ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Спасённые боги Тель-Халафа. Второе рождение в Берлине

Спасённые боги Тель-Халафа. Второе рождение в Берлине


22-02-2011, 11:44. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ



Скаут и переводчик: Tortilla

Страна: Германия
Издание: Der Tagesspiegel
Автор: Роль Блокшмидт
Дата: 26.01.11



Тель- Халаф


Второе возрождение в Берлине



Захватывающие картины раскопок Макса фон Оппенхайма в Тель- Халафе. Теперь отреставрированную коллекцию античных сокровищ из раскопок в Сирии можно вновь увидеть в Берлинском музее Пергамон.

В Берлине празднуют возрождение сенсационной коллекции. Выставка "Возрождение богов Тель- Халафа" открылась в столичном Пергамон-музее.

Вполне можно говорить о чуде: 100 лет назад в Тель- Халафе у устоков реки Хабур в Северной Сирии были впервые воткнуты в землю лопаты. И затем состоялось открытие уникальных скульптур арамейских богов 9 века до нашей эры, а впоследствии их полное уничтожение во время бомбёжек Берлина в 1943.



Барельефы со львами, найденные Максом фон Оппенхаймом в 1913 г.

Теперь немецкая столица празднует возрождение неповторимой коллекции. Считавшиеся безвозвратно потерянными части частного музея Тель- Халаф Макса фон Оппенхайма, были восстановлены, благодаря неутомимому труду сотрудников проекта Тель- Халаф музея Передней Азии. И сегодня, наконец, состоялось открытие выставки.


Собранный из обломков, оставшихся после бомбёжки в 1943 г. и отреставрированный барельеф

И это гораздо больше, чем просто археологическая экспозиция. Речь идёт также о признании её страстного создателя, учёного Макса фон Оппенхайма, который был на шаг впереди своего времени. Он интересовался не только археологией, но и этнологией, и современными средствами связи и многим другим.


Макс фон Оппенхайм на раскопках в Тель- Халафе, 1913

Оригинал статьи


Мир арамеев


Либимица Оппенхаймера. Большую, восседающую на троне богиню, он трогательно называл "моя прекрасная Венера".


Большая и малая богини, восседающие на тронах

Исследования в Тель- Халаф ведутся уже 100 лет. Берлинский музей истории Передней Азии продолжает дело Макса фон Оппенхайма.


Крылатые сфинксы западной части фасада

"Я часто многие месяцы проводил в Северной Аравии, Сирии и Месопотамии с бедуинами, свободными сыновьями пустыни, ночуя в их шатрах. Я узнал их душу, выучил их язык и познал их обычаи. Я полюбил этих людей и они встречали меня повсюду с распростёртыми объятиями", писал Макс фон Оппенхайм в 1931 г. в предисловии к своей книге "Открытие и раскопки Телл Халаф".  Оппенхайм общался с бедуинами на равных, а не с колониальной высокомерностью. Поэтому Ибрагим Паша и доверил ему место поиска каменных фигур у Рас эль Айна в Северной Сирии.


Бедуины готовятся к разбойничему набегу. В то время это считалось вполне легальным заработком.


Зите Шанза, вдова Ибрагима Паши, которому фон Оппенхайм обязан своим открытием.

В 1899 г.  при первых же пробных раскопках, уже близко к поверхности, Макс фон Оппенхайм обнаружил первые базальтовые фигуры арамеев.


Первоначальный вид главного фасада дворца, 1911

Он засыпал их снова и занялся получением лицензии на раскопки, которой в 1911 году, после тщательных приготовлений, и воспользовался. Оппенхайм привлёк опытных специалистов, которые уже раскапывали Ассур и Вавилон с Робертом Колдевеем (немецкий архитектор и археолог, который определил место и с помощью длившихся с 1898-1899 по 1917 г. раскопок подтвердил существование библейского Вавилона, прим. перев.), в их числе архитектор и археолог Феликс Лангенегер, архитектор Лёфлер и врач и фотограф Зееман. Караванщиком и личным денщиком стал Танус Маруф, крещёный сириец, его кузен Элиас Маруф исполнял обязанности арабского серетаря на раскопках.


