Соблюдали ли люди посты в царской России?
Постился ли православный народ в России времен Николая II? Это вопрос
мне не раз задавали при обсуждении предшествующих постов о реальном
уровне религиозности в позднеимперской России
На удачу, на этот вопрос мы имеем довольно точный ответ, во всяком
случае для Москвы. Во время Первой мировой войны, когда стало понятно,
что цены растут, а товары становятся дефицитными, была образована
Комиссия по борьбе с дороговизной. Дороговизну комиссия побороть не
смогла, но зато смогла привлечь к своей работе толковых экономистов и
статистиков, которые собрали и обработали великое множество интересных
данных.
Среди прочего, комиссия собрала данные по потреблению мяса в раскладке
по неделям, за несколько лет. Делалось это для того, чтобы при
дальнейшем планировании (предполагался переход на госрегулирование
поставок продовольствия в город) учитывать традиционные колебания
потребления, связанные с сезонностью и православными постами. Выводы
комиссии были сведены в толковый график, с которого начинается данный
пост.
На первый взгляд мы видим большие годовые колебания сезонного
потребления мяса, минимальный и максимальный уровни потребления
различаются в 3.2–3.3 раза. Если смотреть невнимательно, то можно
подумать, что в пост потребление мяса падало на две трети. При
внимательном анализе мы заметим, что дело обстояло не так.
Давайте примем следующую рабочую гипотезу:
— все москвичи потребляют одинаковое количество мяса (это заведомо
неверно, но у нас нет данных для построения более сложной модели);
— непостящиеся потребляют мясо весь год равномерно, а постящиеся не едят
мясо в пост, но зато в мясоед едят его интенсивней, чем непостящиеся.
При такой модели мы замечаем, что среднее потребление в 6000 голов в
неделю падает в Великий пост (годовой минимум) до 3000 голов в неделю,
то есть ровно 50% населения Москвы не постится никогда. Кто такие были
эти 50% постящихся и 50% непостящихся?
Все нарративные источники связывают обычай поститься с деревенской
культурой и, отчасти, с небольшим слоем старозаветного, необразованного
(но при этом прилично устроенного) городского населения — с зажиточными
мещанами и купцами традиционного типа.
Перепись 1897 обнаружила, что из 1037 тыс. жителей Москвы 530 тыс. (51%)
родились не в Москве. К 1912 году численность населения Москвы выросла
до 1612 тыс. жителей, при этом процент родившихся не в Москве возрос до
57–58%. Естественный прирост населения города был относительно невелик —
1–1.1% в год при 1.7–1.9% по стране в среднем — и потребность города в
новых рабочих руках не обеспечивалась местными уроженцами.
Следовательно, гипотеза, что постятся понаехавшие и небольшая часть
дремучих коренных москвичей, а не постится основная масса коренных
москвичей и продвинутые понаехавшие, выглядит правдоподобно.
Но на графике видны и более сложные явления. Во–первых, в Великий пост
потребление мяса падает до 3000 голов в неделю, а в четыре других, более
коротких поста — всего лишь до 4500 голов в неделю. Во–вторых,
совершенно не в каждый мясоед православные едят мясо одинаковым темпом.
Всё, что они недели в Великий пост, они съедают не сразу же после Пасхи,
а в следующий мясоед, между Успенским и Филипповым постами: после Пасхи
потребление мяса не превышает 6000 голов в неделю, а к осени
подскакивает до 10000. И в тот, и в этот периоды православным можно есть
мясо в равной мере, так что перед нами нерелигиозная традиция питания.
Нетрудно догадаться, что обычай голодать весной, умеренно питаться летом
и объедаться осенью является просто крестьянской традицией, переехавшей
в город вместе с его новыми обитателями. Весной крестьянин голодает,
потому что у него заканчивается еда, летом питается нормально, потому
что летом много работы, и без нормального питания ее не сделать, а
осенью обжирается, потому что период после урожая — единственное время,
когда у него есть свободные деньги и запасы, можно порадоваться и пожить
в свое удовольствие. Пик зачатий у крестьян тоже приходится на осень. В
городе это обычай не имеет смысла — доходы у рабочего одинаковые
круглый год — но отказаться от привычек, въевшихся в кровь с
младенчества, очень и очень сложно. У тех, кто соблюдает эту традицию,
весенний период голодания и экономии прицепляется к Великому посту (и
они сами искренне верят, что постятся по религиозным соображениям), но
вот четыре других поста как–то забываются.
Теперь наша гипотеза приобретает следующий вид:
— 25% населения Москвы это недавние крестьяне, которые соблюдают все
посты, но всё мясо, несъеденное в посты, съедают с середины августа по
середину ноября, в мясоед между Успенским и Филипповым постами;
— 25% населения Москвы это также недавние крестьяне, но не столь
религиозные; четыре малых поста они не соблюдают, но зато сохранили
обычай весной не есть мясо, летом есть умеренно, отъедаться с конца
августа по ноябрь; в рамках соблюдения этого обычая они привязывают
весенний период малоедения к Великому посту;
— 50% населения Москвы это местные уроженцы всех сословий и уровней
благосостояния, а также неместные уроженцы образованного класса; они не
соблюдают посты, а мясо потребляют на городской манер, то есть
равномерно в течение всего года.
Если пересказать этот длинный вывод в одной фразе, то не постились
практически все люди, родившиеся горожанами и потерявшие связь с
деревенской культурой.
Впрочем, нам не нужно забывать, что уровень потребления мяса у людей
разной степени зажиточности различался. Разница между чернорабочим и
интеллигентным служащим была практически двукратной, так что, возможно,
настоящее отношение постящихся–пседопостящихся–непостящихся было
30–30–40%.
Источник
Вернуться назад
|