ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Как Англия и Франция едва не напали на СССР
Как Англия и Франция едва не напали на СССР9-03-2019, 12:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Как Англия и Франция едва не напали на СССРВ 1940 году уже вовсю шла Вторая мировая война, однако гитлеровская Германия еще не решилась напасть на Советский Союз. Более того, еще 23 августа 1939 года был подписан Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, известный как «пакт Молотова – Риббентропа».
Естественно, что наличие договоренностей между СССР и Германией пугало Великобританию и Францию. Больше всего в Лондоне и Париже опасались помощи Гитлеру со стороны Советского Союза. Как одна из крупнейших нефтедобывающих держав, СССР мог своими поставками нефти решить проблему германской армии с топливом. И это Великобритании и Франции сулило нерадостные перспективы. Кроме того, как впоследствии вспоминал генерал Шарль де Голль, часть французской политической и военной элиты в то время продолжала считать Советский Союз более реальным и опасным врагом, чем гитлеровскую Германию. Идеологические расхождения между СССР и западными странами были столь велики, что Лондон и Париж были готовы закрыть глаза на преступления гитлеровцев, только бы ослабить Советский Союз. Если говорить о Кавказе, то Франция и Англия стремились вернуться к состоянию начала Гражданской войны в России, когда Грузия и Армения были независимыми государствами. Что касается Азербайджана, то в его отношении у западных держав были свои особые планы. Скорее всего, над Азербайджаном в случае его отторжения от СССР, планировалось установить протекторат, дабы поставить под контроль всю добываемую в Бакинском районе нефть. Во время описываемых событий премьер-министром Франции был Эдуар Даладье. 19 января 1940 года Даладье отдал поручение командующему французской армией армейскому генералу Морису Гамелену (на фото) и командующему военно-морскими силами Франции адмиралу Франсуа Дарлану подготовить план борьбы с поставками нефти из Советского Союза в Германию. Среди возможных действий называлась бомбардировка Баку и бакинских нефтеприисков силами французской военной авиации, базировавшейся в Сирии. Военно-морским силам Франции предлагалось организовать перехват советских танкеров, следовавших в Германию. В качестве вероятных способов противостояния союзу СССР и Германии рассматривались также дестабилизация ситуации на Кавказе посредством активизации национал-сепаратистских и религиозных движений, а в крайнем случае – военное вторжение на Кавказ силами французской и британской армий. Генерал Гамелен уже 22 февраля 1940 года представил Даладье отчет о прогнозируемых последствиях ударов по бакинским нефтевышкам. По мнению Гамелена, такие удары сразу бы вызвали у Советского Союза нехватку топлива. В результате Красная Армия оказалась бы парализованной, большие перебои начались бы в сельском хозяйстве, что привело бы к голоду среди населения и в вооруженных силах. Зависимость от бакинской и грозненской нефти Гамелен назвал фундаментальной слабостью советской экономики. На тот период на Кавказе было сосредоточено более 90% советской нефтедобычи, что позволяло одним нападением на закавказские республики СССР сразу же нанести сокрушительный удар по всему советскому топливно-энергетическому комплексу. Атака на бакинские нефтепромыслы, как подчеркивалось в докладе, не только парализовала советскую промышленность, сельское хозяйство и армию, но и воспрепятствовало бы Германии в получении доступа к источнику нефти. Без нефти, а значит бензина и керосина, германская армия, в свою очередь, не смогла бы воевать. Подобные идеи в начале 1940 года вынашивались не только французским, но и британским командованием. Практически одновременно с докладом генерала Гамелена французскому премьеру Даладье, 8 марта 1940 года Комитет начальников штабов вооруженных сил Великобритании подготовил документ «Военные последствия военных действий против России в 1940 году». Британские стратеги говорили о трех наиболее важных направлениях развертывания боевых действий против Советского Союза – северном (Мурманск, Архангельск), дальневосточном, южном. При этом на южном направлении наиболее значимыми признавались нефтедобывающие районы в Баку и Грозном, а также порт Батуми. Британское командование рассчитывало организовать атаку советских нефтедобывающих районов посредством авиационных ударов. При этом самолеты должны были взлетать не только с авианосцев британского флота, которым для этого нужно было зайти в Черное море, но и с аэродромов в Иране, Сирии и Турции. Как и французские коллеги, британские генералы пришли в документе к выводу о том, что воздушные налеты на нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия Баку и Грозного, порты Туапсе и Батуми позволят на некоторое время вывести из строя советскую инфраструктуру, парализовать Красную Армию, не допустить поставок нефти и продуктов нефтепереработки Третьему Рейху. Планировавшаяся операция против советских нефтедобывающих районов получила название «операция Pike» («Острие копья»). В марте 1940 года британское командование приступило к непосредственному планированию боевых действий в Закавказье. 