Тень фотографа на саркофаге

Подготовку к экспедиции можно назвать вершиной мастерства логистики, поскольку "Тель- Халаф расположен в существенном отдалении от городов Дейр-эз-Зор, Мардин и Уфа". И всё, действительно всё должно было быть доставлено в Тель- Халаф на примерно 1000 верблюдах из Алеппо: "Научные приборы, инструменты для раскопок, полевая железная дорога с 12-ю ковшами и почти все материалы необходимые для строительства домиков экспедиции", писал Оппенхайм.




Полевая железная дорога

Вначале наём рабочих проходил трудно, однако раскопки всё же начались 5 августа 1911 г. с командой из 10 рабочих. Поскольку Оппенхайм платил щедро и наличными, а также очень хорошо относился к рабочим, ему удалось привлечь на раскопки верных соратников, среди них и женщин, общее число которых в апофеоз работ, достигло 550 человек. "В то время вокруг раскопок образовался огромный палаточный лагерь, где жили семьи и друзья наших рабочих, что составляло примерно 1000 человек", писал Оппенхайм.


Юный "измеритель" перед большой статуей человеко-птице-скорпиона


Юные бедуинки ничего не имели против того, чтобы попозировать фотографу

Уже на глубине 20 см были найдены первые скульптуры, затем был открыт фасад храмового дворца. "Постепенно мы натолкнулись на три колоссальные звериные скульптуры, гигантские статуи богов, барельефных сфинксов и другие части фасада". Уже одно это превзошло успех раскопок Вавилона и Ассура - по крайней мере, по величине уникальных находок. Оппенхайм закрыл пробел на карте расселения народов и обнаружил город арамеев Гузана, относящийся к 9 веку до нашей эры.


Обнаружена скульптура гигантского льва

Поскольку раскопки производились под наблюдением специалистов, то страстный востоковед-любитель Оппенхайм мог совершать из Тель- Халафа и дальнейшие иссделовательские туры по окрестностям. В 1913 г. им были открыты каменные скульптуры Джебет ель- Беда, которые были намного старше, чем фигуры Тель- Халафа. Но даже если о фуроре позаботились огромные фигурф богов, то цветная керамика 5 тысячелетия до нашей эры стала такой же важной для временной датировки по керамике по именем "Халафская культура".


Скорпионовые ворота со сторожевыми фигурами человеко-птице-скорпионов

В 1927 г. фон Оппенхайм снова получил лицензию на раскопки от французского мандатного управления Сирии, и таким образом 13 вагонов с находками прибыли в Берлин. Сирийская часть находок послужила образованием для национального археологического музея в Алеппо. В оценке его находок археологи показывают редкое упрямство - при датировке керамики Халафской культуры или в вопросах происхождения и идентичности арамеев.


Транспортировка фигур, 1929


Остановка на ночёвку в пустыне. Джебелет эль-Беда, 1929

"В условиях того времени Макс фон Оппенхайм провёл раскопки просто мастерски. Документация сделана с абсолютной точностью, промеры проведены тщательно, такая работа может и сегодня служить примером", говорит Лутц мартин, сотрудник музея Передней Азии в Берлине. Со своей коллегой Надей Холидис он руководит проектом реставрации Тель- Халаф сегодня. Кроме того, совместно с Абд ал-Машид Богдо из Сирийского управления по античному наследию в Хассаке, с 2006 г. вновь проводятся совместные немецко-сирийские раскопки в Тель- Халафе. Оппенхайма интересовалм главным образом скульптуры и другие произведения древних мастеров, нынче же на первый план вышли исследования истории поселения.


Частный музей Тель- Халаф Макса фон Оппенхайма в Берлине


Реконструкция большого фасада дворца


Реконструкция входа

 "Это было моим давним желанием - продолжить там раскопки", рассказывает Лутц Мартин. И вот, благодаря нашим успешным реставоационным работам, Сирия дала разрешение на продолжение археологических работ, а немецкое исследовательское общество взяло на себя финансирование. "Работы мы начали 5 августа 2006 г., того же числа, что и Оппенхайм в 1911 г. Но это произошло действительно случайно".

Сначала речь шла об ориентировочных раскопках. Из-за строительства новой плотины на Хабуре, в 70-е годы множество людей переселилось сюда и большая часть старого пригорода была застроена. Это конечно затруднило поиски. Однако сейчас археологи продолжают раскопки именно там, где начал Оппенхайм: в южной части северного дворца и в западном дворце. "Нами также установлено, что цитадель была заселена вплоть до эллинских времён, что может заинтересовать "классических" археологов в аль-Джазире", радуется Мартин.

