ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Загадка медного глобуса

Загадка медного глобуса


19-02-2020, 18:53. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Петр Первый впервые увидел его в запущенных аллеях барочного парка Шлезвига, в замке Готторп в 1713 году... Причудливый сад с павильоном построил старый герцог Фридрих III, умный чудак немецкого барокко, астроном и мистик. В зале павильона, украшенном портретами Николая Коперника и Тихо Браге, среди чудовищ и аллегорий величаво высился и при желании медленно вращался этот Глобус. "Hic habitant leones" - "Здесь обитают львы" - мерцала сквозь градусную сетку ученая латынь. Весь изученный мир можно было окинуть единым взглядом, а войдя внутрь Глобуса, зажегши свечи, наблюдать поблескивающее золочеными звездами вращение небесной сферы Зодиака.

Установили это диковинное сооружение в Голштинии в специальном доме, в парке на берегу реки Шлей, напротив замкового острова. Глобус приводился во вращение водяным колесом, которое действовало под напором воды, стекающей со склона высокого берега. Внутрь глобуса можно было попасть через четырехугольное отверстие, которое закрывалось изогнутой по форме шара дверцей с герцогским гербом на ее наружной поверхности. Вокруг глобуса имелась достаточно широкая деревянная галерея, которая служила внешним горизонтом. Петр был настолько потрясен и заворожен этим маленьким чудом немецкого барокко, что союзнику - датскому королю - ничего не оставалось, как подарить русскому царю Готторпский Глобус. Так переместился он с одного конца Балтики на противоположный, в новопостроенную столицу России - Петербург.

История создания чудо-глобуса с первым в истории планетарием и небесной сферой Коперника такова... Знаменитый датский астроном Тихо Браге работал в конце XVI века. Прославился он тем, что в своей обсерватории Ураниборг определял расположения светил с наивысшей для своего времени точностью и был одним из самых первых исследователей комет. А в середине XVII века, разбирая бумаги Тихо Браге, обнаружили среди них проект большого глобуса, на внутренней поверхности которого надлежало нанести рисунок звездного неба для зрителей. Надо полагать, и герцог Голштинский Фридрих III, чьи земли долго входили в состав Дании, интересовался астрономией, потому что немедленно распорядился построить такой глобус по рисунку Браге. Строили глобус-планетарий десять лет, с 1654 по 1664 год, под руководством известного ученого того времени Адама Олеария. Изготовив, установили в резиденции герцога Готторпском замке. Поэтому и сам глобус стали называть Готторпским, и слава о нем быстро облетела окрестные земли. В замок прибывали многочисленные знатные гости, желающие посетить "планетарий".

Звезды и планеты на внутренней поверхности обозначались медными гвоздиками с позолоченными шляпками, 

а созвездия обоих полушарий — рисунками-символами, принятыми в астрономии того времени. С помощью специального механизма, связанного с водяным колесом, глобус-планетарий мог вращаться с различной скоростью. И зрители, сидевшие за столом на кольцевой скамье, укрепленной на неподвижной оси, могли наблюдать не только звездное небо обоих полушарий, но и суточное движение небесных светил, восход и заход и другие небесные явления. Небесная карта внутри глобуса была изображена такой, какой ее видит наблюдатель, находящийся на поверхности Земли. Разумеется, в таком случае в центре мира оказывается Земля, а Солнце и планеты, как и весь небесный свод, как бы движутся вокруг нее в полном соответствии с геоцентрической системой, господствовавшей в средневековой Европе со времен Клавдия Птолемея. Но к моменту создания глобуса уже утвердилась предложенная Коперником гелиоцентрическая система (с Солнцем в центре мира). Чтобы показать движение Солнца при вращении небесного свода глобуса-планетария, древним мастерам пришлось изготовить и прикрепить внутри на специальном кронштейне "Солнце", выполненное в виде небольшого отполированного хрустального шара, который при помощи специального механизма осуществлял годовое движение по эклиптике.

