ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Большая ложка про больший голод. Бразильский опыт

Большая ложка про больший голод. Бразильский опыт


15-07-2017, 08:25. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Большая ложка про больший голод. Бразильский опыт.


Большие деньги портят людей, а маленькие просто уродуют. :)

Петрополис, штат Рио-де-Жанейро, 1889 год. Последняя фотография семьи императора Бразилии Дона Педро II. (Слева-направо: Дона Тереза Кристина, Дон Антонио, Принцесса Изебель, Дон Педро II, Дон Педро Аугусто ди Саше-Кобурго, Граф дЭу и принцы Луис и Педро ди Алкантара).

Извечное стремление казаться «лучше, чем есть», усугубленное острой нехваткой средств, подчас выдает совершенно комичные результаты и чревато самыми грозными последствиями для чрезмерно увлекшихся заносчивых наглецов. Ситуация полностью выходит из-под контроля, когда какая-нибудь небольшая, но гордая страна в припадке немотивированной бравады и напускного патриотизма решает объявить себя «великой державой».

Не секрет, что наряду с первоклассными флотами ведущих держав и крепкими военно-морскими формированиями стран рангом поменьше, мировой океан бороздит немало «клоунов», которые лишь для солидности прикинулись боевыми единицами своих флотов (просто как Соединенное Королевство в наши дни). :)

Разумеется, какие-либо боевые действия клоунам противопоказаны – все эти корабли существуют исключительно для потехи и наращивания чувства собственного достоинства у обывателей «великих морских держав». Не беда, что бюджет «великих морских держав» и без того трещит по швам, а их промышленность и уровень технического развития зачастую не в состоянии обеспечить даже простейшие регламентные работы на борту этих супер-кораблей. Сами корабли обычно приобретаются за рубежом на последние гроши – особым спросом пользуются крупные поддержанные кораблики, исключенные по причине своего возраста из состава ВМС передовых морских держав.

Статья Саудовцам посвящается. :)

Рио под прицелом форта Копакабана


БОЛЬШИЕ ПЛАНЫ.


Военно-морская клоунада имеет свои богатые традиции - её подлинный «расцвет» пришелся на начало ХХ века, когда эпоха броненосцев оглушительно сменилась эпохой дредноутов. Блеск орудийных стволов и стальных доспехов не смогли оставить равнодушным обитателей солнечной Бразилии. А впечатленные успехами своего соседа, в гонку вооружений – феномен стал известен, как «Южноамериканская дредноутная гонка» – вступили два других южноамериканских чудика, Чили и Аргентина.

Так сталось, что три самых крупных военно-морских держав южноамериканского континента - Бразилия, Аргентина и Чили в начале ХХ в. (примерно до 1915 г.) наперегонки вводили в строй современные боевые корабли внушительных классов, стремясь обставить своих соперников по численности вымпелов, мощи брони, устрашающей силе главного калибра...

...но гонка вооружений еще никого до добра не доводила, и излишне описывать, какое сокрушительное воздействие оказывала эта опасная игра на ооооочень далекие от стабильности экономики региона.

Бразилия, успевшая в 1822 г. добиться независимости от Португалии, в 1889 г. избавиться от монархии (в форме империи) в пользу федеративной республики (обычно принимавшей форму диктатуры), в 1893-94 гг. разгромить собственный флот в ходе неудачного промонархического восстания моряков, а в начале ХХ в. крупно подзаработать на продаже каучука и кофе, теперь настойчиво пробивалась в клуб морских держав.

Копакабана в 1910 году

Согласно окончательной программе "обручения Бразилии с морем", принятой в 1904-06 гг., под которую бюджет страны выделил более 4 млн фунтов, в Великобритании, преимущественно у компании "Армстронг, Уитворт и Ко", планировалось заказать два-три дредноута (о которых военно-морские эксперты того времени говорили, как об одних из сильнейших в мире), два-три легких крейсера, десять-пятнадцать эскадренных миноносцев, три подлодки и корабли обеспечения.

