ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона


16-06-2019, 12:43. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона

«Когда Польша еще не погибла…»
Над Польшей облако кровавое повисло,
И капли красные сжигают города.
Но светит в зареве былых веков звезда.

Под розовой волной, вздымаясь, плачет Висла.
Сергей Есенин. Сонет «Польша»)


Рыцари и рыцарство трёх веков. Сегодня мы продолжаем рассматривать военное дело Европы с 1050 по 1350 год, которое современные зарубежные историки считают «эпохой кольчуги». Сегодня нашей темой будет рыцарство Польши. Ну а начнем мы с ее истории


Немецкие рыцари бьются с польскими воинами. «Апокалипсис», 1334-1336 гг. Пруссия. Библиотека университета в Торуни


Трудами князя Мешко…


Польское государство образовалось в X веке под властью князя Мешко из рода Пястов, который в 966 году решился принять христианство по католическому обряду. Князь Болеслав Храбрый (годы правления 992—1025) окончательно объединил польские земли, так что к 1100 году Польша владела почти той же территорией, что и сегодня, за исключением разве что Поморья на побережье Балтийского моря и южных прусских земель. Однако тут в Польше началась эпоха феодальной раздробленности (1138—1320 гг.) и междоусобная вражда. И как это часто бывало и в других землях, обращение князя Владислава Изгнанника в 1157 году к Фридриху I Барбароссе за помощью, привело к тому, что Польша затем на сто лет попала в ленную зависимость от Германской империи. Польские средневековые летописцы полны упреков в адрес немцам за их высокомерие, а также обвиняли их в различных кознях. Немцев называли «саранчой», и осуждали их за «злобу». Чехов хронист Галл Аноним обвинял в «вероломстве» и «грабительстве». Руси от него тоже досталось. Ей он приписывал такие нелицеприятные качества, как «дикость» и «кровожадность». Лишь при Казимире III Великом в середине XIV века Польше наконец-то удалось возродиться как королевству, а затем в 1349 году Казимир III смог овладеть Галичем и Львовом. После нескольких походов на Червонную Русь ему в 1366 году удалось захватить также Волынь и Подолию, добавив себе славы и могущества.

Друзья, ставшие заклятыми врагами


Для истории Польши большое значение имело и следующее событие: в 1226 году пруссаки-язычники напали на Мазовию – центральную провинцию Польши. Герцог Конрад Мазовецкий обратился за помощью к Тевтонскому ордену, прославившемуся в ходе Крестовых походов. Рыцари, однако, не только покорили эти языческие племена, но и поступили, «как собака, которая кусает руку, кормящую ее»: начав строить замки на польской земле, они завоевали город-порт Гданьск, а затем и забрали под свою руку всю северную Польшу, объявив своей землей. Укрепившись в огромном замке Мальборк и контролируя торговлю балтийской сельдью и янтарем, Орден очень скоро превратился в главный источник военной силы в этом регионе.


«Друзья, ставшие врагами». Кадр из кинофильма «Крестоносцы» 1960 г. Доспехи, сделанные из пластмассы, смотрятся «немного простовато». Но в целом историзма в снаряжении воинов этого кинофильма, пожалуй больше, чем во многих дорогостоящих современных кинофильмах, где используется настоящий металл.


Традиции свои и традиции чужие


Что касается военного дела, то для периода формирования польского государства у северо-западных славян историки отмечают доминирование пехоты над конницей. Конные отряды представляли собой феодальные дружины, что было типично для Восточной Европы, а пехота – ополчение городов. К началу XII века прибрежные славяне имели также множество ладей, на которых, сбившись в ватаги, совершали набеги вплоть до Норвегии. Конницы стало больше, но легкой, а использовала она тактику соседних пруссаков и литовцев. То есть всадники атаковали противника на полном скаку, забрасывали дротиками и короткими копьями и стремительно отступали. Д.Николь рассматривает ее как близкую кочевым, а не оседлым народам. Единственным отличием было разве что лишь то, что всадники эти не стреляли из луков с седла. Сражаться с язычниками-пруссами, литовцами, жемайтами приходилось и летом, и зимой, потому, что именно зимой они чаще всего и совершали свои набеги, угоняя людей в плен. Потом эту же тактику переняли у них рыцари-крестоносцы, убивавшие мужчин, но старавшиеся захватить побольше женщин и детей. В то же время уже в XIII веке многие славянские князья того, что в настоящее время является прибалтийскими провинциями Германии, стали полноправными членами христианской немецкой военной аристократии. Не могла, естественно, не затронуть польских рыцарей и идея освобождения Гроба Господня. Так, о польских крестоносцах упоминается уже 1147 году, когда в Аутремер отправился польский князь Владислав. Семь лет спустя, а именно в 1154 г., туда прибыл князь Генрик Сандомирский, принявший вместе со своими рыцарями участие в осаде Асколона. Вернувшись в Польшу, он пригласил в Малопольшу рыцарей Ордена Госпитальеров, основавших здесь свою комтурию. В 1162 г. Сербско-Лужицкий князь Якса из Копаницы пригласил в Польшу рыцарей Ордена Тамплиеров. А некий рыцарь польский рыцарь по имели Герланд, находясь в Палестине, не только вступил в Орден Госпитальеров, но достиг в нем солидного положения. Многие рыцари отправлялись на Восток самостоятельно. Так, в 1347 г. французский дипломат Филипп де Мазере повстречал в Иерусалиме польского рыцаря Войчеха из Пахости, который дал странный, но вполне в рыцарском духе, обет есть стоя до тех пор, пока сарацины не будут изгнаны из Святой земли.

