ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Кризис 1882 – первый кризис периода протекционизма
Кризис 1882 – первый кризис периода протекционизма26-02-2020, 10:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
С 1873, когда случился предшествующий мировой кризис, депрессия затянулась. Это усилило стремление ряда правительств увеличить таможенные пошлины с целью защитить собственную промышленность или сельское хозяйство от иностранной конкуренции. Таможенные пошлины также становились все более важной частью государственных доходов, поскольку подоходный налог был введен далеко не во всех странах. Но в целом повышенные пошлины не помогли росту экономики. Несмотря на мощное технологическое развитие (именно в 1870–1880-е годы начался подъем электроэнергетики и электрического машиностроения) и невиданный рост изобретательства в разных странах, рост экономики, как и прибыльность предпринимательства были слабее предыдущего периода. Дефляция душила прибыль. Как мы уже говорили, в США период с 1873 по 1893 г. нередко называли Великой депрессией, а теперь называют Долгой депрессией. Описываемый период и кризис также можно считать одним из последних домонополистической эпохи капитализма. Кризис 1882 г.
Основные изменения в связи с предшествующим кризисом. С конца 1870-х гг. повсюду начинается поворот к протекционизму (см., например: Supple 1976: 340). За исключением Бельгии и Голландии, во всех европейских странах таможенные тарифы были преобразованы в 1870-х и 80-х гг. в духе протекционизма, а США тарифом Мак-Кинли довели протекционизм, по выражению М. И. Туган-Барановского, до апогея (2008 [1913]: 181). Начались также и тарифные войны, подробности такой борьбы между Германией и Россией можно найти в воспоминаниях С. Витте (1960, т. 1: 381; т. 2: 313–318). Все это сказалось на слабом росте мировой торговли и, по-видимому, было одной из причин длительности депрессивных фаз и снижения цен. В то же время был установлен международный золотой стандарт, процесс начался еще на Первой подготовительной международной валютной конференции в Париже в 1867 г., завершился в 1878 г. (см.: Хелд и др. 2004: 183, 228). В этот «клуб» постепенно вступали все новые страны, что оказало большое влияние на всю систему и развитие международных расчетов в течение ряда десятилетий, на развитие рынка международного кредита и способствовало росту международной торговли. После кризиса 1873 г. акционерная форма предприятий становится преобладающей, что способствовало мощному развитию и размаху кредита (Трахтенберг 1963: 316). В результате депрессии в ряде отраслей были сделаны существенные технические усовершенствования, ведущие в том числе к экономии топлива и ресурсов. Как писал один фабричный инспектор, «делается все возможное, чтобы снизить издержки производства путем сильного уменьшения заработной платы, внедрения наиболее усовершенствованного оборудования, максимального увеличения скорости движения машин» (Мендельсон 1959, т. 2: 174). Условия. Депрессия после кризиса 1873 г. затянулась. В частности, спад экономической активности в США длился с октября 1873 года по март 1879 года. Это самый долгий период рецессии (65 месяцев подряд), что превышает длительность спада экономической активности во время Великой депрессии (43 месяца). Но по силе спада, конечно, период 19 века не идет в сравнение с 1930-ми годами. В отличие от фазы подъема предыдущего цикла в этом цикле роста цен почти не было, напротив, была тенденция к их понижению. Только после 1879 г. начинается новая волна промышленного оживления. Но в Англии подъем был очень коротким и не столь бурным, как ранее, так что некоторые обозреватели говорили даже о сплошной депрессии с 1873 г. по 1885 г. (Smith 1893). Зато в США подъем был достаточно активным. С 1 января 1879 г. США удалось восстановить размен бумажных денег на золото, что способствовало притоку капитала в Штаты. В этот период происходит мощный подъем железнодорожного строительства в США, которое продолжается все 1880-е и еще 1890-е гг.