ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Рыцарь военной дипломатии

Рыцарь военной дипломатии


10-04-2017, 15:03. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Рыцарь военной дипломатии

Рыцарь военной дипломатии

Алексей Игнатьев связал свою жизнь с военной службой, вложив в это всю душу.


Совсем недавно Россия отметила 140 лет со дня рождения выдающегося отечественного военного дипломата генерал-лейтенанта графа Алексея Алексеевича Игнатьева. Вся жизнь и деятельность этого человека – пример высокой гражданственности и беззаветного служения своей Родине. Его часто называют дипломатом на службе двух империй. Участник Русско-японской войны 1904–1905 годов, военный агент (атташе) в Дании, Швеции и Норвегии в 1907–1912 годы. С 1912 по 1917 год – военный агент во Франции, одновременно в период Первой мировой войны – представитель русской Ставки при французской Главной квартире.

Полковник царской армии, генерал-майор приказом Временного правительства в 1954 году закончил жизнь генерал-лейтенантом Советской армии. Согласитесь, что в течение одной жизни служить двум разным государствам и дважды стать генералом не так уж просто...


РАЗВЕДЧИК СЛУЖИТ НЕ РЕЖИМУ, А СТРАНЕ

Алексей Алексеевич одним из первых военных дипломатов перешел на сторону Советской власти, доказав, что военный разведчик служит не правящему режиму, а обеспечивает безопасность своей Родины. Более того, он вернул Родине 225 млн золотых франков, хранившихся в Банк де Франс и предназначавшихся для закупок вооружения во Франции. Чтобы эта сумма была более понятной, целесообразно перевести ее в золото из расчета один франк – 0,774 грамма. Получается, что Игнатьев владел золотом общим весом 174 150 кг (!).

Во время и после Гражданской войны многие российские эмигрантские организации пытались вынудить графа Игнатьева передать им эти деньги как «законным представителям России». Он отказал им, а после установления дипломатических отношений между СССР и Францией в 1924 году передал все эти средства советскому полпреду Леониду Красину. Взамен просил одно: «Лучшей наградой для меня будет советский паспорт, возможность вернуться на родину и вновь служить России».

Поступок графа был для многих неожиданным, эмиграция объявила графа А.А. Игнатьева изменником. Мать отреклась от него и попросила не приходить на ее похороны «дабы не позорить семью перед кладбищенским сторожем». Предпринимая означенные действия, Алексей Алексеевич по-настоящему рисковал своей жизнью.

В 1937 году А.А. Игнатьев вернулся на родину, в СССР. Можно задать закономерный вопрос. Почему столь высокообразованный и одаренный аристократ, имеющий на личных счетах сотни миллионов золотом, не остался в эмиграции, а предпочел вернуться на Родину? Наверное, все дело в том, что граф Игнатьев всегда в душе был патриотом и государственником, для которого служение Отечеству всегда было превыше материальных благ. На всем своем жизненном пути Алексей Алексеевич Игнатьев никогда не гнался за почестями, твердо веря, что большей награды, чем сознание честно выполненного долга перед своей Родиной, на свете просто нет. Генерал А.А. Игнатьев является достойным представителем российского государства, а его выбор служить России являет собой яркий пример для подражания.

В ЗАЩИТУ КАДЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Из Парижа Алексей Алексеевич привез архив Русской военной миссии во Франции, который позже был передан в ЦГВИА (Центральный государственный военно-исторический архив СССР; с 24 июня 1992 года – РГВИА). 21 апреля 1937 года он получил долгожданное сообщение из Наркомата обороны о зачислении в кадры Красной армии. 25 октября 1937 года приказом НКО Союза ССР ему было присвоено звание «комбриг» («полковник»).

В Советской армии Алексей Алексеевич служил инспектором и старшим инспектором Управления военно-учебных заведений РККА, начальником кафедры иностранных языков Военно-медицинской академии. С октября 1942 года А.А. Игнатьев – старший редактор военно исторической литературы Военного издательства НКО.

Находясь на действительной службе в Красной армии, Алексей Алексеевич постоянно уделял большое внимание изучению военнослужащими иностранных языков. По этому поводу он писал: «Помогла мне в этом (перерождении. – В.В.) та совершенно для меня новая деятельность, к которой я никогда не готовился и каковую сам, конечно, того не предвидя, пророчил мне отец, настаивая на изучении иностранных языков. «Увидишь, – постоянно повторял он, – они-то тебе в жизни и пригодятся».

17 апреля 1943 года генерал-майор А.А. Игнатьев обратился с личным письмом к Народному комиссару обороны, Верховному главнокомандующему Иосифу Сталину. В письме, в частности, говорилось:

«…Международная политическая обстановка заставляет предвидеть для нашей страны не только сохранить после войны постоянную армию, но и наметить заранее ряд мероприятий для укрепления и повышения квалификаций ее командных кадров.

