ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > После нас хоть потоп... или как правильно переобуваться в европейскую обувь

После нас хоть потоп... или как правильно переобуваться в европейскую обувь


8-05-2017, 07:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Гибель Европы: как Евросоюз повторяет судьбу Римской империи вплоть до мелочей 


Чтобы увидеть, как погибнет нынешняя Европа, кто добьет эту цивилизацию и даже когда, — надо всего–навсего заглянуть в… прошлое. Доктор исторических наук Латвийского университета Харийс Туманс в качестве аналогии предлагает обратится к падению Римской империи.

Зеркальное отражение Империи

—Римская империя — это, на самом деле, модель развития западной цивилизации — в самом широком смысле, система построения общества, своего рода матрица цивилизации.
Есть концепция немецкого историка прошлого века Освальда Шпенглера. Суть ее: человечество не развивается линейно и прогрессивно. В его книге "Закат Европы", впервые изданной в 1918 году, раскрывается концепция, согласно которой каждая цивилизация проходит определенные стадии развития: через детство, юность и зрелость к старости и упадку — и в итоге гибнет. Так вот, мы сегодня тоже живем "в Риме", причем в период его упадка, когда "империю" уже начинают атаковать "варвары".
Не удивляйтесь, а проанализируйте саму суть и систему построения американской государственной модели. Посмотрите хотя бы на символы и атрибуты: римский орел на гербе, Сенат, Капитолий и так далее. Суть вопроса еще лучше показывает книга Артура Шлезингера "Циклы американской истории", где четко описана идеологическая основа этого государства. А она состоит из двух частей: с одной стороны — протестантская идея новой Обетованной земли (где можно все начать с нуля "в чистом виде", после "черновой" Европы), а вторая идея — Новый Рим, который сначала понимают в смысле республики, а затем и империи. Все серьезно. И очень символично!
Гарвардский профессор Джозеф Най рассматривает современный западный мир как зеркальное отражение той первой Римской империи: как тогда были два центра силы — Рим и Константинополь, так и сейчас два центра нынешнего "Рима" — Вашингтон и Брюссель. И это верно, ведь когда–то Римская империя держалась на двух столпах: Рим — это власть, государственность, закон, деньги, а Греция — культура, интеллект, творческий потенциал. И теперь для США страны Старого Света — словно Греция для того Рима.

Гастарбайтеры и беженцы: тогда и сейчас

— Нынешняя Европа — тот самый поздний Рим, который испытывает колоссальные внутренние социально–политические, идеологические и экономические трудности, а плюс к тому — давление варваров, — продолжает ученый. — Причем варвары давят как снаружи, так и изнутри империи. Поздний Рим в больших количествах пускал на свои земли варваров — тогда это были германские племена — в качестве "гастарбайтеров".
Не находите, что все повторяется? Только в нынешней Европе гастарбайтеры в массе своей с другой стороны идут. Мы, конечно, хоть и говорим "варвары", но это понятие условное и не стоит буквально его воспринимать, — здесь имеется в виду, что это люди, чуждые европейской цивилизации и даже враждебные ей.
Рим пал в V веке, но уже в III там было очень много "гастарбайтеров". В Риме не хватало рабочих рук, земли пустовали, а к границам империи все шли и шли бедные германские племена, искавшие пропитания. Римляне не могли сдержать натиск племен — и позволили им заходить на свою территорию, давали им какие–то земли, даже в армию брали — границу охранять…
Цивилизацию нельзя разрушить, если она на стадии стабильного развития и подъема. Варвары могут разрушить только внутренне слабую цивилизацию.
Варварские отряды, напавшие на Римскую империю, были небольшие — по 20–30 тысяч человек. Что это для нормальной армии в 300 тысяч солдат? Другое дело, когда эта армия уже основательно прогнила изнутри, когда ослабла дисциплина, упала выучка и сократилось снабжение. В поздней империи от армии "косили" — например, пальцы отрубали, чтобы не идти, как тогда говорили, в воинское рабство.
В конце концов, империя стала рушиться из–за внешнего давления (уже никто толком не охранял границы) и внутреннего — все тех же германских "гастарбайтеров". И вот вам 378 год — знаменитое сражение при Адрианополе, когда готы разбили имперские войска. Это первое серьезное поражение имперской армии. Кстати, разбили армию готы, которых за два года до этого Рим впустил на свою территорию в качестве "беженцев", спасавшихся от натиска гуннов.
И сегодня масса мигрантов, которым чужды так называемые европейские ценности, давно живут в странах Старого Света, прекрасно знают законы, язык, служат в армии и полиции. Но кого они реально поддерживают — нынешнюю "римскую империю" или соплеменников, которые давят на Европу снаружи?

