ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > В каменном гробу сухо и комфортно

В каменном гробу сухо и комфортно


12-04-2009, 12:05. Разместил: Damkin

Этот материал был написан для журнала    МК-Бульвар в 1999 году и опубликован с некоторыми изменениями. В июне 2004 года  я снова побывала в Гизе. Пирамиды вечны, а о мелких переменах - несколько слов  в скобках и другим шрифтом.  

 

Сколько раз приходилось слышать: ну, был я в этой пирамиде - душно, темно,лезешь куда-то, а чего там смотреть-то? Но отчего-то тысячи людей по всему миру "больны" пирамидами и отдают им многие годы... Вот и нас с мужем, однажды прикоснувшихся к этой теме, незаметно затянуло в бездонный омут... Полтора десятка лет посвятили мы тайнам египетских пирамид, собирая все, мало-мальски имеющее к ним отношение. Гипотезы и теории, исследования и открытия, спекуляциии мистификации - чего только нет в истории "пирамидологии"...

А вот как раз точных ответов-то и нет! В каждой книге, написанной такими же, в общем-то,"чайниками-пирамидологами", узнаешь свои собственные впечатления, обнаруживаешь свои собственные догадки...  Через много лет понимаешь: мы все медленно бредем одной и той же тропой. Но некоторым в чем-то повезло больше, чем другим, и они делятся с тобой своими находками и открытиями.

И задают новые вопросы. И ты снова годами ищешь, ищешь ответы. Зачем?

 

Удивительная страна - Египет: тоненькой ниточкой протянулась она с юга на север вдоль русла Нила, среди каменистой пустыни. Курорты, оазисы, туристические достопримечательности за пределами этой ниточки - точки на карте. Но есть у Египта иное измерение - в глубину тысячелетий. И в этом путешествии, куда ни глянь, не найдешь ни истоков, ни границ.

Впрочем, как известно, лучше один раз увидеть.

Наведаемся в Гизу, к Большой пирамиде имени Хеопса. Если собрать все, что о ней написано, получится много-много огромных пирамид, а толку?  Из всех этих повторений и перевираний одних и тех же "чудес" выбираем несколько наиболее интересных и хоть что-нибудь объясняющих  (или, наоборот, все запутывающих) сведений.         

 

ФОРТОЧКА С ВИДОМ НА СИРИУС

Особенно любопытны находки последних двух десятков лет, в том числе - сделанные "пирамидологом - любителем", а по профессии - инженером-строителем, Робертом Бьювэлом и специалистом по вентиляции Рудольфом Гантенбринком при изучении шахт-"воздуховодов" пирамиды Хеопса. Обследуя эти шахты для использования "по прямому назначению", т.е. для устройства принудительной вентиляции, с помощью специально созданного крохотного (размером с бутылку) вездехода "Упуат", Гантенбринк не только обнаружил в конце одной из них таинственную дверцу (точнее - форточку, поскольку размер ее примерно 20х20 см, ту самую, которую не так давно Захи Хаваз, пирамидальный директор, с пафосом просверлил, да ничего так и не нашел), но и сделал точнейшие промеры расстояний и углов наклона шахт.  Дальнейшие расчеты показали, что южные шахты были сориентированы точнехонько на Сириус и одну из звезд Пояса Ориона. Правда, это вовсе не значит, что шахты создавались для наблюдения за этими звездами, поскольку они... не прямые! Специальная астрономическая компьютерная программа позволила рассчитать, что ориентация шахт на звезды произведена приблизительно в 2550 году до н.э. Расчеты также показали, что начало этого цикла движения созвездий приходится на 10450 год до н.э.

Диагонали двух больших пирамид находятся на одной прямой, а третья, меньшая, чуть сдвинута в сторону. Как обычно, проще всего было бы считать это ошибкой древних египтян. Но Бьювел обнаружил, что точно так же выглядит Пояс Ориона: две звезды на одной прямой, а третья чуть в стороне от нее. Роберт Бьювэл утверждает, что расположение пирамид Хеопса, Хефрена и Микерина  относительно Нила именно в то время - 10450 лет до н.э., точно соответствовало расположению трех звезд Пояса Ориона  относительно Млечного Пути - небесного аналога Нила. А ведь именно к этому времени относил начало строительства пирамид и великий ясновидящий ХХ века американец Эдгар Кейс!

