полосатый флаг Северо-Американских Соединенных Штатов. Официальная церемония передачи российских владений в Америке США состоялась. Но еще долгое время ушло на окончательное оформление всех деталей, на отъезд всех желающих в Россию. Кстати, сумма договора о продаже Аляски составила семь миллионов 200 тысяч долларов.

Испытывая недостаток сил и контролируя в Калифорнии весьма ограниченную территорию, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически не зависимыми от нее "туземцами" малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как сейчас выяснилось, якуты...

Впервые вопрос о продаже Русской Америки встал во время Крымской войны 1853-56 годов. Царское правительство опасалось захвата этих земель Англией. Оборона же заморских территорий требовала немалых затрат, а казна и так была опустошена войной.

В течение нескольких лет правительство рассматривало различные проекты управления Российско-Американской компанией (РАК), дотошно изучало мнения, высказываемые разными высокопоставленными лицами. А тем временем ходили слухи о продаже Русской Америки, которые проникали в столичную печать. "Санкт-Петербургские ведомости" 3 октября 1862 года, в частности, сообщают: "...со стороны американцев участились прямые провокации на границах с нашей компанией (имеется в виду РАК - Г.С.) и поступили предложения купить у России Русскую Америку". Подобные сообщения в газетах в начале 60-х, как свидетельствуют архивы, появлялись довольно часто. Особенно они усилились в связи с несомненными успехами на Амуре (заключение договоров с Китаем в 1860 году).

В это же время царское правительство вело активную политику в Средней Азии, которую считало плацдармом для влияния на Индию, и хотело избежать противодействия там Англии. Поэтому ослабление позиций "Британского льва" в Северной Америке и на Тихом океане представлялось России крайне желательным. Плюс ко всему продажа Русской Америки стала бы не только тонкой дипломатической игрой, но и немного поправила дела пошатнувшейся казны России. Как известно, чуть ранее американцы купили у Франции штат Луизиану за 15 миллионов долларов, затем у Испании Флориду за $ 5 миллионов, потом наступила очередь Техаса, Калифорнии, а теперь черед дошел и до Аляски.

Современные россияне отождествляют Русскую Америку с Аляской и рядом прилегающих островов. Между тем, под юрисдикцию РАК подпадали часть Гавайских островов и территории в Северной Калифорнии. А своеобразной столицей этих русских поселений стал форт Росс, основанный в 1812 году. Форт служил компании опорной базой для промысла морской выдры, который вели перемещенные в Калифорнию артели кадьякских эскимосов, и центром земледелия и скотоводства, созданного здесь для снабжения Русской Америки продовольствием.

Росс находился на северном побережье залива Бодега (Румянцева), от которого крепость была отделена долиной реки Славянки (ныне река Русская, Russian River). Соседствовавшие с крепостью индейцы принадлежали к трем этническим общностям - кашайа, помо и мивок.

Как мы уже писали, большую лепту в освоение Русской Америки внесли якутские купцы и казаки ("Как наши Аляску делили", "Якутия", 19.12.98). Дополнительные факты мы получили опять же в фондах Петербургского Российского государственного исторического архива. В документах того периода указывается, что для населения Росса, которое колебалось в пределах нескольких сот человек, характерной была пестрота этнического состава, где русские составляли меньшую его часть. Согласно "Ведомости людей, находящихся в селении и крепости Росс", составленной в 1820 году, "...из 148 мужчин было 3 якута (выделено мной - Г.С.), 5 креолов и 116 кадьякских эскимосов". Сей факт заставил глубже погрузиться в исторические документы, касающиеся "русского периода" форта Росс.

Не буду описывать всех перипетий, но все же нам улыбнулась удача. В одном из архивных свидетельств того времени мы наткнулись на упоминание "сакатского смышленого парнишки Кесе". Хотя к тому времени название народа как "якуты" уже прочно вошло в язык, русским наверняка было знакомо самоназвание - саха. Вдобавок православное имя этого "парнишки" Кеша (Иннокентий) как раз по-якутски и произносится как Кесе.

