ОКО ПЛАНЕТЫ > Изучаем историю > Юмор исцеляющий! И не очень…

Юмор исцеляющий! И не очень…


30-06-2012, 18:06. Разместил: virginiya100

Смех полезен - надо этим пользоваться.

Между сексом и юмором есть еще одно различие: секс мы можем описать в двух-трех словах или парой жестов, а юмор краткому описанию не поддается. Если взять кучу энциклопедий, открыть на букве «Ю» и выкинуть из описаний все лишнее, получится примерно следующее: юмор – это способность испытывать позитивное душевное состояние при ситуациях или словах, которые люди считают забавными, и умение вызывать такое же чувство у других вплоть до смеха. То, что считается забавным, зависит от обстоятельств и национальных особенностей.

Когда мы говорим «чуть не помер со смеху», то даже не подозреваем, что такая опасность действительно существует.

Как-то раз один мужик... Нет, мы будем точнее – 24 марта 1975 года каменщик Алекс Митчелл из английского городка Кингс-Линн смотрел любимое комедийное шоу. Комедианты удачно пошутили про шотландцев (в Англии этот народ является излюбленным объектом для анекдотов, как у нас – чукчи), и 50-летний Алекс начал хохотать, как заведенный. Минут через пятнадцать жена сообразила, что дело неладно, но не стала мешать мужу веселиться. Прошло еще десять минут, и Алекс, издав последний смех, рухнул на диван – не выдержало сердце. Как утверждают любители английского юмора, вдова написала письмо, поблагодарив комиков «за то, что они скрасили последние минуты покойного».

Английский юмор суров, как климат туманного Альбиона, и не признает ничего святого. По мнению британских телезрителей, лучший комедийный фильм всех времен и народов – «Житие Брайана» режиссера Терри Джонса. Это пародия на Иисуса Христа, которую в свое время отказались снимать почти все киностудии (сейчас, когда человечество бесится от избытка политкорректности, такой фильм вообще бы в прокат не пустили). Юмор у шотландцев еще более своеобразен, но он имеется, пусть даже все остальные его не понимают. Даже у чукчей есть поговорка «Смех делает человека сильным», а шутки и анекдоты являются любимым развлечением в полярную ночь.

Короче говоря, народов без юмора нет, а эмоционально бедных людей, которые не способны шутить и понимать шутки, надо отправлять к врачу: хроническая потеря чувства юмора может оказаться симптомом инсульта.

Хотя для Алекса Митчелла и еще десятка невезунчиков смех оказался последней радостью в жизни, остальное человечество находит в нем только пользу. Смеющийся человек расслабляет около 80 групп мышц; подсчитано, что смех в течение 5 минут равен 40 минутам отдыха. Он снижает стресс, укрепляет иммунную систему. Простуда отступает перед веселым смехом, способствующим выработке антител, защищающих нас от вирусов и бацилл. Шведские медики, сравнив продолжительность жизни известных актеров театра за два с половиной века, выяснили, что комики жили гораздо дольше трагиков.

Кардиологам тоже есть что добавить в пользу юмора. В Медицинском центре университета Мэриленда (США) выяснили, что просмотр в кино психологических драм тормозит ток крови на 35%, а смех, спровоцированный комедиями, наоборот, на 25% разгоняет кровь. «Эффект забавной картины равен сеансу аэробики или прохождению курса лекарственных препаратов», – утверждают врачи.

У людей с хорошим чувством юмора вероятность сердечного приступа оказалась ниже, чем в специально отобранной контрольной группе. Связь оказалась прямая – стресс губительно действует на кровеносные сосуды, вызывая воспаления, накопление жира и появление холестериновых бляшек. Смех, снимая психическое напряжение, предупреждает весьма серьезные неприятности.

Американский профессор Ли Берк выяснил, что у добровольцев, ждущих показа комедии, в кровь выделяется больше гормона роста и бета-эндорфина по сравнению с теми, кто собирается читать свежие новости о политике и катастрофах.

Но самую удивительную связь между смехом и здоровьем обнаружили сотрудники медицинского центра Ассафа Харофе в Израиле. Они разделили женщин, готовящихся к экстракорпоральному оплодотворению, на две группы: одних после процедуры смешили профессиональные клоуны, а вторых никто не веселил. При прочих равных условиях в первой группе забеременели 33 женщины, а во второй – всего 18!

Поверить алгеброй гармонию

Раз смех полезен, значит, надо этим пользоваться – решили врачи и создали смехотерапию. Что может быть проще – насмешить пациентов различными методами и давать «домашние задания» по смеху? Однако юмор оказался не столь универсальным, как казалось ранее: то, от чего смеются одни, не смешно другим. Кто-то ржет как лошадь от шуток Петросяна, а кто-то их терпеть не может. Другой слышал этот «бородатый» анекдот, предлагаемый смехотерапевтами, еще при Хрущеве. А вот африканцу, если он окажется в группе, шутки про негров могут показаться вообще черным юмором!