 

alt

Орион...     10450 г. до н.э.     и пирамиды

Когда самолет пролетает над Каиром, можно оценить соответствие троицы пирамид трем звездам Пояса Ориона .


 

Когда-то нас буквально потрясло открытие советского египтолога-любителя Анатолия Васильева: он утверждал, что пирамидам удалось простоять несколько тысячелетий потому, что внутри у них - скальные основания. Много лет мы искали подтверждения, потому что были уверены - этот факт в корне меняет представление о технологии строительства пирамид. Во всяком случае, считали мы, о геродотовых двух миллионах блоков говорить уже не приходится.

В 1997 году, беседуя с заместителем директора Национального Египетского музея в Каире,  мы спросили, что по этому поводу думают египетские ученые. К нашему удивлению, он равнодушно отмахнулся: это давно известный факт и в нем нет ничего особенного... А мы-то мучились... Однако про эти два миллиона блоков вы до сих пор прочтете в любом путеводителе, не говоря уже об учебниках. Но тогда гипотеза Бьювэла о том, что созвездие Ориона служило планом, по которому строились пирамиды, не отвечает на один вопрос: если известно, что внутри каждой из больших пирамид - скальный выступ, то каким образом кто-то когда-то увидел, что расположение трех скал соответствует трем звездам Ориона, а Нил - ну в точности Млечный Путь?

Предположить можно два ответа: либо у древних строителей были точнейшие планы-карты местности, либо они видели все это с высоты птичьего полета. Летали, в общем.

 

В ТЕМНОТЕ И НА КАРАЧКАХ?

 Сколько бы ни говорили, что каждая из пирамид - гробница, побывав внутри, начинаешь в этом сильно сомневаться. Храм - ну еще может быть, но склеп? Вообще, о смерти там ничто не напоминает. Саркофаг? Если вы были в Национальном музее и видели, с какими прибамбасами был похоронен 19-летний Тутанхамон, то вас никто не убедит, что более чем тридцатилетнее правление великого и могучего Хеопса завершилось в этой комнатушке. Каменный ящик без крышки стоит здесь со времени создания самой пирамиды. Ни в один проем в пирамиде он не пройдет (если, конечно, не изготовлен на месте по неведомой технологии, как утверждают Носовский и Фоменко. Почему бы и нет?). И хотя Роберт Бьювел подробно расписывает, как могла проходить церемония "проводов" души фараона в мир иной (но не захоронения!), там, в Пирамиде, представить себе что-нибудь подобное практически невозможно!

Судите сами: устройство пирамиды позволяет взрослому человеку выпрямиться во весь рост только в трех камерах и Большой галерее. Высота других проходов - около 1,2 метра и меньше, так что любому взрослому приходится наклоняться. Есть места, где вообще передвигаться можно только ползком! Остается предполагать, что построившие огромную пирамиду древние египтяне были просто крошечного роста!

Освещенная электрическими лампами Большая галерея - зрелище незабываемое. (Сейчас, кстати, такого освещения уже нет, осталась ровная серенькая подсветка... жаль!) А при каком свете жрецы могли проводить церемонии? Едва ли это были свечи или факелы: в пирамиде слишком мало воздуха, к тому же факелы должны были бы сильно коптить... Да и передвигаться с ними по низким коридорам довольно сложно. Но ведь совсем без освещения они в пирамиде все равно не могли обойтись! 

alt

Жаль, конечно, что нет сейчас столь эффектного освещения,

но и при ровном свете Большая Галерея выглядит более, чем величественно.

 

 

Сейчас туристы спускаются-поднимаются либо по специально вырубленным ступенькам, либо по деревянным трапам с перилами - и то, надо сказать, не каждому это легко. Но ведь там, под деревянными щитами, гладкий каменный пол.

Известный русский журналист и оккультист Петр Демьянович Успенский, побывавший в пирамиде Хеопса в 1914 году, рассказывал об этом так:

"Пол очень скользкий, ступеней нет, но на отполированном камне есть горизонтальные, слегка шероховатые зарубки, по которым можно идти, слегка расставив ноги. ...Теперь нужно подняться чуть выше, и перед вами появится узкий черный вход в другой коридор, который идет вверх. Хватаясь за стены, с трудом вдыхая затхлый воздух, обливаясь потом, вы медленно пробираетесь вперед...".