Судя по всему, нашего земляка взяли в поход проводником до Охотска. Затем он вместе со всеми двинулся до далекой Калифорнии. В первоначальный период освоения Аляски русским экспедициям было свойственно брать с собой чукчей, юкагиров, эскимосов, коряков. Этому есть прямые исторические свидетельства.

Первопроходцы полагали, что на том берегу пролива разговаривают на тех же языках, что и на этом. Убедившись, что вроде бы родственные, с почти одинаковым хозяйственным и культурным укладом народы не всегда понимают друг друга, они, вполне возможно, подключили к этому делу якутов. Но, как сейчас понятно, саха оказались значительно дальше от аляскинских эскимосов, алеутов, индейцев и по языку, и по культуре. Хотя многие тысячи лет назад заселение Америки шло из Евразии...

Каждая европейская нация - Англия, Франция, Испания - по-своему открывала для себя Америку. Что касается России, то она шла двумя путями: как через опыт западноевропейской колонизации, так и через собственный опыт освоения северо-восточной части Восточного полушария Земли. А опыт у России после взаимных контактов с народами Якутии и Дальнего Востока был накоплен внушительный.

Если англо-американская колонизация отбрасывала аборигенное население за пределы формирования социально-экономической структуры или на ее периферию, обрекая коренных жителей на ассимиляцию и истребление, то русская предполагала их включение в эту структуру в качестве ее необходимого и важного компонента. В свое время известный советский историк С.Б.Окунь заметил, что в Русской Америке в системе колониальной администрации использовались местные традиционные социальные институты, которые в том или ином виде были включены в комплекс средств внеэкономического принуждения, обеспечивающих мобилизацию коренного населения для выполнения различных работ. Для этих целей, в частности, имела место политика концентрации коренных жителей в специальных поселениях. Во главе таких "общих селений" стояли старшины из местных тойонов. Кстати, в России дважды, в 1821 и 1844 году, издавались законодательные акты, ограничившие колонизационную деятельность РАК и регламентировавшие ее отношения с коренным населением Аляски. Это говорит о том, что правительство было заинтересовано в "правильном" познании Русской Америки и пыталось не допустить тех издержек и перегибов, которые бывали во время освоения Дальнего Востока.

Необходимой составной частью колонизационного процесса России была и христианизация, которая направлялась на создание системы социального и идеологического контроля над местными жителями. Вместе с тем, предполагалось также сохранение традиционной культуры аборигенов. В контексте этих особенностей необходимо рассматривать и такие явления, как создание русскими на Аляске школ при церквах. Кроме того, в колониях, в силу особенностей их демографической структуры, получил широкое развитие процесс метисации, в которой метисы (в Русской Америке их называли креолами) заняли промежуточное положение, образуя особую прослойку.

В 1836 году небезызвестный сегодня якутянам Преосвященный Иннокентий насчитал в Россе 39 крещеных индейцев. В воспоминаниях племени кашайа прекращение среди индейцев кровной мести совпадает с распространением православия.

Существование Русской Америки было не столь продолжительным по историческому времени, хотя "русский период" оставил заметный след в культуре коренного населения ряда районов Аляски и Калифорнии. В окрестностях Форт-Росса индейцы кашайа до сих пор сохранили в своем языке около 30 слов, заимствованных из русского. Кроме всего прочего, в Калифорнии в первой половине ХlХ века тесно соседствовали сразу три модели колонизации - испанская, русская и англо-американская, что дает ученым интереснейший материал для сопоставлений...

Завладев территорией в районе форта Росс, где возникло еще несколько мелких русских селений, РАК пыталась расширить сферу своих влияний к северу и к югу. Особое внимание уделялось развитию отношений с индейцами. Это можно объяснить тем, что в начале ХlХ века администрация русских колоний "обожглась" на отношениях с индейцами тлинкитами (Юго-Восточная Аляска). Воинственные тлинкиты, обладавшие большим опытом межплеменных столкновений и вооруженные огнестрельным оружием, полученным от английских и американских купцов, в те годы разорили русские укрепления на острове Ситха (Баранова) и в заливе Якутат (не правда ли, о многом говорящее нам название? - Г.С.). Ожесточенное сопротивление тлинкитов блокировало начатую РАК колонизацию их края.