Принятые перед войной меры по подготовке офицеров в форме спецшкол явились первой попыткой придать воспитанию молодежи школьного возраста военный характер. Хотя короткий срок существования этих школ и не дает возможности вынести им окончательный приговор, однако, по мнению большинства высшего и старшего командного состава, это мероприятие является полумерой и не может устранить коренной недостаток среднего командного состава: отсутствие внутренней военной дисциплинированности – военной этики и связанной с этим авторитетности в глазах младшего командного и рядового состава.

Специфика военного ремесла требует привития к нему вкуса с детских лет, а недостаток дисциплинированности детей в домашней школьной обстановке вызывает необходимость создать специальные военные средние школы для подготовки нравственно воспитанных и физически развитых будущих командиров Красной армии.

Существовавшие в России кадетские корпуса, несмотря на все недостатки, являлись все же основными рассадниками офицерского воспитания наших истинно военных советских людей.

Создание подобной Военной Средней Школы мотивируется в настоящий момент еще и стремлением оказать непосредственную и действенную помощь семьям павших в боях командиров, сыновьями которых и должны по преимуществу комплектоваться эти школы. Пример отца, отдавшего жизнь за Родину, представляет уже сам по себе достаточный стимул для воспитания ребенка и юноши в духе высокого сознания воинского долга.

Срок обучения – восьмилетний для прохождения курса десятилетней средней школы, дополненной программой по математике, иностранным языкам, политической и строевой подготовке.

Размер – 500-600 воспитанников, разбитых на 4 роты по два класса в каждой.

Воспитательский состав – специально отобранный преимущественно из раненых командиров не ниже звания капитана, по возможности с высшим образованием.

Преподавательский состав – отборный только из лиц с высшим образованием.

Для начала, в виде опыта, предлагается создать, как образец, только один кадетский корпус в Москве, который должен войти в систему УВУЗ и Наркомата Обороны.

Открытие корпуса – 1 сентября 1943 года, к каковому сроку должны быть укомплектованы первые 6 классов из учеников 3, 4, 5, 6, 7 и 8 классов средней школы.

Обучение – бесплатное с обязательством по окончании корпуса поступить в военные училища и прослужить в Армии не менее 5 лет».

И.В. Сталин по достоинству оценил историческую значимость инициативы многоопытного Алексея Игнатьева и распорядился принять меры к реализации его предложения. Более того, в ходе более детального осмысления этой инициативы решено было создать не одно военно-учебное заведение, как предлагал автор письма, а сразу девять. Спустя всего лишь четыре месяца, 21 августа 1943 года, вышло Постановление Совета Народных комиссаров и ЦК ВКП (б) № 901 «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации», которым в целях скорейшего восстановления хозяйства и оказания помощи населению предусматривалось:

1. Для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной армии, партизан Отечественной войны, а также детей советских и партийных работников, рабочих и колхозников, погибших от рук немецких оккупантов, организовать в Краснодарском, Ставропольском краях, Ростовской, Сталинградской, Ворошиловградской, Воронежской, Харьковской, Курской, Орловской, Смоленской и Калининской областях девять суворовских военных училищ типа старых кадетских корпусов, по 500 человек в каждом, всего 4500 человек со сроком обучения 7 лет, с закрытым пансионом для воспитанников.

2. Обязать Наркомат обороны:

а) сформировать в период с 1 октября по 1 декабря 1943 года суворовские военные училища: Краснодарское – в Майкопе, Новочеркасское – в Новочеркасске, Сталинградское – в Астрахани, Воронежское – в Воронеже, Харьковское – в Чугуеве, Курское – в Курске, Орловское – в Ельце, Калининское – в Калинине, Ставропольское в Ставрополе;

б) разработать и издать к 1 октября с.г. штаты и положения о суворовских военных училищах, учебные программы, планы и укомплектовать училища руководящими кадрами и постоянным офицерским, педагогическим и обслуживающим персоналом.

3. Установить, что суворовские военные училища имеют целью подготовить мальчиков к военной службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование.

Установить, что в суворовские военные училища принимаются воспитанники с 10-летнего возраста со сроком обучения на семь лет.

Организовать при суворовских военных училищах младшие и старшие приготовительные классы, с годичным сроком обучения в каждом классе. В приготовительные классы принимать детей в возрасте от 8 до 10 лет.

Установить, что воспитанники суворовских военных училищ и приготовительных классов при них живут при училищах и находятся на полном закрытом пансионе за счет государства.

В целях укомплектования одновременно всех суворовских военных училищ в 1943 году в виде исключения произвести прием четырех возрастов – от 10 до 13 лет включительно.

Обязать НКО:

а) к 1 октября с.г. отвести и отремонтировать в пунктах дислокации суворовских военных училищ соответствующие помещения;

б) разработать образцы формы воспитанников суворовских военных училищ и к 15 сентября представить на утверждение СНК СССР.

6. Разрешить для руководства суворовскими военными училищами сформировать в составе Управления военно-учебных заведений Красной армии Отдел суворовских военных училищ.

Первые девять суворовских военных училищ начали действовать точно в срок, указанный в постановлении. В дополнение к нему и с одобрения высшего руководства страны народный комиссар Военно-морского флота адмирал Николай Кузнецов своим приказом от 16 октября 1943 года сформировал в Тбилиси Нахимовское военно-морское училище, аналог дореволюционного морского кадетского корпуса.

