ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Служение России: Великие женщины древней Руси. Евдокия, жена Дмитрия Донского

Служение России: Великие женщины древней Руси. Евдокия, жена Дмитрия Донского


14-07-2012, 18:53. Разместил: virginiya100

                                             http://aminpro.narod.ru/dopoln/kartinki/kreml/0001_EVDOKIA.JPG

Портрет Евдокии восстановил по черепу Сергей Никитин. Даже не верится, что это - 54-летняя мать 12 детей, потерявшая в 36 любимого мужа и 18 лет после этого участвующая в управлении государством. Она как будто излучает спокойный свет. "Женщина имеет в 20 лет то лицо, которое дала ей природа, в 30 – то, которое сделала сама, а в 50 – то, которое заслуживает". А ведь время, в которое жила Евдокия, было очень непростым…

Что представляла собой русская земля в середине 14 века? На западе – сильная Литва, на востоке – огромная могущественная Орда, а между ними – пара десятков мелких русских княжеств. Вся тогдашняя «элита» приходилась друг другу братьями, дядьями, племянниками, и все воевали между собой – как за каждую область в отдельности, так и за великокняжеский ярлык. Ярлык выдавался татарским ханом и предоставлял, помимо престижа и доходов с богатой Владимирской области, еще и право собирать дань со всех княжеств в пользу Орды (а как случалось на практике – на Руси ведь живем! – и в свою пользу тоже). Борьба за ярлык была очень жесткой. В ход шли лесть, деньги, доносы, убийства и захват заложников, войны. Чтобы представить себе мир, в котором жила Евдокия, вспомните наши 90-е. Тогда тоже были стычки местных группировок небольших отрядов, взрывали ларьки и машины жгли города и поселки, а «авторитетные» князья даже звались как-то современно: Олег Рязанский, Митя Московский, Вася Кашинский.

Основная борьба еще с 13 века шло между Тверью и Москвой – большим по средневековым меркам городом с населением 30 тысяч человек. Князья обоих областей мечтали объединить под собой русские земли и сбросить татарское иго. Орда же действовала по принципу: «разделяй и властвуй», выдавая ярлык то тверским, то московским. В 1360, пользуясь временным ослаблением тех и других, «ярлык вне очереди» получил Дмитрий Суздальский. Несколько лет войны с Москвой – и суздальский князь признает над собой главным 15-летнего Дмитрия Московского, и отдает ему великокняжеский престол и свою дочь Евдокию в жены. В январе 1366 в Коломне состоялась пышная свадьба. Невеста – хрупкая, ростом всего 155 см, 13-летняя девушка, которая "с красотою лица соединяла редкую душевную доброту". Жених – 16-летний молодой князь. Такой юный брачный возраст в те времена не был чем-то исключительным.

Прижизненных изображений Дмитрия не сохранилось, но есть портрет из Царского титулярника 17 в. Художник использовал более ранние источники, которые до нас не дошли. Пара слов о Дмитрии.

У его отца было прозвище – нет, не Московский, а Красный, т.е. Красивый. Скорее всего, и Дмитрий был красив. Согласно "Житию Дмитрия Донского", был крепок, высок, плечист и даже грузен, имел черную бороду и волосы. То же Житие описывает характер князя: «Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал». Хотя книг читать не любил. В качестве же основной личной черты автор книги называет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся». При этом Дмитрий вовсе не был «тургеневским юношей». Наоборот, он был человеком крайне активным, и в то же время практичным. Уже с 13 лет Дмитрий возглавлял военные походы – но при этом проявлял милосердие к побежденному врагу. Известно, что его наставником с детства был митрополит Алексей – энергичный деятель, опытный политик и дипломат. Князь советовался с ним по всем важным вопросам. Родители и единственный брат князя умерли, когда тот был еще подростком.

Что увидела Евдокия в Москве? Полную разруху. Сначала по городу прошлась чума, потом – пожар 1365 года. Он за два часа уничтожил все строения. Зато через два года появился новый белокаменный Кремль с мощными стенами (до этого все постройки были деревянными). Евдокия сразу же проявила себя по отношению к народу по-матерински (в 13 лет – и по матерински!): помогала погорельцам отстраивать дома, на свои деньги хоронила умерших от чумы. Летописцы отмечали, что она "много милости сотворила убогим". Кто-то скажет, что любой новый правитель стремится завоевать доверие народа. Но, судя по ее дальнейшей судьбе, княгиня не была склонна к показным жестам.

