50 лет со дня восстания "Чёрных полковников".
Те самые "чёрные полковники": Стилианос Паттакос, Георгиос Пападопулос, Николаос Макарезос (слева направо)
«Великая Греция» «черных полковников».
Автор - Ольга Петрунина. Оригинал здесь
Короткий период пребывания «полковников» у власти любопытен для нас тем,
что они – в противовес западному миру с его тотальным духом прагматизма
– попытались найти идеалистические основания власти, а возрождение
греческого национального духа поставили в прямую связь с религиозным
православным возрождением.
История Греции ХХ века полна страстей и драматических событий. Отчасти
так случилось потому, что еще со времен борьбы греков за независимость
1820-х годов большую роль в политической жизни страны играла армия.
Легальные и нелегальные офицерские организации, недовольные властью,
неоднократно инициировали военные перевороты в стране, устанавливая
собственную диктатуру или передавая власть верным им гражданским
политикам. Но если в первой половине ХХ в., особенно в межвоенный
период, такой путь политического развития вряд ли можно считать
уникальным, то после Второй мировой войны военная диктатура стала
встречаться в Европе гораздо реже.
После освобождения от нацистской оккупации в Греции разразилась
гражданская война (1946-1949), в которой поддерживаемое США и
Великобританией афинское правительство нанесло поражение коммунистам.
Возникший тогда режим трудно назвать демократическим: коммунисты и им
сочувствовавшие, а также славянское население подверглось жестоким
преследованиям, многие эмигрировали или погибли в концлагерях. Компартия
и другие левые организации были поставлены вне закона, правительство
жестко контролировало СМИ. Послевоенный режим не смог обеспечить
необходимых стране темпов экономического роста – Греция оставалась одной
из беднейших стран Европы – и это, в свою очередь, вело к росту
напряженности в обществе.
Острый политический кризис разразился в середине 1960-х гг., когда к
власти пришло центристское правительство Георгиоса Папандреу (дедушки
современного политика). Он стремился поддержать средние слои и
ограничить роль иностранного капитала в национальной экономике. Конфликт
между премьер-министром и королем, с одной стороны, и вмешательство
ЦРУ, поддерживавшего интересы американского бизнеса, с другой, привели к
падению правительства Папандреу, на смену которому пришли однодневки,
своей политической борьбой подрывавшие авторитет парламентского строя.
В обществе крепло желание видеть у власти правительство «твердой руки».
Этим воспользовались члены тайного Священного союза греческих офицеров.
21 апреля 1967 г. они вывели войска на улицы Афин, распустили парламент и
взяли власть в свои руки. Так была установлена последняя в греческой
истории военная диктатура, лидерами которой стали полковники Георгиос
Пападопулос, Стилианос Паттакос и Николаос Макарезос. По черной форме
офицеров госбезопасности противники режима называли его диктатурой
черных полковников или хунтой, в коммунистических кругах это
правительство окрестили неофашистским.
В отличие от большинства других греческих диктатур ХХ в., часто не
имевших ни собственной политической программы, ни идеологии, «черные
полковники» создали и то, и другое. Это позволило им продержаться у
власти семь лет (1967-1974) и за это время провести в стране ряд
преобразований, которые благотворно сказались на национальной экономике и
финансах, демографической ситуации, системе образования,
церковно-государственных отношениях.
Идеология режима сочетала революционную риторику с традиционными ценностями.
Символ "революции" "Чёрных полковников" - птица Феникс.
События 21 апреля 1967 г. «полковники» называли революцией, себя –
Национальным революционным правительством. Они всячески стремились
подчеркнуть уникальность своей революции и одновременно – ее
преемственность с национально-освободительной революцией 1821 года.
Тогда греки получили государственную независимость. По мнению идеологов
режима, 1821 год стал только началом освобождения греков, которое теперь
предстояло завершить. Национальное возрождение должно было
реализоваться в построении Великой Греции – экономически независимого и
политически устойчивого государства, которое могло бы стать
геополитическим центром не только для рассеянной по миру греческой
диаспоры, но и для других народов и государств.
Для этого, прежде всего, было необходимо преодолеть глубокий духовный
кризис греческой нации, вернуть утраченный греческий национальный дух.
