ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Тайна крейсера "Магдебург". Германский секретный код
Тайна крейсера "Магдебург". Германский секретный код13-09-2019, 11:55. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
26 августа 1914 года германский крейсер «Магдебург» предпринял очередную набеговую операцию и сел на мель у побережья острова Оденсхольм у северного побережья современной Эстонии. Вскоре вражеский корабль был захвачен русскими моряками с подошедших крейсеров «Богатырь» и «Паллада». Русские сорвали эвакуацию немцев и захватили сигнальные книги германского флота.
Лёгкий крейсер "Магдебург"
Германские коды были раскрыты русскими дешифровщиками. В результате русский флот был точно осведомлён о составе и действиях вражеских ВМС. Такое же огромное преимущество над германским флотом получили и британцы, которым шифры передали русские. «Магдебург»Лёгкий крейсер заложили весной 1910 года и передали флоту в 1912 году. Водоизмещение 4550 тон, максимальная скорость – до 28 узлов. Крейсер имел броневой пояс до 60 мм, приличное вооружение – 12 – 105-мм скорострельных орудий, два расположенных ниже ватерлинии 500 мм торпедных аппарата, а также зенитные орудия. Крейсер был носителем около 100 мин и устройства для их сброса. Экипаж насчитывал свыше 350 человек. Крейсер отличался хорошим бронированием и вооружением, отличными мореходными качествами и маневренностью. Корабль сначала использовался Торпедной инспекцией в качестве опытного при отработке торпедного вооружения, затем входил в состав Дивизии обороны побережья Балтийского моря. 2 августа 1914 г. крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург» направились к Либаве. При этом немцы уже знали, что в Либаве нет русских кораблей и подлодок, склады и арсеналы вывезены и уничтожены. Немецкие крейсера поставили мины на рейде Либавы, и обстреляли порт. В дальнейшем «Магдебург» действовал в составе отряда под командованием контр-адмирала Мишке. Германские корабли тревожили побережье, обстреливали маяки, сигнальные посты, ставили мины, при этом избегали столкновения с русским флотом. Гибель крейсераВ ночь с 25 на 26 августа 1914 года германский отряд под началом контр-адмирала Беринга в составе крейсеров «Аугсбург» и «Магденбург», трёх миноносцев предпринял рейд в устье Финского залива. Ночью в густом тумане из-за навигационной ошибки «Магдебург» наскочил на камни у северной части острова Оденсхольм (Осмуссар), примерно в 500 метрах от берега. Три носовых отсека сразу были залиты водой. Двойное дно кормы было повреждено и заполнено водой, корабль получил крен на левый борт. Пытаясь сняться, матросы выбросили за борт всё, что было можно – боеприпасы, уголь, тяжелые запасные части и т. д. Несмотря на все усилия экипажа, сняться с мели самостоятельно не удалось. Авария с германским крейсером произошла у поста службы связи Балтийского флота, который располагался на острове и был соединен с материком подводным телефонным кабелем. Уже в 1 час 40 мин. в Ревель на центральную станцию южного района службы связи ушла с острова первая телефонограмма с информацией о происшествии. Далее пост информировал командования о всех изменениях ситуации. Так, в 2 час. 10 мин. островной пост сообщил, что подошёл второй корабль. Немцы спустили шлюпки и высадились на остров, началась перестрелка. В 3 час. ночи дежурный офицер доложил о ситуации у острова Оденсхольм командующему Балтфлотом адмиралу Эссену. В результате русское командование узнало о происшествии почти сразу. Эссен приказал направить к месту миноносцы и дозорные крейсера, как только позволит туман. Утром, когда с поста разглядели сидящий на мели крейсер, об этом сообщили и командующему. Эссен приказал крейсерам немедленно выдвигаться к Оденсхольму. В 7 час. 25 мин. русские крейсера «Богатырь» и «Паллада» снялись с якоря. Вместе с ними вышел и дивизион миноносцев. Однако миноносцам