Первое, что бросилось в глаза археологам при входе в переднюю камеру
– это штукатурка, которая оказалась в прекрасном состоянии. На полу
можно было разглядеть множество остатков мебели из дерева. Передняя
камера оказалась невероятно большого размера и к тому же была буквально
усыпана различной погребальной утварью. Внимание исследователей
привлекло к себе отверстие, которое образовалось между двумя стелами из
мрамора. Как оказалось, между ними лежала рельефная пластина из золота.
Рядом с входом в усыпальницу был найден горит из золота, внутри которого
археологам удалось обнаружить стрелы. Около горита были обнаружены
наколенники из бронзы с нанесенной на них позолотой. На полу лежали
сосуды из-под масла, сделанные из алебастра. У одной из стен была
обнаружена восхитительная пектораль из золота, неподалеку были найдены
две медузы, также сделанные из золота.
Вход в музей в Вергине.
Обкладка,
сделанная из золота, была в форме пластины, которая делилась на три
части. Две из этих частей украшали прекрасные рельефы фигур, а третья
часть, бывшая самой большой по размеру, украшалась орнаментом,
заканчивавшимся в верхней части фигурой воителя. Все рельефы
объединялись сюжетом, изображающим воинов, которые облачись в доспехи и
вооружились мечами. Они ведут кровопролитное сражение с неприятелями. В
то же время женщины и дети ищут укромное место у алтарей с изображениями
богов. Логически размышляя, можно придти к выводу, что изображен захват
города: победители врываются в храмы. Учёные сразу же предположили, что
изображается падение Трои – самый излюбленный сюжет для всех греческих
мастеров. Позднее, изучив рельеф детальнее, исследователи усомнились в
этом, так как ни одного из персонажей не удалось сопоставить с
каким-либо героем. Скорее всего, это сюжет какой-то другой битвы, о
которой нам ничего не известно.
Горит и поножи в гробнице.
Ни
для кого не секрет, что настолько богатые гориты использовали вожди
скифов, несколько штук подобных горитов были найдены в южной части
России, на местах скифских поселений. В Карагодеуашхе археологами были
найдены семь похожих горитов – скорее всего, они были сделаны по одной и
той же матрице. Это было подтверждено советской ученой А.П. Манцевич.
Из этого мы можем сделать вывод, что этот горит являлся военной добычей
македонян после их сражения со скифскими войнами. Как известно, царь
Филипп II в 339 году до н. э. сражался с царём Атеем и разбил его.
Македонские воины захватили огромную добычу. Скорее всего, именно в этот
момент горит и попал к ним.
Горит в музее. Слева золотая пектораль.
После
того, как саркофаг в передней камере был вскрыт, исследователей ожидал
ещё ряд приятных сюрпризов. Внутри лежала ещё одна урна, но на этот раз
она была меньше по размеру. Исследователи сразу же вынули её и
приступили к вскрытию. Внутри лежали кости, которые накрывала парча
пурпурно-золотого цвета. Нити из золота были в хорошем состоянии, но
пурпур грозил вот-вот исчезнуть. Исследователи сразу же сделали
фотографии. Спасение этой ткани было очень трудным занятием. Группе
реставраторов во главе с Т. Маргаритовым удалось это сделать. Но была
ещё одна находка, уникальность которой просто невероятна. В урне вместе с
останками лежала женская диадема из золота – одно из самых уникальных
украшений, доставшихся нам от древности. Главной чертой этого украшения
было не её роскошь, а изящество, с которым было выполнено это украшение.
Изображение сцен битвы на горите.
Стебли
из золота украшали множество завитков, бутоны, ножки которых также
выполнены из золота. Всю композицию венчали пальметки и изображение пчёл
над цветами – всё это в совокупности и создало это уникальное
произведение искусства.
Диадема.
Подробно
рассмотрев все находки, ученые пришли к выводу, что ими была найдена
царская усыпальница. Это была самая большая из всех македонских
усыпальниц, внутри она была расписана известным художником, а находки
представляют собой огромную ценность, как в прямом, так и в переносном
смысле. Важность находок позволяет предполагать, что гробница
принадлежит главе царского рода. В пользу этого говорит найденная
учёными диадема из золота и серебра. Концы этого украшения скреплялись
Геракловым узлом, позволявшим регулировать размер объёма.
Возможно, так выглядел царь Филипп в своем уникальном железном панцире.
Датировка
находок не вызывает труда. По мнению ученых, они относятся к третьей
четверти IV в. до н. э., а точнее к периоду между 350 и 325 г. до н. э.
При
условии того, что датировка верна, можно прийти к выводу, что данная
усыпальница принадлежит царю Филиппу II - отцу знаменитого Александра
Македонского. Работы антропологов говорят нам, что останки принадлежат
мужчине в возрасте от 40 до 50 лет, а, как известно, Филипп был убит в
возрасте 46 лет. Группа археологов из Англии провели восстановление
черепа. Сразу же проявилось сходство с изображением царя. Также на
правой височной кости было обнаружено углубление, которое когда-то было
раной от стрелы. Останки из второй урны, как и предполагалось, судя по
диадеме, оказались женскими. Это молодая девушка в возрасте от 23 до 27
лет, скорее всего, была одной из жен Филиппа, но какой именно, пока не
известно. Таким образом, удивительные сокровища, найденные археологами в
Вергине, позволили пролить свет не только на цивилизацию македонян, но и
на всю эпоху эллинизма IV века до н. э.
