ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Балет и шпионаж

Балет и шпионаж


16-03-2018, 14:31. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Балет и шпионаж

История вопроса

Сто лет назад, 15 октября 1917 года, по обвинению в шпионаже была казнена Маргарета Гертруда Зелле, более известная как Мата Хари. История ее жизни окутана тайной — до сих пор нет точных сведений о том, почему ее казнили.

Мысль о том, что Мата Хари и многие другие танцовщицы были связаны со спецслужбами, периодически возникает в прессе и документальной литературе. Попробуем найти реальные исторические подтверждения этой гипотезе.

Балансируя на острие ножа

Самая известная фигура, с которой в массовом сознании связаны понятия «танец» и «шпионаж», безусловно, Мата Хари. Маргарета Гертруда Зелле — таково настоящее имя Маты Хари, чей псевдоним по-малайски означает «глаз неба», то есть «солнце», — профессиональной балериной не была. Она была известной куртизанкой, выступала сначала цирковой наездницей, а затем танцовщицей «в восточном стиле», который в начале ХХ века был невероятно популярен в Европе.

По некоторым сведениям, Мата Хари еще до Первой мировой войны была завербована немецкой разведкой: начало ее шпионской карьеры окутано мраком, впрочем, как и вся биография танцовщицы. Нидерланды в годы войны сохраняли нейтралитет, потому голландская подданная Зелле могла беспрепятственно перемещаться по Европе. Этим она и привлекла внимание союзнических спецслужб. Французская контрразведка заподозрила ее в работе на Германию еще в 1916 году. Мата Хари сама явилась во французские спецслужбы и предложила свои услуги.

В начале следующего года ее отправили с незначительной миссией в Мадрид, и тогда подозрения в шпионаже окончательно подтвердились: был перехвачен сеанс связи немецкого агента в Мадриде с центром, где тот указал, что перевербованный французами агент H-21 (Мата Хари) прибыл в Испанию и получил указание вернуться в Париж. Есть вероятность, что немцы сами рассекретили радиоперехват — чтобы избавиться от двойного агента и выдать его французам.

По возвращении в Париж Мата Хари тотчас была арестована французской разведкой и обвинена в шпионаже в пользу противника в военное время. Суд над ней проходил при закрытых дверях: ей инкриминировалась передача противнику сведений, приведших к гибели нескольких дивизий солдат. На следующий день она была признана виновной и расстреляна.

Тело танцовщицы после казни осталось невостребованным и было отправлено в анатомический театр; забальзамированная голова из Музея анатомии в Париже пропала. На пленку танец Маты Хари не был зафиксирован, и это странно — в годы ее славы кинематограф как раз переживал бурное развитие. Все, что сегодня осталось от некогда знаменитой танцовщицы и шпионки, — грандиозный миф: и если восторженные приверженцы этого мифа называют ее величайшей разведчицей ХХ века, то профессиональные историки скромно указывают, что как агент Мата Хари особой ценности не представляла.

Под прицелом

Известные на весь мир танцовщицы нередко становились объектом больших политических игр, подчас против своей воли. В 1918 году расклеенные по Петрограду плакаты с обвинением в шпионаже окончательно вынудили знаменитую балерину Мариинского театра Тамару Карсавину покинуть родину. Балерина вспоминала: «С каждым днем слухи все множились, словно микробы на теле больного; рожденные за ночь газеты распространяли информацию, полную паники, и фабриковали клевету. Ума не приложу, как огромные плакаты, развешанные на главной улице, не привлекли моего внимания. Я шла домой пешком, но не заметила своего имени на них. Вечером зазвонил телефон, и один из старых друзей взволнованно спросил: “С тобой все в порядке?”. Я не могла поверить собственным ушам, когда он сказал, что на плакатах в тот день стояло мое имя и под ним подпись: “Немецкая шпионка”».

 

В середине 1950-х в шпионаже в пользу Англии подозревали Майю Плисецкую: считается, что прима Большого театра долгое время встречалась со вторым секретарем британского посольства в СССР Джоном Морганом. За ними следили сотрудники госбезопасности, безуспешно пытаясь добыть компромат и завербовать балерину, которой так восхищались лидеры иностранных государств, неизменно смотревшие «Лебединое озеро» с Плисецкой во время визитов в Москву. В мемуарах балерина вспоминала: «…в те годы — лучшие годы моих физических балетных кондиций — меня держали взаперти. Не выпускали шесть лет за границу. Гоняли по пятам кэгэбэшную машину. Всерьез выслеживали “английскую шпионку” Майю Плисецкую».