Пришли как беженцы, но с оружием

-Как я уже сказал, готы, теснимые гуннами, попросились на территорию империи в качестве беженцев. Империя дала согласие, причем было оговорено, что готы пройдут без оружия. Однако ввиду коррумпированности римских чиновников и наглости самих готов готы прошли с оружием. Причем их оказалось так много и двигались они так стихийно, что римляне были не в состоянии даже сосчитать, сколько "беженцев" переправилось через Дунай.
Естественно, мирного сосуществования не получилось, у готов возникали постоянные конфликты с властями. Власти боялись "гостей", не пускали их в города, и тем стало не хватать продуктов. Сыграла свою роль как коррупция римских чиновников, занимавшихся вымогательствами, так и дерзость готов, при каждом удобном случае занимавшихся грабежами и требовавших себе все новых благ. В общем хаосе власти готам стали продавать на еду собак — в обмен на людей. Начавшиеся стычки переросли в масштабное восстание, военное поражение Рима и разорение обширных территорий…
Главное: не варвары разрушают империи. Империи сами прогнивают, а потом их уже добивают варвары. Суть дела очень точно выражает фраза, сказанная одним из ученых:
Рим погиб не потому, что его завоевали варвары, а потому, что сами римляне стали варварами…
Дело в том, что все цивилизации возникают на основе некоего духовного идеала или идеи, если хотите. Этот идеал задается религией, он формирует картину мира, показывает ценности, объединяет и мотивирует людей. И всякая цивилизация разрушается, когда она отказывается от своего основополагающего идеала.
Уже в Древнем Риме были все формы извращений и полный упадок культурных ценностей. А в основе всякой цивилизации лежат именно культурные ценности. Упомянутый выше Шпенглер полагал, что культура рождается, когда рождается ее душа.
А когда культурные и духовные ценности размываются — цивилизация гибнет. Последние стадии в каждом "Риме" характеризуются одним и тем же: власть денег, стремление к наслаждениям без каких–либо ограничений, а в центре общества — эгоистичный индивид. И как следствие — упадок морали и нравственности, а вместе с тем — и упадок культуры как таковой.

Когда шоу-мэны важнее ученых

-В начале 1990–х я два семестра стажировался в университете в Мюнстере. Мы тогда со студентами жили на территории францисканского монастыря, который сдавал площади под общежитие. А несколько лет назад я снова был в Мюнстере: монастырь снесли и на его месте начали строить, кажется, торговый комплекс. Типичная картина нынешнего времени. Для "позднего Рима" это норма.
Нормой стало сегодня и повальное сокращение средств, выделяемых на культуру, науку, образование. Государство сокращает расходы, и меценаты исчезают. Кстати, отношение к образованию и культуре всегда является показателем того, на какой стадии находится цивилизация. В Риме уже во II веке поэт Ювенал жаловался, что ученые, писатели и поэты живут впроголодь, а богачи предпочитают вкладывать деньги в любовниц и развлечения.
Известен очень характерный и символичный случай: однажды в IV веке в Риме стало не хватать продуктов, и власти решили "сбросить балласт" — велели изгнать из города ученых, художников, философов, то есть "лишних едоков", но зато оставили актрис и всяких шоуменов с их огромной прислугой — видимо, как более "полезных членов общества".
Не находите общего с нынешним временем? Когда в 2008 году начался экономический кризис, одним из первых у нас пострадал Латвийский университет: ему резко сократили бюджет.
— Шпенглер предвидел, что наступит время, когда "не станет Моцарта и Рембрандта", но не потому, что исчезнут картины или нотные записи, а потому, что не будет глаз и ушей, способных их воспринять, — говорит д–р Туманс. — Как будто он в будущее заглянул и все увидел.
Хорошо еще, в культуре мы пока не дошли до того, что было в Древнем Риме. Там, когда началась деградация культуры, творились вещи похлеще, чем у нас сейчас. На арене могли поставить спектакль, где Агамемнона реально убивали топором. А если в сюжете пьесы был половой акт, то он реально совершался перед публикой.
Или же вспомните роман Апулея "Золотой осел". Там осел должен был в цирке совокупляться с женщиной — на потеху публике… И одно дело, когда "в темных кварталах Амстердама" такое может быть, другое — когда, например, по телевизору это станут показывать. Пока еще, кажется, до этого не дошло.
Собственно говоря, мы немногим лучше тех древних римлян, ведь телевизор каждый день показывает нам убийства и секс — конечно, виртуальные пока еще, но если нашей публике это нравится, то ее нравы не лучше тех, что были у той, древней публики.
Иными словами, нынешний "Рим" уже изрядно разложился изнутри. А теперь на него уже начали давить "варвары" из Азии и Африки, причем вполне конкретной религиозной принадлежности.
Чтобы противостоять одной религии, нужна другая, столь же сильная, последователи которой не менее стойки и уверены в своих идеалах. Но в Европе этого давно уже нет. Здесь от своей религии отказались, и только ленивый не пнет христианство. Зато известно, что бывает, если кто–то попытается просто проанализировать слова Мухаммеда и уж тем более в журнале напечатают карикатуры на пророка.
Сейчас в Европе уже постхристианская цивилизация, можно даже сказать — антихристианская, так как ее ценности во многом противоположны христианским. В обществе господствует культ гедонизма и эгоцентризма. И как с этим агрессивному исламу противостоять? Не получится, конечно.
Тем не менее хочется верить, что мы не живем в 476 году, все же не дошли еще до этого. В тот год формально была полностью ликвидирована первая Римская империя. Хочется верить, что еще возможны реформы и стабилизация — наподобие той, что имела место в Риме конца III века, когда реформы Диоклетиана и Константина спасли империю от полного распада и вдохнули в нее новую жизнь еще лет на 100…

