ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Несостоявшийся вождь революции. Почему убили Гапона

Несостоявшийся вождь революции. Почему убили Гапона


7-08-2019, 16:36. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Несостоявшийся вождь революции. Почему убили Гапона

На короткий срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Гапон верил, что станет вождем революции. Призывал Николая II отречься от престола и предать себя народному суду.

Несостоявшийся вождь революции. Почему убили Гапона

Русский священник, политический деятель Георгий Аполлонович Гапон (1870-1906). Портрет работы неизвестного художника



Подготовка революции в России


Западники и японцы попытались объединить различные политические группировки, враждебные самодержавию, чтобы устроить в России революцию и обеспечить победу Японии в войне. В Париже была организована конференция различных российских оппозиционных сил. В октябре 1904 г. в французскую столицу прибыли делегации эсеров (Чернов, Натансон, Азеф), «Союза освобождения» (Милюков, Струве, Долгоруков), будущей партии кадетов, от финских, польских, прибалтийских, закавказских и др. националистов. Только социал-демократы в последний момент отказались. Плеханов не пожелал иметь дело с японцами. На конференции был согласован план революции: социалисты-революционеры должны были начать масштабный террор, вызвать волнения; либералы организовать легальное давление на правительство, заставить его пойти на уступки.

Ленин, как и Плеханов, на этой конференции не появился. Однако и он имел косвенные контакты с японцами и британской разведкой. В частности, он получил деньги на издание собственной газеты «Вперёд» (плехановцы выжили его из «Искры»), где доказывал необходимость поражения России и призывал к революции. Спонсоры революции имелись в самой России. Многие богачи, капиталисты-буржуи прониклись революционными идеями, финансировали революционеров. Среди представителей финансово-промышленного капитала России было два крыла, выступившие против самодержавия. Первые – русский национальный капитал, представители старообрядчества, которые ненавидели династию Романовых с начала раскола. К примеру, крупнейший фабрикант Савва Морозов. Вторые – представители интернационального капитала, в основном петербургские финансисты. Они считали, что самодержавие – это тормоз для развития капитализма в России.

Положение Российской империи было усугублено слабостью власти. В июле 1904 г. эсеры-террористы под руководством Азефа и Савинкова убили министра внутренних дел Плеве. В правительстве был устранен противовес либералу-западнику Витте. Более того, министерство внутренних дел (одно из самых важных в империи) возглавил либерал Святополк-Мирский. Жесткий контроль за оппозицией, прессой и земствами сразу ослабел.

Осенью 1904 г., после Парижской конференции, «Союз освобождения» начал «банкетную кампанию». Повод был благовидным – исполнялось 40 лет со дня земской реформы Александра II Освободителя. Земские собрания стали проводить в различных городах банкеты, которые вылились в политические собрания. Там выдвигались политические требования, начались призывы к конституционным преобразованиям. Либералы начинают выступать в одном строю с социалистами. В ноябре был проведен общероссийский земский съезд.

Таким образом, в Российской империи готовили «революционную ситуацию». Оппозиция обнаглела, поверила в свою силу и безнаказанность. Большевики, меньшевики, эсеры и анархисты вели революционную агитацию. Активизировалось рабочее движение. Заграничные центры революции начали поставки оружия в Россию. Однако все вспышки недовольства были слабыми, разрозненными. Чтобы вызвать одну революционную волну требовалась мощная провокация.

Гапон


В начале XX века в Петербурге приобрел значительную популярность священник Георгий Аполлонович Гапон. Он родился в 1870 году и был родом из южнорусских крестьян, из Полтавщины. В детстве жил обычной жизнью крестьян, много трудился, отличался большой религиозностью. В начальной школе проявил хорошие способности к обучению, был отдан в Полтавское духовное училище, затем в семинарию. Познакомился с запрещенными идеями Л. Толстова, которые оказали на Георгия большое влияние.

Принял духовный сан. Проявил большой талант оратора и проповедника уже в Полтаве, где послушать молодого священника стекались толпы людей. После внезапной смерти молодой жены в 1898 году Гапон поступил в Духовную академию в Петербурге. Продолжал духовные поиски, посетил Крым, местные монастыри. В Петербурге стал участвовать в благотворительных миссиях, просвещением, занимался с рабочими. Трудился в приютах, пытался помочь обитателям городского «дна». В своих проповедях Георгий исходил из той мысли, что труд есть основа и смысл жизни. Несколько раз Гапон приглашался служить на торжественных праздниках вместе со святым Иоанном Кронштадтским, который произвёл на него сильное впечатление.

