ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Забытый мост победы

Забытый мост победы


3-09-2017, 08:01. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Забытый мост победы

В конце августа – начале сентября 1941 года СССР, осуществив операцию в Иране, одержал крупнейшую военно-политическую победу на Ближнем Востоке. Это было повторением выдающегося успеха отечественной дипломатии и военной стратегии в период наполеоновского нашествия, когда на западном фронте Россия завершила освободительную войну в Париже, а на восточном разгромила османских и персидских захватчиков.

В конце августа – начале сентября 1941 года СССР, осуществив операцию в Иране, одержал крупнейшую военно-политическую победу на Ближнем Востоке. Это было повторением выдающегося успеха отечественной дипломатии и военной стратегии в период наполеоновского нашествия, когда на западном фронте Россия завершила освободительную войну в Париже, а на восточном разгромила османских и персидских захватчиков.

В 1941-м Тегеран не проявлял агрессивных намерений, но для СССР было жизненно важно упредить вторжение в Иран нацистской Германии с союзниками, включая Турцию.

 

В 50-е и более позднее время иранские события 1941 года в СССР замалчивались. Послесталинское руководство и подконтрольная пресса при активном развитии уже почти дружественных отношений с Анкарой предпочитали не вспоминать о германо-турецких планах 1941–1942 годов. И соответственно об ирано-советском военно-политическом взаимодействии в годы Великой Отечественной, предотвратившем в том числе вторжение Турции в СССР. Линия забвения тех событий проводится и в новой России.

Между тем о роли военно-политического союза Москвы и Тегерана в годы Второй мировой помнили даже в Эфиопии. Император Хайле Селассие отмечал в беседе с прибывшим в начале июня 1968-го в Аддис-Абебу шахиншахом Мохаммедом Резой Пехлеви: «Мы в годы войны с итальянскими оккупантами (1935–1941 гг. – А. Ч.) получали помощь по налаженным британцами и де Голлем сухопутным коридорам через Французское Сомали (Джибути. – А. Ч.), британские Южный Судан и Кению. Вероятно, этот опыт был использован при создании коридора через Ирак и Иран в СССР». Шахиншах согласился: это «реальное свидетельство союзнических отношений Ирана, Великобритании и СССР».

После коротких боев на границе

В ночь на 26 августа 1941 года в соответствии с 5 и 6-й статьями бессрочного советско-иранского договора «О дружественных отношениях» (от 26 февраля 1921-го), предусматривавшими сотрудничество в военной сфере в случае угрозы безопасности одной из стран-подписантов, советские войска были введены в северный, северо-западный и северо-восточный Иран, а также в Тегеран. Они разместились, контролируя 85 процентов ирано-турецкой границы (общей протяженностью около 400 километров). 31 августа передислокация завершилась, что позволило создать единственно безопасный канал как для снабжения СССР, так и для советской внешней торговли. По трансперсидскому коридору было доставлено около трети объема всех грузов из США, Великобритании, ее доминионов и колоний (а также из Бельгийского Конго, Либерии, Ирака, ряда стран Южной Америки) по ленд-лизу и другим программам союзнической помощи. Доля этого пути в объеме внешнеторговых перевозок СССР в тот период превышала 70 процентов.

Забытый мост победы

Войска Красной армии на улицах Тебриза.

Операция осуществлялась по плану «Согласие», оперативно подготовленному на основе советско-британского договора от 12 июля 1941 года «О совместных действиях в войне против Германии». Одной из задач была защита нефтегазовых месторождений Ирана. Он, напомним, к тому времени занимал в мире одно из первых мест по добыче углеводородов. Свою часть операции на юге и юго-западе, начатую 27 августа, британцы завершили ко 2 сентября.

Советским «Согласием» руководили командующий Закавказским фронтом генерал-лейтенант Дмитрий Козлов, его начальник штаба генерал-майор Федор Толбухин и командующий Каспийской военной флотилией контр-адмирал Федор Седельников. На первых порах 25–27 августа иранские войска пытались сопротивляться частям Красной армии, так как тогдашнее прогерманское руководство страны отказалось ввести в действие упомянутые статьи договора «О дружественных отношениях». С советской стороны погибли и пропали без вести 60 солдат и офицеров, около тысячи получили ранения, сбито три бомбардировщика. Но бои были кратковременными, в основном вблизи границы. Причем всех иранских военнопленных освободили и возвратили на родину уже в сентябре – ноябре 1941 года. Англичанам иранцы сопротивления не оказывали...

По воспоминаниям предсовнаркома Армянской ССР Арама Пирузяна, 3 июля 1941 года в Москву срочно вызвали руководителей закавказских компартий – Григория Арутинова, Мир-Джафара Багирова и Кандида Чарквиани. В беседе с ними Сталин подчеркнул: «Закавказье может со дня на день стать ареной боев, главная задача агрессоров – блокировать или захватить транзитный путь Иран – Азербайджан – Армения – Грузия. И одновременно захватить или парализовать нефтепромышленность Азербайджана... Имеются данные, что в Турцию и Иран быстро растут поставки германского оружия, там активно работают германские советники и агенты. Наблюдается концентрация турецких войск на границе с СССР, то же ожидается на наших границах с Ираном... Считаю, что Баку и Нахичеванский край надо удержать любой ценой».
В августе 1941 года было решено оперативно организовать базу приема грузов от союзников в приграничной с Ираном Джульфе (Нахичеванская АССР). По воспоминаниям Пирузяна, работа велась слаженно в любое время и даже в 1942-м, когда почти весь Северный Кавказ был оккупирован и дороги в Закавказье оказались перерезаны.