Несомненно, русские учитывали сей "тлинкитский" опыт и в ходе своих продвижений при организации новых селений стремились к тому, чтобы иметь лояльное и не столь хорошо вооруженное окружение. В "Документах Российского Министерства иностранных дел" за 1862 год приводится пример, что отказ поселиться севернее Росс в устье реки Колумбия руководство РАК мотивировало перед акционерами, в частности, тем, что "здесь индейцы, подстрекаемые торговлею североамериканских граждан, не слишком удобопреклонны". А в "Материалах для истории русских заселений по берегам Восточного океана", изданных в Санкт-Петербурге в 1861 году, указывается, что "попытки промысловых артелей совместно с алеутами проникнуть из Росса в заливы, лежащие севернее, сопровождались стычками с индейцами".

Между тем, обследовав в 1809-1810 годах залив Бодега, будущий основатель Росса И.Кусков в своем донесении, воспроизведенном в "Журнале мануфактур и торговли" за 1859 год, пишет: "Природных тамошних жителей по разным местам видели не везде в большом количестве, но все они принимали ласково и ни малейшего подозрения и неблагоприятства не оказывали и огнестрельного оружия не имеют, как многие другие, выше того залива обитающие и наносящие иностранцам бедствия". Как одно из благоприятных условий развития русской колонии в Калифорнии "склонность первобытных тамошних жителей" отмечало в 1816 году и руководство РАК.

Судя по документам, испанская колонизация Калифорнии дала русским в лице индейцев хороших союзников. Это можно объяснить тем, что над помо и мивок нависла угроза порабощения францисканскими миссиями, сеть которых в то время покрыла Калифорнию до залива Святого Франциска. В начале прошлого века в миссии уже вели "охоту" за индейцами на территории к северу от залива. Местные жители, в свою очередь, рассчитывали, что русские защитят их от испанцев.

Здесь, в одном из документов, мы опять наткнулись на нашего "сакатского смышленого парнишку", которого обозвали уже как Кеся. К тому времени он, по всей видимости, изучил местный язык, так как участвовал в переговорах с вождем мивок Валленилой. Как сообщает В.Головнин в своей книге "Путешествие вкруг света, свершенное на военном шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах", этот индейский вождь "именно желал, чтоб более русских поселилось между ними, дабы они могли защитить жителей от притеснений испанцев".

Если индейцы были заинтересованы в союзе с русскими, то небольшой Росс, расположенный вдали от остальных русских поселений в Америке и поблизости от областей, колонизованных Испанией, нуждался в добрососедских отношениях с коренным населением. Это и диктовало соответствующую политику. Первый правитель форта И.Кусков стремился всячески расположить индейцев: раздавал подарки, а некоторым, "кои обходились ласковее и оказывали услуги", были вручены дополнительные подарки и серебряные медали, "чем они были весьма довольны". Специальной инструкцией главного администратора российских колоний в Америке А.Баранова предписывалось изучать обычаи коренного населения Калифорнии, составлять словари языка индейцев "...с народами сколь можно покороче знакомиться, коих всех как наивозможно миролюбивыми и дружественными видами и приемами приласкивать, избегая и малейшей причинять досады... Дабы иногда действовать можно и политикою, а не силами".

В калифорнийской "индейской политике" РАК отразились общие принципы политики компании в отношении коренного населения Русской Америки. Испытывая недостаток сил и контролируя весьма ограниченную территорию, администрация русских владений в Америке стремилась сохранить мирные отношения с практически независимыми от нее "туземцами" малоосвоенных районов. И помогали ей в этом аляскинские эскимосы, алеуты и, как сейчас выяснилось, якуты...

Укрепленное селение Росс было продано еще раньше, чем Аляска, в 1841 году. РАК было трудно управлять столь удаленной территорией, хотя между Ново-Архангельском и Россом существовало постоянное морское сообщение. Так закончился "русский период" в истории Калифорнии.

В настоящее время крепость Росс является историческим памятником. В июне 1984 года на церемонии в честь ее восстановления после пожара вождь кашайа Аллен Джеймс рассказал о жизни индейцев во время пребывания в Калифорнии русских. Судя по всему, в исторических преданиях о них сохранились только хорошие воспоминания...

Георгий СПИРИДОНОВ.


Вернуться назад