На самом деле после появления в Великобритании «Дредноута», даже до того, как была утверждена морская программа, министр военно-морского флота Бразилии, адмирал Аленкар (порт. Alencar), заключил соглашение с фирмой «Армстронг» на постройку двух линкоров типа «Минас Жерайс» для ВМС Бразилии. Невероятно, но нищие сборщики каучука и труженики кофейных плантаций опередили весь мир!

В начале 20 века так ВМС Бразилии стал 4-м в мире флотом (!), получившим дредноуты из Британии - раньше Франции, Италии, Японии, России и А-В.

Бразильцы так спешили, что поначалу зарубежные газеты наперебой твердили, что Бразилия — не игравшая ранее заметной геополитической роли —  всего лишь посредник, что бразильцы провели хитроумную сделку и скоро перепродадут дредноут третьей стороне (США, Германии или Японии).

Ничего подобного! Бразилия полностью рассчиталась за покупку двух больших игрушек - «Минас Жерайс» и «Сан Пауло» с триумфом пополнили ряды бразильского флота.

Линейный корабль «Сан-Паулу»


В БРОНЕ НО С ГОЛОДНЫМ БРЮХОМ.


Таможенный остров на фоне Сахарной головы

Флот – взаимосвязанная система компонентов. Дредноуты требуют прикрытия легкими силами, а все южноамериканские страны, несмотря на предпринимавшиеся усилия по закупке новых кораблей, испытывали дефицит современных крейсеров, эсминцев и даже простейших тральщиков.

Наконец, в случае каких-либо реальных боевых действий, единичные линкоры стран Южной Америки могли вообще не выйти в море, став жертвами всевозможных диверсий и саботажа. Вероятность подобных происшествий чрезвычайно высока – особенно учитывая отношение мулатов к военно-морскому флоту и мерам по обеспечению безопасности кораблей.

«Минас Жерайс»

Итак, обзаведшись внушительной эскадрой современных кораблей различных классов, бразильский военно-морской флот не сумел справиться с задачей их эффективной эксплуатации. Экономика страны, операвшаяся в основном на экспорт сельскохозяйственной продукции и сырья, и подорванная не в последнюю очередь раздутыми военными расходами, переживала жесточайший кризис, помноженный на самозабвенную коррупцию чиновных "диких обезьян" и титулованных "донов Педро", которых, как известно, в Бразилии великое множество.

Словом, флот сидел на голодном пайке - в прямом смысле слова.

Моряки на палубе линкора «Минас Жерайс». Снимок сделан предположительно во время визита корабля в США в 1910 году

Жестокий недостаток финансирования не позволял кораблям вести нормальную боевую учебу. Матросы изо дня в день занимались чисткой не работавших механизмов и мытьем не захлестывавшихся солеными волнами на походе палуб, хозяйственными работами и изнурительной шагистикой. Условия жизни в стесненных кубриках, скудное однообразное питание и еще более нищенское жалованье порождали глухое недовольство, усугублявшееся социальными и расовыми конфликтами на флоте.

Вот что писал по этому поводу влиятельный бразильский политик того времени, барон Рио-Бланко:

«Пополняя морскую пехоту и флот, мы принимаем на борт отбросы наших городов, негодных люмпенов, не имеющих никакой подготовки. Бывшие рабы или их сыновья — вот из кого набраны наши команды, большинство этих людей негры или тёмнокожие мулаты».

Матросы на палубе дредноута "Минас Жерайс", 1913 год

Отношение офицеров (в абсолютном большинстве выходцев из "хороших семей" европейского происхождения) к своим подчиненным зачастую было презрительным, нередко - откровенно издевательским. За любые "неподсудные" провинности по смуглым спинам матросов гуляла пресловутся "девятихвостая кошка", еще одно британское приобретение бразильского флота, именовавшаяся там «Боло». При чем, несмотря на то, что официально было запрещено давать провинившемуся более 25 ударов, и командиры кораблей, и вахтенные офицеры спокойно назначали и 100, и 200, и 250. Один из морских офицеров, очевидцев такого наказания, сравнил спину несчастного морячка после порки с "рассеченной кефалью, готовой к посолке".

Разумеется, работал общий для всех флотов принцип: чем крупнее корабль, тем больше и дистанция непонимания и отчужденности между матросами и офицерами.