Находки конечно не настолько сенсационные, как во времена Оппенхайма, но одна большая сидячая статуя ассирийских времён и свитки с арамейской письменностью были найдены нами, также как и украшения и керамика. "Тель- Халаф ещё может преподнести множество сюрпризов", считает Мартин. Население, сменив первоначальную озабоченность за судьбу своих домов, на заинтересованность, взволнованно. "У нас появились хорошие помощники. А вечером часто приходят местные жители, посмотреть, что мы нашли за день".


Тель- Халаф, 2006

Находки из раскопок поступают теперь не в Берлин, а в музей Дейр эз-Зор. 30 немецких специалистов из университетов Тюбингена, Халле и Мюнхена работают на раскопках в дополнение к 110 местным. "Тель- Хафал по-прежнему относится к знаменитым сирийским древнейшим руинным городам", говорит Лутц Мартин.

Оригинал статьи

 

 



Скаут и переводчик: Tortilla

Страна: Германия
Издание: Der Tagesspiegel
Автор: Никола Кун
Дата: 28.01.11



Тель- Халаф


Боги пустыни



Пара базальтовых львов

Именем всех Богов! Они снова стоят там, в музее Пергамон. Возвращение 3-тысячелетних монументальных скульптур Тель- Халафа стало божественным подарком. 40 фигур были реконструированы из 27 000 отдельных фрагментов, на которые распалась коллекция из Берлинского музея доисторического исскуства в Шарлоттенбурге и частного музея Макса фон Оппенхайма, во время бомбёжек в 1943 г. Тогда дело его жизни превратилось в обломки: каменные скульптуры и барельефы, откопанные им в 1913 г. в дворцовом комплексе в Сирии. Возродилась коллекция из золы и пепла через 70 лет, благодаря кропотливой работе в гигантском объёме.



Музей искусства Передней Азии, начавший в начале 90-х реставрацию обнаруженных в подвале обломков, сегодня празднует открытие выставки "Спасённые Боги из дворца Тель- Халаф", не только как спасение и презентацию почти утраченных и забытых сокровищ, но и во имя признания работы собственных археологов и реставраторов, которые неутомимо складывали и собирали коллекцию из тысячи разрозненных кусочков до тех пор, пока не было восстановлено почти 90% её.



Осталось ещё 2000 фрагментов

Некоторые фрагменты, ошибочно размещённые Оппенхаймом и его скульпторами в Тель- Халаф-музее, нынче нашли своё место. Насколько раньше можно было бы это сделать, поскольку археолог с раскопок охотно отдал бы тогда свои находки в музей за простое "возмещение расходов". Однако в 20-е годы в музее не было денег. И в этом ирония судьбы: на Музейном Острове в Берлине находки пережили бы войну значительно легче.


Осколки коллекции


Так всё начиналось в 2001 г. с 27 000 фрагментов


А следы её отчётливы: никакая замазка не может скрыть расколы, где фрагменты склеены эпоксидной смолой. Высеченные орнаменты снова и снова прерываются, в звериных рельефах открываются пробелы. И всё же, несмотря на эти недостатки, метровые скульптуры производят огромное, неизгладимое впечатление, такие таинственные и могучие на фоне сусальной позолоты стен Шлютер-зала, как посланцы какой-то высшей силы. Как будто разрушение задело лишь их скорлупу, не коснувшись внутреннего ядра: крылатые полулюди-полускорпионы, Бог погоды Тешуп, его супруга Хепат и богиня с длинными косами, восседающая на троне, "Венера" Оппенхайма, свидетели погибшей культуры.



В тоже время это и возвращение удивительного человека, личности в немецкой археологии, обратно в общественную память. Кристофер фон Оппенхайм, пресс-секретарь фонда Оппенхайма, по сей день являющегося владельцем коллекции, рассказал нам, что его двоюродного деда даже в собственной банкирской семье считали "белой вороной" и что на его похоронах в 1946 г. в Ландсхуте (город в Баварии, прим. перев.) присутствовал эскорт вооружённых мусульман в почётном карауле.