Сам Пападопулос и его единомышленники вполне ясно представляли себе его
суть и стремились всеми средствами (СМИ, Церковь, система образования)
донести ее до всех греков. Само понятие «национального духа» было
заимствовано греческой общественной мыслью из европейской философии еще в
эпоху романтизма, к началу ХХ в. греки уже понимали нацию вполне в
европейском смысле, но все же подчеркивали ее уникальность: греческая
нация существовала на стыке двух миров – Запада и Востока, не принадлежа
ни к одному из них.
Во времена диктатуры Восток воспринимался враждебно и ассоциировался с
коммунистическим СССР, Запад был олицетворением свободы, но не обладал
достаточным потенциалом для всестороннего развития общества. Причина
этого состояла в том, что Запад – наследник древнегреческой цивилизации –
на самом деле, утратил многие ее ценности. Впрочем, прямой критики
Запада греческая хунта избегала, опасаясь оказаться в изоляции.
Греческий национальный дух исключителен, поскольку основан на
греко-христианском идеале. Этот идеал сочетает греческий образ мышления,
связанный с ценностями древнегреческой цивилизации, с византийским
православием. Греческому самосознанию приписывался патриотизм,
скромность, уважение к законам, мужество и личная храбрость,
гостеприимство и уважение к иностранцам. Главная социальная ценность
греческого идеала – демократия. С точки зрения «полковников», Запад был
демократичен только на словах: парламентская система защищает интересы
отдельных групп, а не всего общества, частные интересы ставятся выше
общественных.
Истинная демократия по своей природе консервативна, она призвана хранить традиции общества, а не разрушать их.
Идеологи режима объединяли всю греческую нацию во времени и
пространстве: с доисторических времен до наших дней и во всех концах
ойкумены. Они не отдавали предпочтения какой-то конкретной эпохе или
государственному режиму. Естественно, отсутствовали и иностранные
примеры для подражания. В этом «полковники» следовали традициям
греческой консервативной общественной мысли, склонной идеализировать
отдельных героев (Александр Македонский, Юстиниан), а не конкретные
политические режимы.
Христианство внесло в греческий национальный идеал любовь к ближнему,
милосердие, великодушие, воздержание. Западное общество, как полагали
идеологи режима, утратило и эти ценности: существование западного
человека превратилось в «сладкую жизнь», эгоистичное потребительство.
Нетрудно заметить, что критика Запада греческими диктаторами, несмотря
на их явный антикоммунизм, носила антибуржуазный характер. Возможно, на
взгляды диктаторов повлияло и их происхождение – все они были выходцами
из простого народа и сделали военную карьеру благодаря личным качествам.
Кроме того, христианство помогло окончательно оформить критерии
самоидентификации греков, заложенные еще в античности. «Греками
называются те, кто воспитан в нашей культуре», — сказал Исократ о
Филиппе Македонском. Эта максима, закрепленная представлением о том, что
«во Христе нет ни эллина, ни иудея», была прочно усвоена почти всеми
направлениями греческой общественной мысли Нового времени. Расизм
никогда не был популярен среди греков. «Полковники» не были исключением:
они тоже полагали, что греком необязательно родиться. Им можно стать,
усвоив греческий национальный идеал. Но верно и обратное: предатели
национального идеала (например, коммунисты) автоматически вычеркивают
себя из греческой нации.
Именно христианство придало греческому национальному идеалу
принципиально новое качество. «Бог – филэллин», говорил Пападопулос. В
его глазах христианские ценности были тесно связаны с православной
Церковью, и он разделял представление некоторой части греческого
духовенства о православии как национальной религии греков. Это
представление никогда не формулировалось официально, но в
действительности часть греческих священников и монахов уже в XIX в.
считала, что истинное православие сохранилось только у греков, в то
время как у остальных народов оно неправильное, искаженное.
Православие и Церковь вообще занимали большое место не только в идеологии режима, но и в его политической программе.