О Большой галерее: "...нет никакого сомнения, что коридор сделан не для ходьбы".

Если верить Бьювелу, ритуал происходил при "участии" мумии фараона. И как же по узким и скользким наклонным коридорам пирамиды перемещали этот священный предмет? Может, волоком?! Впрочем, в пирамиде есть и детали, предполагающие наличие каких-то механизмов. Вот, например, в тамбуре перед камерой царя в камне вырезаны пазы, которые определенно выглядят как направляющие для подъемного устройства. Служили они для ритуальных целей или были частью строительных приспособлений? Да и вообще в конструкции пирамиды есть детали, точный смысл и назначение которых до сих пор совершенно неясен.

 

САМЫЙ ПРЯМОЙ УГОЛ - ЕГИПЕТСКИЙ

  А знаменитые математические загадки пирамиды Хеопса? Чего только ни высчитывали в ней, какие только единицы измерения ни придумывали. Но важно, что мерять можно хоть в попугаях, пропорции от этого не меняются. И в этих-то пропорциях обнаруживаются прелюбопытные вещи! Например, внутренний объем саркофага ровно вдвое меньше внешнего, камера царя построена по законам "золотого сечения", а периметр основания самой пирамиды относится к высоте, как длина окружности - к ее диаметру (С=пD  или С=2пR)! А ведь считается, что египтяне и до колеса-то тогда еще не додумались. Хотя за абсолютную точность измерений ручаться нельзя - у пирамиды не было вершины уже во времена Геродота, да  и камни у основания не сегодня порастащили...

Ну, а насчет  "чем древнее, тем глупее", пора бы нам уже перестать обольщаться. Например, качество обработки камня на уровне древнеегипетского сегодня потребовало бы сложнейших технологий, и сверхпрочных инструментов. А способ изготовления и обработки внутренних поверхностей каменных ваз, относящихся, возможно, еще к додинастическому периоду истории Египта, вообще недоступен современным резчикам! И догадаться, как они это делали, нельзя: на обработанных поверхностях нет ни малейших следов режущих инструментов! Но считается, что древние египтяне даже железа не знали, не то что какой-нибудь сверхпрочный карбид вольфрама! (Впрочем, опять же по утверждению Носовского и Фоменко, тогдашняя технология этого и не требовала. Не специалист - не спорю, потому что не знаю. Однако, что та, что другая технология, а современной науке они неизвестны, разве что в виде гипотез).

А точность строительства? Идеально сориентированные по сторонам света, пирамиды имеют в основании точные прямые углы. И при "навале" разноразмерных блоков, кажущемся весьма хаотичным, все углы выдерживаются с потрясающей точностью.  Это при таких-то размерах! В нашей  панельной квартире нет ни одного(!) действительно прямого угла... Но даже дотошные японцы, попытавшись построить уменьшенную копию пирамиды,  "промахнулись" - точно к вершине грани сходиться не захотели.


А способы перемещения гранитных блоков тонн эдак по 100? Если предположить, что и вправду сотня-другая рабов тащила такую "чушку", то до места они ее, конечно, как-нибудь доволочь могли. А вот как ее в пирамиде уставливали на точно рассчитанное место, там, где к ней и подойти-то могло от силы человек пять? Не-ет, тут все не так просто...

Когда, пройдя несколько метров в полусогнутом положении, выходишь, наконец, к Большой Галерее, захватывает дух. Сложенные из огромных плит, ступенчатые, сужающиеся к потолку стены никак не выглядят продуктом рабского труда. Они вообще не похожи на произведение человеческих рук. И вполне понимаешь тех, кто готов приписать постройку этого чуда всяким там инопланетянам. И сочувствуешь тем, кто побывал в пирамиде в составе большой туристической группы: когда впереди и за тобой, тяжело сопя, тащатся вверх по крутому трапу десятки твоих сотоварищей, практически невозможно остановиться, поднять голову и долго обалдевать и задавать глупые вопросы... (Сегодня вход в Пирамиду Хеопса стоит около 20 долларов, так что желающих попасть внутрь немного, а прежде,  случалось, по четыре туристических автобуса штурмовали ее одновременно).


ЧЕТВЕРТОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЗА РЕШЕТКОЙ

Необычные энергетические эффекты, свойственные пирамидам, если еще и не изучены окончательно, то уж, во всяком случае, широко разрекламированы: бритвы точить, продукты сохранять, вредные воздействия разгонять... Один из таких эффектов - способность определенных участков пирамиды воздействовать на человеческую психику. Как утверждают оккультисты, пирамида была возведена специально для того, чтобы помочь переходу на более высокий уровень сознания, то есть была Храмом Посвящения. Частью обряда посвящения была многодневная медитация в саркофаге, приводившая к необычайному расширению сознания. Но до этого надо было еще пройти испытание подземельем.

  (Сегодня тамошний гид покажет вам, если заметит ваш к этому интерес, где именно стоял прежде саркофаг, и где надо медитировать. И даже научит говорить "о-о-о-м-м-м", если сами еще не умеете) В одной книге есть объяснение того, почему закрыт решеткой тупиковый туннель, выходящий из камеры подземелья.

alt

Вот за этой решеткой он и есть...

 

Оказывается, он тоже имел отношение к обряду посвящения, и каким-то образом связан с четвертым измерением. А это значит, что все, о чем подумаешь в этом туннеле, тут же материализуется! Туннель этот имеет сечение 65х65 см и странную длину: от 12,5 до 16 метров. (Во всяком случае, в литературе  встречается как минимум пять вариантов результатов измерений). Освещения в туннеле нет, передвигаться можно только по-пластунски, и натерпеться страху там, конечно, проще простого, поэтому туда (да и вообще в подземелье) без особого разрешения никого не пускали.

..."Многие люди погибли здесь, поскольку дали волю своим страхам. В этом месте в последнее время произошло столько необычайных событий, что египетское правительство должно было преградить вход в туннель".

Но, по правде говоря, дело было так. В 1988 году мой муж  не только побывал в пирамиде (Николай Бондровский осуществил тогда уникальную в своем роде, одиночную экспедицию), но был допущен в ее подземную часть. Проверяя гипотезу Анатолия Васильева и желая кое-что для себя уточнить, он усыпил бдительность сопровождающих и рванул в этот - бр-р - малопривлекательный (тогда еще открытый) лаз! Освещая путь зажигалкой(!), ему удалось проползти метров пять, увидеть то, что было нужно, и вернуться назад под истошные вопли охраны! И ничего страшного не произошло! (А заодно можно считать, что в туннеле материализовалось то, что как раз и нужно было увидеть!)

А недели через две, когда пирамиду посетил небезызвестный Эрих фон Деникен, туннель уже был закрыт решеткой. Впрочем, и без того подземный зал  - самое таинственное место Пирамиды.


alt

Там, в подземелье, тишина необыкновенная...

 

КАК ПРАВИЛЬНО ЛЕЧЬ ВПЕРЕД НОГАМИ?


 Но вернемся в камеру царя, к саркофагу. В той же самой книге рассказывается, что первые археологи, заинтересовавшиеся саркофагом, (а не мифическими драгоценностями), обнаружили в нем белый кристаллический порошок, и взяли его для  исследований, и что сейчас этот порошок хранится в Британском музее.  И вот недавно ученые обнаружили, что у человека, находящегося в состоянии глубокой медитации, гипофиз выделяет большое количество особого гормона. Выходя с потом, он кристаллизуется и превращается в белый порошок. как раз в такой, какой обнаружили в саркофаге.

alt

Нам с мужем повезло: мы пришли рано и туристов в пирамиде было совсем мало. Ну как не попытать счастья! Смотритель, вылитый Хоттабыч, очень быстро понял, чего мы хотим. Вообще-то залезать в саркофаг нельзя, но если..., то можно. Мы, естественно, жадничать не стали... Муж решительно шагнул в саркофаг. Первый его снимок "в гробу" я сделала "поляроидом", а потом уже и "мыльницей".

(В этом году проблем насчет "полежать" и вовсе не было, поскольку и народу не было, и гид "продвинутый", а вот фотокамеру отобрали при входе. Жаль!).

Тут в камере царя появилась новая группа туристов, и эксперимент пришлось прервать на самом интересном месте. О том, что оно было действительно интересным, нам поведал "поляроидный" снимок. На нем вместо блика на стенке саркофага, там где скол, со стороны ног - красовалась какая-то "капуста"!