Очень необычная судьба ожидала в дальнейшем чудо-глобус. В 1713 году Голштинию, занятую шведами, освободили русские войска. Тогда голштинский правитель решил подарить глобус русскому царю в знак благодарности за освобождение герцогства... и от имени малолетнего герцога Карла Фридриха был подписан ордер на передачу глобуса, в котором, в частности, говорилось: "...мы преподнесли Его Высокому Царскому Величеству находящийся здесь большой Глобус". Впоследствии Карл Фридрих женился на дочери Петра I Анне и достаточно долго жил в Петербурге. Подарок везли в Петербург более трех лет, причем за перевозкой следил сам царь. Везли морем и сушей, и только 20 марта 1717 года глобус доставили в Петербург и установили неподалеку от Летнего дворца Петра Великого на Царицыном лугу (ныне - Марсово поле). Сначала Готторпский глобус установили в "Зверовом дворе" - помещении, предназначенном для слона, привезенного из Персии. Затем в специально построенном павильоне.

Из мемуаров - "В пустующем слоновнике с 1717 года помещался подаренный голштинским герцогом Готторпский глобус. Огромный, с картой небесной сферы, он был изготовлен по идее астронома Тихо Браге. Внутри помещались пульт управления и скамья для двенадцати зрителей. Позже для глобуса сделали специальный павильон в центре Большого луга и открыли первый публичный «планетарий» в России. В 1726 году глобус перевезли в башню Кунсткамеры." Правда, вращали «звездное небо» для посетителей не с помощью водяного колеса, как в просвещенной Европе, а по-российски, вручную, через особый передаточный механизм. Наконец, в 1726 году Готторпский глобус установили в здании еще даже не достроенной Кунсткамеры. Этот огромный глобус-планетарий в свое время стал первым экспонатом Кунсткамеры. В 1726 году глобус разместили в зале третьего этажа башни строящегося здания Кунсткамеры. Затем над ним возвели перекрытия и построили верхние этажи. В настоящее время Большой Готторпский глобус занимает пятый этаж башни.

Кунсткамера

 

В 1747 году в Кунсткамере случился большой пожар. Вместе с другими экспонатами погиб и Готторпский глобус, от него, как сви­детельствовал Ломоносов, «в целости ничего не осталось, кроме старой его дверцы, коя лежала внизу в погребе». Но Академия наук вынесла решение «соорудить другой, одинаковой величины с первым шаром». Так что первый в мире планетарий пришлось изготавливать во второй раз. Воссоздание глобуса после пожара велось под руководством инструментального мастера шотландца Б. Скотта, который в точности повторил его первоначальную конструкцию. Вместе со Скоттом работали русские мастера А. Беляев, Ф. Григорьев, И. Разводной, М. Кандарацкий, Ф. Тирютин и другие. В Академии наук имелось точное описание глобуса, и к 1751 году он был полностью восстановлен. Возглавивший Рисовальную палату Академии наук художник И. А. Гриммель с помощниками сумел воссоздать живопись на его внутренней поверхности. На "небесном своде" были вбиты 1016 гвоздей, фигурные позолочённые шляпки которых изображали все известные тогда звезды первых пяти звездных величин. На географическую карту с внешней стороны глобуса решили нанести все новейшие географические открытия, а надписи сделать на русском языке. Эта работа оказалась очень сложной и затянулась на десятки лет.

Восстановленный глобус в 1753 году поместили в специально построенный для него круглый двухэтажный павильон, а в 1828 году переместили в восточную ротонду музейного корпуса, построенного к этому времени за зданием Академии наук. В 1901 году глобус передали Дворцовому ведомству и перевезли в Царское Село, где установили на втором этаже здания Адмиралтейства.

 

Здесь был установлен Готторпский глобус в 1901 г.

Здесь застала его Великая Отечественная война. Немецко-фашистские войска в конце 1941 года захватили г. Пушкин (в 1937 году Царское Село было переименовано в честь А. С. Пушкина), и в 1942 году глобус перевезли в Шлезвиг (т.е. глобус вернулся туда, откуда прибыл в Россию в 1717 г. ...) После окончания войны глобус некоторое время выставлялся в городе Любеке и в 1947 году наконец вернулся в Ленинград. Везли его морем до Мурманска, а затем поездом. К тому времени глобус находился в самом плачевном состоянии: были обнаружены четыре пулевых отверстия, детали механизма вращения и внутренней меблировки сильнейшим образом попорчены, живопись наружной поверхности повреждена и во многих местах осыпалась, медные листы, покрывавшие наружную поверхность под холстом с географической картой, имели впадины, нарушены крепления к железному каркасу...