Эмоциональный, энергичный, с даром слова, Георгий завоевал большой авторитет среди рабочих и бедняков. Вскоре он стал популярным и в петербургских придворных кругах. Особенное влияние Гапон оказывал на столичных дам. Они видели в нём чуть ли не пророка, который должен открыть новые истины и раскрыть тайны учения Христа. На священника началась мода. Гапон разработал несколько проектов реформы рабочих домов, о земледельческих исправительных колониях для безработных, нищих и т. д.

Зубатовщина


В 1902 г. начальник Особого отделения Департамента полиции Сергей Зубатов (человек редкого ума и работоспособности), в чьем ведении находились вопросы политического сыска, выступил с инициативой, что репрессивных мер недостаточно. Он предложил создавать под эгидой полиции легальные рабочие организации, через которые можно было бы вести культурно-просветительскую работу, и отстаивать экономические интересы рабочих перед предпринимателями. Также сообщать властям о проблемах, нарушениях законодательства.

Таким образом, Зубатов хотел оторвать рабочих от революционной интеллигенции, направить рабочее движение в профессиональное русло. В перспективе вырисовывалась социальная монархия. Рабочие, которые становились ведущей политической силой в стране, могли получить всё мирным путем, через царя и правительство.


Для организации профессиональных союзов требовались лидеры, яркие образованные люди. Осенью 1902 года Зубатов предложил сотрудничество и Гапону. Тот согласился, но потребовал полной самостоятельности. По его мнению, связь с полицией отпугивает рабочих от подобных организаций, делает их лёгкой мишенью революционных агитаторов. Георгий Гапон предлагал создать новую рабочую организацию по примеру независимых английских профсоюзов. Зубатов был против.

После того как Зубатова отправили в отставку (из-а конфликта с Плеве), Гапон получил поддержку властей. Было учреждено «Собрание русских фабрично-заводских рабочих Санкт-Петербурга», оно сначала придерживалось просветительской, религиозной линии. К началу 1905 года насчитывало около 8 тыс. человек.


Г. А. Гапон и И. А. Фуллон на открытии Коломенского отдела «Собрания Русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». Осень 1904 года


«Кровавое воскресенье»


Без Зубатова Гапон остался без контроля. Движение быстро росло. В окружении самого священника появились темные личности, вроде Красина и эсера Рутенберга. Они умело обрабатывали духовное лицо. Петербургский градоначальник Фуллон чувствуя неладное, вызвал Гапона и стал говорить о неверном направлении движения. Мол, ему поручили укреплять христианскую мораль серди рабочих, а он разводит социализм. Однако Гапон уверял, что стоит на принципах религиозной нравственности.

В декабре 1904 года на Путиловском заводе уволили четверых рабочих, членов гапоновского общества. Священник просил директора, чтобы их восстановили. Тот почему-то упёрся, отказал. Тогда рабочие начали забастовку. От собрания к собранию их требования росли. К путиловским рабочим присоединились рабочие и других предприятий. Забастовка стала всеобщей, город встал, остался без газет и освещения. Очевидно, что сработал определённый механизм начала революции, суммы для этого требовались серьёзные, как и организация.

Неистовый Гапон носился от завода к заводу, талантливый оратор он пользовался большой популярностью. «Вас давят хозяева, – вещал священник, – и власть не защищает. Но у нас есть царь! Он наш отец, он нас поймёт!»

6 (19) января 1905 г., в праздник Крещения Господня, Георгий Аполлонович призвал идти всем к государю, подать ему петицию об улучшении положения рабочих. Эта идея была с восторгом поддержана народом. 6-8 января петицию подписали тысячи рабочих (по оценке самого Гапона, более 100 тыс.). Полиция предлагала арестовать мятежного священника. Однако градоначальник Фуллон, узнав, что охрана Гапона вооружена, пришёл в ужас, что будет стрельба, кровь, начнется бунт, и запретил какие-либо действия.

Этим воспользовались революционеры всех мастей. Вокруг Гапона отирались и социал-демократы, и эсеры, и бундовцы. Они сыграли на честолюбии священника, у которого, видимо, сорвало «крышу» от популярности. Его величали народным вождем, требовали предъявить политические требования. Ближайший товарищ Гапона, эсер Рутенберг говорил: «Только скажи слово, и народ пойдёт за тобой куда угодно!» Сам священник уже говорил о народном бунте, если Николая Второй откажет народу. Экономические требования были заменены политическими: созыв Учредительного собрания, гражданские свободы, ответственное правительство, политическая амнистия, мир с Японией на любых условиях и т. д. Вожаки движения осознавали, что всё кончится большой кровью, однако сознательно шли на эту жертву. Необходимо было поднять всю Россию, разрушить веру народа в царя.