Технически все объяснялось просто: карточка была повреждена, под защитную пленку попал воздух... Но нам этого было мало. И через несколько дней мы вернулись в пирамиду Хеопса во всеоружии: с биолокационной рамкой, любимым инструментом экстрасенсов и кладоискателей!

На этот раз туристов было еще меньше, а Хоттабыч нас сразу признал. И не успели мы сами решить, что делать дальше, как он замахал рукой: давай, мол, залезай! А в это время рамка настойчиво вела нас к тому месту, где на снимке была "капуста", и... муж снова улегся в саркофаг, сложив ручки, только на этот раз головой в противоположную сторону, в сторону "капусты".  Что-то он там такое почувствовал... "Да, именно так и надо", - таким был его вердикт. . .

 

(В этот мой приезд "продвинутый" гид подтвердил нашу догадку, но уточнил, что саркофаг в прежние времена стоял не поперек, а вдоль камеры, и голова лежащего в саркофаге оказывалась как раз на центральной оси Пирамиды, а там возникают несколько другие ощущения, это чувствуется даже без саркофага. - На данный момент я уже четырежды полежала в саркофаге, и фотографии есть, и диктофонная запись того, как пирамида отвечает на "ОМ" ).

Впрочем, в пирамиде Хеопса и так достаточно тайн. Куда, например, делась ее верхушка, и была ли она вообще? А куда ведет из камеры царя довольно просторный лаз, прикрытый решеткой, придавленной здоровущим камнем? Хоттабыч, указав в глубину, сказал "сто" - как раз до самого подземелья. На фотографии, сделанной через решетку,. видна недавняя кирпичная кладка. Но ни на одной схеме пирамиды, даже самой подробной, вы этого лаза не найдете! А ведь на схемах изображают куда более мелкие подробности пирамидальных лабиринтов...И все исследователи, как назло, будто и не замечают ни решетки, ни камня, который, похоже, тоже изначально существует здесь рядом с саркофагом. (Увы, сегодня в камере нет ни решетки, ни камня. Пол аккуратненько заделан плитами... Спрашиваю гида: "Where is that big stone?", - и он показывает куда-то вниз, в сторону "камеры царицы". Замуровали они его, что ли? Сегодня я знаю ответы на эти вопросы. Знаю откуда взялся и куда делся камень, и почему понадобилась кирпичная кладка. Человеческий фактор, увы!)

Или та таинственная дверца в глубине "вентиляционной" шахты, которую обнаружил Рудольф Гантенбринк...  У нее, между прочим, было две металлических ручки, расположенные со стороны многометрового канала диаметром с ящик для посылок. Ну и кто мог там ими, ручками этими, пользоваться? Странно это все. Особенно удивительна сама способность пирамиды Хеопса притягивать к себе внимание. Совсем рядом стоят другие пирамиды, большие и маленькие, каждая из которых достойна самого пристального внимания и не менее загадочна. (И вход туда свободный и бесплатный! - был раньше, теперь уже в Гизе, да и вообще в Египте, почти ничего бесплатного не осталось...) Когда-то  в телепередаче "Вокруг света" был презабавный сюжет: съемочная группа показывала нам галерею и саркофаг пирамиды Хефрена, а диктор за кадром подробно рассказывал, тем не менее, все о той же пирамиде Хеопса, (куда оператора по каким-то причинам не пустили)!

 

 И ДРУГИЕ...

Вот и я хотела вообще-то рассказать о других пирамидах. О тех, например,  что находятся южней, в нескольких километрах от Каира, в Дашуре, на территории военной базы, и доступ к которым был открыт  не так давно. (Не знаю, можно ли сейчас попасть туда. - Можно, абсолютно без проблем). Лучше всего из них сохранились две: "красная" и "ломаная", и обе построены, по преданию, отцом Хеопса, первым фараоном  четвертой династии Снефру. И ни в одной из них, даже по преданию, он не был похоронен.

