ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Крах империи. Крах СССР. Причины и закономерности. "Как развалились отрасли в СССР" перепечатка из блога С.Блинова

Крах империи. Крах СССР. Причины и закономерности. "Как развалились отрасли в СССР" перепечатка из блога С.Блинова


8-01-2020, 14:34. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Опыт, это то, что мы приобретаем, не получив того, что хотели. Опыт требует осмысления и анализа с обязательной последующей корректировкой своих действий. Можно, конечно, этого и не делать (не корректировать свои действия), но тогда резко повышается риск приобретения еще одного опыта, а потом ещё одного... Всё это лаконично описано в популярной русской пословице про умных, дураков  и про грабли.

В связи с вышесказанным верхом легкомыслия считаю не анализировать отечественный опыт приобретения таких "выдающихся" руководителей, как Хрущёв-Горбачёв-Ельцин и им подобных. Причем вопрос "За что нам такое "счастье?" традиционно сопровождается тревожным: "Что делать, чтобы этого "счастья" больше не случилось.

В один ряд с вышеуказанными товарищами я бы смело поставил господина Романова, Николая Александровича, приложившего неимоверные усилия к развалу собственной империи и организации кровавого хаоса на её территории. Причем поставил бы его не просто так, а с умыслом, намекая, что причины появления во главе Отечества никуда не годного императора те же, что и причины появления никуда негодных генсеков.

 Не только на озвученные личности, но и их ближайшее окружение - такая же унылая субстанция. Все они вместе взятые - это типовые представители элиты, которая в какой-то момент  начинала воспроизводить фриков и выталкивать их на высшие государственные должности. 

То есть речь идет не об отдельных эксцессах с отдельными убогими или даже врагами, прорвавшимися во власть, а о сбое системы, допустившей отрицательный отбор и деградацию государственного управления. Почему?

Проще всего с последним императором. Деградация династии и опоры трону - дворянства, подробно изучена задокументирована и сочно отражена в художественной литературе. Сословная замкнутость, не заслуженные, а наследуемые привилегии плюс отсутствие явной угрозы уничтожения извне, создали идеальные условия для разложения вплоть до полной потери иммунитета и чувства опасности.

Екатерина Вторая стала Великой под гнётом риска быть в любое время низвергнутой собственной гвардией, многочисленными претендентами на престол и с постоянной внешней угрозой. Её ближайшее окружение, прекрасно понимая, что в любой момент может лишиться головы вместе со своей государыней, также вынуждена была держать себя в тонусе и хоть как-то компенсировать традиционное казнокрадство и самодурство реальными делами по укреплению государства

А вот Николай Второй и его окружение подобного давления уже не испытывали. Никаких привычных - явных угроз престолу не наблюдалось. А читать и уж тем более прогнозировать непривычные - скрытые угрозы ни один режим ни в одной стране ещё не научился. Закрытость, сословность, кастовость неизменно создаёт уникальный изолированный микроклимат, куда не доносятся предупредительные сигналы извне. 

В замкнутой стерильной системе первым погибает иммунитет, после чего самой популярной и востребованной песней становится "Всё хорошо, прекрасная маркиза!", а её певцы - самыми желанными и приближёнными. Смутьяны же, орущие про опасность, наоборот, вызывают раздражение и желание заткнуть их фонтан, нарушающий покой и пугающий необходимостью поднять пятую точку с уютного дивана и что-то там предпринимать. 

Отключить назойливо верещащую сигнализацию всегда проще, чем искать причины её срабатывания, не так ли? Вот последний царь её и выключал, и затыкал подушкой, пока не оказался в ситуации, когда тушить уже поздно...

Возвращаясь к списку фамилий в начале заметки, хотелось бы обобщить написанное и заявить, что крах Российской империи и крах СССР - близнецы - братья, ибо произошли по аналогичным причинам, имеют все родственные признаки и системную проблему, приведшую к одинаковому результату.

