Кем были крестоносцы — благородными паладинами или алчными
захватчиками, могли ли женщины участвовать в походах и за что Фридриха
II закидали потрохами
Итак,
27 ноября 1095
года папа Урбан II обратился с проповедью к собравшимся у собора во
французском городе Клермон. Он призвал слушателей принять участие в
военной экспедиции и освободить Иерусалим от «неверных» — мусульман, в
638 году завоевавших город у византийцев. В качестве вознаграждения
будущие крестоносцы получали возможность искупить свои грехи и увеличить
шансы на попадание в рай. Желание папы возглавить богоугодное дело
совпало со стремлением его слушателей спастись — так началась эпоха
Крестовых походов.
1. Основные события Крестовых походов
15 июля 1099 года произошло одно из
ключевых событий мероприятия, которое позже станет известно как Первый
крестовый поход: войска крестоносцев после успешной осады взяли
Иерусалим и принялись истреблять его обитателей. Большинство выживших в
этом сражении крестоносцев вернулись домой. Те, кто остался, образовали
на Ближнем Востоке четыре государства — графство Эдесское, княжество
Антиохии, графство Триполи и Иерусалимское королевство. Впоследствии
против мусульман Ближнего Востока и Северной Африки были отправлены
еще восемь экспедиций. Следующие два столетия поток крестоносцев в
Святую землю был более или менее регулярным. Впрочем, многие из них на
Ближнем Востоке не задерживались, и государства крестоносцев испытывали
постоянную нехватку в защитниках.
В 1144 году пало графство
Эдесское, и целью Второго крестового похода стало возвращение Эдессы. Но
в ходе экспедиции планы поменялись — крестоносцы решили напасть на
Дамаск. Осада города провалилась, поход ничем не окончился. В 1187 году
Саладин, султан Египта и Сирии, взял Иерусалим и многие другие города
Иерусалимского королевства, включая самый богатый из них — Акру
(современный Акко в Израиле). Во время Tретьего крестового похода
(1189–1192), который возглавил король Англии Ричард Львиное Сердце, Акра
была возвращена. Оставалось вернуть Иерусалим. В то время считалось,
что ключи от Иерусалима находятся в Египте и поэтому начать завоевание
следует с него. Эту цель преследовали участники Четвертого, Пятого и
Седьмого походов. Во время Четвертого крестового похода был завоеван
христианский Константинополь, во время Шестого вернули Иерусалим — но
ненадолго. Поход за походом оканчивался неудачно, а желание европейцев в
них участвовать слабело. В 1268 году пало княжество Антиохии, в 1289-м
— графство Триполи, в 1291-м — столица Иерусалимского королевства
Акра.
2. Как походы изменили отношение к войне
До Первого крестового
похода ведение многих войн могло одобряться церковью, но ни одна из
них не называлась священной: даже если война считалась справедливой,
участие в ней вредило спасению души. Так, когда в 1066 году в битве при
Гастингсе норманны разбили армию последнего англосаксонского короля
Гарольда II, норманнские же епископы наложили на них епитимью. Теперь
же участие в войне не только не считалось грехом, но позволяло искупить
прошлые прегрешения, а смерть в бою практически гарантировала спасение
души и обеспечивала место в раю.
Это новое отношение к войне
демонстрирует история монашеского ордена, возникшего вскоре после
окончания Первого крестового похода. Сначала главной обязанностью
тамплиеров — не просто монахов, но монахов-рыцарей — была защита
христианских паломников, отправившихся в Святую землю, от разбойников.
Однако очень быстро их функции расширились: они стали защищать не только
паломников, но и само Иерусалимское королевство. Тамплиерам перешло
множество замков в Святой земле; благодаря щедрым дарам сторонников
Крестовых походов из Западной Европы, им хватало средств, чтобы
поддерживать их в хорошем состоянии. Как и другие монахи, тамплиеры
приняли обет целомудрия, бедности и послушания, но, в отличие от членов
других монашеских орденов, служили Богу, убивая врагов.
3. Сколько стоило участие в походе
Долгое время считалось, что
главной причиной участия в Крестовых походах была жажда наживы: якобы
так младшие братья, обделенные наследством, поправляли свое положение
за счет сказочных богатств Востока. Современные историки отвергают
эту теорию. Во-первых, среди крестоносцев было немало богатых людей,
которые покидали свои владения на долгие годы. Во-вторых, участие в
Крестовых походах стоило довольно дорого, а прибыли почти никогда не
приносило. Затраты соответствовали статусу участника. Так, рыцарь должен
был полностью экипировать и себя, и своих спутников и слуг, а также
кормить их во время всего пути туда и обратно. Бедняки надеялись на
возможность подработать в походе, а также на подаяния более
обеспеченных крестоносцев и, конечно, на добычу. Награбленное в крупном
сражении или после успешной осады быстро тратилось на провизию и
другие необходимые вещи.