Потерпев первые неудачи, ученые взялись за юмор всерьез. Так появилась на свет новая наука – гелотология (от греческого «gelos» – смех).

В первую очередь врачи выяснили, какой участок головного мозга отвечает за чувство юмора и чем его можно возбудить. «Зона смеха» притаилась в нижних отделах лобной доли, а с ее стимуляцией вышла незадача – кроме электродов, которых нужно вживлять в мозг, эффективными оказались лишь кокаин с марихуаной! А у этих «лекарств» слишком много недостатков: дорогие и не везде продают…

Английский психолог Ричард Вайзман из Хартфордширского университета в 2002 году подвел итоги проекта по изучению анекдотов с использованием Интернета. Его коллеги создали сайт, куда любой желающий мог прислать свой анекдот или оценить анекдоты других людей по пятибалльной системе. Электронные письма посыпались тысячами, и, хотя каждый третий анекдот забраковали по соображениям этики и морали, на сайте вскоре появились 40 тысяч шуток. При оценке анекдотов читателям предлагали указать свой пол и страну проживания.

После обработки двух миллионов оценок Вайзман выяснил, что самыми веселыми оказались немцы: большинство шуток и анекдотов их развеселили. Канадцы оказались печальнее всех – их оценки в целом были самыми низкими. Что касается содержания, то французы предпочли циничный юмор, американцы – анекдоты, выставляющие кого-то в глупом положении, англичане, ирландцы и австралийцы – двусмысленные сюжеты. Русские в списке не представлены: сайт англоязычный, а с английским, у большинства населения России, отношения сложные...

По результатам голосования был вычислен и самый смешной анекдот. Но прежде чем его прочитать – сядьте поудобнее, чтобы не свалиться в обморок от изумления:

«Двое охотников из Нью-Джерси идут по лесу, и тут один неожиданно упал на землю. Второй видит – его приятель не дышит, глаза закатились. Он берет мобильник и звонит в службу спасения: «Мой друг умер! Что делать?»

– Не волнуйтесь, – отвечает оператор. – Мы вам обязательно поможем! Сперва убедитесь, точно ли он мертв?

Молчание на линии, потом раздается звук выстрела:

– Да, он точно мертв! – говорит охотник. – Дальше-то что делать?!»

По-моему, не очень смешно, и самое главное – совсем не научно. Аудитория в Интернете достаточно специфическая, поэтому ее пристрастия могут не совпадать с предпочтениями остального населения, и, во-вторых, отбор только «приличных» анекдотов серьезно исказил картину. Кто знает, что выбрали бы посетители без цензуры?!

Самые смешные анекдоты разных стран по версии д-ра Вайзмана тоже оказались достаточно странными. Например, в Бельгии на первое место вышел анекдот: «Зачем уткам перепончатые лапы? Чтобы тушить пожары. А зачем слонам плоские ноги? Чтобы давить горящих уток». Зато канадские и немецкие анекдоты кажутся точными копиями русских.

Со смехом по жизни

Современному человеку никуда не деться от юмора, если он живет не в лесу. Шутки и смех используют не только в юмористических журналах и передачах, потому что журналисты знают: юмор увеличивает интерес к услышанному, увиденному и прочитанному, заставляя его запомнить. Политики часто вставляют шутки в речи, чтобы выделиться на фоне других кандидатов, или стараются принизить конкурентов, высмеяв их. Каждый помнит гениальные фразы вроде «Хотели как лучше, а получилось как всегда» или «Ну, кто меня может заменить?! Убью сразу... Извините».

И уж тем более это касается рекламы. Прием прост – шутки должны создать у потребителя хорошее настроение и связывать его с покупаемым товаром. Рекламщики не скрывают, что «стремление аудитории отвлечься от забот, снять стресс и получить эстетическое удовольствие проявляется достаточно сильно, поэтому юмор в рекламе привлекает гораздо больше, чем просто информация».

В Америке юмористическая реклама составляет до 30% от ее общего количества צ правда, действует она не на всех и не всегда. Ученые-гелотологи не нашли еще универсальных формул смеха, а кроме того, шутка иногда запоминается лучше рекламируемого товара. Рекламу пива, в которой блеснул упитанный Андрей Семчев («Ты где был?! – Пиво пил...»), все помнят? Хорошо... А какое пиво рекламировалось? Вот именно...

В нашей «родной» рекламе на недостаток юмора жаловаться не приходится. Беспокоит другое – маловато действительно смешного, хорошего юмора. То ли зрителей принимают за безнадежных тупиц, то ли полагают, что чем юмор тупее, тем он лучше дойдет! Ведь так можно отбить у людей охоту смеяться, особенно если «смешная» реклама повторяется каждый день по несколько раз. Поэтому, мы позволим дать совет нашим читателям – поменьше смотрите «дуроскоп» и слушайте радио, а комедии или концерты любимых юмористов легко достать в записи.

Кстати, чувство юмора поддается тренировке: даже при очень тяжелой депрессии люди снова учатся смеяться, находя веселое во всем, что нас окружает. Поэтому смейтесь на здоровье, и вскоре вы искренне удивитесь, заметив, что ваша жизнь меняется к лучшему!

ОСТРОУМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Ученые, изучающие приматов, давно подметили у них чувство юмора. Обезьяны могут поддразнивать друг друга или экспериментаторов, особенно если они обучены языку жестов, – например, показать пальцем на кого-то, сделать жест, обозначающий «дерьмо», и засмеяться (смех звучит как серия звуков «кхе-кхе-кхе»). Даже самые простые жесты могут быть использованы для шутки: горилла Коко, развеселившись во время опытов, показывала знак «пить» (отставленный большой палец, приложенный ко рту), но при этом приставляла руку к не предназначенным для питья местам. Эта же горилла однажды на вопрос «какого цвета платок» отвечала жестами «красный», хотя платок был белым. Когда терпение ученых иссякло, она засмеялась, показав пальцем на пришитую к краю платка тонкую красную тесемочку.

По мнению Джаака Панксеппа из университета Боулинг Грин (штат Огайо, США), у крыс тоже есть чувство юмора, и они умеют смеяться. Профессор заявил, что на крысиный смех мы не обращали внимания, потому что грызуны смеются на не слышимой людьми частоте, до 50 килогерц. Во время экспериментов группа Панксеппа установила: крысы, как и люди, делятся на наделенных чувством юмора и обделенных им. Чем чаще биологи щекотали крыс, вызывая у них приступы смеха, тем более те становились контактными, требуя от людей продолжения игры.

ЮМОР СКВОЗЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Чувство юмора у наших предков было таким же, как и сейчас, разве что чуть погрубее. Первой в мире карикатурой считается наскальный рисунок с изображением человека, споткнувшегося об камень: это считалось таким же смешным, как и сцены с падением из-за банановой кожуры в современных комедиях.

Британская исследовательница Кэрол Эндрюс, изучив чувство юмора в Древнем Египте, пришла к выводу, что египтяне любили непристойные шутки, у них были пародии и даже политическая сатира на фараонов. Анекдоты тоже имелись – один из них сохранился в письме, написанном задолго до начала нашей эры:

«Один мужчина был двадцать лет женат на одноглазой женщине, а затем ушел к другой. Через некоторое время бывшие супруги встретились. «Почему ты меня бросил?» – спросила отвергнутая жена. – «Потому что у тебя не хватало одного глаза…». – «Ты что, это только через двадцать лет заметил?!»

В Древней Греции появился первый сборник анекдотов – Philogelos (как мы уже знаем, gelos по-гречески означает «смех», а рhilos – «любитель», то есть название можно перевести как «Для любителей посмеяться»). Некоторые анекдоты из него рассказывают до сих пор с некоторой переделкой:

«На вопрос болтливого цирюльника «Как тебя побрить?» шут ответил: «Молча!».

Вот уж воистину анекдот с бородой!

Коли речь зашла про шутов, заметим, что в средние века эта должность была престижной: шуты пользовались всеми благами в замках, получая постоянный оклад. Во Франции их дела шли особенно хорошо – шутов включали в штат придворных чинов на уровне ниже камергера, но выше обычной прислуги. Конечно, почести воздавались не просто так: шуты должны были уметь петь, музицировать, декламировать баллады и стихи. И конечно же «приправлять» застолье своего господина анекдотами и загадками.

После битвы при Пуатье в 1356 году англичане захватили в плен французского короля Иоанна. В его свите был и шут по имени Жан. Этого «веселого» Жана король одевал в шелка и бархат, в меха, щедро одарял жемчугами. За столом тот пил не из обычной кружки, – у него был отдельный серебряный кубок. Более того, у Жана было два собственных лакея!

Неизвестно, когда родился знаменитый английский юмор, но первая британская шутка в письменном виде датируется Х веком. Это знаменитая шутка-загадка: «На мужском бедре висит, к любимой дырке бежит…». Ответ – «Ключ!».

Именно в Англии первоапрельские шутки впервые стали ежегодной традицией, и с появлением газет получили массовый характер:
 http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/85/458/85458952_3779070_1april_09.gif
В марте 1798 года лондонские газеты напечатали объявление: «Через неделю, считая с сегодняшнего дня, ровно в 12 часов невиданное шествие пройдет в соборе Вестминстерского аббатства. В шествии примут участие старые женщины и мужчины, обоего пола вдовые и дети, женатые и разведенные мужчины, замужние и разведенные женщины. Посмотреть на это торжественное шествие приглашаются представители всех чинов и сословий». Когда в указанный день толпа собралась перед Вестминстерским аббатством, кто-то крикнул: «Первое апреля!» Поняв, что они и есть шествие, люди со смехом разошлись.

Газета Evening Star продолжила традицию, опубликовав 31 марта 1848 года объявление: «Завтра утром в зале сельскохозяйственных выставок откроется первая в стране выставка ослов». Большая толпа читателей пришла в зал и выяснила, что экспонаты выставки, собственно говоря, они сами. Но насколько эта шутка увеличила количество подписчиков газеты, история умалчивает.


Вернуться назад