ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Бриг «Меркурий» – чудеса отваги и военной доблести русского военного флота

Бриг «Меркурий» – чудеса отваги и военной доблести русского военного флота


9-01-2020, 23:51. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Бриг «Меркурий», о котором наш канал решил рассказать в сегодняшней статье, получил своё имя в честь отважного парусно-гребного катера, отличившегося во время войны со шведами. В 1788-1790 годах катер, благодаря умелым действиям капитана и команды, смог захватить большое количество судов противника и заслужил в России бессмертную славу. Однако сегодня потомки помнят именно бриг «Меркурий», который не только унаследовал героическое имя своего предка, но его бесстрашие и отвагу.

Несколько слов о бриге «Меркурий»

Бриг «Меркурий» был построен на Севастопольской судостроительной верфи из качественного морёного дуба и имел длину, равную тринадцати метрам. Для обеспечения боевой мощи на бриге было установлено восемнадцать карронад, а также две переносные пушки. Стоит сказать, что карронады – это тонкостенные чугунные артиллерийские орудия, имеющие короткий ствол и вес, равный двадцати четырём фунтам. Корму суда украшала статуя бога Меркурия. Для обеспечения манёвренности бриг имел не только парусное, но и весельное вооружение.

В первое своё плаванье бриг вышел в мае 1820 года, и на него было возложено задание по патрулированию и разведке вдоль берегов Абхазии. Стоит сказать, что в то время бичом прибрежных районов Абхазии были контрабандисты, которые наносили колоссальный вред морским богатствам этого края. Выполняя задачи по патрулированию и разведке, бриг не участвовал в боевых действиях до 1828 года. Однако после начала Русско-турецкой войны «Меркурий» был привлечён для штурма крепостей Варна, Анапа, Бурчак, Инада и Сизополь. Стоит сказать, что во время этих сражений бриг отличился взятием двух турецких судов, перевозящих десант.

Коротко о капитане брига «Меркурий» Александре Ивановиче Казарском

В 1829 году командиром брига «Меркурий» назначается молодой капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, уже имеющий к тому моменту опыт военно-морской службы. Нужно сказать, что уже в четырнадцать лет будущий морской офицер пошёл на флот в качестве простого волонтёра, а затем получил морское образование в кадетском Николаевском училище. В 1813 году Казарский принимается в качестве гардемарина на Черноморский флот и по истечении года службы получает звание мичмана.

Бригантины, на которых служил будущий капитан «Меркурия», выполняли перевозку грузов, и поэтому тактику ведения морских боёв ему приходилось осваивать только исключительно в теории. Через некоторое время, зарекомендовав себя прилежным и ответственным офицером, Казарский получает назначение на должность капитана гребных судов в Измаиле, а в 1819 году ему присваивается чин лейтенанта. После командования гребным судном молодой офицер продолжил свою службу на фрегате «Евстафий», которым в то время командовал Иван Семенович Скаловский. Контр-адмирал, заметив талант и потенциал храброго молодого офицера, с большой охотой передавал ему все накопленные знания и опыт.

После службы на корабле контр-адмирала Ивана Семёновича Скаловского был командиром транспортного судна «Соперник», которое занималось перевозкой оружия. Со своим транспортным кораблём Казарский принимал участие в осаде Анапы, при этом ему в течение короткого отрезка времени пришлось переоборудовать транспортный корабль в бомбардирское судно. После переоборудования «Соперник» на протяжении трёх недель вел обстрел вражеской крепости, причём в ходе этой артиллерийской баталии корабль получил довольно серьёзные повреждения рангоута, а также множество пробоин корпуса. За этот бой Александр Иванович Казарский получил чин капитан-лейтенанта, а чуть позже, уже отличившись при взятии Варны, ему было пожалована золотая сабля.

Легендарный бой брига «Меркурий»

14 мая 1829 года бриг «Меркурий» под командованием Казарского выполнял дозорный рейд совместно с бригом «Орфей» и фрегатом «Штандарт». В задачи этой группы кораблей входило наблюдение за передвижением кораблей противника, и совершенно неожиданно для русских моряков с востока появилась турецкая эскадра. Так как возможности вести бой у русских кораблей против турецкой эскадры не было, командование приняло решение отойти на север. Стоит сказать, что турецкая эскадра существенно превосходила русский дозорный флот и количеством, и оснащением судов, поэтому турецкой эскадрой была организована незамедлительная погоня. Четырнадцать неприятельских кораблей турок уступили в скорости «Штандарту» и «Орфею», однако «Меркурий», имеющий потрёпанные паруса, постепенно начал отставать.

И через некоторое время отставший бриг был настигнут двумя турецкими большими линейными кораблями. Понимая, что уйти от турецких линейных кораблей не получится, капитан собрал совет офицеров и по старинному морскому обычаю предоставил право первого слова младшим чинам. Таким образом, первым начал говорить поручик корпуса штурманов Прокофьев, который, не задумываясь, предложил вступить в бой с противником и сражаться пока у «Меркурия» не кончатся снаряды. Матросы поддержали решение командования громким «Ура!».

