Торжественная закладка нового, четвёртого собора, состоялось 26.06.1819г. а торжественное освящение — 30.05.1858г.
Но на то время здание уже существовало в привычном нам виде согласно рисунка Брюллова на 1817 г.
Только кресты на куполе и боковых башенках были совсем другие.
И согласно рисунков Дюрана на 1839 г. «Живописные и археологические экскурсии в России, выполненные в 1839 году. Рисунки сделаны с натуры, литографии в двух тонах – Андрэ Дюраном» (Париж, 1842), 19 листов архитектурных ландшафтов Петербурга. https://alfaret.ru/about/84.pd... (АнтиквАрное обозрение № 5)
И согласно гравюры самого Монферана, на момент открытия Александрийской колонны в 1834г
Согласно оф.версии по состоянию на 1837 перекрытий у здания ещё не было, а по воспоминаниям современников собор на то время уже функционировал, к примеру, обслуживал похороны Пушкина -
Жуковский, который безотлучно находился при умиравшем поэте и после его смерти, пишет
«Назначенный для отпевания храм, Исаакиевский собор, тайно переменили, ночью перенесли тело в церковь на Конюшенную. Жандармы заполнили ту горницу, где мы молились об умершем, нас оцепили,, - и мы, так сказать, под стражей, проводили тело до церкви. Над Пушкиным пропели за упокой в присутствии десятка ближайших друзей и отряда жандармов...".
"По воспоминаниям современников, утром 1 февраля 1837 года толпы приглашенных на отпевание и тех, кто пришёл отдать последний долг поэту, нашли двери Исаакиевского собора запертыми".
Обслуживал собор и свадьбу Дантеса и Гончаровой,
«...Наша свадьба состоялась в последнее воскресенье, 22 текущего месяца, в 8 часов вечера, в двух церквах — католической и греческой».11 (Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1928. С. 115) и там же - "бракосочетание было совершено 10 января по католическому обряду — в римско-католической церкви Св. Екатерины и по православному — в Исаакиевском соборе.
"В метрической книге Исаакиевского собора за 1837г., ч. II, в ст. 1 в графе «Когда и кто именно венчан» под 10 января 1837 г. записано: «Десятого числа, пребывающий здесь Нидерландского Посланника Барона Гекерена усыновленный им Барон Карл Георг Гекерен, служащий порудчиком в Кавалергардском Ея Императорского Величества полку и принадлежащий к римско-католическому исповеданию..."
Для иллюстрации альбома Монферана использовались изображения постройки другого здания (скорее некой европейской кирхи).
все разнорабочие в сапогах, а не в традиционно русских чунях
Гранит обрабатывается алмазным инструментом, первые в мире искусственные алмазы были получены 15 сентября 1953г., как обрабатывается гранит сейчас см. https://www.youtube.com/watch?... т.е. использование гранита в 19в. в промышленности исключается.
Эффект Рингельмана, суть его - брали самых обычных людей и предлагали им поднимать тяжести. Для каждого – фиксировали максимальный вес, который он «потянул». После чего людей объединяли в группы, сначала – по двое, потом – четыре человека, восемь. Результаты - двое поднимали лишь 93% от суммы их индивидуальных показателей. А восемь — уже лишь 49%., т.е. кпд отдельного чела только падал с увеличением группы. Разбираясь с загадками этого эффекта, ученые вынуждены были поставить вопрос: "Существуют ли такие условия, при которых группа как целое способна превзойти сумму достижений отдельных ее членов?" Увы, удовлетворительный ответ не найден до сих пор, подробнее здесь https://masterok.livejournal.c...
Отсюда вывод, КПД от массовок на рисунках Монферана вообще должен приближаться к нулю. Эпичность таких картинок предназначена для впечатлительных людей, поднятые ими в голове образы, притупляют критицизм мысли и повышают у субъекта уровень гипнабельности к печатному слова, т.е. он становится оч.доверчив к басням, о якобы строительстве собора Монфераном, а города — Петром 1.