Излюбленный голливудский сюжет

Имена Маты Хари и Майи Плисецкой знают даже те, кто далек от балетного искусства и не интересуется историей шпионажа. Однако это лишь верхушка айсберга: в ХХ веке с его беспрерывными войнами, открытыми и «холодными», развернулось множество танцевально-разведывательных сюжетов.

В 2014 году историк Фернандо Гарсиа Санц опубликовал книгу «Испания в Великой войне»: в 426-страничном фолианте собрано несколько десятков историй женщин-шпионок, действовавших на Пиренейском полуострове в годы Первой мировой — сохранявшая нейтралитет Испания стала в тот момент всемирной сценой для шпионских игр. Среди сюжетов, описанных в книге, — история британской танцовщицы Элизабет Бедлингтон, выступавшей в Испании под псевдонимом La Titanesca.

Уроженка Британской империи, Бедлингтон вышла замуж за подданного вражеской Австро-Венгрии Гюнтера Копфа. Именно супруг, если верить опубликованным документам, склонил ее к шпионажу в пользу немцев. Бедлингтон регулярно предоставляла секретные документы немецким войскам, а в 1917 году похитила документы у посла Великобритании в Испании. Танцовщице удалось сохранить конспирацию, избежать ареста и мирно окончить свои дни в Испании; вовремя вычислить шпионку смогли только итальянские спецслужбы — но не стали разглашать ее статус, лишь запретив La Titanesca въезжать на Аппенинский полуостров.

Вторая мировая война сделала женский шпионаж еще более масштабным. Один из самых фантастических эпизодов был рассекречен в 2010 году: британское контрразведывательное агентство MI5 опубликовало документы о подрывной деятельности «русской балерины» Ли. Агент Марина Ли, она же Луиза Лохманн, она же Марина Норег, она же Марина Алексеевна Губонина, действительно родилась в Петербурге в 1902 году и обучалась там классическому балету, скорее всего, непрофессионально: в списках выпускников Театрального училища, нынешней Академии Вагановой, фамилии Губониной нет. В 1935-м она перебралась в Норвегию, стала супругой инженера Ли, возглавила балетную студию в Осло; по-видимому, в тот же год она была завербована немецкими спецслужбами. Ее описывали как высокую блондинку, носившую дорогие эмалевые украшения; говорили о ее личном знакомстве со Сталиным и двойном шпионаже, одновременно в пользу СССР и Германии, которые формально тогда были союзниками.

Именно работа агента Ли привела к поражению союзнического флота в Норвегии и ее сдаче фашистам весной 1940 года. В то время корпус немецкого генерала Дитля, расположенный в районе города Нарвик на севере Норвегии, терпел поражение и готовился отступать. Марина Ли была отправлена в штаб британского генерала Окинлека в норвежском Тромсе и успешно передала немецкой стороне документы, в которых содержались планы британцев. Так войска вермахта начали операцию «Везерские маневры»: Дания сдалась почти без боя, Норвегию удалось взять под контроль в течение двух месяцев. В 2000 году норвежская писательница Анне Лене Ли опубликовала книгу о своей однофамилице под названием «Гитлеровский шпион на норвежских пуантах». В частности, в ней содержатся сведения о работе агента Ли в Мадриде, а также о ее причастности к попытке похищения во время Второй мировой норвежского короля Хокона — последнее, правда, никак не подтверждено документально.

Как бы то ни было, балерина в качестве шпионки — а особенно русская или советская балерина — всегда будет оставаться пикантной фигурой, будоражащей воображение. Ее ближайшее появление ожидается совсем скоро, в мае 2018 года, когда на киноэкраны выйдет триллер «Красный воробей» и актриса Дженнифер Лоуренс предстанет русской балериной-шпионкой Егоровой, выводящей на чистую воду агента ЦРУ.

Источник


Вернуться назад