Польское рыцарство. От Болеслава Храброго до Владислава Ягеллона

Карта Великой Польши 992 – 1025 гг.


Конечно, польские славяне никогда не «онемечивались» очень уж сильно, но то, что, начиная с 1226 года они находились под сильным немецким влиянием и их военная организация служила им главным примером – несомненно. А дальше пришел 1241 год, разгром при Легнице, показавший, как много для всадника значит умение стрелять из лука с коня. Но, ничего это не изменило! Традиция есть традиция. Традиции кочевников с Востока полякам были чужды. Поэтому луки хотя и применялись ими с X века, оставались оружием лишь польской пехоты, но не всадников! В том же X веке военная культура поляков была ближе к немецкой, чем к культуре их соседей, например, в той же Паннонии. К тому же именно из Германии в Польшу импортировалось и большинство мечей, как, впрочем, и наконечники копий, и другое оружие. Правда, некоторые виды оружия, как, например, топоры с длинными рукоятками и шлемы характерных очертаний, так и остались специфической особенностью их славянского арсенала.



Польские воины X—XI вв. Рис. Гэрри Эмблетона


В середине XII века Польское королевство начало распадаться на ряд мелких княжеств, но это не остановило процесс «вестернизации». Арбалеты стали заменять луки в качестве главного оружия пехоты, а кавалерийское снаряжение стало практически таким же, как и в Германии или в Богемии, хотя и несколько более старомодным. Тем не менее, в наличии имелась и легкая конница, тактика которой все еще демонстрировала некоторые восточные черты. Более того, монгольское вторжение в Польшу привело к тому, что при сохранении лидирующей роли тяжелой конницы, роль легкая конница стала также расти. Польские князья стали нанимать целые отряды всадников из Золотой Орды, и использовать их мобильность для набегов на неприятеля.

Надо отметить, что польское рыцарство – шляхта, очень быстро позаимствовала все западные рыцарские обычаи и традиции и весьма органично вписалось именно рыцарскую военную традицию. Появились национальные куртуазные романы о Вальцеже Удалом, о Петре Власте, а дух странствий и жажда приключений привели к тому, что уже XII-XIII вв. появляются сообщения о польских рыцарях, служивших при дворах иностранных владык, например, в Бавария, в Австрия, в Венгрия, а также в Чехия, Саксонии, Сербия, на Руси,и даже в языческой Литве. Рыцарь Болеслав Высокий, например, участвовал в походе Фридриха Барбароссы в Италию и в турнире, устроенном прямо под стенами осажденного Милана, причем выступал столь успешно, что вызвал одобрение самого императора. Гербы в Польше, как знаки рыцарского достоинства, появились несколько позже, чем в Западной Европе, где они были известны еще с XII века. Однако уже в XIII веке первые изображения гербов в Польше встречаются на печатях князей, а в XIV веке гербы, принадлежащие польским рыцарям, можно было встретить во многих гербовниках Западной Европы. То есть это говорит о том, что польские рыцари приезжали в эти страны, участвовали в проходивших там турнирах и герольдам приходилось их включать в составляемые гербовники, так сказать «потомству в пример». Соответственно, и многие рыцари Франции, Англии, Испании, не говоря уже о Германии, приезжали в Польшу, дав обет борьбы с язычниками. И тут для них открывалось широкое поле для деятельности, поскольку язычников тут было хоть отбавляй! Данная ситуация была очень хорошо описана в романе Генрика Сенкевича «Крестоносцы». Там же показано и то, насколько с одной стороны «вестернизировались» сами польские рыцари, ни своими одеждами, ни вооружением, ни обычаями не отличались от рыцарства Европы, но с другой – все равно оставались в душе поляками! Интересно, что польские гербы были более «демократичными», чем западные, были не столько личными, сколько семейными (иногда один герб насчитывал несколько сотен семейств!) и долгое время по принципу дворянского равенства не имели знаков достоинства, например, изображения над гербом короны или митры.