21 марта 1940 года пост премьер-министра Франции занял Поль Рейно. В поданной новому главе правительства записке французское командование подчеркивало, что Грозный расположен на северном склоне Кавказского хребта и весьма труднодоступен для начала боевых действий, поэтому целесообразнее атаковать нефтяные вышки Баку и порт Батуми, через который Советским Союзом осуществляется транспортировка нефти. Для осуществления операции планировалось сосредоточить в Сирии 150-тысячную французскую армию, а в нанесении авиационных ударов задействовать более 100 боевых самолетов французской авиации. По мнению французских генералов, наиболее целесообразным вариантом операции было ее осуществление с территории иранского Южного Азербайджана. Но здесь и коренилась главная проблема предстоящей операции. Иранский шах Реза Пехлеви в то время придерживался прогерманских позиций. В Тегеране было очень сильно германское лобби, Иран развивал отношения с Германией, в том числе по военной линии. Поэтому участие Ирана в операции против СССР было под вопросом. Французское руководство очень рассчитывало, что инициативу Парижа и Лондона поддержат в Анкаре. Генерал Гамелен в своем письме генералу Вейгану отмечал, что именно на Турцию должно быть возложено проведение кавказской операции, а Франция и Великобритания могут помочь Турции лишь авиацией и специальными частями. Посол Турции в Швейцарии в годы войны Я. Караосманоглу доносил руководству турецкого МИД, что представители Франции всячески «убалтывают» на развязывание военной авантюры против Советского Союза. При этом французы апеллируют к численности турецкой армии, подчеркивая, что 25-30 турецких дивизий и полумиллионные войска Великобритании и Франции на Ближнем Востоке позволят в случае стремительного удара за десять – пятнадцать дней захватить важнейшие нефтеносные районы Советского Союза. Далее планировалось просто отсечь Закавказье и Северный Кавказ от СССР. Но и Турция не стремилась развязывать войну с огромным северным соседом. Во-первых, исторически Турция всегда старалась дружить с Германией, в Анкаре, как и в Тегеране, были очень сильны позиции германофилов. Несмотря на ненависть турецкого руководства к Советскому Союзу, на давние претензии к России из-за Крыма и Кавказа, здравый смысл у турецкого руководства все же присутствовал. Во-вторых, военные успехи Германии в Восточной Европе и завершение войны Советского Союза с Финляндией заставляли Турцию задуматься о собственных перспективах в случае ввязывания в войну со столь серьезными противниками. Поэтому турецкое руководство медлило, рассчитывая, что французы и англичане сами откажутся от своего плана. Так, собственно говоря, и произошло, но несколько позже. Уже в марте 1940 года французское командование разработало план «RIP». Британское командование представило аналогичный план «МА-6». По мнению французов и англичан, для нанесения авиационных ударов по Кавказу можно было обойтись 90-100 самолетами, включая 5 групп американского производства «Гленн Мартин» и 4 группы английских бомбардировщиков «Бленхейм». Планировалось за 15 дней разрушить Баку, за 12 дней – Грозный. На разрушение Батуми отводилось вообще 1,5 дня. Между тем, 12 марта 1940 года Советский Союз подписал мирный договор с Финляндией. В этот же день, несмотря на прекращение советско-финской войны, в Великобритании состоялось специальное заседание британского правительства, посвященное исключительно вопросам вероятной войны с Советским Союзом. 20 марта 1940 года прошло совещание французских и британских генералов в сирийском Алеппо, на котором в числе прочих решений было отмечено, что к июню 1940 года должно быть завершено строительство 20 аэродромов на Ближнем Востоке. К концу июня – началу июля 1940 года должна была быть завершена подготовка к нанесению ударов по Советскому Союзу. 30 марта 1940 года разведывательный самолет ВВС Великобритании «Локхид-12А» взлетел с авиабазы Хаббания в Ираке и с высоты 7 километров осуществил стереоскопическую фотосъемку Баку и окрестных нефтедобывающих районов. Спустя четыре дня тот же самолет произвел авиационную разведку портов Батуми и Поти. Советская зенитная артиллерия два раза открывала огонь по самолету, выпустив 34 снаряда, но подбить «британца» не удалось. Следует отметить, что Советский Союз к этому времени уже получил информацию о вынашиваемых Францией и Великобританией планах относительно нападения на Кавказ. Сведения советской разведке поставляли как собственные осведомители, так и Германия, не заинтересованная в уничтожении западными державами бакинских нефтепромыслов. Именно из опасений нападения западных держав на Закавказье базировавшийся в Азербайджанской ССР Третий корпус ПВО был усилен 27-й авиационной дивизией. Кроме того, в Закавказье были переведены с Карельского перешейка радиолокационные комплексы РУС-1. О том, сколь серьезно накалилась обстановка, свидетельствовал и тот факт, что Лондон и Париж начали стягивать свои силы на Ближний Восток. К началу апреля британское командование на Ближнем Востоке получило 48 бомбардировщиков Bristol Blenheim Mk IV и несколько бомбардировщиков Vickers Wellesley, используемых для ночных вылетов. Французская авиация, которую также планировалось задействовать в бомбардировках Баку и Батуми, насчитывала 65 самолетов Martin Maryland американского производства и 24 тяжелых бомбардировщика Farman F.222. Ускоренными темпами шло строительство военных аэродромов на территории контролируемой французской администрацией Сирии. Тем не менее, 17 апреля 1940 года генерал Максим Вейган (на фото), занимавший в то время пост командующего французской армией в Сирии и Ливане, отмечал, что еще ни одна авиационная группа, выделенная командованием для проведения операции в Закавказье, не прибыла в Сирию и Ливан. По состоянию на 1 мая 1940 года в распоряжении Франции на Ближнем Востоке была лишь одна группа бомбардировщиков Glen Martin 167, размещенная в Ливане. Британская авиация располагала одной эскадрильей Blenheim, размещенной на авиабазе в Египте. Пока британские и французские военачальники обсуждали планы нападения на советские нефтедобывающие районы Кавказа и Закавказья, 9 апреля 1940 года гитлеровская Германия начала Норвежскую операцию. Нападение на очередную европейскую страну моментально отодвинуло на второй план ситуацию на Ближнем Востоке, тем более, что и Советский Союз к этому времени уже все больше и дальше дистанцировался от Германии. Уже 22-23 апреля 1940 года премьер-министр Великобритании Чемберлен заявил, что Советский Союз меняет политический курс, поэтому необходимость в осуществлении операции против СССР в Закавказье отпадает. До нападения гитлеровской Германии на Советский Союз оставалось чуть больше года.
Вернуться назад |