Советская партноменклатура, как и романовская династия, изначально формировались, как наднациональное образование, не стесненное никакими законами и руководствующееся исключительно политической целесообразностью, как они это понимали.

Ленин изначально создавал партию, как структуру, стоящую над законом и над любыми условностями, которые могли бы ослабить её и сделать заложницей обстоятельств. Физиологичность, как главное условие выживания. Власть - первична, всё остальное вторично.

На тот момент, кстати, это была единственный способ выжить. Поэтому не  понимаю кокетства современных последователей большевиков, которые и власть не завоевали, а нашли, выляющуюся на дороге, и царь у них самоотрёкся и самоубился, и война из империалистической в гражданскую самопревратилась. В реальности всё конечно же было брутальнее и циничнее. А что делать? Политика вообще цинична и брутальна.

Поэтому и лозунг "Вся власть Советам!" - для Ленина был актуален только  в том случае, если они контролировались его партией, а если этого не было - лозунг снимался и безжалостно отправлялся в кладовку "до лучших времен". То же самое  с пролетариатом, от имени которого вроде как и действовала партия. Красивые лозунги "Заводы рабочим!" "Земля крестьянам!" были забыты на второй день после захвата власти.

Никаких условностей, никаких обязательств, никаких ограничений. В топку всё, что противоречит  революционной (политической) целесообразности. То есть тот же самый абсолютизм, только уже не монархический, а партийный. Чрезвычайно удобная штука для завоевания и удержания власти, требующая максимально ограничить круг принимающих решения для максимальной оперативности. 

Круг избранных... Он был при монархии, он образовался и в СССР. Ареопаг приближённых, но не избираемых. Ответственных, но неподотчётных.  Контролирующих, но неконтролируемых. Идеальная система для военных действий и для летаргического сна в мирное время. Закуклившись в своём микромире, она закономерно повторила судьбу династии Романовых, как и возглавляемая ею страна.

То есть никаких случайных врагов, случайно пробравшихся на вершину власти. Всё гораздо более печально и закономерно. И теперь остаётся только понять, обречена ли Россия постоянно ходить по этому замкнутому кругу, наступая на одни и те же грабли и что может отдельно сделать взятый человек, не имеющий никакого отношения к ареопагу избранных, чтобы  не участвовать в этих покатушках на "американских горках" с обязательным бетонным блоком поперек дороги на финише...

Однако текста уже набралось много - стоит сделать паузу  и практические рекомендации вынести в отдельную заметку.

"Как развалились отрасли в СССР" перепечатка из блога С.Блинова

Недавно вице-премьер Юрий Борисов назвал приватизацию предприятий микроэлектроники причиной развала отрасли. Но, похоже, Юрий Иванович немного ошибается, и началось всё раньше, в 1987 году. И речь не только о микроэлектронике, но и о большинстве других отраслей.

Борисов, в частности, упомянул, что СССР в 1970-1980 гг. занимал второе место в мире по производству микроэлектроники и даже в начале 1990-х гг. поставлял электронику в Китай. "С 1990-х гг. фактически начался закат того, что было наработано в Советском Союзе. Я думаю, что (причина этого - прим. ред.) - бездумная приватизация в первую очередь, когда активы оказались в частных руках. Сегодня глупо говорить, что в России существует серийное микроэлектронное производство. Мы даже отсутствуем в статистике мировой", - подчеркнул Борисов, сообщает РИА "Новости" (подробнее:  https://www.vestifinance.ru/articles/129669).

Тема не моя, но однажды нечто подобное говорил мой товарищ, я с ним связался. И мой товарищ убедительно показал, что развал отраслей СССР произошёл значительно раньше, ещё в СССР. Ниже наш с ним диалог.

– Помню, Вы говорили, что Газпром – это удачный пример того, как отрасль, которую не раздербанили на отдельные предприятия, успешно выжила. И что если бы многие другие отрасли реорганизовывались таким путём, а не приватизировались отдельными кусочками (как пишет Борисов про микроэлектронику), то они могли бы выжить.