Самая "собачья" служба была именно на новеньких бразильских дредноутах, где нижним чинам "не давали спуску"; а на миноносцах, наоборот, команды и офицеры ссорились и мирились вполне по-приятельски.

Фарватер и ориентиры для стрельбы, Форт Копакабана

Например «Сан-Паулу» — линейный корабль типа «Минас Жерайс» — за время службы 1910-1951, линкор сменил 25 командиров (!) и прошел только 81000 миль (!).

Неудивительно, что среди преимущественно чернокожих моряков броненосной эскадры вскоре возникло тайное общество, готовившее на флоте восстание. Заговорщики планировали расправиться с наиболее ненавистными офицерами, а затем обратиться к правительству республики с ультиматумом, под стволами главного калибра потребовав улучшении положения матросов и соблюдения их гражданских прав.

Заметим, что бразильский флот стоял в гавани Рио-де-Жанейро, являвшегося в те годы столицей Бразилии, снаряды легко долетали до резиденции правительства и Национального конгресса, а береговые укрепления как раз перестраивались. Так что у восстания был реальный шанс на успех.

Линейный корабль «Сан-Паулу»


«Восстание кнутов» или «Бунт восемнадцати» ("Револта да чибата", 1910)


Бразильский военно-морской флот безусловно играл заметную роль в истории страны, в основном своими многочисленными мятежами. :)

Причина? Для эффективного управления огромным кораблем требуются вышколенный экипаж и грамотные офицеры. Регулярное проведение учений, стрельб и маневров, отработка взаимодействия с разнородными силами авиации и флота. Ничего этого в Южной Америке не было.

Если с офицерами вопрос был более или менее решен – многие военные моряки проходили «стажировку» в ВМС США или посещали военно-морские академии в странах Европы, то ситуация с рядовым составом была просто катастрофической:

Необразованные чернокожие матросы на положении полурабов, жестокие телесные наказания, отсутствие какой-либо реальной боевой подготовки – бразильский флот начала ХХ века был адовым бардаком. В таких условиях, появление дредноутов в составе флота звучит как нелепый анекдот – уровня подготовки личного состава ВМС Бразилии едва ли хватало, чтобы управлять простым миноносцем, не то что сложнейшим капитальным кораблем.

Башня со 190-мм орудиями, Форт Копакабана

На рубеже 19 и 20 вв р-н Рио-де-Жанейро потрясли несколько военно-морских мятежей (тут и сейчас ГВМБ Бразилии и Морской арсенал), неизменно с угрозой обстрела города. Пришлось создавать систему береговых укреплений - самых мощных в Латинской Америке и Южном полушарии вообще - в основном не против зарубежных врагов, а вот таких вот "потемкинцев", хотя и в добавок Запад приобрел привычку выбивать долги из стран 3-го мира с помощью флота.

На мысу, в юго-западном конце пляжа Копакабана решено было соорудить новый мощный форт, с максимальным использованием имеющейся природной скальной породы. Форт должен был прикрывать вход в залив Гуанабара, ну... и обстреливать его "внутренности" - если обстановка потребует. Решение о сооружении форта было принято в 1907 году, к работам приступили в следующем, заказали их, по обыкновению, немцам. Вступил в строй в 1913 году...

Итак. В 1910 г. заговорщики среди преимущественно чернокожих моряков планировали приурочить свое выступление к вступлению в должность нового президента Бразилии Эрмеса де Фонсека (смена власти всегда сопровождается определенной дезорганизацией ее институтов), однако жестокое телесное наказание одного из матросов на борту дредноута «Минас Жерайс» 22 ноября 1910 г. вызвало ярость команды и преждевременное восстание.

Порт Рио-де-Жанейро

Любопытный деталь: матросы «Минас Жерайса» - 90% черные, 14-20 лет. Главарь мятежа (тоже негр) амнистирован, в 30-е примкнул к фашистам (!) - в Бразилии они появились по примеру Италии.

Восставшие матросы захватили "оружейку", разобрали винтовки и потребовали от командира броненосца и офицеров убираться с корабля. Командир ответил отказом и был убит, равно как и двое бросившихся к нему на помощь офицеров. Остальные решили не искушать судьбу и сами попрыгали за борт; уже потом "добрые" повстацы спустили им шлюпку, чтоб было на чем добраться до берега. На дредноуте были убиты также четверо нижних чинов - как в стычке с защищавшимися офицерами, так и по подозрению в доносительстве.