Сам царь с семьей был в Царском Селе. У правительства было два выхода: разгромить движение силой, арестовать зачинщиков, либо убедить государя выйти к людям, успокоить народ. Николай Второй собирался поговорить с народом, но его родственники убедили его это не делать. При этом МВД, охранка искажали реальные данные. Накануне охранное отделение представило митинг как мирное шествие, с семьями, иконами, царскими портретами. Но войска вызвали, ночью солдаты заняли позиции на улицах близ дворца. Утром 9 января 1905 г. толпы рабочих двинулись к царскому дворцу. Среди рабочих с высок поднятым крестом шёл и Гапон, около него был Рутенберг. На Обводном канале дорогу преградил кордон солдат. От рабочих потребовали разойтись.

Когда началась стрельба (очевидно, что она была вызвана провокацией с обеих сторон), опытный террорист Рутенберг повалил священника на снег и увёл его из опасного места. События везде происходили по схожему сценарию: массы людей подходили к заставам, на предупреждения не реагировали, при залпах в воздух, наоборот, шли вперёд. Из толпы летели камни, бывало, что и стреляли по солдатам. Военные отвечали, начиналась паника, лилась кровь, появились убитые и раненые. В итоге солдаты, казаки и полицейские легко рассеяли толпы. Но это и требовалось революционерам, «пятой колонне» и Западу. Революция началась.

Гапона переодели, остригли и спрятали на квартире у Горького. Уже вечером, опомнившись, священник призывал народ к восстанию «за землю и волю». Это воззвание было напечатано огромными тиражами и распространено эсерами по империи. В итоге провокация удалась на славу. В ходе провокации погибло около 130 человек, ещё около 300 было ранено (включая «силовиков»). Но мировая общественность многократно преувеличила число жертв. Западная пресса голосила об ужасах царизма (при этом на самом Западе все восстания и бунты всегда давились намного жестче, кровавее). Эту тему тут же подхватила российская либеральная пресса. Таким образом, кровь пролилась, сакральный образ царя очернили, начало революции было положено.


Гапон читает петицию в собрании рабочих. Неизвестный художник. Источник: https://ru.wikipedia.org


Слава и смерть


Затем Гапона переправили за границу. В феврале 1905 года Георгий был в Женеве – одном из главных центров российских революционеров. Шум был огромным. О расстреле и Гапоне писали все европейские газеты. На короткий срок священник-революционер приобрел огромную популярность. Он пытался объединить революционные партии, но без успеха. От его имени в Женеве собрали очередную конференцию социалистов, националистов-сепаратистов. Правда, объединить их не вышло.

Гапон сблизился с эсерами. Даже на короткое время вступил в их партию, но не сложилось. Гапон, по сути, сам был «самодержцем», не терпел партийной дисциплины, верил, что станет вождем революции, пытался подчинить партию себе. Писал революционные воззвания, которые печатались эсерами и ввозились в Россию. Активно готовился к новому революционному выступлению, подвергал самой жесткой критике самодержавие, видел себя в роли народного вождя. Призывал Николая II отречься от престола и предать себя народному суду.

Гапону помогали деньгами различные организации, за книгу воспоминаний «История моей жизни» получил крупную сумму. К осени 1905 г. отношения Гапона с революционными партиями заметно ухудшились. Социал-демократы и эсеры опасались его идеи создать рабочее движение на внепартийной основе. У революционеров уже были свои вожди, конкурент им не требовался. Тогда бывший священник (Синод лишил его сана священника и духовного статуса) совершил новый крутой поворот. Воспользовавшись амнистией, в ноябре 1905 г. Гапон вернулся в Россию. Снова установил контакты с полицией, провёл переговоры с Витте. Получил деньги и начал восстанавливать рабочие организации. Гапон должен был вести агитацию против вооруженного восстания и революционных партий, пропагандировать ненасильственные методы. Теперь он выступал за мирные реформы.

Таким образом, Гапон порвал со своей революционной репутацией и стал на путь противостояния с революционерами. Это было опасно для «пятой колонны». Поэтому Азеф («Азеф. Главный провокатор России и агент Запада») предлагает Рутенбергу от имени ЦК партии ликвидировать Гапона. 28 марта (10 апреля) 1906 года в Озерках эсеры-боевики во главе с Рутенбергом убивают несостоявшегося вождя революции.

Вернуться назад