 – Юрий Борисов, судя по заметке, во всех бедах микроэлектроники винит приватизацию 90-ых, тогда как развал промышленности (и всей системы советского народного хозяйства) произошёл ещё в Советском Союзе, поэтому начавшаяся в 1993 году приватизация к этому никакого отношения не имела. 

Случилось это после того, как по инициативе тогдашних реформаторов при поддержке Горбачёва 30 июня 1987 был принят Закон СССР о государственном предприятии (объединении), с 1 января 1988 года де-факто выведший из-под экономического и административного управления министерств и их главков то, что называлось тогда предприятиями, и давший этим предприятиям на местах самостоятельность, прежде всего право самостоятельно распоряжаться всей своей выручкой. Позже к этому ещё добавились советы трудовых коллективов и выборность руководителей предприятий. 

Лавровский (наш общий знакомый Игорь Лавровский, примечание С.Б.) в те годы как раз против этого активно боролся, справедливо считая, что то, что в Советском Союзе официально называется предприятием, таковым на деле не является и никогда не являлось. 

Критерии, согласно которым хозяйствующий субъект или юридическое лицо, могут быть отнесены к предприятиям - это способность этого субъекта самому планировать и осуществлять не только производство, а прежде всего свое финансирование, снабжение и сбыт (реализацию) продукции. В Советском Союзе самостоятельно осуществлять все эти функции вместе могли только промышленные министерства или их самые крупные главки, которые при очередных реорганизациях чаще всего и становились новыми министерствами. Их на весь СССР он тогда насчитал 640 штук, если меня не подводит память. 

Все остальные, включая гигантов социалистической индустрии типа Уралмаша или КамАЗа с их десятками тысяч рабочих, были производственными подразделениями этих заложенных ещё при Сталине реальных промышленных корпораций: ни реализовывать свою продукцию, ни организовать своё снабжение они сами не могли, это были функции другого, более высокого уровня. Соответственно и финансирование этих производственных подразделений осуществлялось из Москвы или столицы союзной Республики, если речь шла о каком-нибудь министерстве или комитете местной промышленности.

Идея, которую пробивал, в том числе и с моей помощью, Лавровский, заключалась в том, чтобы легализовать реальное положение дел, сложившееся к началу 80-ых годов, вывести эти реально действующие предприятия (корпорации), по традиции называемые министерствами и главками,  из-под административного управления ЦК и Совмина, сделать их публичными корпорациями (акционерными обществами) с контрольными пакетами у государства и дать им возможность самостоятельно формировать рынок, монетизируя реально существовавший тогда административный торг фондами на ресурсы и строками госпланов.

Пробить, как Вы сами знаете, не удалось. Демократизация производства была в разгаре.  Товарищи на местах почувствовали запах власти и денег, и даже начальники цехов стали бороться за свободу от диктатуры директоров и главных инженеров с механиками. С этой жаждой наживы мог бы справиться только новый Сталин, которого, слава Богу, не было.

Но мои друзья-соратники в Совмине под эту идею Лавровского смогли, в интересах своих и других лиц, параллельно закону о госпредприятии протащить закон о государственных концернах, которые из-под прямого действия закона о госпредприятии выводились. Несколько умных товарищей типа Юрия Скокова в Краснодаре («Квант-ЭМП») и Гидаспова в Ленинграде («Технохим») ею даже воспользовались. И я, и Лавровский пытались предложить эту лазейку концерна целому ряду министров (я разговаривал с теми, чьи материалы готовил для публикации в Социндустрии (речь о газете ЦК КПСС «Социалистическая индустрия»), и с которыми сложились нормальные отношения). Идея нравилась, но все боялись: как министры они все были членами ЦК, с пайками и распределителями, кремлёвскими больницами и санаториями. Главам концернов всех этих советских благ, за которые они всю жизнь боролись, не полагалось. И все подспудно ждали, что придёт новая власть и всю эту перестройку загонит на Колыму.