Тем не менее, такие разные по характеру люди – деятельный, активный, как сказали бы сейчас, «экстраверт» Дмитрий и скромная, всегда в его тени «интроверт» Евдокия полюбили друг друга. «Любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь сказать, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии...» - вот как говорили о князе и княгине в летописях.

В 1370 Евдокия родила первого сына Даниила (он не прожил долго), в 1371 – второго, Василия. Так и повелось: каждые полтора года - по ребенку, 8 мальчиков и 4 девочки за 22 года семейной жизни. Князь же бывал в Москве наездами – в перерывах между военными кампаниями.

1368. Московское войско опустошило Тверскую область. В ответ на это в 1370 тверские и их союзники литовские войска подступили к Кремлю, где заперлись князь, Евдокия, бояре и митрополит. Нападающие не одолели каменные стены, но разорили все окрестности. Как сообщается в летописи «…такого зла, как от литовцев, и от татар не было». Впрочем, то же самое могли бы сказать жители Тверского княжества о москвичах. Является ли война нравственно оправданной, или это всего лишь мужская прихоть, игра? С точки зрения христианства, если война ведется из корыстных или тщеславных побуждений, то это – однозначное зло. Если во имя защиты ближних или веры, то это – средство обуздания зла. Борьба за объединение русских земель (читай: подчинение Москве остальных областей) имела благородную цель, но методы.. методы были далеки от совершенства. А Евдокия, эта святая женщина, полностью поддерживала мужа. Как же так? Видимо, она, как самый близкий Дмитрию человек, лучше других понимала его мотивы – видимо, это не было желание славы, богатства или личной власти. Хотя.. все мы люди, и Дмитрий тоже, ну да речь сейчас не о нем. Есть и вторая причина, как я ее понимаю: Евдокия была воспитана в мысли «жене глава муж, мужу – князь, а князю - Бог». Она поддерживала мужа.. и помогала смягчить для народа последствия войны.

1371. Михаил Тверской получил великокняжеский ярлык. Дмитрий поехал выехал в Орду. Евдокия со страхом провожала молодого мужа – очень часто из Орды не возвращались. Но Дмитрий был не промах – чтобы вернуть ярлык, он привез хану большие дары, а, кроме того, выкупил за 10000 рублей (огромная по тем временам сумма – большая, чем сумма годовой дани с княжества) из плена сына Михаила Тверского. И держал какое-то время у себя как залог успешных переговоров с Тверью. В том же году произошли сражения с Олегом Рязанским, наиболее воинственным и независимым из князей. Помог в установлении мира Сергий Радонежский. Он умел тихо и кротко настраивать душу человека, извлекать из неё лучшие чувства. Преподобный отговорил Олега от войны с Москвой.

В том же году у пары родился второй сын Василий. 1373. Летом Мамай совершил набег на Русь. Дмитрий Московский вместе с двоюродным братом князем Владимиром Серпуховским, собрав полки, не допустили золотоордынцев в московские и владимирские земли. После этого Дмитрий начал создавать военную коалицию против Мамая: собрал в Переяславле русских князей на сходку. В это же время появляется на свет его третий сын Юрий. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый как простым народом, так и князьями, пришел пешком в Переяславль, чтобы крестить новорожденного. Сергий, как и митрополит Алексей, были духовными наставниками Евдокии. Для нее же наступило время спокойствия и семейного счастья: рядом был муж, отец и мать, братья – все вместе, еще живые и не в ссоре друг с другом.

1375. Михаил Тверской вновь попытался оспорить право Москвы на владение ярлыком, да к тому же призвал в союзники Литву. В ответ Дмитрий призвал для похода на Тверь почти 20 русских удельных князей. Поскольку литовцы не пришли на помощь, Тверской капитулировал. В феодальном обществе собрать большую армию – задача непростая. Помните школьное «вассал моего вассала – не мой вассал»? Войско в основном формируется из бояр и их отрядов. А бояре – люди независимые, могут примкнуть к любому из князей, и туда же пойдут их воины. Поэтому чтобы собрать хотя бы собственное войско, князь должен обладать определенным авторитетом. Если же хочешь привлечь на свою сторону князей и бояр из других областей, одного авторитета недостаточно: нужно пообещать им конкретные выгоды или заставить под угрозой завоевания.