В июне 1944 года Государственным комитетом обороны были сформированы еще шесть суворовских училищ – в городах Горький, Казань, Тула, Тамбов, Куйбышев и Саратов и два нахимовских – в Ленинграде и Риге.

Особо отметим, что столь масштабный проект осуществлялся в стране, истерзанной войной против фашистских полчищ.

ДИПЛОМАТ И ЛИТЕРАТОР

Будучи старшим инспектором по иностранным языкам Управления военно-учебных заведений РККА, Алексей Алексеевич приложил немало усилий для создания в Красной армии высшего военно-учебного заведения, специализирующегося на подготовке офицеров со знанием иностранных языков. Благодаря его настойчивой инициативе и при непосредственном участии отечественных специалистов лингвистики и военно-дипломатической службы Совет Народных комиссаров СССР принял Постановление об организации при 2-м Московском государственном педагогическом институте иностранных языков (2-й МГПИИЯ) Военного факультета со статусом высшего военно-учебного заведения. На факультет возлагалась задача подготовки военных преподавателей английского, немецкого и французского языков для академий и училищ Красной армии. На основании этого постановления был издан приказ народного комиссара обороны СССР и народного комиссара просвещения РСФСР, в соответствии с которым предписывалось организовать данный факультет к 1 февраля 1940 года (именно этот день был в последующем закреплен приказом министра Вооруженных сил СССР № 0180 от 5 сентября 1944 года как дата образования Военного института иностранных языков (ВИИЯ КА)). По случаю открытия факультета 7 февраля 1940 года состоялось торжественное собрание, на котором председательствовал Алексей Алексеевич Игнатьев.

Позже он принял непосредственное участие в становлении факультета (института), в стенах которого занимались подготовкой высококвалифицированных специалистов иностранных языков, в которых остро нуждался фронт. Являясь сослуживцем и личным другом начальника института генерал-майора Николая Биязи, крупного специалиста по французскому и итальянскому языкам, Алексей Алексеевич лично способствовал подготовке учебно-методических материалов.

По личному указанию И.В. Сталина приказом № 929 от 29 августа 1943 года А.А. Игнатьеву было присвоено звание «генерал-лейтенант». Произошло это спустя лишь неделю после того, как было опубликовано Постановление о создании суворовских военных училищ. Не было ли в действительности присвоение ему очередного звания наградой за воплощенную в жизнь идею возродить кадетское образование? Но это лишь догадка, в то время как приведенное выше игнатьевское письмо Сталину – документ.

После выхода в отставку в 1947 году Алексей Игнатьев занимался литературной деятельностью. Обладая большими литературными способностями, имея большой жизненный опыт, занимался творческой деятельностью: встречался с представителями литературы и искусства, военнослужащими, писал воспоминания, очерки и статьи, которые ныне хранятся в Российском государственном архиве литературы и искусства.

Талантливый человек оказался талантлив во всем. В свободное от работы время Алексей Алексеевич увлекался кулинарией и 20 лет работал над книгой рецептов, рукопись которой хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве. Эта книга вышла в 1991 году под названием «Кулинарные секреты кавалергарда генерала графа А.А. Игнатьева, или Беседы повара с приспешником». Интересно, что свои многочисленные кулинарные рецепты Алексей Алексеевич записывал с 1931 года, часто на листках бумаги со штемпелем «Гостиница «Савой». Он был убежден, что кухня – это «и искусство, и наука».

Но многие читатели больше знают Алексея Алексеевича по его автобиографической книге «Пятьдесят лет в строю», получившей широкую популярность среди старшего поколения и молодежи. Эта книга вышла в 1927 году на французском языке. В 1938 году ее начал публиковать журнал «Знамя», впервые книга была выпущена у нас в стране в 1951 году и выдержала несколько изданий.

Жизнь генерала А. А.Игнатьева характеризует цитата из этой книги: «Честно служи России, сынок, несмотря на правителей и на то, как она называется… Это делал твой отец, это делали и твои деды, и прадеды. Главное, будь честен перед своей совестью и не опозорь память своих предков!»

По случаю юбилея 17 марта с.г. в Ржеве, на малой родине А.А. Игнатьева, при поддержке администрации Ржевского района, Ржевского Совета ветеранов и Лиги военных дипломатов прошла научно-практическая конференция «Жизнь и деятельность генерал-лейтенанта графа Алексея Алексеевича Игнатьева – пример высокой гражданственности и беззаветного служения своей Родине – России» с участием известных международников, дипломатов, ученых, членов дипломатического корпуса в Москве и представителей общественности.

К этой дате приурочен также выход в свет книги «Рыцарь военной дипломатии граф А.А. Игнатьев», о которой «НВО» рассказывало в предыдущем номере.

Родина помнит своего героя!
Автор: Владимир Винокуров
Первоисточник: http://nvo.ng.ru/history/2017-04-07/8_943_knight.html



Вернуться назад