На этот раз глобус установили в зале пятого этажа башни Кунсткамеры и к концу 1958 года полностью закончили его восстановление. После 1958 года глобус дважды реставрировали, причем в последний раз в 2003 году, когда по инициативе Санкт-Петербургского отделения Института Гёте его реставрацию финансировало Министерство культуры Федеративной Республики Германия. В ходе этой реставрации укрепили живописный слой на наружной и внутренней поверхностях глобуса, очистили все латунные детали, а также железные конструкции площадки, стола, скамьи и поворотного механизма. Заменили скамью, изготовленную в 1958 году из некачественных сортов дерева, очистили внутреннее убранство: заспинные балясины, столешницы и основание внутреннего меридиана. Вместе с реставраторами работали специалисты Пулковской обсерватории, они добавили изготовленные из полированной латуни звезды, которые были утрачены во время вынужденных "путешествий" глобуса. Большой Готторпский глобус - памятник технической и научной мысли двух народов - немецкого и русского. Подобные глобусы в других странах не сохранились. Россия обладает единственным образцом. И, конечно, давным-давно не используется он как «театр» звездного неба — стал памятником научных и технических достижений XVIII века. Стоя возле глобуса, поражаешься его размерам и тому, как искусно он сработан.

О конструкции нужно рассказывать отдельно. Директор Музея Ломоносова Энгель Карпеев знает о своем главном экспонате столько, сколько не знает больше ни один человек в стране, а может, и в мире: "Поверхность глобуса не является идеально шаровой, она имеет выступы и впадины, обусловленные как деформациями покрывающих его медных листов, так и неровностями грунта и мастик. Диаметр глобуса составляет 3 м 10 см. Площадь наружной поверхности равна 30 с небольшим квадратным метрам, внутренней - 28 кв. м. Средняя толщина стенок глобуса - 76-78 мм.
Основой глобуса является его металлический каркас. Он образует ячейки, в которые вставлялись деревянные рамы. После этого сверху закреплялись медные листы. Окончательной операцией в сборке шара глобуса было наклеивание двух слоев холста на наружную и одного на внутреннюю поверхности.
Ось глобуса, на которой он подвешен, выполнена в виде сплошного, без внутренних пустот, железного (судя по всему, кованого) цилиндра длиной около 4 м. Кроме самого глобуса с его внутренней оснасткой, на оси вращается наружный меридиан, сделанный из деревянных частей, образующих круг, и облицованный медными листами. В целом же глобус весит почти три с половиной тонны!" В доказательство того, что глобус и сейчас является действующей моделью, Энгель Карпеев вошел в него через прямоугольное отверстие c дверцей и, пару раз нажав на рычаг, повернул шар на несколько градусов.

До сих пор вызывает вопросы у исследователей карта, нанесенная на глобусе. К самым заметным и по сей день не раскрытым загадкам глобуса можно отнести появление на нем выделенной темным цветом области в России, простирающейся от Ревеля и Риги на западе до острова Таймыр на востоке и до линии Полоцк - Ярославль на юге. Вне этой зоны осталась Москва. Страна словно поделена надвое, и совершенно непонятно, какие мотивы побудили на это художников. Среди других загадок отсутствие на карте ряда известных в то время государств, таких, например, как Швейцарский союз, а также то, что Германия и Италия показаны едиными государствами, хотя тогда они представляли собой конгломерат многочисленных государств и владений.

ИСТОЧНИК

Чудо 17 века.

В последнее время, на умы, просто обрушился шквал, неизвестных ранее, широкой публике географических карт. Многие справедливо усомнились в "естественности" этого явления, и с огромным недоверием относятся к подлинности "артефактов". Что же... Как известно, вся контрабанда делается на Дерибасовской, а "древние" манускрипты и гравюры можно штамповать сотнями в день, при современном уровне технологий. Особняком в ряду "рассекреченных" артефактов стоит Готторпский глобус, который хранится в Кунсткамере Санкт-Петербурга. 

Всё, что нам известно из официальных источников, можно считать рекордом фальсификаций и домыслов. Сказочники превзошли самих себя, показывая полное презрение к нам, по их мнению, совершенно тупому стаду, не способному ни на йоту критического мышления. В связи с этим возникает справедливый вопрос: - "А для чего вообще огород городить? Не проще ли было привести внешний вид глобуса к, общепринятым "историческим" стандартам"? Можно вообще, было бы его, попросту уничтожить. Но нет. По какой то, пока непонятной причине, глобус переделывают, искажают информацию, которая содержится на его поверхностях, но словно дразнясь, оставляют зацепки для возникновения вопросов, на которые наука ответов дать не может. Или может, но объяснения эти граничат с маразмом, в которые может поверить только "истинный учоный". Но не нормальный человек.