Надо отдать ему должное, Дмитрий, человек христианских взглядов, сначала действовал мягко. Сергий Радонежский по просьбе Дмитрия или митрополита Алексея не раз уговаривал других князей примириться и встать под знамена Москвы. Только когда все методы были исчерпаны, московский князь выступал с позиции силы. Укрепление Москвы обозлило Орду, и поход татар на Русь стал только вопросом времени. Обе стороны стягивали войска.

1380. Мамай с 200-тысячным войском пошел на Русь. Русские войска под руководством Дмитрия Московского и его двоюродного брата Владимира Серпуховского насчитывали около 100 тысяч. Предстояло тяжелое сражение, Дмитрий напутствовал людей. А Евдокия? Затворничество в теремах распространилось только два века спустя, а в 1300-х женщины открыто появлялись на публике, могли иметь свои, отдельные от мужа, деньги, земли, доходы. Даже в странах Европы не было такой свободы. Однако Евдокия ею не злоупотребляла. Нужно было что-то чрезвычайное, чтоб заставить её выйти в люди. Таким событием стали проводы супруга князя Дмитрия на решительную битву с Ордой в 1380 году. В «Сказании о Мамаевом побоище» упоминается ее обращение перед битвой к «княгиням, боярыням, женам воеводским и женам служних». Заметьте, не традиционный для русских княгинь «плач», а призыв «победить противных супостатов».

Отправляясь на битву, Дмитрий долго не мог расстаться с женой, а на прощание обнял её и сказал: "Евдокия, Бог нам заступник!". За всё время его отсутствия не было и дня, чтобы Евдокия не молилась о муже. Незадолго до этого святой Сергий Радонежский предсказал Дмитрию "кровопролитие ужасное, но победу... смерть многих героев православных, но спасение великого князя". Сергий послал к Дмитрию Ивановичу двух своих витязей-иноков, Ослябю и Пересвета. Именно с поединка богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем (оба погибли от ран) началась 8 сентября 1380 Куликовское сражение.

Потери с обеих сторон были огромны (около 200 тысяч убитыми и ранеными), побежденный Мамай бежал с поля боя (и был убит в Крыму, но его внуки основали княжество на территории современной Украины, потом присоединились к Литве и назвались князьями Глинскими. Елена Глинская стала матерью Ивана Грозного). Дмитрий принимал личное участие в сражении и был найден в бессознательном состоянии на поле.

Позже, через 13 лет, Евдокия построит в Москве церковь Рождества Богородицы в честь этой битвы (т.к. сражение произошло именно в этот день). Почему не построила сразу? Скорее всего, банально не был средств. Да и активно проявлять себя она начала только после смерти великого князя. А пока что эта женщина оставалась в тени своего супруга, и только по его поступкам можно судить и о ее характере. Как она жила все это время? Князь подолгу бывал на войне, княгиня оставалась в Москве. Чем занималась она в его отсутствие? Воспитанием детей? Наверняка: дети, даже когда выросли, во всем слушали мать. Обустройством города? Скорее всего. В завещании Дмитрий оставил жене большую часть московских доходов. Считал, что она правильно ими распорядится. Вероятно, она управляла городским хозяйством и раньше.

1382. Новый ордынский хан Тохтамыш предпринял карательный поход на Русь. Дмитрий уехал срочно собирать войска. Евдокия, беременная их 9-м ребенком, осталась в Москве. Как только родила – собралась к мужу. Сделать это было нелегко. По городу шатались пьяные люди, народ волновался и никого не выпускал за городские стены. Княгиня раздавала толпе свои драгоценности, чтобы проложить себе дорогу. На пути в Кострому ее чуть не захватил татарский отряд. Через несколько дней осады Тохтамыш хитростью взял город, погибло 24 тысячи москвичей (из 30-тысячного населения!). По преданию, Дмитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил всех убитых на собственные деньги.

Для Евдокии 1383 год был очень тяжелым. Кроме нашествия татар, случилось личное горе - умер её отец, князь суздальский и нижегородский. Но жизнь продолжалась. Город отстраивался заново, а Дмитрий Донской теперь должен был получить ярлык у нового хана. Самому ехать в Орду было крайне опасно – Тохтамыш скорее всего убил бы князя по приезду. Решили послать старшего сына Василия. Каково было матери отпускать 13-летнего мальчика в Орду? Два года хан держал Василия в заложниках, назначив огромную сумму выкупа. Но у разоренной Москвы не было денег.