[1], в частности продолжали сооружаться трансконтинентальные дороги. Правительство США всячески поощряло такое строительство. В целом в США железные дороги получили огромные территории, равные площади Франции, и субсидии (Дементьев 2001: 113). Кстати отметить, что роль государства (в предшествующий, этот и последующий периоды) в строительстве железных дорог и телеграфа повсеместно была важной (Supple 1976), особенно в таких странах, как Германия, Россия, Япония, Италия (о роли государства в этих странах см., например: Топеха 1958: 239–240; Витте 1960, 1; Яцунский 1965: 189–193; Supple 1976: 329–330; Мещерякова 2001: 88). Внешний фактор. С ростом возможностей транспорта и коммуникаций, быстрого перемещения капитала и товаров роль внешнего фактора росла, о чем свидетельствовал и быстрый рост внешней торговли и экспорта капиталов. Мощное железнодорожное строительство в США и ряде других стран (в том числе Аргентине, Индии, Австралии, России), бывшее локомотивом мирового развития на протяжении, по крайней мере, двух-трех десятилетий, вообще было бы немыслимо без иностранного капитала. В целом роль Англии как крупнейшего экспортера капитала (вторым была Франция) оказывалась исключительно большой. Именно экспорт капитала «остужал» подъемы экономики в Англии начиная с последней четверти XIX в. За 20 лет (с 1862 по 1882 г.), по отдельным данным, экспорт капитала из Англии вырос в 6 раз (Гобсон Дж. 1927: 61). В большой мере экспорт капитала осуществлялся в виде иностранных займов. По некоторым данным, в иностранные правительственные ценные бумаги к 1881 г. английским капиталом была вложена огромная по тем временам сумма – 700 млн ф. ст. (Гобсон Ч. 1928: 135–136). Но на каждую сотню миллионов английских капиталов за границей приходилось в 1870-х гг. уже 60–70 млн французских капиталов (Мендельсон 1959, т. 2: 14). В этот период (так же, как и в последующие) помимо Англии и Франции экспортером капиталов была также Германия, причем ее роль все возрастала (Гинцберг 1970: 433–434), а импортерами – США, Италия, Россия, Япония (см.: Мельянцев 1996: 114–115). Как уже сказано, после кризиса 1873 г. начался поворот к протекционизму, тем не менее, объемы торговли росли. Золотой стандарт, установленный в 70-х гг. XIX в., гарантировал стабильную международную систему платежей, зафиксировав цены основных мировых валют в золоте. Интенсивность торговли в период с 1870 по 1914 г. возрастала на 3,5% в год. Для западных государств экспорт товаров вырос приблизительно до 5% валового национального продукта к середине века и до 10% в 1880 г. (Хелд и др. 2004: 184). Этот цикл и следующее десятилетие характерно повышенной активностью (особенно со стороны Германии, считавшей себя обделенной в плане колоний) по прямому или завуалированному захвату колоний в Африке, Океании, Азии даже в Европе (как, например, оккупация Англией Кипра в 1878 г.). Большую активность проявляли Англия, Франция, Россия, Бельгия, позже Япония, Италия и США (но последние активизировались в эпоху так называемого передела сфер влияния). Среди захваченных или включенных в сферы влияния стран были и вполне развитые в государственном плане, как, например, Китай и Египет (об оккупации Египта и проникновении в Китай см., например: Owen 1969; Flower 1972; Tignor 1966; al-Sayyid Marsot 2004; Зеленев 2003; Гринин 2006б, 2007б; Непомнин 1974, 1980[2], 2005). При этом Египет демонстрировал хорошие показатели как в экономическом, так и в военном планах (см. наш анализ уровня развития Египта: Гринин 2006б, 2007б; Гринин, Коротаев 2009а). В целом это был период формирования того, что получило название «империализма». Имперская политика, по нашему мнению, была одной из важных (хотя, по-видимому, не решающей) причин ухудшения конъюнктуры в этот период, поскольку сильно отвлекала ресурсы развитых стран от собственных дел. Отметим, впрочем, что одной из причин империализма, по крайней мере, со стороны Англии и частично Франции, хотя, думается, не главной, было то, что целый ряд государств оказался не в состоянии возвратить им долги. С этого началось, в частности, подчинение Египта, до этого получавшего очень большие доходы от экспорта (см. выше; см. также: Cuno 1985; Issawi 1947; Owen 1969; Hunter 1999; Goldschmidt 2004). Усовершенствованные финансовые инструменты. Большие изменения в это время произошли в самой технологии биржевых продаж (некоторые из них появились, а некоторые – получили широкое распространение[3]). Среди них отметим новые формы спекуляций на базе товарных бирж: сделки на срок (фьючерсы), сделки на разницу цен без фактической купли-продажи и т.