Церковь воспринималась как один из инструментов продвижения
греко-христианского идеала, преодоления духовного кризиса и стала важным
объектом государственных инвестиций: правительство не жалело денег на
строительство церквей, особенно в приграничных районах со смешанным
населением. В 1971 г., пышно отмечая 150-летний юбилей
национально-освободительной революции, военный режим начал строительство
храма Спасителя, который решили возвести еще в 1829 г. участники
революции в благодарность Господу за свое освобождение. Однако 150 лет в
казне не находилось денег для реализации этого проекта.
Режим «полковников» провел крупнейшую с 1830-х гг. реформу
церковно-государственных отношений: духовенство получило статус
государственных служащих, который давал гарантированное жалованье и
социальный пакет. До этого доход священнослужителей складывался только
из приношений столь же бедных прихожан.
Кроме того, диктатура укрепила и духовные основы Церкви.
К тому времени тон в греческом богословии задавали университеты,
профессура которых находилась под большим влиянием западных конфессий.
Положение стало меняться, когда военный режим поднял зарплаты в вузах и
пригласил на кафедры специалистов из числа греков диаспоры. Тогда на
богословские факультеты приехали преподаватели, воспитанные в традициях
Русского богословского института в Париже. В свою очередь Церковь была
вынуждена согласиться на ужесточение внутрицерковной дисциплины и
усиление государственного вмешательства в ее дела. И все же, Пападопулос
стал первым в истории премьер-министром, удостоенным высшей церковной
награды – Креста Св. апостола Павла, основателя христианства в Греции.
«Полковники» пытались преодолеть духовный кризис не только с помощью
Церкви, но и посредством реформирования СМИ и системы образования.
После гражданской войны деятельность греческих журналистов и так
находилась под жестким контролем правительства. Военный режим потребовал
от них прекратить распространять чуждые национальному идеалу западные
ценности и воспитывать массы в греко-христианском духе.
Огромное внимание уделялось и системе образования, ее воспитательной
роли. В школе, которая и ранее полностью контролировалась государством,
были пересмотрены учебные программы по гуманитарным дисциплинам:
история, география, родной язык и литература теперь преподавались в
соответствии с идеологией режима. Появился специальный предмет,
посвященный революции 21 апреля. Среди других мер военного режима –
строительство новых школьных зданий и университетских городков,
повышение зарплат учителям и преподавателям высших и средних специальных
учебных заведений при одновременном снижении нагрузки, создание
школ-интернатов для одаренных детей. Обучение в вузах стало бесплатным,
как и учебники на всех ступенях образования. Эти реформы позволили
решить остро стоявшую перед страной проблему нехватки собственных
квалифицированных кадров, заложили основы ориентированного на
государство среднего класса, который в будущем станет источником
социальной стабильности в стране.
Несмотря на свою уникальность, идеология «черных полковников» была
чем-то похожа на идеологии ряда других современных ей авторитарных
режимов.
Попытка освободиться от иностранного влияния перекликается с
антиколониализмом Насера в Египте и джамахирией Каддафи в Ливии, опора
на традиционные христианские ценности – с франкизмом в Испании и «новым
государством» Салазара в Португалии. И все же, это был единственный
случай не только в греческой, но и в целом – в европейской истории,
когда военная диктатура строила свою идеологию, опираясь на православие.
США, которые в свое время способствовали военному перевороту в Греции, быстро разочаровались в «полковниках».
Вместо марионеток американцы получили самостоятельный политический
режим, ориентированный на укрепление национального государства. Поэтому
США инициировали международную кампанию против «полковников» и добились
их международной изоляции. Затем при помощи Великобритании они
спровоцировали политический кризис вокруг чрезвычайно болезненного для
греков кипрского вопроса, что привело к падению диктатуры. Греция
вернулась на либерально-демократический путь развития, получив в
наследство от диктатуры окрепшую национальную валюту, существенно
выросший уровень жизни населения, модернизированную транспортную
инфраструктуру, современную систему образования. Из маргинальной нищенки
Греция превращалась в респектабельную европейскую страну, которую можно
было пустить в ЕЭС.
Лидеры же военной диктатуры были обвинены в государственной измене и
оказались в тюрьме. Там Пападопулос, до конца дней сохранивший верность
своим убеждениям, создал партию Национальный политический союз, в
которой начинали свою карьеру будущие активисты современных
ультра-правых сил.
источник
Вернуться назад
|