Из министров рискнул только Виктор Степанович [Черномырдин], и то только потому, что его сильно обидели, не поставив из-за интриг Лигачёва  на Миннефтепром, а концерн давал ему возможность прикрыться от влиятельных врагов и спасти отрасль от внутреннего  раздрая. 

И оказалось, что только он и выиграл. И то временно.

 – Очень интересно. Получается, что приватизация 90-х была уже позже. А мина была заложена ещё в 1987 году. Но если бы предприятия не были приватизированными, то, возможно, удалось бы вернуться, пусть и с издержками, к старой схеме управления? И в этом смысле Юрий Борисов прав, сетуя на приватизацию?

Если резать капли ртути, они стремятся воссоединиться: так и после приватизации частичный охват олигархическими конгломератами бывших советских главков был не случайным, части живых организмов жизнеспособнее вместе. Роснефть тому характерный пример. Или металлургические комбинаты.(примечание автора: хотькакято польза от Олигархов)

Однако советские министерства были устроены так, что как целостности могли делать внутри себя практически всё, разве что только спутники без армии не могли запускать. Поэтому они могли бы конкурировать и внутри страны, между собой, по широкой номенклатуре товаров и услуг, и за рубежом. Минэнерго СССР и Минсредмаш СССР вообще были бы за Западе вне конкуренции, я имел возможность сравнить. 

Минавиапром легко бы прижился на мировом рынке. Вся оборонная девятка, кроме самого Минрадиопрома, была очень конкурентоспособна по технологическому уровню.  Минавиапром погубила не приватизация, а жлобство и взаимная ненависть советских генеральных директоров: внутри авиапрома со времен Сталина была мощная внутренняя конкуренция, и «генералы» не гнушались в этой конкуренции ничем, доносы в ЦК были обычным делом. Когда ЦК не стало, они стали писать друг на друга доносы в Боинг. Объединиться в старую советскую структуру на новых началах и самим стать миллиардерами им в голову не приходило, а у тех из головастых "новых русских", кто тогда скупал предприятия, например, у покойного Кахи Бендукидзе и ему подобных, ресурсов не было, чтобы купить их всех комплексно, отраслью.

Те же из новых русских, кто, благодаря доступу к казне или Семье, имел практически неограниченные ресурсы, предпочитали выковыривать изюм из булок. Норильский Никель, Уральский Калий. Булки давно пропали, изюм до сих пор дожёвывают…

Смешно было смотреть, как генеральные директора нефтегазодобывающих объединений, став хозяевами этих советских предприятий, продолжали сами у себя воровать, по привычке. Только два человека не делали этого - Богданов в Сургуте и Алекперов, посланный из Когалыма в Москву первым замом Миннефтепрома. Они и стали миллиардерами. А остальных в 94-95 гг. быстро экспроприировали более продвинутые комсомольцы/молодые коммунисты - Потанин, Ходорковский, Фридман, Березовский и т. д.

Но мне больше всего жалко Минэнерго. Он был в 6 раз больше Газпрома. Я Дьякова (Анатолий Фёдорович Дьяков – с 1984 зам. министра энергетики и электрификации СССР, - С.Б.) уговаривал быстро приватизировать его, чтобы спасти, пока будущие олигархи смотрели в другом направлении, но тот побоялся. В результате отдали Минэнерго идейному Чубайсу, и где оно, то Минэнерго, которое могло бы половину мирового рынка захватить? Нет его.

Фантастические были возможности у советских коммунистов, а мозгов, увы, не было…

Авторство: 
Копия чужих материалов
Комментарий автора: 

Мне показалось, что этот материал будет интересен АШовцам. Так же видимо становится ясна мотивация Путина при создании Госкорпов.

 

Ссылка на телеграм автора.https://t.me/m2econ


Вернуться назад