не повезло. Они с большим трудом вышли в тумане из шхер, определяя местоположение по промерам глубин. Посчитав себя намного западнее Оденсхольма, чем были на самом деле, повернули на восток. В итоге потеряли много времени в поисках противника. Позднее было получено сообщение о присутствие в районе ещё одного германского крейсера. Эссен направил ещё два дивизиона миноносцев, крейсера «Олег» и «Россия». Затес вышел и сам адмирал на «Рюрике». Подошедший к месту аварии германский миноносец V-26 пытался снять «Магдебург» за корму. Однако не смог снять с мели крейсер. Утром «Магдебург» открыл огонь из орудий правого борта по маяку и сигнальной станции у ней. Маяк был разрушен. Но радиостанция уцелела, и наблюдатели продолжали передавать информацию. Из-за провала попыток снять корабль с мели, командир крейсера Рихард Хабенихт принял решение оставить «Магдебург» и взорвать его. В 9 час. 10 мин. были заложены заряды в носовой и кормовой части корабля, и миноносец стал снимать людей. Командир корабля капитан Хабенихт и его адъютант остались на корабле. Взрыв уничтожил носовую часть крейсера до второй трубы. В период с 10 до 11 часов в тумане показались русские корабли. Это были крейсера «Паллада» и «Богатырь». Немцы на миноносце приняли «Богатырь» за эсминец и открыли огонь. Крейсер «Магдебург», несмотря на уничтоженный нос, также вёл огонь. Русские крейсера ответили. Во время боя туман сгустился настолько, что наводить орудия по прицелам было нельзя, и комендоры вели огонь просто по направлению противника. Нельзя было отличить, какой из тёмных силуэтов – маяк, а какой – германский крейсер. Немцы активно отвечали, но из-за тумана снаряды ложились с недолётами или перелётами. «Богатырь» стрелял в основном по «Магдебургу», а затем перенес огонь на миноносец, который стал уходить. Германский миноносец выпустил по «Богатырю» две самодвижущиеся мины, затем ещё одну. Русский корабль смог уклониться. «Паллада» открыла огонь позднее и также обстреливала «Магдебург». Германский крейсер был сильно поврежден. Около 12 час. на германском крейсере спустили флаг. Весь бой продолжался всего около 20 минут и стороны прекратили огонь на дистанции около 20 кабельтов. Русские крейсера не преследовали уходящий германский миноносец. По немецким данным на крейсере «Магдебург» и миноносце погибло 17 человек, 17 было ранено и 75 пропало без вести. В плен попал командир крейсера, два офицера и 54 матроса. Остальные члены экипажа спаслись на миноносце. Русские крейсера чуть не повредили свои миноносцы. В 11 час. 40 мин. появились два миноносца под командованием начальника службы связи А.Н. Непенина, которые полным ходом шли на крейсера. По донесениям крейсеров, первый выпустил мину. Крейсера открыли огонь, но после четырех залпов заметили, что миноносцы свои. Это были миноносцы «Лейтенант Бураков» и Рьяный». По донесениям миноносцев, крейсера открыли огонь первыми, после чего «Бураков» выпустил две мины, не опознав свои корабли. К счастью, никто не пострадал. Трагедия, которая могла произойти из-за неразберихи с выходом кораблей (миноносцы не знали о выходе своих крейсеров) и сильного тумана, не произошла. Севший на мель «Магдебург». На фоне виден маяк острова Оденсхольм. Источник: https://ru.wikipedia.org
Тайна германского корабляВысадившись на крейсер, русские обнаружили, что это «Магдебург». Здесь пленили несколько матросов и капитана. Остальные члены экипажа крейсера были пленены на острове, куда перебрались вплавь (многие утонули). Немецкий крейсер был сильно разрушен: от взрыва погреба с боеприпасами носовая часть была уничтожена, первой трубы и фок-мачты не было. От наших снарядов было оторвано дуло одного орудия, сорвана телеграфная сеть, трубы были повреждены. Но все механизмы в кормовой части были целы. Таким образом, несомненная ошибка германцев, которые самонадеянно шли на большой скорости в сильный туман, и