1386-87. Наконец Василий смог бежать. За помощь в побеге юноша обещал жениться на дочери наместника Литвы Витовта – и со временем сдержал обещание. В январе 1387 Дмитрий подступает к последней непокоренной русской области – Новгородской. Новгород откупается крупной суммой денег. Евдокия в это время в Москве – она только что родила дочь.

1389. Дмитрий тяжело заболевает. Для любящей жены это было ударом. Наследником великокняжеского престола он объявил Василия, всем сыновьям дал равные наделы и завещал: «матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут… А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения". Быть послушными княгине он просил и бояр. Из «духовой» князя видно, как он уважал жену и прислушивался к ней. Дмитрия Донской умер в мае 1389 на 39 году жизни. Дмитрий Донской на памятнике "Тысячелетию России". Князь попирает ногой поверженного ордынца. Обычай требовал от Евдокии принять постриг, но она осталась «в миру», помогая сыну Василию в делах. Во время военных походов сын всегда мог оставить столицу на мать. Известен такой случай. В 1395 Тамерлан подступил к Москве. Василий выступил с отрядом, но разве мог он противостоять грозному завоевателю половины мира с его 400-тысячами воинов? Евдокия непрерывно молилась об избавлении Руси от гибели. Попросила привезти из Владимира чудотворную икону Божией Матери.

26 августа (8 сентября по новому стилю – опять 8 сентября!) великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле. Народ усердно молился: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» Легенда гласит, что в этот же день Тамерлан во сне увидел Богородицу, окруженную ангелами-воинами, и она повелела ему оставить пределы Руси. Как бы то ни было, войско Тамерлана действительно повернуло обратно без видимой причины и больше на Русь не возвращалось. А на месте сретения (встречи) иконы основали Сретенский монастырь. Кроме Сретенского, Евдокия основала еще много монастырей и храмов. Теперь для этого у нее была возможность (набеги на московское княжество прекратились) и деньги: по завещанию князя она получила значительное имущество и земли. Княгиня выполнила обет, данный в день возвращения Дмитрия с Куликовской битвы: возвела храм Рождества Богородицы. В Переславле- Залеском построила храм Рождества Иоанна Предтечи и иноческое общежитие. В Кремле основала Вознесенский женский монастырь. Пригласила расписать соборы известных мастеров Даниила Черного и Феофана Грека.

Архитектура того времени

Княгиня-вдова непрестанно постилась. А на торжественные приёмы одевала по несколько пышных одежд, чтобы не видно было подвижнического изнурения. И поползли слухи, что «вдова слишком полна телом и наряжается – видно, хочет нравиться мужчинам». Она терпела, но когда объяснения потребовали сыновья – сдалась. Собрала их у себя, и, несмотря протесты, сняла с себя платье. Под ним было истощенное постом тело, на которое одеты – для укрощения плоти – тяжелые цепи-вериги. Сыновья бросились просить прощения у матери. Она отпустила их с миром, дав наставление: "Дети, не верьте никогда внешнему. Один Бог есть судья человеческих дел".

Княгиня Евдокия женила всех сыновей, выдала замуж всех дочерей. Теперь ничто не привязывало ее к мирской жизни, дети не нуждались в ее опеке, московское государство тоже окрепло. Как гласит предание, княгине явился Ангел с вестью о её смерти. Пораженная радостным ужасом, княгиня лишилась дара речи. Евдокия знаками попросила, чтобы ей прислали иконописцев. Дважды они переписывали икону, но никак не могли угодить княгине. Наконец иконописец изобразил на иконе Архангела Михаила. Только после этого к ней возвратилась способность говорить.

17 мая 1407 она была пострижена в монахини под именем Евфросиньи. В «Сказании о блаженной великой княгине Евдокии» говорится, что во время шествия в монастырь произошло чудо. Улицы были полны народа. Один из них, нищий слепой, громко взывал: «Княгиня! Дай мне прозрение!». Евдокия продолжала свой путь, будто бы ничего не слыша, но поравнявшись с ним, как бы случайно, поправила свои одежды, и рукав упал на руки слепого. Он протер им глаза и прозрел.

Уже через 3 дня она заложила новую церковь Вознесения, а еще через 10 дней скончалась. Евфросинию Московскую канонизировали в 19 веке, а Дмитрия Донского более 100 лет спустя – в 1988. Сейчас и в честь нее самой в Москве строится храм преподобной Евфросинии.

По материалам сайта http://roza-bez-shipov.livejournal.com 


Вернуться назад