ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Вашаки: вождь, принявший неизбежные перемены

Вашаки: вождь, принявший неизбежные перемены


16-04-2020, 19:58. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Вашаки: вождь, принявший неизбежные перемены

Вашаки: вождь, принявший неизбежные перемены

Шошоны пересекают реку. Альфред Якоб Миллер (Музей искусств Уолтерса)

«Мой краснокожий брат Виннету, вождь апачей, и я возвращались из гостей у шошонов. Наши друзья проводили нас до самой реки Бигхорн, где начинались земли упсароков, Индейцев Вороны, а с ними шошоны были на тропе войны. Мы потом продолжили путь все время на восток к горам Бигхорн — Маунтейнз и дальше до Блэк Хиллз»
Карл Май. Пустыни и прерии


Индейские войны. Всегда так было и будет, что столкновение двух разных цивилизаций порождает конфликт, который прежде всего связан с культурным шоком. Вот, к примеру, как вам такой забавный случай, о котором мне рассказала одна моя знакомая, что работает в Индии. Поехала она как-то на работу на велорикше. А тут пробка, все встали, и самое плохое, что рядом с ними остановился слон. И… начал тут же облегчаться. И стало из него шлепаться на мостовую, а водитель велорикши достал фанерку (опытный был) и начал «госпожу» с ее помощью от брызг закрывать, но… все равно на нее попало. Ну и много там еще чего было…




Индейцы, угрожающие напасть на лодки торговцев мехами (Музей искусств Уолтерса)

А теперь возьмем США эпохи освоения Дикого Запада. С одной стороны, индейцы, до 1500 года занимавшиеся пешей, то есть очень трудной и малоуспешной, охотой на бизонов. И было их относительно немного. Но к 1700 году они овладели искусством верховой езды, получили от белых металлическую посуду, и уже в 1800 году это был совершенно другой мир, где люди имели мяса в изобилии и… началось их взрывное размножение. Теперь Великие равнины стали местом обитания множества племен, которым именно лошадь белого человека помогла их освоить.


Вождь Вашаки (Национальный архив США)

Но наступило время, и в Америку хлынул поток переселенцев из Европы. Они заплатили за переезд, они заплатили за землю, они тяжко трудились на фабриках, воевали в армии северян и вот наконец-то они, вчерашние крестьяне из Франции, Италии, Ирландии, Польши, Греции, получили там землю по закону о гомстедах. Но какие-то «индиенсы», голые грязные дикари им мешали. Они сжигали их фермы, они мешали разрабатывать им золотые жилы, снимали с них скальпы. Понятие толерантности в то время напрочь отсутствовало. Дикарь был дикарь, о том, что он человек, никто даже и не помышлял. Так что неудивительно, что по Дикому Западу прокатилась целая череда «индейских войн», кровопролитных и беспощадных, но естественных и неизбежных в то далекое время. Индейцы считали себя хозяевами своей земли и не хотели менять привычный им образ жизни на «цивилизацию белых», и они были в своем праве, вот только понимать это люди стали лишь совсем недавно, а в те годы право белого человека доминировало над правом всех остальных. Однако и в то время среди индейцев находились умные люди, которые понимали, что меняться придется, а для этого прежде всего следует перестать враждовать с бледнолицыми. И одним из них был вождь племени шошонов – Вашаки.

Мокасины восточных шошонов, около 1900 г (Музей человека, Сан-Диего, Калифорния)


Мокасины шошонов 1860-1880 гг (Музей обуви Бата в Торонто, Онтарио, Канада)


Мокасины шошонов 1895 г (Музей обуви Бата в Торонто, Онтарио, Канада)

Прежде всего о самих шошонах. Сами себя они называли нымы или нывы, то есть «люди», говорили на языке юто-ацтекской языковой семьи, но проживали совсем не в Мексике, а в районе Большого бассейна – гористой области, где расположены штаты Орегон, Айдахо, западный район штата Юта, большая часть Невады и Калифорнии. Именно здесь расположено Большое Соленое озеро, берега которого стали прибежищем мормонов. Шошоны не однородны по своей культуре, а делятся на северных, западных и восточных. Восточные были наиболее развитыми. Их культура носила переходный характер, от специфической культуры Большого бассейна, к культуре индейцев Великих равнин. Племена восточных шошонов были достаточно воинственными. Во всяком случае они имели два военных союза. Первый назывался «Желтые макушки». В него входили молодые воины, которые первыми атаковали врага, и второй: «Брёвна», в который входили опытные воины, подобные римским триариям.


Керамика шошонов, конец XIX века (Кливлендский музей искусств)

Вот и Вашаки (ок. 1804–1900) являлся верховным вождем именно восточных шошонов. Его отец был из племени баннок, а мать была шошонка из окрестностей реки Винд-Ривер. Свое детство он провел среди индейцев племени флатхедов («плоскоголовых»), кочевавших по землях современного штата Монтана, и только лишь после смерти отца вернулся к шошонам вместе со своей матерью. Видимо, стараясь заслужить уважение соплеменников, которые из-за его происхождения, скорее всего, посматривали на него немного свысока, постоянно участвовал в боях против кроу и черноногих, и приобрел репутацию храброго воина, о чем свидетельствовал и шрам от стрелы на его лице.