Перед боем весь экипаж «Меркурия» переоделся в парадные мундиры, а для поднятия боевого духа корабельный священник прочитал молитва Святому Николаю – небесному покровителю моряков. В секретное место на шпиле был положен пистолет, чтобы последний из живых мог выстрелить в пороховой трюм. Кроме того, моряки прибили кормовой флаг к гафелю, для того чтобы его невозможно было спустить. За рангоут и парусное оснащение корабля во время боя по приказу капитана отвечал лейтенант Скарятин С.И., за действия артиллерии Новосильский Ф.М. Штурман Прокофьев И.П. нёс ответственность за стрелков, заниматься пробоинами и тушением пожаров должен был мичман Притупов Д.П., а маневрирование кораблём капитан взял на себя. В случае своей гибели в бою Казарский приказал принять командование «Меркурием» Скарятину С.И. Все секретные документы, карты и приказы были уничтожены перед началом боя, для того чтобы они не достались врагу.

Трехдечный турецкий корабль «Селимие», располагавший 110 орудиями, предпринял попытку зайти к «Меркурию» с кормы и после нескольких выстрелов приказал команде русского брига сдаться. На приказ о сдаче команда русского судна ответила ожесточенным огнём, и после этого завязался бой. Большое тридцатифунтовое ядро пробило борт брига и убило двух матросов. Капитан очень умело маневрировал судном, и большинство ядер турецких кораблей не достигло цели, а только трепало паруса. При этом искусные манёвры русского судна сопровождались залпами из всех бортовых орудий. Русские канониры вели прицельный огонь по рангоуту турецких кораблей, для того чтобы вывести из строя, и поэтому потерь у турок оказалось не так много. И стоит сказать, что русским канонирам это удалось. Для этого маневрируя «Меркурий» практически вплотную подошёл к «Селиме» и после метких выстрелов на турецком судне повисли марсель и брамсель. После этих повреждений турецкий корабль вынужден был лечь в дрейф, повредив, правда, последними выстрелами одно из орудий «Меркурия».

Стоит сказать, что один из залпов турецкого корабля пробил корпус брига ниже ватерлинии, и над судном нависла угроза затопления. Мичман Притупов и матрос Гусев оказались раньше других у пробоины и последний, прижавшись спиной к дыре, потребовал зафиксировать его бревном. Только после криков матроса, сопровождаемых отборной русской бранью, мичман подчинился матросу и устранил течь, вмяв героя как заплату.

Второй турецкий двухдечный корабль «Реал-бей», имевший на своём борту 74 орудия, атаковал отважный русский бриг с левого борта. Во время боя в «Реал-беем» на «Меркурии» трижды возникал пожар, однако русские моряки дрались до последнего матроса. Возгорания были потушены, у «Меркурия» имелись многочисленные повреждения корпуса, парусов, такелажа и рангоута. От турецких выстрелов нельзя было увернуться и поэтому команде брига отстаивалось только отвечать ответным огнём. И вот после нескольких точных попаданий на «Реал-бее» были перебиты фор-брам-рей, грот-руслен и нок-фор-марс-рея. В результате таких повреждений упавшие на турецком корабле паруса листели закрыли отверстия для пушек, из-за чего турецкое судно было вынуждено прекратить сражение.

Командование турецкой эскадрой поняло, что команда русского брига лучше погибнет и пойдёт ко дну, чем сдастся, и предпочло отпустить его. Гордое русское судно с огромными повреждениями направилось к Сизополю. Имелись на бриге и потери личного состава. В трёхчасовом бою из команды в 115 человек, четверо было убито, шестеро ранено. Сам капитан получил ранение в голову, однако, сделав перевязку платком, продолжил руководить судном.

Двумя днями ранее в подобной ситуации оказался русский фрегат «Рафаил», командиром которого выступал бывший командир брига «Меркурий» капитан второго ранга Стройников. В отличие от Казарского, Стройников решил сдаться в плен и по воле судьбы наблюдал с палубы линейного корабля «Реал-бей» за боем «Меркурия». Стоит сказать, что трусливый поступок капитана фрегата привёл императора Николая I в такую ярость, что он приказал сжечь судно, как только его отобьют у турок. И императорский приказ был исполнен немного позже.

Бриг «Меркурий» после легендарного боя

1 августа 1829 года бриг прошёл ремонт в Севастополе и отправился курсировать к Сизополю. Отважный бой команды брига был не только гордостью для всего русского флота, так как турецкие моряки также восхитились бесстрашием команды русского судна. В мае 1830 года над отважным судном взвился Георгиевский флаг и вымпел, который был пожалован кораблю за его героическое сражение. Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденом Святого Георгия 4 степени. Казарского по указу императора произвели в капитаны 2 ранга и назначили флигель-адъютантом. Орденами Святого Владимира с бантом награждён весь офицерский состав корабля с повышением чина и правом размещения на фамильном гербе изображения пистолета. Пистолет предполагалось изображать тот самый, которым последний из команды должен был взорвать бриг.


Вернуться назад