ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Царские скифы(сайи). Предки саян( часть северян)

Царские скифы(сайи). Предки саян( часть северян)


7-09-2020, 13:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

О Цайях (сайях) сообщает текст из ольвийского декрета в часть Протогена: «…и при том жреце, когда явились во множестве сайи за получением даров, а народ не мог их дать…» Сайтаферн (ЦАРьТАФЕРН)– Σαιταφαρνης – царь скифов или сайев. Это имя известно из декрета, выбитого жителями Ольвии на мраморной стеле в честь Протогена. «…когда царь Сайтаферн прибыл в Конкит и потребовал даров по случаю приезда, Протоген по просьбе народа дал 400 золотых…»(IOSPE I2 №32.).

В «Истории» Геродот записал древние сказания скифов о том, откуда пошёл скифский род. В сказаниях говорится об основоположнике скифского племени мифическом царе Таргитайе (Ταργιταος), который был сыном Геракла от змееногой богини, дочери реки Борисфен. Скифы, современники Геродота, считали, что царь Таргитай жил ровно за 1000 лет до вторжения Дария, которое произошло в 513 году до нашей эры, то есть около 1513 г. до н. э.( Геродот IV 5, 7.)

Артамонов пишет,что:

"Вернувшиеся из Азии скифы получили название «царских» — «саи», вероятно, потому, что были объединены под властью царя, одного из уцелевших членов династии, возглавлявшей их в Азии "

Геродот зафиксировал также легенды о происхождении скифов. В одной из них утверждалось, что скифы появились на своей земле (как первый ее народ) за тысячу лет до нашествия Дария (то есть в середине II тыс. До н. Э.) И были связаны с Днепром, поскольку их первопредок Таргитай считался сыном Зевса и нимфы — дочери Борисфена (Днепра). На сегодня вопрос происхождения скифов окончательно не решен. Как правило, ссылаясь на то, что основной комплекс материальной культуры скифов — Степи — был инородным местным традициям, степных скифов считают пришлыми. При этом учитывают сообщение Геродота и Аристея о приходе скифов из Азии.

Но, все забывают, что одним из имен саков ,было сайи, что доказывает и позднее название области Сеистана, куда они частично переселились в II в. до н.э.

"Seistan заключает часть древней Арианы. У теперешних обитателей Ирана  Seistan - родина их богатыря Рустама и поприще его подвигов, которые воспеты, как героическое время, ново-персидским поэтом Фирдоуси, а Рустам - освободитель этой страны, родины своих предков, от нападений неприятелей из Турана. Главные лица его дома везде в древнейших рассказах являются повелителями этой высокой страны. Но пора славы прошла: теперь видны только развалины прежней образованности да разбойнические орды!»

- писал в XIX веке немецкий иранист и географ Карл Риттер.

Артамонов пишет,что согласно Геродоту:

"У Геродота имеется описание похорон скифского царя. Труп покойного бальзамировали, освобождая его от внутренностей, заменяемых душистой травой, а затем обвозили на повозке по всем подвластным ему племенам, члены которых выражали скорбь по поводу его смерти тем, что обрезали волосы и наносили себе кровавые раны "

 

И этот обряд идентичен именно обрядам пызырыкских курганных захоронений с мумификацией умершего.Царские скифы, сайи-саки прибыли в Причерноморье из Азии, согласно мифам и свидетельствам Геродота, но часть и осталась в степях Приуралья. Заметим,что всех скифов персы называли саками. Саки-сайи дали название и горам Саянам, и часть из них дожила до теперешнего времени в виде небольшого этноса . И по персидски царь- Xšaya

Саяны — субэтническая группа русских в Курской губернии, в Посемье (Курский, Щигровский, Фатежский, Льговский, Белгородский, Корочанский уезды). Существовали до начала XX века, после чего слились с основным массивом русского населения. К концу XIX века численность саянов составляла порядка 25—30 тысяч человек. Саяны отличались от других русских Курской губернии (в том числе от соседних однодворцев) рядом антропологических, диалектных и культурных особенностей, отличия проявлялись в антропологическом типе. Саяны характеризовались светлым цветом волос и глаз, долихокефалией.

Источник


Вернуться назад