Предание о Всемирном потопе является одним из «камней» в фундаменте христианской культуры. Поэтому сенсацией стал опубликованный в 1872 году материал исследователя Джорджа Смита, из которого следовало, что сюжет для Ветхого Завета еврейские авторы позаимствовали у древних шумеров.
Как Великий потоп шумеров стал всемирным потопом из Книги Бытия.
Цивилизация шумеров считается более древней, чем египетская, и предшествующей появившимся позже в Нижнем Междуречье Тигра и Евфрата цивилизациям Ассирии и Вавилона. Термин «шумеры», кстати, достаточно условен, поскольку их самоназвание нам неизвестно. Данные археологических исследований показывают, что речь идёт о народе не семитской группы. Между тем в титуле одного из ассирийских царей фигурировало «царь Шумера и Аккада». Вавилоняне и ассирийцы относились к группе южных семитов и говорили на языке, который именовали аккадским. Соответственно, подвластных ему несемитов решили обозначить как шумеров.
Две жизни Зиусудры
Когда они появились в Нижнем Междуречье, судить трудно, но явно не позднее середины IV тысячелетия до нашей эры. Откуда именно пришли — неясно, но вряд ли их можно считать автохтонным (коренным) населением. Дело в том, что, по данным геологов, ещё до появления шумеров Нижнее Междуречье было затоплено, а потом снова стало сушей, когда берега Персидского залива обрели нынешние очертания. Такая трактовка не исключает версию, что шумеры жили здесь ещё до потопа и каким-то образом смогли пережить катастрофу.
О чём же говорилось в тексте глиняной таблички, опубликованном в 1872 году Джорджем Смитом, а также в — найденных им несколько позже дополнительных материалах?
Итак, правили в земле шумерской в течение 277200 лет (!) девять последовательно сменявших другу друга царей. Столицы Шумера менялись, а замыкает список царей Зиусудра, правивший 36 тысяч лет в городе Шуруппаке.
Имя царя в переводе означало «Жизнь после долгих дней». В таком переводе уже и содержится отсылка к Всемирному потопу, то есть подразумевается, что данный персонаж как бы прожил две жизни, в промежутке между которыми и произошла катастрофа.
В шумерской легенде сообщается, что в силу неведомых причин собравшиеся на совещание боги решили уничтожить людей, смыв их Великим потопом. Но бог мудрости Энки (Эйа), которому Зиусудра приносил достойные жертвы, сообщил ему об опасности, приказав своему любимцу построить огромную лодку, взять в неё свою семью, лучших друзей, а также птиц и всех четвероногих животных.
Зиусудра добросовестно выполнил все указания. Потоп продолжался семь дней и ночей, в течение которых огромное судно носило по бушующей водной стихии. Потом, когда стихия утихла, «капитан» корабля последовательно выпускал «на разведку» Голубя, ласточку и ворона. Первые две птицы вернулись, но ворон обратно не прилетел, из чего был сделан вывод о близости суши.
Спустя время корабль пристал к некоей горе Нимуш в Армении. Построив алтарь, Зиусудра принёс быков и овец в благодарственную жертву богам. Новой столицей Энки назначил город Киш, а позже главные боги шумерского пантеона Ан и Энлиль даровали Зиусудре долгую жизнь и «вечное дыхание».
Неизвестный народ
Разница шумерской легенды с ветхозаветным преданием о Ное сводилась к деталям.
Энки, прежде чем сообщить своему любимцу о грядущей катастрофе, повелел ему подойти к некоей огромной стене.
У шумеров Потоп продолжался семь дней и семь ночей, в то время как в Библии в бурю ковчег Ноя носило по морю сорок суток.
Ной посылал на разведку в поисках суши ворона и голубей, причём эти попытки продолжались целых три недели. Зиусудра привлёк к участию в разведке ещё и ласточку, поиски места для стоянки заняли меньше недели. Вопрос о том, можно ли идентифицировать гору Нимуш с упомянутой в Библии горой Арарат, остаётся открытым (хотя, наверное, можно).
Для благодарственной жертвы Яхве Ной построил алтарь, на котором во славу богов совершил воскурение тростника, кедра мирты и ладана. Зиусудра, как уже указывалось, принёс в жертву домашних животных.
Как видим, отличия предания о Зиусудре от предания о Ное столь ничтожны, что можно однозначно заявить — авторы соответствующего библейского текста просто заимствовали сюжет у шумеров.
