ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > После нас хоть потоп... или как правильно переобуваться в европейскую обувь
После нас хоть потоп... или как правильно переобуваться в европейскую обувь8-05-2017, 07:39. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Гибель Европы: как Евросоюз повторяет судьбу Римской империи вплоть до мелочейЧтобы
увидеть, как погибнет нынешняя Европа, кто добьет эту цивилизацию и
даже когда, — надо всего–навсего заглянуть в… прошлое. Доктор
исторических наук Латвийского университета Харийс Туманс в качестве
аналогии предлагает обратится к падению Римской империи.
Зеркальное отражение Империи—Римская
империя — это, на самом деле, модель развития западной цивилизации — в
самом широком смысле, система построения общества, своего рода матрица
цивилизации.
Есть
концепция немецкого историка прошлого века Освальда Шпенглера. Суть ее:
человечество не развивается линейно и прогрессивно. В его книге "Закат
Европы", впервые изданной в 1918 году, раскрывается концепция, согласно
которой каждая цивилизация проходит определенные стадии развития: через
детство, юность и зрелость к старости и упадку — и в итоге гибнет. Так
вот, мы сегодня тоже живем "в Риме", причем в период его упадка, когда
"империю" уже начинают атаковать "варвары".
Не
удивляйтесь, а проанализируйте саму суть и систему построения
американской государственной модели. Посмотрите хотя бы на символы и
атрибуты: римский орел на гербе, Сенат, Капитолий и так далее. Суть
вопроса еще лучше показывает книга Артура Шлезингера "Циклы американской
истории", где четко описана идеологическая основа этого государства. А
она состоит из двух частей: с одной стороны — протестантская идея новой
Обетованной земли (где можно все начать с нуля "в чистом виде", после
"черновой" Европы), а вторая идея — Новый Рим, который сначала понимают в
смысле республики, а затем и империи. Все серьезно. И очень символично!
Гарвардский
профессор Джозеф Най рассматривает современный западный мир как
зеркальное отражение той первой Римской империи: как тогда были два
центра силы — Рим и Константинополь, так и сейчас два центра нынешнего
"Рима" — Вашингтон и Брюссель. И это верно, ведь когда–то Римская
империя держалась на двух столпах: Рим — это власть, государственность,
закон, деньги, а Греция — культура, интеллект, творческий потенциал. И
теперь для США страны Старого Света — словно Греция для того Рима.
Гастарбайтеры и беженцы: тогда и сейчас—
Нынешняя Европа — тот самый поздний Рим, который испытывает
колоссальные внутренние социально–политические, идеологические и
экономические трудности, а плюс к тому — давление варваров, — продолжает
ученый. — Причем варвары давят как снаружи, так и изнутри империи.
Поздний Рим в больших количествах пускал на свои земли варваров — тогда
это были германские племена — в качестве "гастарбайтеров".
Не
находите, что все повторяется? Только в нынешней Европе гастарбайтеры в
массе своей с другой стороны идут. Мы, конечно, хоть и говорим
"варвары", но это понятие условное и не стоит буквально его
воспринимать, — здесь имеется в виду, что это люди, чуждые европейской
цивилизации и даже враждебные ей.
Рим
пал в V веке, но уже в III там было очень много "гастарбайтеров". В
Риме не хватало рабочих рук, земли пустовали, а к границам империи все
шли и шли бедные германские племена, искавшие пропитания. Римляне не
могли сдержать натиск племен — и позволили им заходить на свою
территорию, давали им какие–то земли, даже в армию брали — границу
охранять…
Варварские
отряды, напавшие на Римскую империю, были небольшие — по 20–30 тысяч
человек. Что это для нормальной армии в 300 тысяч солдат? Другое дело,
когда эта армия уже основательно прогнила изнутри, когда ослабла
дисциплина, упала выучка и сократилось снабжение. В поздней империи от
армии "косили" — например, пальцы отрубали, чтобы не идти, как тогда
говорили, в воинское рабство.
В
конце концов, империя стала рушиться из–за внешнего давления (уже никто
толком не охранял границы) и внутреннего — все тех же германских
"гастарбайтеров". И вот вам 378 год — знаменитое сражение при
Адрианополе, когда готы разбили имперские войска. Это первое серьезное
поражение имперской армии. Кстати, разбили армию готы, которых за два
года до этого Рим впустил на свою территорию в качестве "беженцев",
спасавшихся от натиска гуннов.
И
сегодня масса мигрантов, которым чужды так называемые европейские
ценности, давно живут в странах Старого Света, прекрасно знают законы,
язык, служат в армии и полиции. Но кого они реально поддерживают —
нынешнюю "римскую империю" или соплеменников, которые давят на Европу
снаружи?
