Руины Анасази и стена с пустынным налетом, национальный заповедник Каньон де Чейли, Аризона
Область распространения анасази, а также соседних культур могольон и хохокам
В XVIII веке испанцы упорно искали сухопутный торговый путь через североамериканский континент к Тихому океану, в Калифорнию. Из расположенного в Новой Испании города Санта-Фе экспедиции постепенно продвигались все дальше через пустынные горные районы. Однажды на монотонном красно-желтом фоне еще издали путники заметили темное пятно, которое оказалось хвойным лесом на вершине обширного нагорья, — отличный ориентир для караванов. Тогда-то и появилось на картах название Меса-Верде, что на испанском языке означает «зеленое плато». Постоянные поселения европейцы стали строить в этом районе Дикого Запада только к концу XIX века. И вот, холодным вьюжным днем 18 декабря 1888 г. ковбой Ричард Уэзерилл (Richard Wetherill) объезжал Меса-Верде в поисках отбившихся от стада коров, но вместо них увидел на другом берегу каньона, прямо на стене обрыва, настоящий город с башнями и домами. Сквозь пелену снегопада строения казались парящими в воздухе. На другой день метель стихла, и Ричард вернулся получше разглядеть это чудо. Он увидел большое каменное здание, похожее на древнюю крепость, расположенное в углублении отвесного обрыва. С желтых стен черными прямоугольниками смотрели десятки окон. Впоследствии Ричард и его братья, сделав лестницы, смогли добраться до этого здания и обследовать его. Они также побывали в соседних каньонах и через год обнаружили еще 182 поселения в скалах. Найденные предметы обихода ковбои продавали в музеи и частным коллекционерам. Логично было предположить, что древние города построили предшественники индейцев навахо, населявших к тому времени соседние земли. Поэтому Уэзерилл предложил называть жителей скальных поселений Меса-Верде «анасази».
На языке навахо, слово anaasází (<anaa- «враг», sází «предок») означает либо просто «древние», либо «древний враг». Этот термин закрепился в археологической терминологии в системе классификации Пекос в 1927 г. В настоящее время пуэбло выступают против термина «анасази» (они называют их «хисатсином» (Hisatsinom), «праотцами»), а навахо — против термина «древние пуэбло».
Культура Анасази, или древние пуэбло — доисторическая индейская культура, существовавшая на территории современного региона на юго-западе США, известного как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). Для культуры анасази был характерен собственный стиль керамики и сооружения жилищ.
До сих пор среди археологов продолжается спор о датировке возникновения культуры, однако в настоящее время установилась компромиссная формулировка на основе Классификации Пекос (en:Pecos Classification), согласно которой культура возникла примерно в XII в. до н.э. во время Эры изготовителей корзин II. Археологи считают, что культура Анасази делится на два основных периода: период Плетения корзин (Basket Maker Period) и период Пуэбло (Developmental Pueblo Period). Мастера-"корзиноделы" были очень искусны в своем ремесле. Они изготовляли корзины для хранения и приготовления пищи, а также для доставки воды. Изначально они жили в основном в небольших пещерах, образованных в горах плато в результате эрозии. Корзиноделы выращивали и обрабатывали злаковые культуры и бобы. За 500 лет до нашей эры древние жители уже сами стали выкапывать ямы-пещеры для своего жилища и покрывать их крышами; овладели гончарным ремеслом и стали использовать вместо корзин глиняную посуду.
Корзина анасази Период Пуэбло (расцвет культуры этого народа) продолжался между 700 и 1300 годами н.э. Люди, жившие в Колорадо в эти времена, уже строили свои дома из камней и высушенных на солнце глиняных плит. Их поселения, базировавшиеся в районах пещер плато, назывались "пуэблос". Примерно с начала XII века люди стали постепенно переносить свои поселения в другие районы. К 1200 г. они стали строить новые деревеньки - "пуэблос" вдоль стен каньона, под карнизами пещер плато. Жителей таких поселений называли "жителями скал" (Cliff Dwellers). Примерно после 1300 гг. н.э. многие поселения были покинуты, как принято считать по причине засухи, длившейся около 20 лет.
С археологической точки зрения эта культура наиболее известна своими «Большими Домами» - общинными многоэтажными зданиями, напоминающими современные многоквартирные дома. В таких домах было до 650 комнат, в которых проживали до тысячи человек. Центром культуры анасази был густонаселенный каньон Чако (Нью-Мексико), где находилось не менее девяти Больших Домов, с превосходно обработанными стенами из песчаника. На строительство полов и крыш ушло не менее 20 тысяч деревьев, причем древесина часто завозилась из мест, расположенных на расстоянии более 100 километров.
Начиная с самых ранних раскопок исследователи полагали, что древние пуэбло (анасази) были предками современных пуэбло. В целом, и сами пуэбло также претендуют на происхождение от древних пуэбло. До настоящего времени остаётся населённым созданное анасази около 1000 лет назад селение Таос-Пуэбло, являющееся памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Древнее поселение Орэйби (Oraibi) 1051 - 2009 (до сих пор здесь живут люди)
Скальный дворец, национальный парк Меса-Верде
Ещё один ракурс Скального дворца, национальный парк Меса-Верде
Каменный обрыв над домом навечно закопчен струями дыма от очагов, огонь в которых последний раз горел 700 лет назад
В Чако-Каньоне ученые обнаружили немало свидетельств того, как обширны были астрономические познания местных индейцев. Впрочем, большинство линий и знаков, найденных здесь, никак не связано с отысканием точек эклиптики. Они имели скорее ритуальное значение, нежели служили каменным календарем. Большинство, но не все. Отметим самые интересные из находок.
