Оглянувшись, сиамский король Наресуан увидел: войско осталось далеко
позади. Боевой слон монарха прорвался прямо к вражескому штабу.
Казалось бы, считанные секунды, и король погибнет, или, что еще хуже для
чести королевской фамилии, — попадет в плен. Но Наресуан не растерялся.
Он крикнул вражескому главнокомандующему бирманскому принцу Мин Чит
Сва: «Брат мой, принц! Выходи из тени дерева. Сразимся ради чести наших
имен и на удивление будущим векам!» Наресуан знал, что говорил: в родном
Сиаме он считался непревзойденным мастером боевых искусств. Наследник
королевского престола Бирмы Мин Чит Сва, хотя и мог просто приказать
своим воинам уничтожить Наресуана, но представления о чести не позволили
ему это сделать. Бирманский главнокомандующий принял вызов. В
ожесточенной схватке был ранен боевой слон Наресуана, погиб
слоновожатый, но сиамскому королю удалось одержать победу. Мин Чит Сва
был убит. Пока шел поединок, сиамские войска успели приблизиться к
бирманской ставке, и когда пал Мин Чит Сва, а бирманское войско было
деморализовано, сиамцы пошли в атаку и заставили бирманцев отступить.
Эта
красивая легенда рассказывает нам о героических событиях далекого XVI
века. Имя принца Наресуана знакомо каждому, кто интересовался историей
Таиланда (Сиама) или увлекался таким знаменитым боевым искусством как
«муай тай» (тайский бокс). Средневековая история Сиама — это история
постоянного противостояния с соседними державами, прежде всего с Бирмой.
В Индокитае Сиам и Бирма были постоянными соперниками — как Англия и
Франция в Европе. Две буддийские страны неоднократно воевали друг с
другом. Соперничество Бирмы и Таиланда проявлялось не только в
политической истории, но и в тех же боевых искусствах — достаточно
сказать, что в Бирме существует собственный «бирманский бокс» —
«летвхей», отличающийся еще более жесткими правилами, чем тайский бокс.
Естественно, взаимоотношения двух стран не обходились и без постоянных
выяснений, чьи бойцы сильнее и чье боевое искусство более эффективно.
В XVI веке значительную часть современного Таиланда
занимало государство Аютия — прямой предшественник Сиама. Это
государство еще в XIV веке создали тайские племена, вытеснившие
доминировавших прежде в долине реки Менам (ныне Чаупхрая) монов
(родственный кхмерам народ). Подавляющее большинство населения Аютии
исповедовало буддизм направления Хинаяна (Малая колесница), однако
система государственного управления строилась по индуистскому принципу —
монарх считался божеством. В этом Аютия наследовала традицию,
заложенную древними кхмерами. В 1378 году Аютия подчинила себе другое,
более древнее тайское государство — Сукхотаи, а в 1438 году Сукхотаи
окончательно влилось в состав Аютии. Следующим этапом в укреплении Аютии
стала борьба против северного соседа — тайского царства Ланнатай. Но, в
отличие от Сукхотай, Ланнатай смогла сохранить свою независимость,
отражая натиск Аютии.
В
начале XVI века Аютия начала развивать экономические отношения с
Португалией. В 1511 г. португальский путешественник Дуарте Фернандес
заключил дипломатические отношения с Аютией от имени португальской
короны. Сотрудничество с португальцами продуктивно сказалось на развитии
военного дела. Несколько португальских путешественников были привлечены
в качестве инструкторов в армию тайского государства. Благодаря
португальцам в Аютии появилось первое огнестрельное оружие. Король
Прачай, правивший в 1534-1546 гг., предпринял неудачную попытку вновь
покорить государство Ланнатай. Однако, военное поражение привело к
обострению интриг и противоречий при королевском дворе. К власти в Аютии
в 1549 году пришел Маха Чакрапат, правивший до 1569 года.
В это
время, воспользовавшись междоусобицами в Аютии, в ситуацию решил
вмешаться могущественный сосед страны — Бирманское царство (Туангу).
Укрепление бирманского государства происходило параллельно с укреплением
Аютии. В 1510 году князь Минджиньёу (1486-1531) построил новый город
Таунгу, который вскоре стал столицей государства, вокруг которого
происходило объединение бирманских земель. Дальнейшее становление
Бирманского царства происходило при следующем царе — Табиншветхи
(1531—1551). В 1541 г. войска Таунгу захватили столицу Монского царства
Хантавади город Пегу, в который вскоре и была перенесена столица Бирмы.