Пришли как беженцы, но с оружием-Как
я уже сказал, готы, теснимые гуннами, попросились на территорию империи
в качестве беженцев. Империя дала согласие, причем было оговорено, что
готы пройдут без оружия. Однако ввиду коррумпированности римских
чиновников и наглости самих готов готы прошли с оружием. Причем их
оказалось так много и двигались они так стихийно, что римляне были не в
состоянии даже сосчитать, сколько "беженцев" переправилось через Дунай.
Естественно,
мирного сосуществования не получилось, у готов возникали постоянные
конфликты с властями. Власти боялись "гостей", не пускали их в города, и
тем стало не хватать продуктов. Сыграла свою роль как коррупция римских
чиновников, занимавшихся вымогательствами, так и дерзость готов, при
каждом удобном случае занимавшихся грабежами и требовавших себе все
новых благ. В общем хаосе власти готам стали продавать на еду собак — в
обмен на людей. Начавшиеся стычки переросли в масштабное восстание,
военное поражение Рима и разорение обширных территорий…
Главное:
не варвары разрушают империи. Империи сами прогнивают, а потом их уже
добивают варвары. Суть дела очень точно выражает фраза, сказанная одним
из ученых:
Дело
в том, что все цивилизации возникают на основе некоего духовного идеала
или идеи, если хотите. Этот идеал задается религией, он формирует
картину мира, показывает ценности, объединяет и мотивирует людей. И
всякая цивилизация разрушается, когда она отказывается от своего
основополагающего идеала.
Уже
в Древнем Риме были все формы извращений и полный упадок культурных
ценностей. А в основе всякой цивилизации лежат именно культурные
ценности. Упомянутый выше Шпенглер полагал, что культура рождается,
когда рождается ее душа.
А
когда культурные и духовные ценности размываются — цивилизация гибнет.
Последние стадии в каждом "Риме" характеризуются одним и тем же: власть
денег, стремление к наслаждениям без каких–либо ограничений, а в центре
общества — эгоистичный индивид. И как следствие — упадок морали и
нравственности, а вместе с тем — и упадок культуры как таковой.
Когда шоу-мэны важнее ученых-В
начале 1990–х я два семестра стажировался в университете в Мюнстере. Мы
тогда со студентами жили на территории францисканского монастыря,
который сдавал площади под общежитие. А несколько лет назад я снова был в
Мюнстере: монастырь снесли и на его месте начали строить, кажется,
торговый комплекс. Типичная картина нынешнего времени. Для "позднего
Рима" это норма.
Нормой
стало сегодня и повальное сокращение средств, выделяемых на культуру,
науку, образование. Государство сокращает расходы, и меценаты исчезают.
Кстати, отношение к образованию и культуре всегда является показателем
того, на какой стадии находится цивилизация. В Риме уже во II веке поэт
Ювенал жаловался, что ученые, писатели и поэты живут впроголодь, а
богачи предпочитают вкладывать деньги в любовниц и развлечения.
Известен
очень характерный и символичный случай: однажды в IV веке в Риме стало
не хватать продуктов, и власти решили "сбросить балласт" — велели
изгнать из города ученых, художников, философов, то есть "лишних
едоков", но зато оставили актрис и всяких шоуменов с их огромной
прислугой — видимо, как более "полезных членов общества".
Не
находите общего с нынешним временем? Когда в 2008 году начался
экономический кризис, одним из первых у нас пострадал Латвийский
университет: ему резко сократили бюджет.
—
Шпенглер предвидел, что наступит время, когда "не станет Моцарта и
Рембрандта", но не потому, что исчезнут картины или нотные записи, а
потому, что не будет глаз и ушей, способных их воспринять, — говорит д–р
Туманс. — Как будто он в будущее заглянул и все увидел.
Хорошо
еще, в культуре мы пока не дошли до того, что было в Древнем Риме. Там,
когда началась деградация культуры, творились вещи похлеще, чем у нас
сейчас. На арене могли поставить спектакль, где Агамемнона реально
убивали топором. А если в сюжете пьесы был половой акт, то он реально
совершался перед публикой.
Или
же вспомните роман Апулея "Золотой осел". Там осел должен был в цирке
совокупляться с женщиной — на потеху публике… И одно дело, когда "в
темных кварталах Амстердама" такое может быть, другое — когда, например,
по телевизору это станут показывать. Пока еще, кажется, до этого не
дошло.
Иными
словами, нынешний "Рим" уже изрядно разложился изнутри. А теперь на
него уже начали давить "варвары" из Азии и Африки, причем вполне
конкретной религиозной принадлежности.
