ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Экономика и бюджет СССР во время войны
Экономика и бюджет СССР во время войны15-09-2018, 16:11. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Москва, 15 сентября - "Вести.Экономика". Для перестройки экономики на военный лад СССР необходимо было сосредоточить максимум финансовых ресурсов. О том, как собирали доходы в бюджет в годы ВОВ, в материале, подготовленном журналом "Бюджет".
По мнению историков, ни в одной из прошлых войн экономика страны не играла такой важной роли в обеспечении победы над врагом, как в войне 1941–1945 гг. Война потребовала величайшей мобилизации экономики страны, всех материальных ресурсов для обеспечения победы над врагом. Финансовая система Советского государства выдержала испытания военного времени: фронт и тыл бесперебойно обеспечивались денежными и материальными ресурсами. Руководил государственными финансами в тяжелые военные годы А. Г. Зверев, рассказавший о том тяжелом времени в книге "Записки министра".
Во вторую очередь существовали некоторые диспропорции в развитии хозяйства, сохранявшиеся с довоенного времени. В те годы металлургическая и химическая промышленность не удовлетворяла в полной мере потребностей страны. Не была завершена реконструкция железнодорожного транспорта. Пополнить бюджет любой ценойГлавной задачей Наркомата финансов в те военные дни стало изыскание средств на перестройку отраслей народного хозяйства, на эвакуацию предприятий и кадров, на срочное расширение военной промышленности и самих вооруженных сил. "Когда мы обсуждали, за счет чего можно их решить, пришли к выводу, что главный упор следует сделать на госбюджет — это могучее средство организации экономики, ее мобилизации, перестройки и контроля в полной мере", — пишет в своей книге нарком финансов.
В результате 57–58% национального дохода, 65–68% промышленной и около 25% сельскохозяйственной продукции удалось использовать непосредственно на военные нужды. Кроме того, Государственный комитет обороны разрешил Наркомату финансов охватить распределительной функцией финансов и государственные резервы (в мирное время они не подлежали прямому контролю Наркомата финансов). Это помогло легче оперировать материальными и финансовыми ресурсами, устанавливая хозяйственные пропорции, удовлетворявшие нужды военного времени.
Мобилизация так называемых свободных финансовых ресурсов промышленности, торговли и банков долгосрочных вложений стала еще одним источником пополнения военного бюджета. Это дало свыше 2 млрд руб. В целом за четыре с половиной военных года (до конца 1945 г.) поступления от государственных предприятий только по двум основным каналам (отчисления от прибылей и налог с оборота) составили 47,3 млрд руб., то есть около 45% всех доходов госбюджета. Плюс к этому - остальные доходы (подоходный налог с кооперации в городе и деревне, поступления из сберегательных касс и органов государственного страхования, средства социального страхования, таможенные доходы, доходы местных бюджетов СССР и местных советов). Все это составило общий доход от социалистического хозяйства, который за годы войны равнялся 70% всех государственных доходов.
В апреле 1942 г. был введен в действие новый метод взимания местных налогов. При максимально возможной централизации (общее во время войны явление) была резко ослаблена громоздкость системы. Например, по земельной ренте ранее имелось 80 различных ставок. Столь сильная и, в принципе, уже ненужная дифференциация была уменьшена. Так, налог со строений варьировался от 0,5% до 2% от стоимости объекта, новый налог равнялся 1%, а с жилого фонда — 0,5%.
В 1942 г. введен в силу модифицированный текст положения о государственной пошлине, которая приобрела тем самым более высокое финансовое значение. Был расширен перечень действий и документов, оплачиваемых пошлиной, а ставки за них несколько повышены. Именно тогда было установлено, что пошлина взимается при производстве дел в судебных учреждениях, в органах Госарбитража, в нотариальных конторах; при выдаче заграничных паспортов, разрешений на въезд в СССР и выезд из него, видов на жительство; при приеме и выходе из советского гражданства, прописке паспортов, регистрации актов гражданского состояния; при выдаче регистрационных удостоверений на кустарные и ремесленные промыслы и разрешений на право охоты и т. д.
Фонд обороны: все для фронта, все для победы!Советские труженики помогали Родине, чем только могли. По их инициативе был создан Фонд обороны. На конец 1943 г. в этот фонд поступило уже 1,2 млрд руб., не считая натуральных взносов в виде продуктов, вещей, драгоценностей и т. д. Общая сумма поступлений по налогам и добровольным взносам в период войны составила 27 млрд руб., то есть более 26,4% доходов госбюджета. Советские люди проявляли себя подлинными героями. Ф. П. Головатый, пчеловод хутора Степной колхоза "Стахановец" Новопокровского района Саратовской области, осенью 1942 г. привез в Саратовский обком партии мешок с пачками денег и сказал, что отдаст их в Фонд обороны на покупку самолета.
Еще одной формой участия населения в военных расходах страны были денежно-вещевые лотереи. В 1941–1944 гг. провели четыре такие лотереи, давшие 1,2 млрд руб. Финансисты в погонахФинансисты Вооруженных сил — эти люди ведали теми большими средствами, которые волею партии и народа постоянно выделялись из бюджета страны на финансовое обеспечение армии. Еще в 1940 г. финансовая служба Вооруженных сил окончательно приобретает стройную организационную структуру, с которой она и подошла к началу войны: в центре — финансовое управление при Наркомате обороны СССР, подчиненное народному комиссару обороны СССР, главному распорядителю кредитов по смете Наркомата обороны; в военных округах — финансовые отделы, подчиненные командующим войсками округов; в соединениях (корпусах и дивизиях) — финансовые отделения, подчиненные командирам соединений; в воинских частях — финансовые части, подчиненные непосредственно командирам воинских частей. Финансирование войск (как и их снабжение) производилось по схеме: центр — округ — соединение — воинская часть.
В июне 1941 г. фронтам и военным округам было ассигновано 4,7 млрд руб. Расходы же составили только 3 млрд. Уже в 1942 г. финорганы рабоче-крестьянской Красной армии справились с исполнением сметы Наркомата обороны. В следующем году был существенно уточнен порядок финансового планирования. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно пересматривались. Так, лимит, определенный с 1 августа 1942 г. для Западного фронта в 5,5 млн руб., с 1 января 1943 г. был установлен в 4 млн. Снижение связано с тем, что главные боевые операции развернулись в других районах. Юго-Западному фронту снизили цифру с 2 млн до 0,6 млн, Донскому фронту — с 2,5 млн до 0,8 млн, Ленинградскому фронту повысили с 4,5 млн до 6 млн руб. Вернуться назад |