Так ранее выглядела дверь. Одна она только даёт обширный материал для исследования. И сразу становится легко представить как ранее мог выглядеть весь глобус.

Сегодня Большой Готторпский (Академический) Глобус-Планетарий является экспонатом Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук, инвентарный номер МЛ-2663. Однако увидеть его может не каждый посетитель, а только тот, кто оплатит экскурсию по 4-му и 5-му этажу Кунсткамеры.

Как вы сами видите, дверь потерялась...

Первое, что бросается в глаза, это совершенная география. Она практически не отличается от современной, времён космических полётов и аэрофотосъёмки. Качество покрытия и печати, так же не сопоставимо с официальным возрастом глобуса. Ну, допустим, что да, это реконструкция, но с применением современных материалов, что естественно, но давайте обратимся к другой карте Адама Олеария, составленной в соответствующий период времени.

Вот карта Кавказа, к примеру. И что... Уровень исполнения карт на Готторпском глобусе и этой карты сопоставимы? Я вижу, что нет. Ничего общего. Вообще непонятно, зачем было приплетать в эту историю Олеария. Может советским историкам просто, не были известны, другие имена? А чего стоят истории с пожарами? Когда горят библиотеки, вопросов не возникает. Они для того и создаются, чтоб разом отформатировать всё, что необходимо, но медный глобус сгорел... Даже не смешно... Всем известно, насколько медные глобусы пожароопасны, полыхают по всему миру чаще, чем "Газели" бьются. Ну-ну... Теперь посмотрите на внутреннее устройство глобуса-планетария...

Семнадцатый век, однако...

Внутренний диаметр глобуса 3 метра 10 см., и непонятно в какой системе измерений его создавали. Скорее всего, уже в метрической. Одновременно внутри помещается 12 человек. Интересно какой комплекции, или нет разницы? И почему именно 12, ведь цифра 12 настолько "заезженная", что невольно приходит на ум, что количество зрителей указано совершенно не случайно.

Кроме того, "посетители" планетария, хотят они того, или нет, оказываются на аттракционе геоцентрической системы, что не может не наводить на размышления.

И тот факт, что для внешнего оформления планетария выбрана поверхность Земли, не может не наводить на мысль о теории полой Земли, верно?

Теперь ещё о географии. Вы заметили, конечно, что "политическая" карта мира выглядит весьма необычно. Вопреки официальной истории о княжеской раздробленности, не так много стран то было. К примеру, одна только Варвария занимает четверть Африки. Это сейчас на её месте "лоскутное одеяло удельных княжеств". И география Египта была известна очень хорошо, непонятно только отчего про Египет было известно всё, кроме наличия там пирамид... Эй, эй..! Не спешите кидать в меня тухлые яйца. Я поясню. По моему мнению, до похода Наполеона в Египет, достоверно о пирамидах не было известно ничего.

Теперь кто-то скажет: - "Фиии... Да о пирамидах ещё Геродот писал в античности". Ну-ну... в Антиичности. Да Геродота, похоже, выдумали только в 18 веке!

Причём специально, чтоб задним числом легализовать "знания" об Атлантидах, всяких и прочих Египтах.

Косвенно, странности глобуса подтверждают даже легальные СМИ. Вот, что пишет, например, Питерская "Смена": - "По словам Татьяны Моисеевой, заведующей Музеем М. В. Ломоносова в составе Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, в ходе реставрации было сделано несколько интересных открытий. Каких именно, Татьяна Михайловна не сказала, сославшись на то, что они еще требуют проверки в архивах. Может быть, об открытиях заявят даже раньше, чем откроется экспозиция".

Или вот ещё, оттуда же: - "Увидеть же карту звездного неба внутри сферы своими глазами вообще не представляется возможным - внутрь не пустят никого. Исключения не сделают даже для президента".

Ну как? Нормально? В принципе, для науки изтории, совершенно нормально, удивляться тут не чему. Поразительно, что вообще о глобусе хоть что-то известно. Артефакт удивительный, он рядом, но, как обычно, всё удивительное - запрещено.

ИСТОЧНИК

ВЗЯТО С - https://mir-i-mi.ucoz.ru/publ/...


Вернуться назад