Историки подсчитали, что рыцарь,
собравшийся в Первый крестовый поход, должен был собрать сумму, равную
своим доходам за четыре года, и в сборе этих средств часто принимала
участие вся семья. Приходилось закладывать, а иногда даже продавать свои
владения. Например, Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого
крестового похода, был вынужден заложить родовое гнездо — Бульонский
замок.
Большинство выживших крестоносцев возвращались домой с
пустыми руками, если, конечно, не считать реликвий из Святой земли,
которые они потом дарили местным церквям. Однако участие в Крестовых
походах сильно поднимало престиж всей семьи и даже ее следующих
поколений. Вернувшийся домой крестоносец-холостяк мог рассчитывать на
выгодную партию, и в некоторых случаях это позволяло подправить
расшатавшееся финансовое положение.
4. От чего умирали крестоносцы
Подсчитать, сколько
всего крестоносцев погибло в походах, сложно: известны судьбы совсем
немногих участников. Например, из спутников Конрада III, короля Германии
и предводителя Второго крестового похода, больше трети не вернулись
домой. Умирали не только в бою или впоследствии от полученных ран, но и
от болезней и голода. Во время Первого крестового похода нехватка
провизии была столь серьезной, что дело дошло до каннибализма. Королям
тоже приходилось нелегко. Например, император Священной Римской империи
Фридрих Барбаросса утонул в реке, Ричард Львиное Сердце и король
Франции Филипп II Август еле пережили тяжелую болезнь (судя по всему,
разновидность цинги), от которой выпадали волосы и ногти. У другого
французского короля, Людовика IX Святого, во время Седьмого крестового
похода была такая сильная дизентерия, что ему пришлось вырезать сиденье
штанов. А во время Восьмого похода сам Людовик и один из его сыновей
умерли.
5. Участвовали ли в походах женщины
Да, хотя их количество сложно
подсчитать. Известно, что в 1248 году на одном из кораблей, которые во
время Седьмого крестового похода везли крестоносцев в Египет, на 411
мужчин приходилось 42 женщины. Некоторые женщины участвовали в
Крестовых походах вместе с мужьями; некоторые (обычно вдовы, которые в
Средние века пользовались относительной свободой) ехали сами по себе.
Как и мужчины, они отправлялись в походы, чтобы спасти душу, помолиться
у Гроба Господня, посмотреть на мир, забыть о домашних неурядицах, а
также прославиться. Бедные или обедневшие в ходе экспедиции женщины
зарабатывали себе на хлеб, например, как прачки или искательницы вшей. В
надежде заслужить Божье благоволение крестоносцы старались соблюдать
целомудрие: внебрачные связи карались, а проституция, по всей
видимости, была менее распространена, чем в обычной средневековой армии.
В
боевых действиях женщины участвовали весьма активно. Один источник
упоминает женщину, которая была убита под обстрелом во время осады Акры.
Она участвовала в засыпании рва: это делалось для того, чтобы подкатить
к стенам осадную башню. Умирая, она попросила бросить ее тело в ров,
чтоб и в смерти помочь осаждающим город крестоносцам. Арабские источники
упоминают женщин-крестоносцев, сражавшихся в доспехах и на коне.
6. В какие настольные игры играли крестоносцы
Настольные игры, в которые почти всегда
играли на деньги, в Средние века были одним из главных развлечений как
аристократов, так и простолюдинов. Крестоносцы и поселенцы государств
крестоносцев не были исключением: играли в кости, шахматы, нарды и
мельницу (логическую игру для двух игроков). Как сообщает автор одной из
хроник Вильгельм Тирский, король Балдуин III Иерусалимский любил играть
в кости больше, чем приличествует королевской чести. Тот же Вильгельм
обвинял Раймунда, князя Антиохии, и Жослена II, графа Эдессы, в том, что
во время осады замка Шайзар в 1138 году они только и делали, что
играли в кости, оставив своего союзника, византийского императора
Иоанна II, воевать одного, — и в итоге Шайзар взять не удалось.
Последствия игр могли быть и куда более серьезными. Во время осады
Антиохии в 1097–1098 годах двое крестоносцев, мужчина и женщина,
заигрались в кости. Воспользовавшись этим, турки совершили неожиданную
вылазку из города и забрали обоих в плен. Отрубленные головы несчастных
игроков потом перебросили через стену в лагерь крестоносцев.