Польский шлем X в. восточного образца. (Музей Войска польского, Варшава)


«Красивый шлем – всему голова!»


В описываемый нами исторический период в Польше использовалось два типа шлемов, что подтверждается данными археологии. Первый — «большой польский» представлял собой шлем восточного типа, производили их в… восточном Иране (!), обычно богато украшали – обычно обтягивали золотым или медным листом. Почти конические по своей форме эти шлемы собирали из четырех сегментов при помощи заклепок. Навершие увенчивалось втулкой, для султана из конского волоса либо из перьев. Нижнюю кромку тульи шлема усиливали ободом, к которому крепилась кольчужная бармица, закрывавшая не только шею, но и часть лица. Вопрос: а как они в Х-XIII вв. попадали из Ирана в Польшу? Считается, что сначала их поставляли на Русь, где они тоже имели распространение, а оттуда шли в Польшу и Венгрию. Видимо, это был статусный элемент вооружения, так что заказывать такие шлемы могли партиями. Ну, скажем, князья для своей дружины, чтобы произвести впечатление богатством на соседей. Всего найдено четыре таких шлема в самой Польше, два – в Западной Пруссии, один в Венгрии и два в западной Руси. Один такой шлем экспонируется в Королевском Арсенале в Лидсе в Англии. Кстати, столь тесные связи Европы и Азии в данном случае неудивительны. Вспомните барельефы на знаменитой колонне Траяна. Там мы видим сирийских лучников в характерных шлемах «восточного образца». Да, римская империя (Западная) пала, но Византия вполне могла продолжать экспортировать популярные виды вооружения, идти на Русь оно могло по Каспийскому морю и Волге, так что… «война – войной, а торговля – торговлей». Так было и так будет всегда. С другой стороны, поляки вполне могли и сами наладить изготовление полюбившихся им образцов восточного вооружения. Почему нет?


Цельнокованый шлем с носовой пластиной. (Музей Войска польского, Варшава)


Второй, или норманнский тип шлема, известен в Польше по двум артефактам, найденным в Ледницком и Орховском озерах. Они тоже конической формы, но цельнокованые, без украшений, с носовой защитной пластиной. На шлеме из Ледницкого озера на ней есть небольшой крючок, очевидно для того, чтобы зацеплять за него кольчужную бармицу, закрывавшую лицо. И опять-таки это могли быть как «шлемы с Севера», так и их копии местного производства.

Затем среди всадников начинает использоваться так называемый «большой шлем», который мы видим на печать князя Казимира I (ок. 1236 г. – и это самое первое известное нам изображение такого шлема на территории Польши.


Польский «большой шлем» (Музей Войска польского, Варшава)

Кольчуги и бригандины для конницы и пехоты


Польские щиты и даже их остатки до нашего времени не сохранились. Нет и ни единой кольчуги эпохи раннего Средневековья. Но есть письменные сообщения, что кольчуги в польских землях использовались, а первые упоминания о таком доспехе, как бригандина, относится к первой половине XIII века. Так, воин, одетый в нее, изображен на печати князя Генриха II Благочестивого (1228-1234). Мы также видим воина в бригандине и на печати герцога Бернарда из Швейднитца (ок.1300 и 1325 гг.).


Польские воины XII в. Рис. Гэрри Эмблетона.


Интересно, что даже в XIV веке польские войска все еще включали в себя большое количество пехоты. Например, известно, что армия во главе с Владиславом I Локетеком (Локотком) в 1330 году, по сообщениям хронистов, состояла из 2100 всадников в «тяжелой броне», 20 000 всадников легкой конницы и около 30 000 воинов-пехотинцев с самым различным вооружением.


Польское артиллерийское орудие 1382 года. (Музей Войска польского, Варшава)


Первое документальное упоминание об использовании в Польше ручного огнестрельного оружия относится к 1383 г., но есть все основания считать, что оно применялось и раньше. Но уже при короле Владиславе II Ягеллоне (1386 – 1434) артиллерия разных видов появляется в Польше во множестве. В основном артиллеристами были горожане, но среди них можно было встретить и представителей шляхетского сословия.


Польские воины первой половины XIV в.: 1 – мазовецкий нобль, 2 – южно-польский рыцарь, 3 – западный польский рыцарь. Рис. Гэрри Эмблетона


Использованная литература:
1. Nicolle, D. Arms and Armour of the Crusading Era, 1050 – 1350. UK. L.: Greenhill Books. Vol.1.
2. Sarnecki, W., Nicolle, D. Medieval Polish Armies 966-1500. Oxford, Osprey Publishing (Men-At-Arms №445), 2008.


Продолжение следует…

Вернуться назад