Несколько слов о военно-экономическом потенциале противников к началу Первой мировой войны.
Что
же представлял собой военно-экономический потенциал противников к 1914
году? Рассмотреть данный аспект можно с двух точек зрения. Это,
во-первых, цифры производства важнейших отраслей экономики,
первоочередных с точки зрения оснащения войск и «питания» войны во всех
отношениях. И, во-вторых, что немаловажно – темпы развития экономики.
Первая
категория определяется в твердых цифрах и важнейшее значение в начале
20 века имеют добыча угля, нефти, железной руды, а также выплавка стали и
чугуна. Помимо России и Германии для сравнения приводим данные по
другому нашему противнику – Австро-Венгрии, а также союзнику – Франции [Строков А. А. История военного искусства. Т. 5. Спб., 1994. С. 161-164].
Добыча угля (млн. тонн): Германия - 277 (в т. ч. 190 каменного и 87 бурого); Россия - 36; Австро-Венгрия - 54; Франция - 41.
Добыча нефти (млн. тонн): Германия - 0,1; Россия - 10,3; Австро-Венгрия - 1,1; Франция - 0.
Добыча железной руды (млн. тонн): Германия - 28,6; Россия - 9,2; Австро-Венгрия - 5,3; Франция - 21,5.
Выплавка чугуна (млн. тонн): Германия - 15,4; Россия - 4,1; Австро-Венгрия - 1,9; Франция - 4,1.
Выплавка стали (млн. тонн): Германия - 17,1; Россия - 4,4; Австро-Венгрия - 2,6; Франция - 4,3.
Как мы видим, Россия уступает другим государствам в добыче угля.
Но
ведь не только данный показатель определяет топливный баланс
государства. Будущее было за нефтью (развиваются автотранспорт, авиация,
ударные силы флотов переводятся с угольного и комбинированного на
исключительно нефтяное отопление). В этом плане как противникам, так и
партнерам тягаться с Россией было трудно. Из всех участников Первой
Мировой войны лишь Россия и США были самодостаточны в отношении
нефтепродуктов. Франция не имела своей нефти вовсе, удовлетворяя свои
потребности за счет, в основном, США и Румынии. Российская империя на
1914 год добывая 10,3 млн. тонн (уступая лишь США и превосходя все
европейские государства вместе взятые) полностью удовлетворяла
внутренние потребности, экспортируя 947 тысяч тонн нефти [Ширшов Г. М. «Если у вас нет нефти… все ваши преимущества ничего не стоят» // Военно-исторический журнал. 2006. №1. С. 37].
Причем Россия не только в течение всей войны не испытывала перебоев с
топливом, но российская нефтяная промышленность находилась вне зоны
ударов противника (в отличие от Австро-Венгрии и Румынии).
Исследователи
экономической подоплеки Великой войны совершенно справедливо отмечают
топливный вектор, борьбу за топливные ресурсы, в планировании и
проведении многих операций. В частности, пристальное внимание Англии к
Ираку, бои в Месопотамии с турками, германская операция в Румынии в
значительной мере объясняются этим фактором. Поход русской армии в
Персию (корпус Н. Н. Баратова) и занятие Галиции (основной источник
нефтепродуктов Австро-Венгрии) преследовали цели лишить наших
противников (Турцию и Австро-Венгрию) в том числе доступа к топливным
ресурсам. И если при оставлении Галиции российские войска успели
уничтожить нефтяную инфраструктуру противника, то при молниеносном
разгроме австро-германцами Румынии союзники по Антанте были не столь
расторопны. В итоге, в сложившихся условиях жесточайшей блокады Германия
в последний год мировой войны продержалась во многом за счет украинской
пшеницы (после оккупации Украины в результате Брестского мира) и
румынской нефти.
Ил. 1. Галицийские нефтяные промыслы после отхода русских войск, 1915 г.
Не
столь благополучно, как с топливом, складывалась ситуация с металлом.
Тем не менее, Российская империя, по добыче железной руды уступая
Германии, почти в два раза превосходит по этому показателю
Австро-Венгрию. По выплавке стали Россия превосходит Францию, не говоря
об Австро-Венгрии.
В целом, по основным экономическим параметрам наша страна входила на 1914 г. в шестерку ведущих держав мира.