п. Объемы сделок по этим инструментам были уже достаточно заметными, так что некоторые авторы даже рассматривали их появление и распространение как источник кризисов[4]. Естественно, что винить во всем новые инструменты абсурдно, однако их роль была, действительно, немаловажной. Это был период очень активного становления акционерных обществ (их «второй генерации», уже пережившей период чрезмерной горячки и кризиса 1873 г.), мощного подъема фондовых и товарных бирж, роль которых была очень велика. В этот и последующий периоды происходит становление фондовых бирж в качестве ключевого элемента мирового рынка капиталов. Они выступали основными торговыми площадками, на которых совершалась торговля ценными бумагами и концентрировалась значительная часть ликвидности. Они были основным источником информации о ценах (курсах) торгуемых на бирже инструментов, определяли правила торговли финансовыми инструментами, осуществляли процедуру клиринга и расчетов по ценным бумагам, выступали в известной мере гарантами при расчетах. Параллельно возрастала роль на фондовом рынке коммерческих и инвестиционных банков, которые также выступали организаторами торговли ценными бумаги между клиентами банков. Благодаря конкуренции между биржевым и внебиржевым рынком совершенствовалась инфраструктура рынков капиталов (см.: Доронин 2003: 103). Перегрев экономики и кризис. Предшествующий кризису 1882 г. подъем был коротким, хотя и достаточно сильным, особенно в тяжелой промышленности (добыче угля и выплавке чугуна и стали, производстве судов). Например, если в США в 1860 г. добывалось 14 млн т угля, то к 1884 г. – уже 100 млн т (Zinn 1995: 247). Некоторые исследователи считают, что темпы роста промышленности и мировой торговли были не ниже, чем в предыдущем цикле (например: Мендельсон 1959, т. 2: 181), но другие говорят, что вследствие низких цен подъем отличался некоторой вялостью (Трахтенберг 1963: 317). В центре подъема, как было выше сказано, по-прежнему находилось железнодорожное строительство, прежде всего в Америке (но достаточно велико оно было и во Франции). Цифры строительства новых путей превзошли даже очень высокие объемы начала 1870-х гг. в полтора раза. Еще в 1845 г. мировая сеть железных дорог не достигала и 16 тыс. км, а в середине 80-х гг. она перевалила за 500 тыс. км (Мендельсон 1959, т. 2: 181, 193). Это строительство активизировало экспорт металлов и других товаров из Англии и в целом ее промышленность. Экспорт черных металлов в США дал толчок и подъему немецкой промышленности. Период подъема совпал с неурожаями хлеба в Европе, что привело к росту ввоза американского хлеба и соответственно могло расширить американский спрос на продукты тяжелой промышленности из Англии и Европы. В 1878–1879 гг. в США и Франции возобновилась кредитная экспансия, связанная с подъемом и развитием акционерных предприятий. Последнее четырехлетие перед кризисом во Франции было характерно ускоренным учредительством акционерных обществ, резко вырос выпуск промышленных акций, поэтому в 1881 г. на бирже был огромный ажиотаж, денежный рынок оказался в большом напряжении из-за возрастающей потребности в кредитах для покупки ценных бумаг. Также была выдвинута амбициозная программа общественных работ (см.: Уэрта де Сото 2008: 366). Кризис разразился в середине 1882 г. и вместе с последовавшей за ним депрессией продолжался примерно до 1886 г. По своей глубине и интенсивности этот кризис уступал кризису 1873 г. Но в некоторых странах, например США и Франции, он был довольно значительным. Во Франции и в США в 1882–1884 гг. были наиболее острые проявления денежного кризиса. Первый такой взрыв на денежном рынке произошел во Франции в январе 1882 г. и как бы предшествовал экономическому кризису, а второй острый эпизод произошел осенью 1884 г. в США, то есть он случился уже в конце экономического кризиса. К. Жюгляр писал: «Во всем цивилизованном мире 1881 г. был последним годом высоких цен, он отметил собою конец последнего периода процветания, когда производство богатства и благосостояние населения превзошли все то, что мы до сих пор видели. С тех пор мы вступили в период ликвидации... Громовой удар (то есть банковский и биржевой кризис в США) в мае 1884 г. был только проявлением, несомненно, последним, ликвидации кризиса»[5]. Спекулятивное содержание биржевого краха во Франции в январе 1882 г. было особенно большим. По выражению И. А. Трахтенберга (1963: 333–334), каждый «бум» и «крах» на денежном рынке имеет своего «героя», в деятельности которого сосредоточиваются характеристики денежного рынка в целом. «Героем» краха 1882 г. стал Евгений Бонту, руководитель акционерного общества и банка l’Union Générale, которое проводило активнейшую учредительскую деятельность, основывая банки и самые разнообразные предприятия, участвовало в иностранных концессиях и займах и т.