К восстанию присоединились корабли, на которых имелись ячейки заговорщиков - второй дредноут «Сан-Паулу», старый броненосец береговой обороны «Диодору» и новейший крейсер «Байя».

Один из фортов Рио

Всего само "восстание плетей" на Бразильском флоте унесло жизни шести офицеров и шести нижних чинов; его последствия оказались куда более кровавыми, но об этом ниже.

Захватив несколько кораблей, заговорщики быстро восстановили на них порядок. Предводителем восстания был избран старший матрос Жоао Кандидо Фелисберто, грамотный флотский специалист, прошедший подготовку в Великобритании. В бразильской прессе за ним установилось прозвище "Черный адмирал".

Он быстро навел среди "братишек" революционную дисциплину и отправил их расконсервировать орудия и поднимать пары, а все запасы алкоголя распорядился вылить за борт.

Впрочем, повстанческая "хунта" крейсера "Байя" отказалась выполнять последний приказ, заявив, что "крейсерские свою норму знают". Упомянутая норма рома была увеличена в два раза по сравнению с уставной и аккуратно выдавалась на мятежном корабле не только вплоть до окончания восстания, но и еще в течение нескольких последующих лет, приобретя статус корабельной традиции.

памятник руководителю восстания

Призыв мятежных матросов: "Против рабства на флоте!" быстро снискал им симпатии в вооруженных силах и в народе. Впрочем, не полагаясь только на силу слов, мятежные корабли каждую ночь выходили на внешний рейд бухты, чтобы обезопасить себя от попыток захвата, а каждый день возвращались и внушительно шевелили на виду у столицы стволами орудий.

Закончилось "восстание плетей" едва ли не идиллическим соглашением между правительством и мятежными моряками - под дулами корабельных орудий и под аккомпонимент сочувственных волнений в других корабельных командах и частях столичного гарнизона. Сеньор президент гарантировал восставшим помилование, выполнение всех их требований и улучшение денежного довольствия, а они, в свою очередь, 26 ноября передали все четыре корабля обратно под контроль офицеров.

Самые широкие слои бразильского общества - от смрадных трущоб до благополучных парламентских филантропов - апплодировали свободолюбивым матросам, а пресса писала о них как о национальных героях. Но правительство затаило злобу: военные мятежи не прощают! Оно взяло реванш, когда следом за флотом восстали за свои права морские пехотинцы. Их выступление было быстро и жестоко подавлено, а недавних руководителей выступления моряков арестовали "за соучастие".

В военных тюрьмах их ждали пытки и невыносимые условия содержания. Приведем лишь один пример: "Черного адмирала" и еще 17 матросов буквально впихнули в одиночную камеру и заперли на сутки без воды и проветривания. Все они, кроме предводителя восстания и еще одного моряка, умерли от жары и духоты. Когда через два года последовало очередное президентское помилование, из трехсот арестованных моряков и морпехов в живых оставались менее трети.

Газета, сообщающая о восстании на флоте. Сверху слева - фотография "Черного адмирала" Фелисберто.


Мыльная опера длиною 100 лет


Тедежки со снарядами - вес 12-дюймовых по 450 кило

Южноамериканская гонка вооружений окончилась также внезапно, как и началась – у всех соревнующихся закончились деньги. :)

Первые два дредноута обошлись бразильской казне в 6 110 000 фунтов, еще 605 000 фунтов было потрачено на боеприпасы, а 832 000 фунтов было вложено в модернизацию доков.

Иными словами, эпопея с линкорами обошлась в четверть годового бюджета Бразилии, не считая затрат на их последующую эксплуатацию.

Одна из бразильских газет подсчитала, что на эти средства могло быть построено 3000 миль железнодорожного полотна или 30 000 крестьянских усадеб.

Разумеется, планы постройки третьего бразильского линкора погибли в зародыше – заложенный в Великобритании дредноут «Рио-де-Жанейро», еще на стапеле был продан … Османской империи (как же жить турецкому султану без собственного дредноута?)!

