ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Ассирия – родина армии родов войск

Ассирия – родина армии родов войск


3-08-2017, 06:04. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Ассирия – родина армии родов войск (часть 2)

«А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем».
(Книга пророка Наума 1:14)


Итак, как мы видим это на дошедших до нас барельефах, ассирийцы были очень жестокими людьми, обожавшими войну и насилие.



Одно из главных сокровищ Британского музея – рельефы из дворца ассирийского царя Ашшурбанипала в Нимруде. Каменные плиты с изображением охоты на львов украшали стены царского дворца, раскопанного в середине XIX века британским археологом Генри Лейардом. Датируются они примерно серединой VII в. до н.э. Каждая деталь амуниции и снаряжения показана на них со всей тщательностью, на которую только может быть способен резчик по камню.

Ассирия впервые заявила о себе как о мировой державе примерно в 1350 году до нашей эры. Тогда, после распада Хеттской империи на Ближнем Востоке наступил период хаоса, однако к 1115 году до нашей эры, когда царем Ассирии стал Тиглатпаласар I, она снова превратилась в могущественную страну, которая под защитой сильной армии повела оживленную торговлю. Когда Ассирия и Египет обменялись послами, фараон даже послал ассирийцам необычный подарок – живого крокодила.

Ассирия – родина армии родов войск (часть 2)

Карта Ассирии.

Уже к середине X века до нашей эры никто не мог противостоять ассирийским армиям, а сама Ассирия походила на огромный военный лагерь. Каждый мужчина был обязан учиться владеть оружием, большие запасы которого хранились в цитаделях всех главных городов. Богатые люди должны были сами покупать себе оружие: лук со стрелами, копье, топор и даже колесницу с лошадьми. В коннице использовались и лошади, и верблюды.


Еще одна сцена с рельефа «Львиная охота царя Ашшурбанипала» в Нимруде. Как и на многих египетских рельефах здесь изображено шествие воинов-лучников. Но как сильно они отличаются от полуголых египтян. У каждого одинакового шлем с наушниками, панцирь из пластинок, лук, колчан за спиной и на поясе короткий меч.

На ассирийских царей работали многочисленные шпионы, которые регулярно отправляли донесения, благодаря чему они точно знали, где и когда лучше всего нанести удар. Ассирийская армия могла как сражаться в открытом поле, так и осаждать города – и в этом деле ассирийцы достигла большого искусства.


А это еще одна полоска-оковка с ворот из дворца царя Салманассара II в Балавате. Британский музей. На ней мастерски показано ассирийское войско в походе: всадники, лучники, колесницы. Те, кто им подчиняется, падает перед ними ниц.

Обычно их армия вставала укрепленным лагерем около осажденного города, после чего инженеры приступали к сборке штурмовых орудий: приставных лестниц, таранов, и осадных башен. Именно ассирийцы придумали делать такие машины, чтобы их можно было бы разбирать на части при переправе через реки или при движении по пересеченной, горной местности. Даже колесницы можно было перевозить по частям на вьючных животных. На одном ассирийском рельефе изображены солдаты, переплывающие реку в полном вооружении – на плаву они удерживаются с помощью кожаных мехов, наполненных воздухом, без которых бы утонули, так как одеты в тяжелые кожаные башмаки и пластинчатые доспехи. Взобравшись на стены города или пробив в них бреши таранами, ассирийцы быстро брали верх над врагом; пленников при этом часто сажали на кол или обезглавливали. Затем на захваченные телеги грузили добычу, а город сжигали дотла. Тех высокопоставленных горожан, которым сохранили жизнь, гнали босыми в Ассирию, да еще заставляли нести за спиной плетеные сетки с отрубленными головами своих же правителей.


Рельеф из северо-западного дворца в Нимруде (комната B, панель 18, Британского музея); ок. 865–860 гг. до н.э. Здесь мы видим боевую технику ассирийцев – таран на шестиколесном шасси, закрытый со всех сторон и оборудованный сразу двумя башенками. В одной, видимо, находился командир, который наблюдал за противником через узкие горизонтальные смотровые щели, в другой воины-лучники, не дававшие своими стрелами обороняющимся помешать работе тарана.


