Секреты главного индейца СССР
13 июня сербскому и немецкому актеру Гойко Митичу исполняется 77 лет. В
1960-1980-х гг. он стал кумиром миллионов советских мальчишек после
выхода на экраны цикла фильмов об индейцах. Несмотря на невероятную
популярность в СССР, у себя на родине Гойко Митич не получил признания, а
в США фильмы о Чингачгуке и Виннету воспринимались как политическая
провокация. Они же не считают это геноцидом американцев.
Я почему то из детства самым ярким фильмом об индейцах вспоминаю
"Зверобой" (кто помнит был такой?), а вот Митича смотрел уже чисто из
интереса далеко не в детстве.
Вот немного подробностей об этом актере:
В кино Гойко Митич попал случайно. Он учился в Академии физической
культуры в Белграде и подрабатывал в массовках на съемках художественных
фильмов. Молодой спортсмен, занимавшийся легкой атлетикой, греблей и
гимнастикой, выполнял сложные трюки в качестве дублера. Однажды на него
обратил внимание режиссер из ГДР, и Гойко получил главную роль в фильме
«Сыновья Большой Медведицы».
Его дебют имел феноменальный успех, непрофессиональный актер мгновенно
стал знаменитостью. Фильм побил все рекорды в прокате – его показали во
всех странах социалистического содружества, а также в странах Европы,
Азии и Африки. Второй фильм – «Чингачгук – Большой Змей» – собрал еще
большую аудиторию. В 1968 г. фильм закупили для проката в СССР, и Гойко
Митич превратился в настоящего идола для советских зрителей. Тысячи
мальчишек записались в спортивные секции, чтобы быть похожими на своего
кумира.
Задачи перед кинематографистами из ГДР, которые снимали фильмы об
индейцах, на самом деле были далекими от искусства: их главной целью
было противостоять влиянию набиравших популярность в Германии
американских вестернов, где завоеватели континента были изображены в
героическом свете, а коренные жители – индейцы – выглядели дикарями и
чуть ли не бандитами. Гойко Митич видел такие фильмы в детстве и никогда
не мечтал сыграть злодея-индейца. Но он попал в «красный вестерн», где
роли распределились совсем по-другому.
Несмотря на то, что «красный вестерн» был идеологическим проектом с
явным антиамериканским политическим подтекстом, он пользовался у публики
большим успехом. На волне популярности Гойко Митич решил переехать из
Югославии в ГДР. В первое время актер работал по 16-18 часов в сутки,
получая при этом совсем небольшие гонорары. Он никогда не был
честолюбивым и разговоров об оплате не вел. Жил очень скромно, на
окраине Берлина, в съемной комнате. Местные актеры не видели в нем ровню
и практически с ним не общались. Чего нельзя было сказать о женщинах – у
них Гойко Митич, которого называли одним из первых советских
секс-символов, пользовался огромной популярностью.
Он не только выглядел, как мачо, но и в жизни был образцом для
подражания и объектом восхищения. Однако его личная жизнь сложилась не
слишком удачно. Постоянные переезды и съемки не давали возможности
построить серьезные отношения, да он к ним и не стремился. О его романах
ходили легенды, многие из которых были вымышленными. Реальными были
чувства к популярной восточногерманской актрисе Ренате Блюме, но их
роман был непродолжительным. Они расстались, так как «вольный орел»
заявил актрисе о том, что жена и дети – это не его путь. Гойко Митич так
никогда и не женился, хотя признавался, что одиноким бывал редко.
«Женщины боятся связывать со мной судьбу. Ни одна не хочет за меня
замуж», – говорит он.
Несмотря на то, что благородные индейцы в исполнении Гойко Митича –
всего лишь миф, далекий от реальности, настоящие индейцы признали в нем
своего «если и не по крови, то по духу». А на фестивале индейских племен
его приняли с почестями и подарили талисман-оберег. Но когда фильмы с
Гойко Митичем показали в США, это объявили провокацией спецслужб ГДР.
«Красную пропаганду» тут же изъяли из проката. На родине актера, в
Югославии, Гойко Митича тоже никто не знал – фильмы с его участием там
не показывали. При этом в политических играх актер никогда не
участвовал. «У меня были контакты не с властями, а с публикой. Почта
приходила мешками, зрители объяснялись в любви. А что еще главнее для
актера?».
В конце 1980-х гг. фильмы об индейцах утратили популярность, киностудию
«Дефа» продали французам, и актер начал работать в театре и на
телевидении. Его мать умерла во время бомбардировок Белграда, и он даже
не смог приехать на похороны. Он так и остался неизвестным, чужим для
своих на родине и больше туда не вернулся.
Сегодня Гойко Митич живет в Берлине, выступает на театральной сцене,
работает на телевидении. Главной ценностью по-прежнему считает свободу:
«Я свободный человек, как индеец, и границ для меня не существует».
http://masterok.livejournal.co...
Вернуться назад
|