п., обладая в целом весьма небольшим капиталом[6]. Этот капитал, однако, постоянно удваивался путем выпуска новых акций. Крупные дела, которые вел банк Бонту, и реклама привлекли в него большие вклады, а высокие дивиденды на акции резко повысили их курс. В конечном счете в ноябре 1881 г. в борьбу с l’Union Générale вступила группа Ротшильдов, пытавшаяся сбить курс его акций, однако неудачно. Победа над Ротшильдами недешево обошлась Бонту, и в то же время в конце 1881 г. попали в трудное положение несколько фирм, с которыми он сотрудничал. Наконец, случайное обстоятельство в виде отказа австрийского правительства дать очередную концессию контролируемому Е. Бонту Лионскому банку опрокинуло перегруженный авантюрами корабль его корпорации. В январе 1882 г. начался обвал сначала акций Лионского банка Бонту, а затем l’Union Générale. Все это вызвало полное обрушение перегретого и зарвавшегося фондового рынка Франции, массовые банкротства. А затем начался промышленный кризис во Франции и ряде других стран. Возвращаясь к мысли Трахтенберга, отметим в то же время, что правовые и финансовые инструменты аккумуляции прав собственности, капиталов, ценных бумаг и прочего к этому времени стали весьма мощными и совершенными, позволяющими энергичным предпринимателям совершать грандиозные предприятия и операции. Евгений Бонту, возможно, был одним из первых таких финансистов. Но в целом такой тип крупного дельца, способного захватить в свои руки множество предприятий и начинаний и придать им новый импульс, становится ведущей фигурой финансового и даже промышленного предпринимательства, найдя свое воплощение и в литературе (в частности, у Дж. Лондона и Т. Драйзера). Предвестники кризиса в США чувствовались задолго до 1884 г., так как денежный рынок находился в большом напряжении. Чрезмерное строительство железнодорожных путей, потребовавшее гигантских средств, явно превышало возможности финансов. В 1881 г. курсы акций стали медленно понижаться. Однако эта заминка затем сменилась новым подъемом и перегревом. Такое двухтактное течение событий в США затем будет наблюдаться еще и в последующих циклах. Наконец перегрев финансового и промышленного рынков достиг апогея. Денежный кризис в США разразился в мае 1884 г. Паники нередко начинаются со стремительного падения курсов, за которыми следуют банкротства, но в этот раз она началась сразу с банкротств некоторых брокерских фирм (Трахтенберг 1963: 352). Это вызвало огромное смятение, сброс акций, вызвавшие новые банкротства. Ситуация еще более обострилась, когда стало известно, что председатель второго национального банка украл из кладовой банка ценных бумаг на сумму более 3 млн долларов (Трахтенберг 1963: 353). Сброс акций и падение курсов было очень сильным. По образному выражению Лескюра (1908: 148), в мае 1884 г. в непрочном здании американской финансовой системы «показалось несколько трещин, и вскоре оно шумно рухнуло, сея вокруг себя разрушение и панику». Начались паника и натиск вкладчиков банков. Это закончилось рядом банкротств. Кризис был весьма интенсивен, денежный рынок оказался им опустошен. Сфера действия и мир-системный эффект. Кризис 1882 г. из крупных стран коснулся главным образом США и Франции (в последней особенно сильно пострадала тяжелая промышленность), но он не ограничился этими странами. Начало и середина 1880-х гг. были ознаменованы тяжелым экономическим кризисом в некоторых других странах, например в Швеции (Андерсон 1951: 363). Англия не испытала на этот раз биржевой паники и набега вкладчиков на банки, но экономика ее ощутила спад и длительную депрессию. Слабее проявил себя кризис в Германии. Россия еще не была индустриальной страной, но ее молодая хлопчатобумажная промышленность также почувствовала кризис. Сказался кризис и на всей остальной промышленности, но особенно чувствительным был крах на парижской бирже и ухудшение кредита и дел на бирже в России. В целом в Европе не было почти ни одной страны, которую бы кризис не затронул. Снижение курсов акций и сокращение торговли произошло в Австро-Венгрии, торговля и кредит пострадали в Италии, Бельгии, Швеции и др. странах. Сильное отражение кризис нашел в Канаде, которая уже тогда повторяла колебания конъюнктуры США, в Латинской Америке, а также в Индии, Австралии, Новой Зеландии. Даже Китай и Япония, теперь ставшие частью Мир-Системы, почувствовали колебания и ухудшение торговли.