Покончив с самостоятельностью монов, Табиншветхи положил глаз на
соседнюю Аютию, благо как раз в это время последняя потерпела серьезную
неудачу в войне с государством Ланнатай и была ослаблена внутренними
междоусобицами. Войска Туангу вторглись в Аютию. Сиамская армия
потерпела поражение в ожесточенной битве на слонах, произошедшей на
границе страны. Ситуацию исправило лишь своевременное прибытие
подкрепления во главе с губернатором Сукхотаи, которое смогло отразить
атаку бирманцев. После этого царь Табиншветхи решил временно отойти от
государственных дел, но в 1551 году был убит восставшими монами. Это
обстоятельство, которое, казалось, наоборот укрепляло позиции соседней
Аютии, в действительности привело к крайне негативным последствиям для
сиамского государства.
На
престол Бирмы взошел Байиннаун (1516-1581), доводившийся мужем сводной
сестре погибшего царя Табиншветхи. Байиннаун (на фотографии — памятник
этому царю) был человеком воинственным и амбициозным. Он приступил к
масштабному укреплению бирманского государства и расширению его границ. В
1557 году Байиннаун даже смог покорить воинственные шанские княжества в
Шанских горах, ликвидировав угрозу постоянных рейдов горцев — шанов в
бирманские земли. После этого Байиннауну удалось создать огромную
империю, подобной которой не знала история Индокитая. В состав
государства Таунгу в годы его правления вошли большая часть Бирмы
(современной Мьянмы), Манипур (ныне — штат Индии), Мон-Шан (южные районы
современной китайской провинции Юньнань), княжество Лансанг (территория
современного Лаоса), земли воинственных куки-чинских племен на
северо-востоке Бирмы, и собственно Аютия. Согласно буддийской традиции,
Байиннаун был провозглашен «чакравартином» — идеальным правителем,
который ликвидировал хаос и вернул общество к порядку. Согласно
буддийскому учению, приход чакравартина означает начало новой эры.
Собственно, для бирманского государства правление Байиннауна и было
отправной точкой в его дальнейшем развитии.
В 1558 году
Байиннаун захватил королевство Ланнатай, расположенное между Бирмой и
Аютией. В отличие от аютайских войск, которые не смогли раньше покорить
эту страну, бирманской армии удалось одержать победу над защитниками
Ланнатай. Дальше в планах бирманского царя был захват Сиама. В 1563 году
бирманские войска были переброшены на границу с соседней Аютией, но
власти последней смогли откупиться от Байиннауна большой данью. Когда в
1568 году скончался король Аютии Маха Чакрапат, бирманский царь решил,
что настало время действовать. Войска государства Таунгу подошли к
столице Аютии. В 1569 году новый король Аютии Пра Махин был вынужден
капитулировать и сдать столицу страны бирманцам. На пятнадцать лет Аютия
оказалась в вассальной зависимости от Бирмы.
В том же 1569 году
правителем Аютии был назначен Маха Тхаммарача, коронованный как царь
Санпхет I. Чтобы Санпхет I сохранял лояльность бирманской короне, царь
Байиннаун распорядился взять двоих четырнадцатилетних сыновей нового
короля Аютии в заложники. Так принцы Наресуан и Экатхотсарот оказались в
Бирме. Как и подобает отпрыскам королевской фамилии, их поселили во
дворце и стали обучать воинскому искусству. В то время бирманское
военное дело считалось лучшим в Индокитае. Под руководством опытных
наставников юноши осваивали все воинские премудрости, включая и
искусство рукопашного боя.
В 1571 году шестнадцатилетнему Наресуану (на изображении) разрешили
вернуться в Аютию — к этому времени бирманский царь убедился в
лояльности Санпхета I. Юный сиамский принц был назначен своим отцом на
пост губернатора провинции Пхитсанулок на севере государства, где,
кстати, Наресуан и родился шестнадцатью годами ранее — в 1555 году.
Будучи губернатором провинции, Наресуан осуществлял непосредственное
командование сиамскими войсками, в это время воевавшими с соседней
Камбоджей. Одержав несколько побед над кхмерской армией, Наресуан, тем
не менее, озадачился вопросами боевой подготовки сиамских солдат. Он
успел заметить, что сиамская армия существенно уступает бирманской по
качеству подготовки. Поэтому принц начал готовить солдат Аютии по
бирманским канонам, усвоенным им во время «почетного плена» в Таунгу.
Это дало свои плоды — уже в 1575 году войска под командованием Наресуана
нанесли серьезное поражение кхмерской армии, угрожавшей столице страны.