Ломаная" или "ромбовидная" пирамида издали похожа на большой стог. Ее грани, снизу имеющие наклон 50 градусов, примерно с половины высоты меняют его на 45, как будто строительство пирамиды пришлось спешно заканчивать. У основания все ее углы обрушились, и хорошо видна кладка. И снова остается только удивляться - трудно обнаружить какую-нибудь последовательность, блоки как будто понатыканы как придется, вдоль и поперек. Но там, где поверхность пирамиды не повреждена, видно, что работа выполнена так тщательно, что о какой бы то ни было спешке или ошибках в расчетах и мысли не приходит.

"Красная" пирамида со стороны очень напоминает хеопсову, хотя при близкой ширине основания она на полсотни метров ниже. Для туристов ко входу, расположенному где-то на высоте десятиэтажного дома, проложена лестница. Чтобы попасть внутрь, надо сначала к этому входу подняться, а потом  по деревянному трапу, согнувшись в три погибели, так же как в Большой пирамиде, спуститься куда-то в глубину.

 

alt

 

Издалека вроде бы  пирамида, а вблизи - просто гора...

 

Удивляться и тут можно без предела. Потолки двух залов "красной" пирамиды оказываются уменьшенной копией ступенчатого свода Большой галереи пирамиды Хеопса. Только блоки поменьше и тщательно отшлифованы. Считается, что эта пирамида минимум на полвека старше, и можно предположить, что это было что-то вроде репетиции, проверки расчетов. Впрочем, с определением возраста здесь можно здорово промахнуться, так что все догадки мало чего стоят.


altЗато вот вам еще загадка: чтобы попасть в третий зал, пришлось буквально лезть на стену. О туристах и здесь, конечно, позаботились, но кто и как забирался по стене на высоту третьего этажа, когда не было деревянной лестницы? Тем более с мумией фараона, если, конечно, поверить, что эта камера должна была служить местом захоронения, поскольку там, опять же, есть что-то вроде саркофага...

 

А еще стоило бы рассказать о том, как мы познакомились со Сфинксом, как забирались к нему на огромную лапу и фотографировали таинственный люк у него на груди, и пролом, уходящий куда-то в глубину...

 

(Тогда еще шла реставрация, и мы залезли по случайно пустовавшим строительным лесам. Сейчас там все гладко, свеженько и неинтересно. Да и вообще близко не подойдешь, можно только постоять на краю траншеи).


 О том, что там, наверху, очень хорошо заметно, несмотря на изуродованное лицо, что фараонская голова статуи гораздо моложе львиного тела: открытая всем ветрам,она должна была разрушаться сильней, чем тело, укрытое траншеей.

Геологи доказали, что тело Сфинкса пострадало больше всего от... дождей, а шли они в этих местах много тысяч лет назад. На голове же следов водной эрозии практически не заметно,только выветривание. И то все уже заштукатурено. К тому же, по сравнению с мощными лапами и торсом, даже после реконструкции и восстановления утраченных деталей головного убора, голова Сфинкса кажется намного меньшей, чем ей следовало быть. А это значит, что на месте фараоновой прежде вполне могла быть, например, обыкновенная львиная голова. А если уж принять во внимание не только чужие предположения, но и собственные ощущения, мне показалось, что Сфинкс - это кошка. (Не знаю, кто как, а я кошку от кота отличаю, не заглядывая под хвост). Во всяком случае я совершенно убеждена, что Сфинкс - женского пола, как, впрочем, и значится в греческой, к примеру, мифологии.

И совсем непонятно, почему ученые вроде бы считают, (а гиды рассказывают туристам), что лицо льва-фараона - это портрет Хефрена, "хозяина" второй пирамиды. Изумительной красоты скульптура Хефрена хранится в Египетском национальном музее в Каире, и невооруженным глазом видно, что между ними  нет ничего общего. Что, впрочем, было подтверждено, как оказалось, по всем правилам судебной экспертизы, организованной не учеными-египтологами, конечно, а опять же - любителями, или, как их принято называть, "дилетантами".

И еще много о чем хотелось бы рассказать, но так уж получается, что все равно главной героиней остается Большая Пирамида имени Хеопса, которую непонятно как построил неизвестно кто, неизвестно когда и неизвестно для чего.

 

 

 

alt


 

И, может быть, прав Роберт Бьювел, назвавший пирамиду Хеопса

"машиной, созданной специально для того, чтобы заставить нас задавать вопросы"?

Если, конечно, мы из тех, кто задает вопросы.

 

Елена Кульбицкая


фото: из семейного альбома


Вернуться назад