Но накопить деньги на дредноут – всего лишь половина проблемы.

Последующая эксплуатация такого мощного и сложного корабля потребует колоссальных затрат. Чудики из Южной Америки, естественно, таких расходов не потянули.

Дальше было только хуже – бразильские дредноуты подверглись стремительному моральному и физическому старению; возможности кораблей ограничивали устаревшие системы управления огнем, а скверное состояние машин и механизмов не позволяло двигаться быстрее 18 узлов.

Результат – отчет технического представителя компании «Армстронг»:

Корабли находятся в плохом состоянии, ржавчина покрыла башни и паровые котлы. Примерная стоимость ремонта 700 000 фунтов стерлингов.

И это всего после пары лет нахождения в составе ВМС Бразилии!

Форт Копакабана

Легко представить, что бы случилось с южноамериканскими дредноутами в случае реальных боевых действий – у бравых мулатов не оказалось бы ни сил, ни средств, ни опыта ремонта боевых повреждений, а все «запчасти» пришлось бы доставлять из другого полушария.

В худшем случае – буксировать поврежденный корабль на ремонт в США или Великобританию. Колоссальная по своей сложности проблема, особенно учитывая возможные эмбарго со стороны европейских стран.

После Первой мировой войны, бразильский флот отошел в Латинской Америке на 2-е роли - за более развитой Аргентиной, но, начиная с 80-х вновь возвращает себе первенство.

Спешит повторить свои былые подвиги ВМС Бразилии – бразильский флот является счастливым обладателем ржавой груды металла под названием «Сан-Пауло». Удивляться здесь нечему – это всего лишь бывший французский авианосец «Фош» (закладка – 1957 год, спуск на воду – 1960 год). В 2001 году корабль был торжественно продан Бразилии и с тех пор является флагманом бразильского флота.

Не менее забавно выглядит авиагруппа «Сан-Пауло» – пара десятков штурмовиков А-4 «Скайхоук» (американский дозвуковой самолет родом из 1950-х годов). Бразильская палубная авиация использует модификацию А-4KU Skyhawk – самолеты с выработанным ресурсом, когда-то стоявшие на вооружении ВВС Кувейта.

Вот он, «Сан-Пауло», во всей красе!

Несмотря на почтенный возраст авиатехники, аварии на бразильском авианосце исключительно редки – наверное, это как-то связано с тем, что «Сан-Пауло» выходит в море раз в год для проведения фотосессий.

Но было бы странно, если бы в Бразилии даже после того, как прекратили дредноутную гонку, все вот так и закончилось! Это мыльная опера длиною 100 лет! :)

В 1922 году мятеж подняли военные в самом форте Копакабана и предприняли обстрел военных обьектов в Рио! Пострадали другие форты и военно-морской арсенал (система управления огнем работала штатно, были большие жертвы среди гражданских)...

Форт бомбила авиация, обстреливали оба бразильских линкора и хотя укрепления пострадали мало (хотя один снаряд пробил 10 м ж/б!) бунтовщики самостоятельно вышли и погибли в самоубийственной атаке на правительственные войска.

Через два года взбунтовались уже экипажи обоих линкоров и форт обстреливал их! Стрельбу прекратил, когда корабли начали отвечать - весьма неточно, попадая по жилым кварталам.

Но всему когда-то приходит конец, в том числе и подобной "резвости" (глядя на Киев сейчас остается только вздохнуть о бразильцах с их историями...). То есть, если нынешний политический хаос в Бразилии не превратится в традиционную цепь военных восстаний. :)

Но теперь в форте Копакабана одновременно действующая воинская часть и музей. Кроме того, можно неплохо перекусить с видом на Копакабану. А во время Олимпиады-2016 здесь проходили соревнования на открытой воде...

Главный калибр форта Копакабана - 12 дюймов или 305-мм..


Источники:

Морские войны. Атака клоунов

А когда придет бразильский крейсер... или тут

Рио-де-Жанейро - военно-морской арсенал

Достопримечательности Рио - форт Копакабана (много ФОТО!)

São Paulo (1909)

Южноамериканская дредноутная гонка


Вернуться назад