Мужские леггинсы северных шошонов (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)


Парфлеши севеверных шошон принадлежали То-Мо («Облачный») (Национальный музей Американских индейцев, Вашингтон)

Прошлое его забылось, и конце 1840-х годов Вашака стал у восточных шошонов верховным вождем. То, что он был смел, очевидно. Но у него хватило мудрости удержать свое племя от участия в восстании остальных шошонов, которые в 1863 году под руководством вождей Покателло и Медвежьего Охотника выступили против белых и серьезно пострадали в итоге. Он, напротив, старался дружить с белыми, особенно армейскими офицерами и эта дружба ему пригодилась, когда в 1865 году на шошонов напали их исконные враги сиу-дакота.


Томагавк Белого Лебедя из племени кроу. Жил в 1851–1904 гг. Монтана, 1890 г. (Национальный музей Американских индейцев, Нью-Йорк)

Жизнь у индейцев была трудной, а главное, им постоянно приходилось воевать за удобные для охоты и выпаса лошадей районы, причем в этих стычках погибало очень много мужчин. Так, где-то в 1856 году жестокая битва между племенем Вашаки и большой группой индейцев кроу произошла именно вследствие соперничества из-за охотничьих угодий. Интересно, что свидетелем этого события стали белый мальчик по имени Илия Уилсон, который по стечению обстоятельств два года жил в семье вождя Вашаки. В этой схватке, по его словам, погибло более 50 воинов шошонов и 100 кроу.


Рубашка индейца по имени Пятнистый Хвост. Племя Дакота, 1823–1881 гг. (Национальный музей Американских индейцев, Нью-Йорк)

Другое столкновение имело место в марте 1866 года, когда индейцы кроу в главе с вождем Большая тень, расположились вдоль реки Ветра, и там же неподалеку оказалось и племя Вашаки. Узнав о том, что кроу рядом, он послал к ним для переговоров направил свою жену и воина, которые передали вождю кроу, что он рад их видеть, но предлагает охотиться дальше к востоку, раз уж они оказались на реке Ветра, принадлежавшую шошонам.

Но вождь кроу посчитал (все прямо как в повести Бернарда Шульца «Ошибка Одинокого бизона»), что кроу смелые воины (и, главное, их много!), а шошоны – «трусы и собаки». Поэтому он приказал убить воина-парламентера, а с женой Вашаки передал ему, что они готовы сражаться.

Рисунок индейца по имени Дождь На Лице. Хункпапа Дакота, ок. 1835–1905 гг. (Национальный музей Американских индейцев, Нью-Йорк)

Шошонов и вправду было меньше, чем кроу, поэтому Вашаки отправил гонца к баннокам, союзникам шошонов, чей лагерь находился в нескольких милях южнее. Банноки соединились с шошонами, напали на лагерь кроу и осадили их на холме. Осада продолжалась пять дней, но ни нападавшим, ни обороняющимся никак не удавалось получить преимущество.


Стрелы индейцев Большого Бассейна. Калифорния, 1911-1915 гг (Национальный музей Американских индейцев, Нью-Йорк)

Силы кроу были на исходе, и Большая Тень решил вызвать вождя Вашаки на поединок, чтобы решить дело единоборством. При этом они уговорились, что долина реки Ветра принадлежит победителю, но если он проиграет бой, то кроу получают право уйти с миром.


Рубашка индейца племени ютов, около 1870–1880 гг (Национальный музей Американских индейцев, Нью-Йорк)

Расстояние между племенами было выбрано такое, чтобы никто не мог бы им ни помочь, ни помещать. А дальше все случилось так, как это было показано в кинофильме «Виннету – вождь апачей», где Виннету пришлось вот также единоборствовать с вождем команчей Большим Медведем. Каждый вождь сел на своего любимого коня, вооружились копьями и щитами из кожи с шеи быка бизона, и бросились друг на друга, а кроу и шошоны в молчании за ними наблюдали.


Вот так они и выясняли отношения… Кадр из кинофильма «Сыновья Большой Медведицы»

В клубах пыли было трудно разглядеть, кто побеждает, но потом все увидели Вашаки, возвращавшегося к своему племени, и распростертого на земле вождя кроу. Причем Вашаки был настолько восхищен храбростью своего побежденного противника, что не стал снимать с него скальп, а вырезал его сердце и привез в свой лагерь, насадив на копье! А потом, после того как девушки-шошонки отплясали танец скальпов, он его… съел, чтобы «взять» таким образом его мужество. Ну а одна из захваченных женщин кроу стала его женой. Такие вот были в ту пору обычаи у индейцев Большого бассейна и прерий!



Продолжение следует…

Вернуться назад