Религия как тормоз прогресса, или Почему Европе не грозит судьба Римской империи 


Недавно Харийс Туманс провел параллели между Римской империей и современной западной цивилизацией, предрекая второй столь же неизбежный конец. Стурре же считает, что нет ничего более далекого от реальности, чем такие параллели.
-Артур, есть распространенная точка зрения, что именно ислам мешает цивилизации Востока модернизироваться и догнать Запад. Насколько она, по вашему, верна?
-Ни насколько, как и практически любая «широко распространенная» точка зрения. Здесь зависимость ровно обратная. Именно неудачи многочисленных попыток модернизации на Ближнем Востоке в XIX-XX веках обусловили столь влиятельное положение ислама в восточном обществе.
При этом заметьте, что именно ислам в VIII-XII веках олицетворял цивилизацию, а христианская Европа – варварство. Библиотека халифа аль-Хакама II насчитывала 400 тысяч томов. В Кордовском университете Аверроэс переводит Аристотеля на арабский язык, пишутся труды по физике, математике, астрономии, медицине. Выдвигается теория о шарообразности Земли. А в Кордове родители сетуют, что христианская молодежь, «отравленная арабской риторикой, с презрением глядит на истоки церкви, берущие начало в раю… зато может сочинять стихи на арабском языке, где каждая строчка кончается на одну и ту же букву». Это было написано христианским автором в 854 году, когда в Европе не то что университетов нет - до появления первого еще 300 с гаком лет, - но и просто грамотных людей наперечет.
До конца Средних веков ислам означал абсолютную открытость и веротерпимость. Заметьте, что, например, евреи изгнанные из Испании католическими королями, переселялись в двух направлениях: на север – в протестантские страны Европы, и в Османскую империю. В Салониках в итоге образовалась едва ли не самая крупная иудейская община Европы.
-Что же случилось с исламом?
-Не с исламом – с Европой. В XVII-XVIII веках северная Европа по целому ряду причин совершила гигантский рывок в цивилизационной гонке. В советской школе вы это проходили по теме «зарождение и развитие капиталистических отношений». Все попытки Ближнего Востока догнать ее (Япония и Китай на Дальнем Востоке в те годы просто не осознавали масштаб своего отставания) окончились провалом как в силу внутреннего кризиса, так и из-за противодействия самого Запада. Например, попытка египетского паши Мухаммеда Али стать тамошним Петром I и модернизировать Египет была подавлена с помощью Англии и России.
Провал этих усилий породил масштабный кризис в умах, и чтобы не впасть в массовое самоуничижение «коллективное бессознательное» обратилось к религии. К «опиуму для народа», как совершенно справедливо назвал ее Маркс (экономический теорий которого я не разделяю – уточнение на всякий случай). Формула замещения «мы бедные, зато высокодуховные» работает всегда и везде, и всегда возрастание роли религии в обществе означает, что страна на этом этапе провалила экзамен на модернизацию.
Это верно и на Ближнем Востоке, и в России. Вспомните того же Петра I с его «всепьянейшими Соборами» и абсолютным равнодушием к православию. И посмотрите на нынешнюю Россию, в которой все высшее руководство стоит со свечками в храмах, музеи переделываются в соборы, а за ловлю покемонов в церкви человека хотят посадить в тюрьму как за кощунство. То же самое происходило с исламом по мере отставания от Запада: возрастание роли религии это четкий сигнал о проваливающейся модернизации.
Поэтому я очень порадовался, когда прочитал в интервью у коллеги Туманса о том, что он не нашел в Мюнстере знакомый ему францисканский монастырь, на месте которого построили торговый центр. Уверяю вас, что признаком заката Европы стала бы обратная картина: монастыри и храмы на месте торговых центров.
-Одну минуту: а как же классическая работа Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»? Ведь он доказал, что и сам капитализм родился из новой религии. Значит не всегда она опиум?