Этот очевидный вывод выглядел для конца XIX века почти шокирующим, поскольку, как многим казалось, подрывал авторитет главной книги христианства.
Получалось, что фундаментальное библейское сказание, следующее по значимости после сказания об Адаме и Еве, всего лишь переложение легенды древних язычников, о которых вообще ничего толком неизвестно.
Некоторые исследователи указывали на то, что рассказ о Великом потопе характерен для многих народов и должен считаться так называемым универсальным фольклорным мотивом. Однако, прежде чем обрести «универсальность», сюжет должен был быть порождён некоей працивилизацией. И по всему выходило, что этой древнейшей цивилизацией была именно шумерская.
Табличку с преданием о Зиусудре 32-летний британский гравёр Джордж Смит отрыл в фондах библиотеки ассирийского царя Ашшурбанапала, где собирал материалы для своих работ по античной тематике. Изучением Ассирии он занимался как хобби, но после сенсационной публикации заинтересовался темой всерьёз. Издатель газеты The Daily Telegraph выделил ему деньги на экспедицию в Ниневию, и, спустя два года, Смит представил новые древние тексты.
Речь в данном случае шла о вавилонских и ассирийских пересказах все того же сюжета, причём эти источники тоже были древнее библейских. Единственно, в них Зиусудра именовался по-аккадски Утнапиштимом, что можно перевести как «Он обрёл жизнь». То есть речь снова идёт о Всемирном потопе.
В вавилонском варианте легенды Зиусудру называют Атрахасисом («Превосходящий мудростью»). Изменились также имена богов, а сопоставление с другими материалами ассирийских и вавилонских источников позволило в общих чертах реконструировать историю шумеров.
Единого государства у них не было. Существовал некий альянс городов-полисов, в рамках которого статус столицы переходил от Эриду к Бад-тибиру, затем к Лараку, далее к Сиппару. Название Шуруппак переводится как «исцеляющее место» или «место полного благополучия». Судя по данным археологии, столицей этот город не был, зато являлся местом, где хранились огромные, достаточные для пропитание всей страны, запасы хлеба.
Тигр и Евфрат стали для шумеров и аккадцев такими же реками-кормильцами, каким Нил был для Древнего Египта. Развитие сельского хозяйства, создание ирригационных систем привело и к развитию ремёсел.
Потом, если обратиться к легенде, шумерская цивилизация перенесла страшную природную катастрофу. Как сообщалось в одной из глиняных табличек: «После того как потоп смыл (страну) и царство было ниспослано с небес (во второй раз), Киш стал местом престола».
Это второе царство вступило в пору упадка после того, как появившиеся в Междуречье южно-семитские племена создали собственные государства — Вавилонское и Ассирийское царства.
Шумеры постепенно смешались с пришельцами, притом что процесс ассимиляции, вероятно, знал свои подъёмы и спады. Судя по данным археологии, в конце III тысячелетия до н.э. Они были кем-то вроде покорённой нации, зато несколько веков спустя и в Вавилоне, и в Ассирии шумерская культура стала образцом для подражания.
И оставалась таким эталоном, пока Ассирия и Вавилон в свою очередь не растворились в цивилизациях более позднего времени.
Легенда на все времена
Вопрос о том, когда именно произошёл Всемирный потоп, судя по геологическим исследованиям, не имеет однозначного ответа.
Трудившаяся в 1930-х годах на раскопках Шуруппака экспедиция Пенсильванского университета под руководством археолога Эриха Шмидта обнаружила культурный слой, состоящий из отложений глины и ила.
На основе химического анализа был сделан вывод о затоплении, датируемом рубежом V и IV тысячелетий до н.э. и причинившем ущерб крупнейшим городам Шумера.
Всемирный потоп, описанный в Библии, датируется по данным Ветхого Завета очень точно — 2104 год до н.э. или 1656 год от сотворения мира.
Как видим, удивительное сходство шумерского и ветхозаветных преданий ещё не означает, что речь идёт об одном и том же потопе.
Еврейские авторы позаимствовали сюжет у шумеров для описания бедствия, которое произошло почти на два с половиной тысячелетия раньше. Но первый, более древний потоп действительно стал для Междуречья событием эпохальным.
Данные о грандиозной катастрофе подтверждаются и другими античными источниками, прежде всего древнеассирийским эпосом «Сказание о Гильгамеше».