оперативные действия нашего флота лишили Германию ценного новейшего легкого крейсера. Потеря для немцев была нелепая, обидная, но в масштабах великой войны небольшая. Казалось, что на этом можно было поставить точку. Мало ли кораблей по тем или иным причинам погибло и погибнет в войне. Но оказалось, что точку на этой истории ещё ставить рано. На оставленном в спешке командой «Магдебурге» были обнаружены секретные документы. Наши матросы обнаружили сигнальную книгу и большое количество различных документов германского флота, в том числе секретных. Одних только книг (уставов, наставлений, технических описаний, формуляров и т. д.) было захвачено около трехсот. Но основой этой «коллекции», конечно, стала «Сигнальная книга» германского флота (сразу два экземпляра). Также русским шифровальщикам передали чистовые и черновые журналы семафорных и радиотелеграфных переговоров (в том числе радиотелеграфный журнал военного времени), шифры мирного времени, секретные карты квадратов Балтийского моря и другие документы по радиосвязи противника. Кроме того, нашли и другие полезные документы: приказы и распоряжения командования, начальников морских станций; описания и наставления по обслуживанию корабля; формуляр крейсера; машинные, маневренные и рабочие журналы; документы по двигателям и т. д. В службе связи и штабе командующего Балтфлотом началась работа по вскрытию военно-морского шифра Германии. В октябре 1914 года усилиями старшего лейтенанта И. И. Ренгартена и помощников была налажена дешифровка составленных по сигнальной книге радиограмм. Таким образом, русская разведка взломала немецкие шифры. В начале 1915 г. в составе службы связи была создана отдельная радиостанция особого назначения (РОН). Она занималась радиоперехватом и дешифровкой полученной информации. В целях сохранения тайны любое упоминание о сигнальных книгах было изъято из документов Балтфлота. Немцам же дали понять, что команда «Магдебурга» успела уничтожить секретные документы и они могут быть спокойны. Позднее германцы и турки (они пользовались германским шифром) несколько раз меняли свой шифр, не трогая его системы, но каждый он был разгадан русскими дешифровщиками. Когда возникли проблемы с дешифровкой немецких радиограмм, один из ведущих дешифровщиков министерства иностранных дел Феттерлейн (Попов) при помощи нескольких морских офицеров из службы связи воссоздали германский шифроключ с алгоритмом его смены. Каждые сутки в ноль часов немцы вводили в действие новый ключ, через час-полтора первые дешифровки уже лежали на столе у начальника службы связи. Это позволяло русским знать о силах и расположении противника. До самого Брестского мира русские специалисты расшифровывали все германские радиограммы. Второй экземпляр сигнальной книги передали союзникам – англичанам и французам. В итоге британцы получили большое преимущество над германским флотом. У британцев дешифровкой занималась т. н. «комната 40» — дешифровальный центр Адмиралтейства. Руководил «комнатой 40» Альфред Юинг. Работали в центре гражданские и военно-морские специалисты. Деятельность «комнаты 40» была строго секретной. На флоте и в прессе удачные перехваты германских кораблей обычно приписывали удаче и работе разведки. Немцы подозревали, что британцы читают их шифрограммы. Они не раз меняли ключи к шифрам, но дешифровальщики Юинга их разгадывали. В 1916 году, когда германцы полностью сменили коды, британцам снова повезло их добыть. В результате на протяжении всей войны любые передвижения германского флота были под наблюдением и почти всегда известны британскому командованию. Также британцы читали переписку германского МИДа, в частности, с послом в Мексике и агентурой в США, что позволило провести ряд успешных операций против Германии. Таким образом, шифры с крейсера «Магдебург» оказали влияние на развитие боевых действий на море, и на исход всей войны.
Вернуться назад |