Знаете ли вы, что дороги — одно из начальных изобретений древнего «Военно-промышленного комплекса», с которым случилась самая, настоящая «конверсия»? Ведь их затевали исключительно для «милитаристских» нужд, однако постепенно оценили экономическую выгоду и перевели на уже «мирные рельсы».
Первая мощёная дорога появилась аж в 312 году до нашей эры между Римом и Капуей. А потом — пошло-поехало. Да-да и «поехало» тоже, ибо не зря предусматривались специальные пешеходные переходы, вдруг кого ненароком колесницей собьёт? Не то, чтобы они «летали» туда-сюда, но на всякий случай во избежание ДТП. Такие вот, условно говоря «зебры», как в Помпеях:
Конечно, «все дороги ведут в Рим». А как же иначе? Именно Вечный город их придумал и осуществил. Там даже установили «нулевой километр», или, как говорили жители Древнего Рима, «золотой миллиарий» на главной площади — Форуме ещё во времена императора Августа. Отсюда начинался отсчёт всех «путей сообщения», которых с течением времени «набежало» свыше 85 тысяч (ни фига себе!) километров, соединявших между собой более 370 городов и посёлков. По крайней мере, столько перечисляет «итинерарий Антонина Августа» — своеобразный атлас древних магистралей — на конец третьего века нашей эры.
Но за всё надо платить! Если «гуси Рим спасли», то дороги его погубили — существует научное мнение, что благодаря им варвары могли легко осуществлять свои «блиц-криги».
Первые направления сооружались древним «стройбатом» — солдатами, позже к процессу стали подключать рабов и местное население. Чаще всего строили не «с начала в конец», а отдельными участками, которые потом соединяли друг с другом. Поэтому качество было не «равномерным», а зависело от того, кто конкретно и где «приложил руку». Параллельно возникала «инфраструктура» — например, указатели вроде этого, сообщающего о лупанарии поблизости. От латинского «lupa» — «волчица» — так тогда называли проституток. Приглядевшись, поймёте, что к чему:
Ни где так не ощущаешь время, как на древнеримских дорогах, сохранившихся отдельными фрагментами до сих пор. Я не стеснялся опираться на них «точкой опоры» и чуть ли не физически чувствовать «дыхание тысячелетий»: шарканье сандалий, шлёпанье босых ног и скрип колёс. Подумать только, СКОЛЬКО помнят эти камни -«флешки»! Сразу осознаёшь — у человечества есть только два по-настоящему серьёзных вызова — время и расстояние. А мы отвлекаемся на всякую ерунду…