ОКО ПЛАНЕТЫ > Загадки истории > Гибель «Боингов» и закат империи: 1983–2014
Гибель «Боингов» и закат империи: 1983–201420-07-2014, 10:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Гибель «Боингов» и закат империи: 1983–2014
Крушение в небе над Украиной малазийского «Боинга 777» стало не менее страшным и оглушительно громким событием, чем гибель на Дальнем Востоке корейского самолета в 1983 году. Похожи ли эти катастрофические события? Знает ли мировое сообщество всю правду о том инциденте?
Тема корейского «Боинга», сбитого в 1983-м у острова Монерон, тревожит и поныне. Трагедия эта некогда обрушила лавину обвинений в адрес СССР, развязала торговые и дипломатические войны. Именно она, многократно умноженная на афганскую авантюру, дала повод назвать Страну Советов «империей зла», писал несколько лет назад Геннадий Старостенко на lgz.ru. А попутно и деморализовать её население, ведь, как ни объясняй и ни мотивируй свои поступки, в сухом остатке одно: сбили гражданский самолет, отправив на дно Татарского пролива двести шестьдесят девять человек… Есть документальный фильм НТВ «Трагедия рейса 007» <…> из цикла «Дело тёмное». Событийная и фактографическая сторона трагедии рейса KAL вроде бы изложена в нем резонно, но… Общий вывод таков: «Пилоты так и не знали, что натворили… Если бы в тогдашнем СССР было в принципе возможно открытое расследование, то невозможна была бы ситуация, когда сначала сбивают самолет, а потом начинают разбираться…» В общем, как всегда: во всем виноват Советский Союз. В 1991 году автору случилось быть редактором документального фильма о событиях вокруг рейса KAL 007 – в составе совместной съемочной группы агентства печати «Новости» и южнокорейской телекомпании MBC. В самый последний момент корейцы заупрямились и даже грозились вообще отказаться от прилета в Москву, если не будет организовано интервью с Геннадием Осиповичем – пилотом перехватчика, сбившим корейский самолет. Все, что нам было известно об Осиповиче: он в отставке и живет в одном из южных городков. А люди, у которых были с ним контакты, по разным соображениям их не выдавали. Выйти на него помог кто-то из журналистов «Красной звезды» – и то лишь намеком. Дальше искали сами. Тем временем супруга его приготовила ужин, нам накрыли стол – и корейцы отнюдь не отказались выпить с ним «за дружбу». Всему ли виной в той далекой трагедии была советская закрытость и идеологическая зашоренность? Да, партийное и военное руководство СССР тогда растерялось, стали городить небылицу на небылице… Но вот Южная Корея на тот момент была номинально демократической страной, однако в предварительном докладе, представленном в ICAO (International Civil Aviation Organization), отрицала, что борт KAL, летевший в Сеул из Анкориджа, отклонился от маршрута. Выходит, тоже врала. Или ошибалась. Как, кстати, ошиблись совсем недавно южнокорейские ПВО, обстрелявшие собственный гражданский самолет. Обстреляли, потому что обстановка на границе сейчас нервная. Не мы к ним лезли, а они к нам. И в этом регионе – уж точно, говорили военные. СССР откровенно дразнили, дергали, упорно пытались вызнать его военные секреты. Вскрывать параметры нашей ПВО было системной задачей, а посылка «зонда по глубоким тылам красных» – великим для их разведки искушением. Возможно, если бы мы не вошли накануне в Афганистан, такой напряженности не было бы. Но она была. Дьявол – он всегда в деталях. В упомянутом фильме о свидетельстве Осиповича по поводу отсутствия «бортовых огней» у самолета-нарушителя однозначно сказано: «Слова Осиповича – откровенное вранье… Он не мог не заметить мигалки…» Очевидно, нужно выставить летчика этаким «винтиком преступной системы», отождествив его с миллионами таких же бездумных винтиков и шестеренок. Но дело-то было в другом – не было света в иллюминаторах, потому что пассажиры спали. А «бортовые огни» ни о чем не могли свидетельствовать в принципе. На самом деле диспетчеры в Анкоридже не «засекли», а какое-то время сопровождали самолет. И поделились недоумением в своем узком кругу: куда его занесло? Но почему-то не удосужились довести информацию до корейского лайнера. Так и осталось большим вопросом: почему? О пилотах «Боинга» разговор нужно вести особо. В передаче все просто: «Об отклонении не знали ни пилоты, ни диспетчеры в Токио… Пилоты так и не знали, что натворили…» В качестве доказательства «ошибки пилотов» притянута версия о том, что в Анкоридже они неправильно настроили бортовой компьютер и навигация осуществлялась исключительно по магнитному компасу. Позвольте, «Боинг-747» – это почти космический корабль, и даже в те времена на нем хватало электроники, он обладал многократно дублированными системами ориентации. Он просто не способен был потеряться в пространстве. И в докладе ИКАО в 1983-м однозначно подтверждалось, что «все три инерционные навигационные системы и радарная система работали нормально». Известно, что самый драматический эпизод ночи 1 сентября 1983 года – это внезапный сброс скорости KAL 007, когда он уже выходил из воздушного пространства СССР. Именно тогда Осипович получил приказ на поражение цели. Перед этим он проскочил на своей «сушке» корейский борт, поскольку как истребитель не мог выдерживать такой скоростной режим. То есть у него были все основания считать, что от него хотят уйти. Во время наших съемок 91-го он выразил полную убежденность в том, что это был сознательный маневр, а не что-либо иное. Он мог и ошибаться, но… Кстати, Америка свои акценты расставила еще в 1992 году. Именно тогда Вашингтонский апелляционный суд всю вину окончательно возложил на корейских летчиков, совершивших должностное преступление. Можно быть уверенными в одном: ни при каких обстоятельствах этого бы не случилось, если бы на самом верху не была достигнута стратегическая договоренность о неразглашении всех обстоятельств происшедшего в 1983 году. К этому времени СССР уже не было, и американцы решили переложить вину на своего союзника. Однако все пропагандистские выгоды они к тому времени уже пожали… Вполне вероятно, полной правды об этом трагическом событии не узнаем ни мы, ни наши потомки. Но всегда важно другое – на чьей стороне правда историческая, правда человеческая. Если люди защищали свою страну, они вряд ли заслуживают сегодня осуждения. Трагическая ситуация, в которой они оказались, не оставляла надежд на достойный выход. Из нее выбирались так, как могли в той ситуации. Вернуться назад |