Тизер. Кризис 1882 года не был столь же сильным, как предшествующий ему кризис 1873 года, поскольку ему не предшествовал и столь же мощный подъем экономики. Но рассматриваемый кризис 1882 г. во многих отношениях был рубежным. В частности, это был первый кризис после установления международного золотого стандарта в 1878 г. Далее, это был первый кризис в Англии в период, когда ее экономика уже перестала задавать темп другими странам. Предшествующие кризису годы были периодом слабого экономического роста Великобритании, которую все заметнее стали теснить ее молодые соперники Германия и США. Кстати сказать, не только в темпах роста, но и в изобретательской активности. До середины 19 века или даже до 1870-х Англия по числу изобретений и научных открытий была безусловным лидером в мире, но затем на передний план вышли другие страны, прежде всего США и Германия. Но роль Англии в мировой экономике была очень велика по причине того, что эта страна стала лидером в экспорте капиталов, в т.ч. вкладывающихся в промышленность и железные дороги целого ряда стран, во-первых, ее колоний (Австралии, Индии, Канады), во-вторых, государств Латинской Америке. Зато экспорт капитала из Англии в США стал замедляться. Ну, и кризис 1882 года и усилившаяся после него дефляция стали подготовительной стадией к переходу к быстрому формированию монополий в крупнейших капиталистических странах. [1] С 1865 по 1900 гг. длина железных дорог в США возросла с 35 тыс. до 193 тыс. миль (Dibacco 1995: 93). [2] Непомнин. Социально-экономическая история Китая(1894–1914). М., 1980; он же. Экономическая история Китая (1864–1894). М., 1974. [3] Отметим также, что в течение десятилетий эти инструменты продолжали совершенствоваться. [4] В частности, в работе Ч. Смита отмечалось, что важнейшими причинами кризисов 1872–1893 гг. (а этот период он рассматривает как полосу сплошной депрессии) было появление указанных финансовых технологий (Smith 1893). [5] “Economiste français”, 13. IX 1884, p. 315 (цит. по: Трахтенберг 1963: 350). [6] Деятельность Бонту послужила основой для известного романа Э. Золя «Деньги». Вернуться назад |
Кризис 1882 года не был столь же сильным, как предшествующий ему кризис 1873 года, поскольку ему не предшествовал и столь же мощный подъем экономики. Но рассматриваемый кризис 1882 г. во многих отношениях был рубежным. В частности, это был первый кризис после установления международного золотого стандарта в 1878 г. Далее, это был первый кризис в Англии в период, когда ее экономика уже перестала задавать темп другими странам. Предшествующие кризису годы были периодом слабого экономического роста Великобритании, которую все заметнее стали теснить ее молодые соперники Германия и США. Кстати сказать, не только в темпах роста, но и в изобретательской активности. До середины 19 века или даже до 1870-х Англия по числу изобретений и научных открытий была безусловным лидером в мире, но затем на передний план вышли другие страны, прежде всего США и Германия. Но роль Англии в мировой экономике была очень велика по причине того, что эта страна стала лидером в экспорте капиталов, в т.ч. вкладывающихся в промышленность и железные дороги целого ряда стран, во-первых, ее колоний (Австралии, Индии, Канады), во-вторых, государств Латинской Америке. Зато экспорт капитала из Англии в США стал замедляться. Ну, и кризис 1882 года и усилившаяся после него дефляция стали подготовительной стадией к переходу к быстрому формированию монополий в крупнейших капиталистических странах.