Макс фон Оппенхайм с бедуином Дер Адуаном в Алеппо, 1929

Таким образом великолепно представленная экспозиция делает честь не только находкам Тель- Халафа, но и их первооткрывателю. Исторические фотографии в первом зале показывают нам несколько тщедушного человека с типичной бородкой в стиле императора Вильгельма, то на дипломатической службе, то в палатке с бедуинами, которые по признанию его отца, привели к "трагической страсти" - любви к Ближнему Востоку. Огромный глобус 1912/13 годов символизирует любовь к путешествиям любителя-учёного, который ещё в возрасте 80-ти лет возвращался на раскопки в Сирию. "Выше голову! Больше мужества и юмора!" - таково было его жизненное кредо. Он остался оптимистом и после гибели его музея в Берлине и до последнего надеялся на реставрацию и реконструкцию своих сокровищ.


Макс фон Оппенхайм на раскопках, 1913

Тогдашнему музею посвящен и здесь один зал. Деревянный настил на полу напоминает о том, что он находился в машинном цехе бывшего литейного завода. И если до того - для знакомства с персоной создателя - мы просто заглянули в семейный альбом, сопроводив экскурсию путевыми заметками и личными вещами, выставленными в маленьких витринах, то здесь как бы вновь воссоздан заново весь музей, который смело можно отнести к самым необычным музеям в Берлине. В самом центре промышленного района на набережной Франклина поселились гигантские статуи богов. К самым непосредственным документам того времени можно отнести кинофильм, на котором сам Оппенхайм ласково поглаживая коленки "своей Венеры" объясняет, характерно выговаривая своё "Р", что её возраст  „dreitausend years old“  (три тысячи лет). Археолог надеялся тогда продажей отдельных экземпляров в Америку спасти остатки своего состояния.


Реставрационная мастерская



Примыкающее помещение с символически "взорванными" стенами, на которые проецируются падающие бомбы и отблески пожаров, однако чрезмерно драматизировано. В центре лежит повреждённая фигура стража ворот храма, на которой впечатаны расплавленные остатки рубероида с крыши. Затем рассказ о чудесном спасении коллекции и, как апогей - о трудоёмкой кропотливой работе по восстановлению и реконструкции. Не компьютер создавал в трёхмерном измерении фрагменты на 300-х палитрах - такие программы появились намного позже, а человеческий глаз, исследователи в цехах реставрации в Фридрихсхагене.


Реставратор Штефан Гайсмайер

Гигантские издержки, однако, стоили того, это быстро стало ясно. Но лишь после преезда античной коллекции из южного крыла музея в Старый музей в Пергамоне освободился Шлютер-зал, который смог принять многотонные скульптуры. И из него получился настоящий тронный зал, несмотря на то, что фигуры лишь обозначают вход во дворец в Гузане, как это видно на модели. В выкрашеном под антрацит зале, на позолоченных постаментах царствуют здесь бог погоды Тешуп и его супруга Хепат (одолженная из национального музея в Алеппо). Их сын Шарумме, когда-то приветствовавший посетителей в виде барельефа на коллонаде, виден лишь фрагментарно. В качестве иллюстрации к работам открыт и реставрационный зал. Окончательное обрамление царской семьи соответствующее её положению, состоящее из льва и быка, как это было представлено в старом музее Тель- Халаф, а нынче украшающее музей Алеппо, можно будет увидеть в Берлине в 2025 г., когда Пергамон-музей наконец получит в своё распоряжение четвёртое крыло. Тогда-то и станут боги Тель Халафа, вместе со знаменитыми воротами богини Иштар из Вавилона и Дорогой процессий, вершиной архитектурной экспозиции музея.



Здесь используется весь спектр выставочной инсценировки, от высокопарности монументальных скульптур до маленьких, заспиртованных рептилий - как университетский учёный, Оппенхайм интересовался и большим и малым. Он коллекционировал и художественные объекты, и звуки, и украшения, и текстиль. Из кёльнских частных коллекций и различных музеев собрана панорамная экспозиция одной грандиозной жизни. Даже напоминание о багдадской железной дороге, проходившей через раскопки Тель- Халаф присутствует здесь в виде городской электрички (берлинская надземка), проходящей прямо под окнами Пергамон-музея. Путешествие во времени от античности до наших дней.

Оригинал статьи

Вернуться назад