Чтобы
противостоять одной религии, нужна другая, столь же сильная,
последователи которой не менее стойки и уверены в своих идеалах. Но в
Европе этого давно уже нет. Здесь от своей религии отказались, и только
ленивый не пнет христианство. Зато известно, что бывает, если кто–то
попытается просто проанализировать слова Мухаммеда и уж тем более в
журнале напечатают карикатуры на пророка.
Сейчас
в Европе уже постхристианская цивилизация, можно даже сказать —
антихристианская, так как ее ценности во многом противоположны
христианским. В обществе господствует культ гедонизма и эгоцентризма. И
как с этим агрессивному исламу противостоять? Не получится, конечно.
Тем
не менее хочется верить, что мы не живем в 476 году, все же не дошли
еще до этого. В тот год формально была полностью ликвидирована первая
Римская империя. Хочется верить, что еще возможны реформы и стабилизация
— наподобие той, что имела место в Риме конца III века, когда реформы
Диоклетиана и Константина спасли империю от полного распада и вдохнули в
нее новую жизнь еще лет на 100…
Религия как тормоз прогресса, или Почему Европе не грозит судьба Римской империиНедавно
Харийс Туманс провел параллели между Римской империей и современной
западной цивилизацией, предрекая второй столь же неизбежный конец.
Стурре же считает, что нет ничего более далекого от реальности, чем
такие параллели.
-Артур, есть распространенная
точка зрения, что именно ислам мешает цивилизации Востока
модернизироваться и догнать Запад. Насколько она, по вашему, верна?
-Ни
насколько, как и практически любая «широко распространенная» точка
зрения. Здесь зависимость ровно обратная. Именно неудачи многочисленных
попыток модернизации на Ближнем Востоке в XIX-XX веках обусловили столь
влиятельное положение ислама в восточном обществе.
При
этом заметьте, что именно ислам в VIII-XII веках олицетворял
цивилизацию, а христианская Европа – варварство. Библиотека халифа
аль-Хакама II насчитывала 400 тысяч томов. В Кордовском университете
Аверроэс переводит Аристотеля на арабский язык, пишутся труды по физике,
математике, астрономии, медицине. Выдвигается теория о шарообразности
Земли. А в Кордове родители сетуют, что христианская молодежь,
«отравленная арабской риторикой, с презрением глядит на истоки церкви,
берущие начало в раю… зато может сочинять стихи на арабском языке, где
каждая строчка кончается на одну и ту же букву». Это было написано
христианским автором в 854 году, когда в Европе не то что университетов
нет - до появления первого еще 300 с гаком лет, - но и просто грамотных
людей наперечет.
До
конца Средних веков ислам означал абсолютную открытость и
веротерпимость. Заметьте, что, например, евреи изгнанные из Испании
католическими королями, переселялись в двух направлениях: на север – в
протестантские страны Европы, и в Османскую империю. В Салониках в итоге
образовалась едва ли не самая крупная иудейская община Европы.
-Что же случилось с исламом?
-Не
с исламом – с Европой. В XVII-XVIII веках северная Европа по целому
ряду причин совершила гигантский рывок в цивилизационной гонке. В
советской школе вы это проходили по теме «зарождение и развитие
капиталистических отношений». Все попытки Ближнего Востока догнать ее
(Япония и Китай на Дальнем Востоке в те годы просто не осознавали
масштаб своего отставания) окончились провалом как в силу внутреннего
кризиса, так и из-за противодействия самого Запада. Например, попытка
египетского паши Мухаммеда Али стать тамошним Петром I и
модернизировать Египет была подавлена с помощью Англии и России.
Провал
этих усилий породил масштабный кризис в умах, и чтобы не впасть в
массовое самоуничижение «коллективное бессознательное» обратилось к
религии. К «опиуму для народа», как совершенно справедливо назвал ее
Маркс (экономический теорий которого я не разделяю – уточнение на всякий
случай). Формула замещения «мы бедные, зато высокодуховные» работает
всегда и везде, и всегда возрастание роли религии в обществе означает,
что страна на этом этапе провалила экзамен на модернизацию.
Это
верно и на Ближнем Востоке, и в России. Вспомните того же Петра I с
его «всепьянейшими Соборами» и абсолютным равнодушием к православию. И
посмотрите на нынешнюю Россию, в которой все высшее руководство стоит со
свечками в храмах, музеи переделываются в соборы, а за ловлю покемонов в
церкви человека хотят посадить в тюрьму как за кощунство. То же самое
происходило с исламом по мере отставания от Запада: возрастание роли
религии это четкий сигнал о проваливающейся модернизации.
