ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3


13-09-2017, 09:17. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3

Первые сведения о том, что жандармские чины в качестве органа Третьего Отделения вели следственные действия, встречаются в Высочайшем указе от 24. 03. 1831 г.

После введения судебных уставов эпохи Великих реформ Александра II судебное преследование по делам о государственных преступлениях было поручено прокурорам судебных палат, в то время как юрисдикция жандармских органов в данной области не предусматривалась. Возникшие юрисдикционные недоразумения между двумя ведомствами, проводившими следствия по аналогичным категориям дел, привели к изданию специальных Правил от 19. 05. 1871 г., впоследствии вошедших в Устав Уголовного Судопроизводства 1892 г.

С этого момента на ОКЖ возлагалось проведение дознаний по делам о государственных преступлениях. Дознание осуществлялось офицерами Отдельного корпуса (дознанием жандармы занимались как по представлению прокурора, так и непосредственно, в последнем случае ставя прокурора лишь в известность) - кроме случая совершения преступного деяния только военнослужащими на территории исключительного ведения военного или морского командований либо во время несения служебных обязанностей.


При обнаружении правонарушения, не содержащего признаков состава государственного преступления, жандармы ограничивались информированием об этом факте органов прокурорского надзора и общей полиции. Но если существовал риск, что улики и следы преступления до прибытия полиции могут погибнуть или подозреваемый может скрыться, то жандармы должны были принять все необходимые меры. В исключительных случаях орган прокурорского надзора был вправе, по своему усмотрению, возлагать на жандармских чинов производство дознания и по делам общих преступлений – впрочем, от данного поручения жандармский орган мог, по уважительной причине, уклониться.


8. Жандарм (нижний чин).

ЖПУЖД, помимо обязанностей, общих для чинов ОКЖ, в районе железных дорог во всех отношениях заменяли общую полицию - последняя действовала лишь по приглашению жандармского органа или при его отсутствии. Охрана благочиния, внешнего порядка и общественной безопасности – основные задачи, стоявшие перед ЖПУЖД. До 1906 г. ЖПУЖД не принимали непосредственного участия в политическом сыске, наблюдении, производстве дознаний по делам о государственных преступлениях. Но в соответствии с приказом № 145 от 28. 07. (10. 08.) 1906 г. на ЖПУЖД возлагались обязанности по производству дознаний по всем преступлениям политического характера, совершенным в полосе отчуждения железных дорог. В процессе производства дознания начальники ЖПУЖД подчинялись руководству губернских жандармских управлений. Получили ЖПУЖД и свою секретную агентуру.

В ходе совершения процессуальных действий жандармы были вправе совершать ряд следственных действий: осмотры, освидетельствования, обыски и выемки.

В случае совершения неправомерных действий и злоупотреблении полномочиями при проведении дознаний сотрудники жандармского органа могли привлекаться к ответственности – но лишь своим непосредственным начальством, в то время как прокурорский орган мог лишь информировать об этом факте и, в случае недостаточности наложенного на жандарма дисциплинарного взыскания, представлять материалы министру юстиции - для последующего согласования с министром внутренних дел. Разногласия между начальством виновного жандарма и прокурором по данному вопросу разрешались Сенатом (по 1 департаменту).

Порядок деятельности чинов ОКЖ регламентировался и специальными инструкциями. Так, секретная инструкция от 14. 02. 1875 г. предусматривала, что жандармская деятельность заключается как в предупреждении, так и в пресечении различных преступлений и проступков, а также во всестороннем наблюдении. Отмечалось, что если первый из данных видов деятельности опирается на действующее законодательство (прежде всего на закон от 19. 05. 1871 г.), то второй, наоборот, не должен подчиняться каким-либо определенным правилам, так как для его реализации требуется «известный простор» - «и тогда лишь встречает ограничения, когда материал, добытый наблюдением, переходит на законную почву и подвергается оценке, то есть уже является предметом деятельности первого вида». Документ подчеркивал, что основная задача сотрудников жандармского ведомства состояла в том, чтобы путем наблюдения за направленностью общественных политических идей и настроя общества, выявлять и преследовать любые попытки распространения вредных учений, направленных «к колебанию коренных основ государственной, общественной и семейной жизни».