-Еще одна распространенная, а потому ошибочная точка зрения. Вебер оперировал уровнем знаний начала ХХ века. Его давно опровергла и современная социология, и сама жизнь. Ведь Вебер, например, считал, что Китай никогда не модернизируется, потому что «конфуцианство» в отличие от «протестанской этики» является культурным механизмом, враждебным предпринимательству. Но потом сначала Тайвань, а затем КНР его блистательно опровергли. И теперь социологи пишут работы на тему конфуцианство помогало успеху «азиатских тигров».
Вебер поставил телегу впереди лошади. Протестантизм не двигал капитализм. Наоборот, новой системе потребовалась новая идеология, которая и воплотилась в протестантизме.
-Но вы же не будете отрицать, что протестантизм в любом его изводе – довольно суровая религия. А между тем то падение нравов (или свобода нравов – кому как нравится), что мы наблюдаем сегодня в Европе и впрямь напоминает Римскую империю с ее сценами совокупления с ослом на театральных подмостках, гладаторскими боями, расцветом шоу-бизнеса, а не науки. Или эта параллель Харийса Туманса тоже неверна?
-Мой коллега в данном случае прибег к приему, за который в исторической науке не глядят по голове – монтажу. Вот знаменитый римский разврат с ослами, а вот оп-па – и мы уже наблюдаем падение империи. А между двумя этими картинами – двести лет. Монтаж!
Я напомню, что Западная Римская империя пала в 476 году. А в 324 году христианство стало официальной религией империи. А затем начались гонения на все остальные культы. А потом стали закручивать гаек в тогдашнем «шоу бизнесе»: сначала запретили Олимпийские игры, потом гладиаторские бои, закрывали театры, разбивали статуи, особенно изображавшие обнаженную натуру. Так что в момент своего падения Римская империя удовлетворила бы вкусы самого строгого христианского моралиста.
-Вы вслед за Ницше хотите сказать, что это христианство погубило Рим?
-«После» не всегда значит вследствии. Как я уже говорил, рост религиозной экзальтации это поначалу лишь симптом кризиса модернизации.
Другое дело, что всегда находятся люди, которым выгодно использовать этот симптом в своих интересах – получить на этой волне деньги, влияние, власть. И оказавшись у них в руках, религия начинает играть роль тормоза прогресса. И дело не в том, что написано в Библии или Коране о строении Земли или термоядерной энергии, дело в том, как написанное используют люди в своих играх.
Чтобы долго не объяснять этот механизм я вам просто посоветую блестящий фильм Аменабара «Агора» про женщину-ученую Гипатию, которую убила христианская «шариатская полиция». Заодно поймете, что происходит в нынешней Турции, которая при голосовании на последнем референдуме о наделении Эрдогана дополнительными полномочиями разделилась ровно надвое: столица и развитые прибрежные районы – против, сельская глубинка – за. В истории Османской империи, которой я занимаюсь, такое бывало уже не раз: ведомая циничными и умными людьми «глубинка» давит «кластеры прогресса», отбрасывая цивилизацию на века назад.
Так что коллега Туманс прав в одном: прежде чем Римская империя пала под ударами варваров, она сама варваризировалась. Но не потому, что погрязла в разврате и роскоши, а потому, что отказалась от прогресса, потому что позволила религиозными фанатикам убить ученую Гипатию.
И тоже самое происходило не раз. Динамичный, толерантный, склонный к новациям Восток в XI-XII веках успешно перемолол крестоносцев, которых перенаселенная варварская Европа волну за волной бросала в Палестину. И пал под натиском Запада, когда роли переменились...
-И все же, вас не смущает, что в сегодняшней Европе все меньше людей, жаждущих читать серьезную литературу, слушать классическую музыку, проводить выходные в музеях, а не торговых центрах? Это не признак упадка?
-О, поверьте, что их никогда и не было много. В сатире фон Декерса, отпечатанной в Германии в 1703 году, есть строка: «Мудрость, правда, превозносят, а читают все-таки дребедень». Так что еще раз повторю: первым признаком упадка станут не новые торговые центры, а новые монастыри, массы молящихся и постящихся вместо толп в супермаркетах. Вот тогда впору будет бить тревогу.




Вернуться назад