Возводя дома, индейцы умели точно ориентировать их по сторонам света. Так, стена дома в Пуэбло-Альто расположена точно вдоль линии, соединяющей запад с востоком; то же самое в Пуэбло-Бонито.
Ворота в Пуэбло-Бонито
Пуэбло-Бонито
Ось кива в Каса-Ринконада указывает точно на север. Окна и ниши во многих постройках в Чако-Каньоне ориентированы точно по положению Солнца в дни равноденствий и солнцестояний. Возможно, их ориентировали также по лунным фазам или восходу Венеры - с этим мы встречаемся в Пуэбло-Бонито и Четро-Кетле. В круглой стене, ограждающей Каса-Ринкон, имеются многочисленные ниши. В одной из них сквозь окошко, глядящее на северо-восток, видно восходящее Солнце в момент летнего солнцестояния.
Пуэбло-Бонито, крупнейший из Великих Домов Чако, находящихся у подножия северной конечности Каньона Чако
Пуэбло-Бонито
Модельная реконструкция Пуэбло-Бонито
Не так давно было сделано еще одно удивительное открытие – каньон Чако находится в центре сложной сети дорог, простирающейся на сотни километров. Часть дорог – просто расчищенная от камней земля, но часть – настоящие мостовые, высеченные в камне, с бордюром из глиняных кирпичей.
В 70-е годы ХХ века, когда удалось сделать аэрофотоснимки дорог, всем казалось, что они были построены в чисто экономических целях. Множество памятников культуры анасази за пределами каньона Чако имеют архитектурные элементы, сходные с Большими Домами, включая отдельно стоящие Большие Дома и Большие Кивы (подземные религиозные структуры). В связи с этим археологи и предположили, что система дорог была создана с целью объединения разрозненных общин. Однако позже оказалось, что экономическая выгода играла далеко не главную роль при строительстве. Дороги шли строго по прямой, отказываясь следовать удобным изгибам местности и не отклоняясь перед встающими на пути горами, они даже не являлись кратчайшим маршрутом между двумя поселками. На некоторых участках дороги шли параллельно друг другу. Более того, подходя к каньону, они часто превращаются в лестницы, высеченные на крутых склонах, с помощью каменных молотков и зубил, что требовало титанических усилий древних рабочих. На самых крутых участках приходилось даже возводить леса, чтобы подниматься по практически отвесным кручам. И, наконец, есть дороги, которые попросту ведут в никуда, исчезают, вместо того, чтобы заканчиваться у какого-то поселения. Так что, сугубо экономическое применение, весьма сомнительно. Впрочем, современные шаманы утверждают, что они совершают магические путешествия (часто в облике животных или птиц), когда их дух летает над землей в отдаленные места. Прямые линии, предположительно, могли служить ориентиром для таких путешествий.
Подземное помещение для религиозных церемоний — кива. В центре пола — углубление для костра. В киву спускались по лестнице через дыру в потолке
Но самое загадочное в культуре анасази, это их петроглифы, которые они часто оставляли на строениях и просто на скалах и пещерах. На первый взгляд будто бы обыкновенная живопись пещерного века. При более внимательном рассмотрении оказалось что многие из этих петроглифов (особенно спиральные) служат своеобразными диаграммами. В них показывалось как должны выглядеть различные эффекты образуемые игрой света и тени при перемещении солнца над углами зданий.
На востоке каньона имеется примечательный знак: скала Фаяда-Бутте (Fajada Butte) высотой 120 м. На ней выгравированы две спирали. Перед ней поставлены три каменные плиты трехметровой высоты. В день летнего солнцестояния, в 11 часов утра, узкий, кинжальный луч света падает на середину большой спирали, рассекая ее точно пополам (см. рис. ниже). В дни осеннего и весеннего равноденствия один луч света падает на большую спираль, а другой — на маленькую. В день зимнего солнцестояния» в 10 часов утра, две узкие полосы света окаймляют большую спираль. Возможно, что эта спираль отмечает также крайние положения лунной орбиты. После восхода Луны в крайней, юго-восточной точке ее орбиты тень ночного светила рассекает спираль надвое, а после восхода Луны в крайней северо-восточной точке орбиты ее тень касается левого края спирали. Параллельно границе тени на скале прочерчена линия.
Скала Фаяда-Бутте (Fajada Butte) 36°01′08″С.Ш. 107°54′35″З.Д.
Вид спиралей и солнечных визиров в дни солнцестояний и равноденствий на скале Фаяда-Бутте
День летнего солнцестояния (другие фото здесь)
В восточной части Чако-Каньона, вблизи от развалины пуэбло в Влдасиджи, на скале процарапан символ, отмечающий игру света и тени в дни солнцестояний и равноденствий. Кроме того, в Ховенвипе индейцы анасази использовали естественные неровности рельефа. Так, на стене коридора, образованного двумя скалами — он вытянулся почти на пять метров, — нацарапан символ Солнца, типичный для культуры пуэбло: три концентрических круга с точкой посредине. Именно тут соединяются два узких луча Солнца примерно через час после его восхода в день равноденствия. Очевидно, индейцы регулярно наблюдали эту эффектную сцену. Всё это работает и по сей день с безупречной точностью и кто знает какие ещё секреты хранят эти странноватые каракули на камнях...
Скальное жилище, Бандельер, Нью-Мексико
Руины древних пуэбло в Тёмном каньоне, Юта
См. также подборку фотографий и карту Национального Парка Меса-Верде. И еще одна подборка фото.
Подготовлено по материалам Интернет:
http://ru.wikipedia.org http://www.fargate.ru http://www.vokrugsveta.ru http://www.langinfo.ru
http://xfactor.biz
Вернуться назад
|