Его главный герой Гильгамеш проходит путь от «обычного» богатыря до могучего властителя, наделённого даром долгой, растягивающейся на десятки тысяч лет жизни. И даже умерев, он не уходит в небытиё, а становится владыкой подземного мира.
Вполне естественно, что в одном из эпизодов Гильгамеш встречается с другим долгожителем Зиусудрой, фигурирующем, впрочем, под вавилонским именем Утнапиштим. И тот обращается к нему с речью:
Я открою, Гильгамеш,
сокровенное слово
И тайну богов тебе расскажу я.
Шуруппак, город, который ты
знаешь,
Что лежит на бреге
Евфрата, —
Этот город древен, близки
к нему боги.
Богов великих потоп
устроить склонило их сердце…
Далее Утнапиштим повторяет то, что уже излагалось в древнейшей версии. Основное различие заключается в том, что он достаточно подробно перечисляет, кого и что взял на своё судно:
Всё, что я имел, погрузил я
туда:
Всё серебро сложил на корабль;
И золото всё принёс;
И всех божьих тварей согнал
я туда.
А также семью и родных.
И с полей, и из степи,
Всех букашек принёс я туда;
И всех мастеровых привёл
на корабль.
Далее Утнапиштим повествует, как пережил катастрофу, однако более поздний фрагмент с его рассказом об обретении долголетия, к сожалению, не сохранился.
И «спасибо» не сказали
Исторический период, когда еврейские авторы Ветхого Завета позаимствовали легенду шумеров о Всемирном потопе, можно определить достаточно точно — 598-582 годы до н.э., время «вавилонского пленения» иудейского народа.
Однако, чтобы не принижать таланты авторов Ветхого Завета и глубину составленных ими текстов, исследователи делают акцент на морально-этической разнице двух вариантов одного и того же предания.
Шумерские боги, судя по сохранившимся текстам, решили уничтожить землю просто так — то ли из прихоти, то ли по причине плохого настроения.
Яхве в Ветхом Завете насылает на землю Потоп как наказание за людские грехи. И Ноя он решает спасти за то, что он вёл жизнь праведника. Альфред Джеремиас пишет: «Рассказ о Потопе, приводимый Библией, таит в себе скрытую силу, способную оказать воздействие на сознание всего человечества. Несомненно, что при записи рассказа о Потопе ставилась именно эта цель: научить людей нравственному поведению. Ни одно другое описание Потопа из тех, которые мы находим в источниках, не связанных с Библией, в этом плане совершенно не похоже на рассказ, приведённый в ней».
С Джеремиасом солидарен и Герман Гункель: «Вавилонский текст о Потопе словно специально был составлен для того, чтобы превосходство идеи Израиля о Едином Боге стало ещё более ясным и отчётливым. Со своей же стороны, Библия перечёркивает все те описания Потопа, которые были известны древнему миру до неё: их отталкивающие образы теряют какое-либо значение».
Но и здесь, при рассмотрении обеих легенд с позиций морально-нравственных, все выглядит не так однозначно. Анализируя текст шумерского сказания, другой исследователь Крамер отмечает, что в нём Зиусудра «предстаёт как набожный и богобоязненный царь, во всех своих делах руководствующийся указаниями, полученными от богов в сновидениях и предсказаниях». То есть покровительствует и спасает его от гибели бог Энки не просто так, а в качестве вознаграждения за жизнь праведную.
В общем, исключать нравоучительную составляющую из шумерской легенды только на том основании, что представители этой цивилизации были язычниками и, так сказать, «не доросли» до гуманистической философии, все же не стоит. Есть в этой легенде и философская глубина, и моральная составляющая. Не будь их, представители более поздних цивилизаций вряд ли бы обращались к сказанию о Потопе снова и снова.
Вода или меч?
Одна из связанных с легендой о шумерском Потопе версий предполагает, что речь идёт вовсе не о наводнении. Например, в ряде текстов «потопом» называют наказания, обрушившиеся на царя из аккадской династии Нарам-Суэна. За неправедную жизнь бог Энлиль наслал на него разные бедствия, самым серьёзным из которых стало нашествие племени кутиев. Захватчики уничтожили столицу страны Ниппур, «плач» по которому в дальнейшем стал ежегодным религиозным ритуалом с участием нескольких тысяч женщин-плакальщиц.
Журнал: Загадки истории №34. Автор: Дмитрий Митюрин