Таран крупным планом.

Что касается изображений воинов древней Ассирии, то они дошли до нас благодаря раскопкам ее древних городов – Ниневии, Хорсабада и Нимруда, где среди развалин дворцов ассирийских царей были найдены хорошо сохранившиеся рельефы, изображавшие сцены из жизни ассирийской державы. На их основании можно сделать вывод, что именно ассирийцы создали армию из разных родов войск и четко использовали их в боях, не допуская смешения подразделений друг с другом. На первом месте стояла конница, действовавшая вместе с боевыми колесницами, но именно у ассирийцев ставшая самостоятельным родом войск. Можно считать также, что искусство конного боя в Ассирии в своем развитии прошло три этапа.


Еще одна сцена с тараном и лучниками. Таран имеет несколько иное устройства.


На ассирийских рельефах из Британского музея со всеми подробностями показана осада города Лахиша – одной из сильнейших иудейских крепостей. Рассмотрим ее поподробнее: справа два воина, щитоносец и лучник ведут совместный обстрел городских стен. У щитоносца щит невелик по размерам, а в правой руке он держит обнаженный меч. Еще два воина – такая же пара, изображена ниже первой, причем щитоносец опять-таки держит меч обнаженным. Видимо, таковы были правила. Очень тщательно изображен меч за поясом сидящего лучника. Известны, что ассирийцы уже знали железо, делали из него оружие, но зависели от его поставок с Южного Кавказа. Поэтому неудивительно, что их мечи были столь тонкими и напоминали штыки от винтовки Гра – именно такая их конструкция помогала экономить драгоценное железо! На заднем плане показано, что обороняющиеся сумели захватить бревно тарана цепью и тянут его вверх, однако два ассирийских воина им в этом препятствуют и пытаются освободить таран. Со стены вниз падают убитые, а под стеной уже вырыт глубокий подкоп…

Так, на рельефах эпохи правления царя Ашшурназирпала II (883 – 859 гг. до н. э.) и Салманасара III (858 – 824 гг. до н.э.) мы видим легковооруженных конных лучников, некоторые их которых показаны с двумя лошадьми. Видимо, лошади той эпохи были еще недостаточно сильны и выносливы, и воинам приходилось их довольно часто менять.


Вот эти барельефы в залах Британского музея. Да, здесь есть, что рассматривать, что снимать и что изучать самым внимательным образом…


Обычно всадники этого времени действуют парами: один из них – щитоносец – держит поводья сразу двух лошадей, в то время как второй воин стреляет из лука. То есть, функции ассирийских конников в эту эпоху были чисто вспомогательными и сводились к роли ездящих на лошадях стрелков из лука. Практически это были всего лишь «колесничие без колесниц». Рис. Ангуса МакБрайда.


Ассирийская пехота, конца VIII в. до н.э. Рис. Ангуса МакБрайда.

При царе Тиглатпаласаре III (745 – 727 гг. до н. э.) ассирийское войско уже располагало тремя видами всадников. Причем легковооруженные воины с луками и дротиками, вероятнее всего, принадлежали к соседним с Ассирией кочевым племенам и выступали в роли союзников либо наемников. Собственно ассирийские конные лучники имели защитные доспехи из металлических пластинок, но кроме них существовали уже и тяжеловооруженные всадники с копьями и круглыми щитами. Скорее всего, они использовались для атаки пехоты противника. А вот боевые колесницы в это время лишь дополняли ассирийскую конницу, не более.


Вот он какой был, этот Тиглатпаласар III. Британский музей.

Конные лучники ассирийцев были, очевидно, хорошими наездниками, но стать еще лучше они не могли, так как им очень мешало отсутствие седла и стремян. Ведь им приходилось держаться на лошади, либо, закидывая ноги на круп, либо – свешивая их вниз, как это и показывают нам ассирийские рельефы.