Транспорт
(прежде всего железнодорожный) являлся главным инструментом
стратегического развертывания в Первой мировой войне, а также питал
действующую армию силами и средствами в течение всей войны. Дороги, как
известно, одна из российских бед. И в железнодорожной сфере на каждые
100 кв. км в Германии имелось 11,8 км, Франции – 9,4 км, России – 1 км
дорог [Строков А. А. Указ. соч. С. 165].
Россия по общей
протяженности дорог Германии не уступает, но отстает по густоте. Хотя
следует оговориться, что в приграничных районах (особенно в Польше)
ситуация в значительной мере выравнивалась, что явилось предпосылкой
успешного железнодорожного маневра русской армии в первый период войны.
Большим преимуществом стран Германского блока являлось вхождение
железнодорожной сети Германии и Австро-Венгрии в состав единого
железнодорожного союза (в него должна была интегрироваться и Багдадская
железная дорога), что позволяло держать колею одинакового размера,
единый подвижный парк и быстро оперировать резервами по внутренним
коммуникациям.
Ил. 2. Багдадская железная дорога.
Русская
же железнодорожная колея отличалась по размеру от неприятельской, что
ограничивало маневроспособность русских армий за пределами России
(пример – действия 2-й армии А. В. Самсонова в Восточной Пруссии). На 10
тыс. человек в Германии приходилось 8,7, а в России 3,24 км железных
дорог.
В сфере сельского хозяйства (а соответственно,
продовольственного обеспечения) ситуация была обратная. Германия не
могла обеспечить свои потребности в продовольствии за счет внутренних
ресурсов, ввозя 26% пшеницы, 49% ячменя и свыше 40% кормовых продуктов. В
конце войны германцы были вынуждены отзывать военнослужащих для полевых
работ, активно использовался труд военнопленных. Россия же не только
обеспечивала себя, но и вывозила зерно. В целом, обеспечение
продовольствием в процентах на 1914-й год считается для России свыше
100, Германии – около 80, Австро-Венгрии и Франции – около 90 [Там же. С. 166].
Таким
образом, Россия с союзниками превосходили Германский блок в
продовольственной и топливной сферах, уступая по производству металла.
Хотя, учитывая зависимость Германии от привозного сырья, последний
показатель постепенно сошел на нет (и это являлось одной из причин тяги
германского военно-политического руководства к быстротечной войне).
Следует также отметить, что и Германия, и Россия в сущности не были
готовы к затяжной войне на истощение – первая вследствие недостатков
ресурсов, вторая имела ресурсы, но не смогла своевременно и в должной
мере приспособиться к новым условиям длительного противостояния.
Второй,
более важный показатель развития экономики на перспективу – темпы
экономического роста. В этом контексте лидируют Россия, США, Германия, в
то время как Британия с Францией сдают позиции. Так, за 50 предвоенных
лет российское химическое производство возросло в 48 раз, а добыча нефти
– в 1,5 тысячи раз.
Среднегодовые темпы роста в 1900-1913 гг.
для Германии составили 7-8%, для России – 5-8%. Но по темпам роста
производительности труда Россия к 1913 г. вышла на первое место, обогнав
США. По объему производства Россия занимала 4-е, а по доходам на душу
населения – 5-е место в мире. Увеличение государственных бюджетов с 1890
по 1912 г. выражалось в следующих цифрах: для Италии на 40%, Франции на
47%, Англии на 55%, Германии на 140% и России – на 238% [Коломийцев
Н. П. Война и народное хозяйство России // Великая война в образах и
картинах. Вып. 7. Изд. Д. Я. Маковского. М., 1915. С. 327].
Рост
военных и военно-морских расходов (в миллионах германских марок) с 1904
по 1913 гг. (а это и показатель общего роста экономики государства)
выводит Российскую империю перед Первой мировой войной на первое место [Там же. С. 328]:
1904 год: Россия - 1048; Англия - 1340; Германия - 854; Франция - 771; Австро-Венгрия - 421; Италия - 344.
1913 год: Россия - 1752; Англия - 1520; Германия - 1476; Франция - 1178; Австро-Венгрия - 611; Италия - 537.
Какие можно сделать выводы?
Во-первых,
очевидно, что Россия и Германия в экономическом плане (а тем более с
учетом союзников) были вполне сопоставимыми противниками.
Во-вторых, у
России были неплохие шансы на процветание и доминирование в Европе,
если бы не война, прервавшая поступательный процесс экономического
развития нашего государства.