«Гробница царевича»
Однако
на этом работы не закончились. Позднее археологам удалось обнаружить
ещё одну усыпальницу (Гробница III), которая располагалась
северо-западнее от первой усыпальницы. Учёными сразу же было выдвинуто
предположение, что в ней покоится один из членов царского рода. Эта
усыпальница была небольших размеров, но в ней также было две камеры. К
сожалению, роспись фасада гробницы не сохранилась, так как она
проводилась не по штукатурке, как в остальных гробницах, а по панели из
дерева или по коже. Однако была обнаружена небольшая фреска,
располагавшаяся в передней камере. На ней была изображена двухупряжная
колесница. Конечно же, эту фризу мы не можем поставить в один ряд с той
чудесной росписью, которая была обнаружена в других усыпальницах, но всё
же она также принадлежит руке великого мастера, знавшего толк в своём
деле.
Роспись с изображением колесницы.
Внутри
камеры находилось множество предметов. На полу было обнаружено
множество остатков от органических материалов. В одном из углов камеры
были найдены кубки, сделанные из серебра. Практически все из них были в
прекрасном состоянии. В общей сложности археологами были обнаружено 28
предметов. После того, как они были обработаны, выяснилось, что они не
такого высокого качества, как находки из Гробницы II, но некоторые из
них представляли не меньшую ценность. Часть из этих предметов имели
очень необычную, можно даже сказать оригинальную форму, которая была не
характерна для изделий из серебра. Однако, несмотря на всё это,
исследователями были обнаружены несколько шедевров. Например, патера с
изображением головы барана на конце ручки. Это является прекрасным
примером металлообработки, существовавшей в IV веке до н. э.
Бронзовая масляная лампа.
Однако
это не единственные предметы, которые заслуживают пристального внимания
к себе. Например, был обнаружен позолоченный наконечник меча. Также
были найдены пять позолоченных скребков (стригилей), сделанных из
бронзы. Также удалось найти наголенники, на которые была нанесена
позолота. В ужасном состоянии было обнаружено какое-то подобие одежды из
кожи или из затканной ткани из золота. Были обнаружены останки человека
после кремации. Их опоясывал венец, сделанный из золота, листьев дуба и
жёлудей. Этот прекрасный венец не был столь же массивен как тот, что
был обнаружен в Первой Гробнице, но несмотря на это его также можно
признать одним из удивительнейших венцов из золота, доставшимся нам от
древности.
Помещение музея: находки из гробниц.
Практически
со стопроцентной вероятностью можно предположить, что в усыпальнице
также располагалось ложе из дерева, которое также украшала резьба из
слоновой кости. Из груды обломков было отсеяно всего два элемента ложа.
Скорее всего, это были украшения ножек ложа. Кропотливая работа Г.
Петкусиса позволила учёным восстановить некоторые элементы рельефа и
орнамента. Как выяснилось, на рельефе был изображён Пан, с левой стороны
изображалась дионисийская пара. Видно, что мужчина зрелых лет держит в
руке факел, одновременно с этим он опирается на плечи юной женщины.
Роспись одной из гробниц в Вергине: траурная процессия.
Тщательная
работа антропологов позволила установить, что в усыпальнице покоится
юноша в возрасте от 12 до 14 лет. Только то, что данная гробница была
построена специально для усопшего юноши, позволяет причислить её к
царским гробницам. Если у кого-либо все же оставались какие-либо
сомнения, то найденные археологами сокровища должны были полностью
развеять все страхи: следует помнить о найденной усыпальнице, которая
была сделана во всех традициях высокого искусства.
Некоторые из
историков высказывают предположения, что данная усыпальница принадлежит
Александру IV, сыну прославленного Александра Македонского. Как
известно, он был объявлен царём после смерти своего отца, а умерщвлен в
310 – 309 г. до н. э.
Портрет Филиппа II из слоновой кости, высота 3,2 см.
Несмотря
на все те удивительные находки, работа в Вергине не останавливалась. В
1982 году археологам удалось раскопать городской театр, в котором и был
убит Филипп II, а его сын был провозглашён царём. В 1987 году было
сделано ещё одно потрясающее открытие. Была найдена ещё одна
усыпальница. После вскрытия внутри учёным удалось обнаружить огромное
количество погребальной утвари. Как выяснилось, данная гробница
относится к VI веку до н. э. Из этого мы можем сделать вывод, что это
самая ранняя гробница, которую удалось обнаружить в древней македонской
столице. Также при раскопках на глубине были обнаружены блоки из
известняка, составлявших крупную постройку. Как выяснилось, это
оказалась погребальная камера. К сожалению, здесь уже побывали
грабители. Но, несмотря на это, в одной из камер учёным повезло
обнаружить уникальную находку – это оказался трон из мрамора с
выполненным на нём орнаментом. Он стоял в самом дальнем углу гробницы.
На его спинке был нанесён рельеф с изображением растений и изображение
Плутона и Персефоны на колеснице. Рядом с троном находилась скамейка,
которая предназначалась специально для ног. Учёные предполагают, что
данная усыпальница принадлежит женщине. Скорее всего, она также
принадлежала к царскому роду. После смерти её тело также подвергли
кремации. После этого останки поместили в ларец.
Золотые серьги из погребения в Вергине.
Сегодня
все эти артефакты, найденные при раскопках в Вергине, являются
экспонатами музея в Вергине и музея археологии в Фессалониках. Каждый,
кто смотрит на них, конечно же, видит в них нечто свое, однако одно
несомненное – очень высокий уровень тогдашней греческой культуры,
несколько позднее, а именно после походов Александра Македонского на
Восток, ставшей основой для культуры эпохи эллинизма.