Поэтому
я очень порадовался, когда прочитал в интервью у коллеги Туманса о том,
что он не нашел в Мюнстере знакомый ему францисканский монастырь, на
месте которого построили торговый центр. Уверяю вас, что признаком
заката Европы стала бы обратная картина: монастыри и храмы на месте
торговых центров.
-Одну минуту: а как же
классическая работа Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»?
Ведь он доказал, что и сам капитализм родился из новой религии. Значит
не всегда она опиум?
-Еще
одна распространенная, а потому ошибочная точка зрения. Вебер
оперировал уровнем знаний начала ХХ века. Его давно опровергла и
современная социология, и сама жизнь. Ведь Вебер, например, считал, что
Китай никогда не модернизируется, потому что «конфуцианство» в отличие
от «протестанской этики» является культурным механизмом, враждебным
предпринимательству. Но потом сначала Тайвань, а затем КНР его
блистательно опровергли. И теперь социологи пишут работы на тему
конфуцианство помогало успеху «азиатских тигров».
Вебер
поставил телегу впереди лошади. Протестантизм не двигал капитализм.
Наоборот, новой системе потребовалась новая идеология, которая и
воплотилась в протестантизме.
-Но вы же не будете
отрицать, что протестантизм в любом его изводе – довольно суровая
религия. А между тем то падение нравов (или свобода нравов – кому как
нравится), что мы наблюдаем сегодня в Европе и впрямь напоминает Римскую
империю с ее сценами совокупления с ослом на театральных подмостках,
гладаторскими боями, расцветом шоу-бизнеса, а не науки. Или эта
параллель Харийса Туманса тоже неверна?
-Мой
коллега в данном случае прибег к приему, за который в исторической
науке не глядят по голове – монтажу. Вот знаменитый римский разврат с
ослами, а вот оп-па – и мы уже наблюдаем падение империи. А между двумя
этими картинами – двести лет. Монтаж!
Я
напомню, что Западная Римская империя пала в 476 году. А в 324 году
христианство стало официальной религией империи. А затем начались
гонения на все остальные культы. А потом стали закручивать гаек в
тогдашнем «шоу бизнесе»: сначала запретили Олимпийские игры, потом
гладиаторские бои, закрывали театры, разбивали статуи, особенно
изображавшие обнаженную натуру. Так что в момент своего падения Римская
империя удовлетворила бы вкусы самого строгого христианского моралиста.
-Вы вслед за Ницше хотите сказать, что это христианство погубило Рим?
-«После»
не всегда значит вследствии. Как я уже говорил, рост религиозной
экзальтации это поначалу лишь симптом кризиса модернизации.
Другое
дело, что всегда находятся люди, которым выгодно использовать этот
симптом в своих интересах – получить на этой волне деньги, влияние,
власть. И оказавшись у них в руках, религия начинает играть роль тормоза
прогресса. И дело не в том, что написано в Библии или Коране о строении
Земли или термоядерной энергии, дело в том, как написанное используют
люди в своих играх.
Чтобы
долго не объяснять этот механизм я вам просто посоветую блестящий фильм
Аменабара «Агора» про женщину-ученую Гипатию, которую убила
христианская «шариатская полиция». Заодно поймете, что происходит в
нынешней Турции, которая при голосовании на последнем референдуме о
наделении Эрдогана дополнительными полномочиями разделилась ровно
надвое: столица и развитые прибрежные районы – против, сельская глубинка
– за. В истории Османской империи, которой я занимаюсь, такое бывало
уже не раз: ведомая циничными и умными людьми «глубинка» давит «кластеры
прогресса», отбрасывая цивилизацию на века назад.
Так
что коллега Туманс прав в одном: прежде чем Римская империя пала под
ударами варваров, она сама варваризировалась. Но не потому, что погрязла
в разврате и роскоши, а потому, что отказалась от прогресса, потому что
позволила религиозными фанатикам убить ученую Гипатию.
И
тоже самое происходило не раз. Динамичный, толерантный, склонный к
новациям Восток в XI-XII веках успешно перемолол крестоносцев, которых
перенаселенная варварская Европа волну за волной бросала в Палестину. И
пал под натиском Запада, когда роли переменились...
-И
все же, вас не смущает, что в сегодняшней Европе все меньше людей,
жаждущих читать серьезную литературу, слушать классическую музыку,
проводить выходные в музеях, а не торговых центрах? Это не признак
упадка?
-О,
поверьте, что их никогда и не было много. В сатире фон Декерса,
отпечатанной в Германии в 1703 году, есть строка: «Мудрость, правда,
превозносят, а читают все-таки дребедень». Так что еще раз повторю:
первым признаком упадка станут не новые торговые центры, а новые
монастыри, массы молящихся и постящихся вместо толп в супермаркетах. Вот
тогда впору будет бить тревогу.
Вернуться назад |