Поэтому повод был коротким и тугим, ну а удила были сделаны так, что их было бы трудно выдернуть у лошади изо рта. Такие удила травмировали губы лошадям, но с этим, видимо, мирились, поскольку без строгой узды, и – главное, без седел и стремян ездить на них верхом было бы достаточно сложно. Рис. Ангуса МакБрайда.


Скорее всего, ассирийцы, как и североамериканские индейцы, управляли своими лошадьми не столько поводьями, сколько шенкелями (сдавливая бока ногами) и, может быть, подавая им команду голосом. Обратите внимание на воина-пращника на заднем плане и тяжеловооруженного копейщика справа. И тот, и другой имеют панцири из пластинок и шлемы. Щит копейщика похож на египетский – тоже закруглен сверху, но в отличие от них имеет металлический умбон, значительно повышающий его защитные возможности. Одежда всадников напоминала английский редингот и имела разрезы спереди и сзади. Пластинки панцирного корсета на нем могли быть связаны между собой кожаными ремешками, что облегчало его подгонку по фигуре. Конскую сбрую коней ассирийцы украшали бронзовыми бляшками и шерстяными кистями. Рис. Ангуса МакБрайда.


На этой графической прорисовке современного художника с ассирийских барельефов мы видим воинов-пехотинцев: двух с круглыми щитами и опять-таки лучника и щитоносца. Интересно, что два первых воина имеют явно металлические гребенчатые шлемы, но в качестве панциря всего лишь диск на груди. Внешне они сильно отличаются от других воинов в конических шлемах и панцирях из пластинок и, вполне возможно, что это как раз и есть воины вспомогательных частей, вербовавшихся из союзников либо наемников. Интересно устройства их щитов. Мы видим, что изнутри они имеют вид паркетных полов. Скорее всего, это так оно и есть, то есть плашки какого-нибудь прочного дерева набирались одна к другой, склеивались копытным клеем, второй ряд шел поперек, а третий, скажем, был несколько сдвинут по диагонали. Снаружи щит обтягивался кожей, края которой загибались внутрь. Что же касается щита воина-щитоносцы, то он, скорее всего, представляет собой панель из связанных между собой вязанок тростника, сверху и снизу вставленных в кожаные чехлы.


После падения города Лахиша его царь и его приближенные униженно вымаливают у Синаххериба милости. Британский музей.

В то же время, судя по барельефам, ассирийцы далеко не всегда носили конические или же полусферические шлемы с небольшим гребнем сверху. Так, на головах двух пращников со стены дворца царя Ашшурбанипала в Ниневии можно заметить не шлемы, а конические шапки с наушниками, сшитые явно из нескольких полос ткани либо из войлока. Возможно, именно впоследствии из таких вот шапок и появился древнеассирийский конический шлем, который показался всем настолько удобным, что впоследствии разошелся по всему свету.


Ассирийское войско возвращается домой из похода. Британский музей.

Мечи у ассирийцев были довольно длинные, но с тонкими клинками и, скорее всего, напоминали кортики либо укороченные рапиры. На концах ножен у них были крылообразные оковки, о чем свидетельствуют фигуры с барельефов из ассирийских дворцов. Причем мечи у ассирийцев либо заткнуты за пояс, либо висят на нем так, что их рукоятки находятся прямо у груди, и почему так, понятно. Ведь если воин сражается, стоя на колеснице, то ножны не должны болтаться у него между ногами, потому что в этом случае он может за них зацепиться и упасть! Ну а оковки необходимы в качестве упора в тот момент, когда длинный меч выхватывается из длинных ножен!

На ассирийских рельефах булава в руках у воинов также присутствует. Причем она имеет даже не гладкую, а рифленую боевую часть, очень похожую на гранату-«лимонку» начала XX века, вот только в отличие от нее насаженную на длинную деревянную рукоять!

Как об этом уже рассказывалось в первом части, войны велись ради грабежа. Каких-либо особых политических целей ассирийцы перед собой не ставили и о своем будущем совсем не задумывались.