Жандармские органы боролись с антиправительственными движениями, осуществляли розыск революционных организаций, препровождали особо опасных государственных преступников, руководили поимкой рекрутов, беглых крепостных, уголовников, докладывали в Третье Отделение (впоследствии в Департамент полиции) о настроении различных слоев населения. «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» 1881 г. активизировало деятельность жандармских органов. И с 80-х годов XIX в. значительное место в деятельности жандармских управлений занимали дознания по политическим делам. В конце XIX - начале XX вв. жандармские органы иногда завершали политические дела самостоятельно, не передавая их в судебные органы (например, крупнейший политический процесс 90-х годов - Петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса»).

Кроме производства следствий жандармы должны были, как и раньше, вести всестороннее наблюдение. Шеф жандармов циркуляром от 14 ноября 1875 г. требовал от них постоянного надзора за школами, публичными лекциями, книжной торговлей и т. д.

Жандармские органы могли осуществлять задержания (на срок не более 2-х недель) всех лиц, которые внушали «основательное подозрение в совершении государственных преступлений или в принадлежности к противозаконным сообществам», а также проводить обыски и т. п. Губернатор или градоначальник по просьбе жандармского органа имел право продлить срок предварительного ареста на срок до одного месяца.

В целях успешной борьбы с революционной пропагандой и агитацией Департамент полиции в 1902 г. создает особые городские розыскные отделения, переименованные в 1903 г. в охранные - и за жандармскими отделениями сохраняется только функция производства дознаний.

В соответствии с инструкцией 1904 г. в обязанности губернских жандармских управлений входило: наблюдение за населением и за направленностью общественных политических идей, информирование властей о злоупотреблениях и беспорядках, проведение дознаний по делам о государственных преступлениях, проведение расследований, наблюдение за лицами, пересекающими границу, реализация негласного надзора, контрразведка, розыск лиц, скрывающихся от властей, помощь органам общей полиции в деле восстановления нарушенного порядка, конвоирование арестантов. В губерниях, где отсутствовали охранные отделения, они выполняли в полном объеме свои прежние обязанности.

В 1907 г. создаются (по 1 на несколько губерний) районные охранные отделения. Командир ОКЖ генерал-лейтенант П. Г. Курлов отметил, что причиной этой реформы стало усиление революционного движения, показавшее недостаточность численного состава и слабую подготовку розыскных чинов жандармских органов. Офицеры ОКЖ привыкли работать по сложившимся шаблонам, делая упор на розыск подпольных типографий и нелегальной литературы, которые они по старинке принимали за серьезные факты антиправительственной деятельности. Охватить же видоизменившееся и развивавшееся революционное движение, особенно в условиях недостаточности сил и средств, они не смогли. Для усиления розыскной линии директор Департамента полиции М. И. Трусевич и создал районные охранные отделения. Руководители этих отделений должны были не только руководить политическим розыском, осуществляемым сразу несколькими губернскими жандармскими управлениями, входившими в соответствующий район, но и обучать офицеров розыскному делу. В ОКЖ выделилась категория так называемых офицеров розыска, находившаяся, по мнению П. Г. Курлова, в исключительном положении даже по отношению к прочим чинам корпуса: они игнорировали местную администрацию, а между ними и другими офицерами корпуса существовала определенная рознь. М. И. Трусевич был назван в качестве виновника происхождения этих негативных тенденций.

Здесь стоит вспомнить, что М. И. Трусевич занимался проверкой обстоятельств убийства П. А. Столыпина (за охрану которого в свое время отвечал П. Г. Курлов) – и резкие оценки последнего применительно к деятельности директора Департамента полиции неудивительны.

Также существовали розыскные пункты и розыскные части ЖПУЖД. Все они вербовали секретную агентуру, организовывали наружное наблюдение, осуществляли перлюстрацию писем и нередко прибегали к организации провокацией.

На страже государственной безопасности. История Отдельного корпуса жандармов. Часть 3

9. Начальник Екатерининского ЖПУ полковник ОКЖ Д. Н. Петров 1907 г.

В 1913 - 1914 гг. командир ОКЖ генерал-майор В. Ф. Джунковский провел реформу возглавляемой им структуры. В частности, основная часть районных охранных отделений была упразднена, а часть отделений преобразовывалась в розыскные пункты. На местах руководство сосредотачивалось в губернских жандармских управлениях. Своим циркуляром от 01. 05. 1913 г. В. Ф. Джунковский запретил вербовку секретных агентов из числа воспитанников средних учебных заведений. Более того, генерал потребовал избавиться и от тех, кто был завербован раньше. Он совершенно справедливо отмечал, что обучающиеся - лишь объект пропаганды, и использование их в качестве агентов вредно и нецелесообразно.


10. Нижние чины ОКЖ. 1910 г.

Окончание следует
Автор: Олейников Алексей



Вернуться назад