Но
игры считались небогоугодным делом — особенно когда речь шла о
священной войне. Король Англии Генрих II, собравшись в Крестовый поход
(в результате он в нем так и не принял участия), запретил крестоносцам
ругаться, носить дорогую одежду, предаваться чревоугодию и играть в
кости (кроме того, он запретил женщинам участвовать в походах, за
исключением прачек). Его сын, Ричард Львиное Сердце, также считал, что
игры могут помешать успешному исходу экспедиции, поэтому установил
строгие правила: никто не имел права проиграть больше 20 шиллингов за
день. Правда, королей это не касалось, а простолюдины должны были
получить специальное разрешение на право играть. Правила,
ограничивавшие игры, были и у членов монашеских орденов — тамплиеров и
госпитальеров. Тамплиеры могли играть только в мельницу и только ради
удовольствия, а не на деньги. Госпитальерам было строго запрещено
играть в кости — «даже на Рождество» (видимо, некоторые использовали
этот праздник как предлог, чтобы расслабиться).
7. С кем крестоносцы воевали
Уже с самого начала своих
военных экспедиций крестоносцы нападали не только на мусульман и вели
сражения не только на Ближнем Востоке. Первый поход начался с массовых
избиений евреев на севере Франции и в Германии: одних просто убивали,
другим предлагали на выбор смерть или обращение в христианство (многие
предпочли самоубийство, чем гибель от рук крестоносцев). Это не
противоречило идее Крестовых походов — большинство крестоносцев не
понимали, почему они должны сражаться против одних неверных
(мусульман), а других неверных щадить. Насилие против евреев
сопровождало и другие Крестовые походы. Например, во время подготовки к
третьему погромы произошли в нескольких городах Англии — только в Йорке
погибло более 150 евреев.
С середины XII века папы начали
объявлять Крестовые походы не только против мусульман, но и против
язычников, еретиков, православных и даже католиков. Например, так
называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной
Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей
Католическую церковь. За катаров вступились их соседи-католики — они в
основном и воевали с крестоносцами. Так, в 1213 году в битве с
крестоносцами погиб король Арагона Педро II, получивший прозвище
Католик за успехи в борьбе против мусульман. А в «политических»
Крестовых походах на Сицилии и юге Италии врагами крестоносцев с самого
начала были католики: папа обвинил их в том, что они ведут себя «хуже
неверных», потому что не подчиняются его приказам.
8. Какой поход был самым необычным
Император
Священной Римской империи Фридрих II дал обет принять участие в
Крестовом походе, но исполнять его не торопился. В 1227 году он
наконец-то отплыл в Святую землю, но серьезно заболел и повернул
обратно. За нарушение обета папа римский Григорий IX тут же отлучил
его от церкви. И даже через год, когда Фридрих снова сел на корабль,
папа не отменил наказание. В это время на Ближнем Востоке шли
междоусобные войны, начавшиеся после смерти Саладина. Его племянник
аль-Камиль вступил в переговоры с Фридрихом, надеясь, что тот поможет
ему в борьбе с братом аль-Муаззамом. Но когда Фридрих наконец
поправился и снова отплыл в Святую землю, аль-Муаззам умер — и помощь
аль-Камилю была больше не нужна. Тем не менее Фридриху удалось убедить
аль-Камиля вернуть христианам Иерусалим. У мусульман оставалась
Храмовая гора с исламскими святынями — «Куполом скалы» и мечетью
аль-Акса. Этот договор был достигнут отчасти благодаря тому, что Фридрих
и аль-Камиль говорили на одном языке — как в буквальном, так и в
переносном смысле слова. Фридрих вырос на Сицилии, большая часть
населения которой была арабоговорящей, говорил по-арабски сам и
интересовался арабской наукой. В переписке с аль-Камилем Фридрих задавал
ему вопросы по философии, геометрии и математике. Возвращение
Иерусалима христианам путем тайных переговоров с «неверными», а не
открытого боя, да и еще отлученным от церкви крестоносцем, многим
казалось подозрительным. Когда Фридрих из Иерусалима приехал в Акру, его
закидали потрохами.
Спасибо огромное читателю за проявленный интерес.
С Уважением, Sergius Voskresenskiy.
Источники:
Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М., 2011.
Лучицкая С. Образ Другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. СПб., 2001.
Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. М., 2010.
Флори Ж. Боэмунд Антиохийский. Рыцарь удачи. СПб., 2013.
Хилленбранд К. Крестовые походы. Взгляд с Востока. Мусульманская перспектива. СПб., 2008.
Эсбридж Т. Крестовые походы. Войны Средневековья за Святую землю. М., 2013
Вернуться назад