Клинописная «призма Тейлора» – ценнейший исторический документ, найденный английским полковником Тейлором в 1830 году среди руин Ниневии, столицы Ассирии. Всего нашли три таких призмы, одна из которых находится в Британском музее, одна в музее Чикагского университета и еще одна в Музее Израиля.

Поскольку перевод текста «призмы Тэйлора» в Интернете есть, то приводить его в тексте статьи смысла не имеет, лучше прочитать его самостоятельно (http://archive.is/vmSsj). Вкратце можно сказать, что это все хвалебные описания походов и побед, перечисление захваченной добычи, пленников, талантов золота и серебра, сожженных и захваченных городов. Но среди всего этого бахвальства немало интересного. Упоминаются, например, «вспомогательные войска», следовательно, термин этот тогда уже существовал, а также, что преследовать разбитого в полевом сражении противника ассирийские цари отправляли конницу и колесницы, то есть они взаимодополняли друг друга!


Еще в 50-ые годы для школьных учителей истории был выпущен альбом картин по истории Древнего Мира. Вот эта казалась мне в детстве особенно впечатляющей – ворота Иштар в древнем Вавилоне. Однако вот что значило жить за «железным занавесом» и не иметь возможности посмотреть на них воочию: ворота у художника совсем не те, что были воссозданы на основе найденных при раскопках кирпичей и глазурованных плиток.


Так выглядят настоящие «ворота Иштар».


А вот на этот исторический памятник – «Врата бога» близ Мосула мы уже полюбоваться не сможем, разве, что их когда-нибудь смогут отстроить заново. Боевики террористической организации «Исламское государство», запрещенной у нас в России, варварски разрушили двухтысячелетний памятник древней архитектуры, о чем сообщило издание «The Independent» со ссылкой на источник в британском Институте по изучению Ирака. Ворота представляли собой сооружение, охранявшее въезд в древний ассирийский город Ниневию, который в ту далекую эпоху являлся самым крупным городом мира.

Так что, подведя итог, мы можем сказать, что именно ассирийцы первыми создали армию, в которой была задействована пехота с различным, но вполне единообразным вооружением – лучники, пращники, щитоносцы, копейщики с круглыми щитами, копейщики с ростовыми щитами, конные лучники, конные копейщики, воины на колесницах и целый корпус понтонеров, обеспечивавших переправы, и военных инженеров, занимавшихся таранами и подкопами. Такого в то время больше не было в Ойкумене нигде!


Современные ассирийцы!

P.S. Конечно, Ассирия – «логовище львов», как государственное образование, кануло в Лету. Но… народ-то остался! В 2014 году, находясь на Кипре, я решил съездить на раскопки Хирокитии, и чтобы не быть привязанным к автобусу, поехал на такси. Водителем машины оказался вполне свободно говоривший по-русски горбоносый и смуглый человек с бородкой, явно не грек. Зашел разговор о национальностях, и выяснилось, что жена у него русская из… Казахстана, владеет балетной школой в Ларнаке, а вот он самый настоящий ассириец! Поговорили об Ассирии, причем ему было очень приятно, что я и царей ассирийских ему назвал и крупные города, и даже был в курсе вывоза их культурных ценностей британцами в Лондон. И вот он мне и рассказал, что ассирийцев на самом деле очень много. Сегодня их более четырех миллионов человек, хотя из всех их достижений только одна порода собаки – ассирийский дог и сохранилась до наших дней! Живут они в разных странах, но помнят о своих корнях, чтят традиции и культуру. Когда в России 2002 году в России провели перепись населения, то выяснилось, что на ее территории проживает более 11 тысяч ассирийцев. В основном в Краснодарском крае. И было несколько волн их миграции из Азии к нам! Так что стойким они оказались народом. Ведь самого Бога прогневили, а вот глядишь ты – живут себе и поныне, хотя и в довольно малом числе!
Автор: Вячеслав Шпаковский



Вернуться назад