Союзные поставки прибывали в Персидский залив. Американские «Студебекеры» собирали из машинокомплектов в иранских Хорремшехре, Бендершахпуре, Андимеште, в иракской Басре. Затем автомобили загружались боеприпасами, продовольствием, горюче-смазочными материалами, запчастями, другими товарами и уже своим ходом отправлялись через Тегеран – Тебриз – иранскую Джульфу. А оттуда автоколонны шли через Аракс на советскую сторону. Поставки велись и по железной дороге. Грузы направлялись вдоль иранского побережья Каспия, а также морем в Астару, Ленкорань (Азербайджанская ССР), Гасан-Кули, Челекен и Красноводск (Туркменская ССР). Таким образом, с осени 1941-го Иран, который с завершением операции «Согласие» возглавил шахиншах Реза Пехлеви, фактически стал одним из главных транзитных мостов между СССР и его западными союзниками.

Важнейшую роль для укрепления трансперсидского коридора и давления на Турцию сыграл советско-британско-иранский договор «О союзе» от 29 января 1942 года. По его условиям, Москва и Лондон обязались уважать территориальную целостность, суверенитет, политическую независимость и «защищать Иран всеми имеющимися в их распоряжении средствами против всякой агрессии со стороны Германии или любой другой державы». Для этого союзным государствам предоставлялось право размещать на иранской территории различные рода войск «в таком количестве, в каком участники договора считают необходимым». Сроки эвакуации контингентов были определены на специальных переговорах. СССР, как и намечалось, вывел войска из Ирана к середине мая 1946 года. А британцы в большинстве своем ушли только к началу 50-х. Размещаясь главным образом вблизи иранских нефтяных скважин и южных морских терминалов, они оставались бы и дольше, если бы не успешная политика Вашингтона по вытеснению Лондона (и Парижа) с Ближнего и Среднего Востока.

Советский орден сестре шахиншаха

16 января 1943 года войну Германии и ее союзникам объявил Ирак. Иран сделал это позднее, 9 сентября – накануне Тегеранской конференции с участием лидеров стран антигитлеровской коалиции и переговоров Сталина и Молотова с Резой Пехлеви. Турецкие СМИ того периода отмечали, что эти события наряду с советско-британско-иранским договором требуют пересмотра планов Анкары в отношении СССР. К тому же к концу 1943-го в Иране была ликвидирована или нейтрализована вся германская и турецкая агентура.

В беседе со Сталиным и Молотовым, состоявшейся в Тегеране 1 декабря 1943 года, шахиншах поблагодарил за помощь и поддержку, которые оказывает СССР в том числе для более надежной защиты от Германии и ее сателлитов. По словам Пехлеви, его искренне поражают незыблемость, экономическая мощь советского тыла, сплоченность всех советских народов вокруг руководства государства. По мнению главы Ирана, «эти факторы позволяют понять роль приграничных республик СССР в его оборонной экономике и в надежной работе трансиранского коридора поставок». Кроме того, шахиншах отметил, что советско-британско-иранский договор «существенно повысил международный авторитет Ирана».

По воспоминаниям Анны Розенфельд, в 1943–1945 годах референта-переводчицы отдела прессы посольства СССР в Тегеране, в местных изданиях военных лет Иран называли «Пол-е пирузи» – «Мост победы». Патриоты-эмигранты из СССР и местные жители, в том числе азербайджанцы и армяне, приносили в советское посольство деньги, иногда довольно значительные суммы. Организовались добровольные фонды для борьбы с фашизмом и помощи Красной армии. Только на создание танковой колонны РККА иранцы передали 966 398 риалов. Был организован сбор теплой одежды и медикаментов для красноармейцев и советских детей.

Малоизвестный факт: указом президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1946 года Ашраф Пехлеви, родная сестра шахиншаха, была награждена орденом Трудового Красного Знамени «за активную деятельность по сбору средств в Иране для советских сирот, потерявших родителей в годы Второй мировой войны». Вернувшись на родину, принцесса заявила, что «генералиссимус Сталин относится к иранскому народу с большим уважением и доброжелательностью и в целом все советское руководство относится с уважением к малым народам и заботится об их правах и независимости».

Наряду с советскими военными специалистами на территории Ирана, прежде всего на севере, в годы Великой Отечественной работали и наши геологи. Осенью 1943-го они доложили в Москву о перспективности месторождений в Горгане, Мазандаране и Гиляне, стыкующихся с нефтяными полями Азербайджана и Туркмении. Ныне эти ресурсы осваиваются на основе именно тех советских исследований.
Сталин в письме Черчиллю в сентябре 1941 года отмечал: «Дело действительно вышло неплохо. Но судьба войны будет решаться, конечно, не в Иране». А по мнению иракского премьера в 30-х – середине 50-х Нури Саида («Кофе для фронта»), «трансиранский коридор 1941–1945 годов, в котором участвовал порт Басры, был уникальным проектом союзников, сыгравшим неоценимую роль во взаимодействии между ними, как и в сдерживании военных планов Турции в регионе и в отношении СССР». Эти оценки бесспорны.
Автор: Алексей Чичкин
Первоисточник: http://vpk-news.ru/articles/38650
Вернуться назад