В 1584 году Наресуан завершил переподготовку и перевооружение
сиамской армии. Одновременно были закончены и работы по строительству
оборонительных сооружений. После этого можно было и освободиться от
тяготившей сиамцев вассальной зависимости от Бирмы. Тем более, что еще в
1581 году скончался царь Байиннаун, а его сын Нандабайн, вступивший на
бирманский престол, не обладал незаурядным потенциалом своего
предшественника.
С согласия своего отца короля Санпхета I, принц
Наресуан объявил о том, что Аютия более не является вассалом бирманской
короны. Ответ последовал незамедлительно. В Аютию вторглись бирманские
войска. Однако Наресуан, командовавший сиамской армией, желая уклониться
от прямой конфронтации с более сильным противником, приступил к
партизанской войне. Сиамские войска уничтожали поля и уводили скот,
оставляя бирманцам «выжженную землю». В конце концов, бирманские войска
отступили с территории Аютии.
— памятник Наресуану в Лампанге
В
1586 году Наресуан реализовал давнюю мечту аютайских королей — победил и
захватил королевство Ланнатай со столицей в Чиангмае. Поскольку это
государство находилось непосредственно между Сиамом и Бирмой, теперь
границы двух амбициозных индокитайских держав соприкоснулись. Бирманские
войска вновь попытались вторгнуться на территорию Аютии, но нападение
было отбито сиамской армией. В 1590 году скончался король Аютии Санпхет
I. Хотя Наресуан к этому времени и так был фактическим правителем
государства, было необходимо формально вступить на трон. Принца
короновали под именем Санпхет II. В 1591 году войска Бирмы вновь
попытались вторгнуться в пределы Аютии. На территории современной
провинции Супханбури (центральная часть Таиланда), неподалеку от деревни
Номг Сарай, произошло грандиозное сражение бирманской и сиамской армий.
Именно здесь Наресуан вызвал на поединок и убил наследника бирманского
престола принца Мин Чит Сва, после чего бирманское войско было вынуждено
отступить.
Битва
Наресуана и Мин Чит Сва стала эпохальным событием для истории не только
Сиама, но и всего Индокитая. Не случайно Наресуан почитается в Таиланде
как величайшая фигура в национальной истории. После того, как
бирманское войско потерпело поражение и покинуло пределы Сиама, Наресуан
не остановился — теперь наступила очередь Аютии брать реванш. Уже в
1593 году Аютия захватила Тенассерим — обширную провинцию на берегу
Андаманского моря (сегодня это провинция Танинтайи в составе Мьянмы),
затем — архипелаг Мергуи (ныне — острова Мьей, также в составе Мьянмы).
Власть Аютии распространилась на Тавой — город и область в Тенассериме,
населенную монами и каренами. Бирманский царь оказался не в состоянии
оказать сопротивление сиамской армии. Бирма перестала быть серьезным
противником для Аютии. После этого Наресуан, убедившись в отсутствии
бирманской угрозы, обратил свой взгляд на восток. Там находился другой
извечный противник Сиама — кхмерское царство Камбоджа. В 1593 году
сиамские войска вторглись на территорию Камбоджи. Стотысячная тайская
армия нанесла сокрушительное поражение кхмерам, после чего камбоджийский
царь был вынужден бежать со своим двором на территорию Лаоса. Так
закончилась долгая и величественная история кхмерской державы, которая
уже не смогла оправиться от поражения, нанесенного Наресуаном. Камбоджа
навсегда утратила статус региональной державы. Бирма в 1599 году, после
того, как царь Нандабайн был пленен восставшими араканцами, а столица
страны сожжена, вновь распалась на несколько феодальных государств.
Таким образом, Аютия (Сиам) превратилась в единственное мощное
государство в Центральном и Западном Индокитае.
В годы правления
Наресуана Сиам достиг наибольших размеров в своей истории, чему прямо
способствовала завоевательная политика главы государства. В состав
сиамского государства вошли многочисленные территории современных
Мьянмы, Камбоджи и Лаоса. Одновременно Наресуан продолжал укреплять
обороноспособность государства, развивал отношения с европейскими
государствами. В 1598 году Аютия установила дипломатические отношения с
Испанией. Однако, 25 апреля 1605 года Наресуан скончался — он находился в
военном походе в области Муанг-Ханг на границе с Бирмой. Обстоятельства
его смерти до конца неизвестны. Так, одни историки утверждают, что
пятидесятилетний король был убит в бою, другие — что он умер от оспы.
Поскольку Наресуан наследников не оставил, престол Аютии перешел к его
брату Экатхотсароту, который был коронован на трон под именем Санпхета
III.
В
истории Таиланда Наресуан навсегда остался не только как правитель,
добившийся возвращения независимости страны и как создатель огромной
империи, но и как один из величайших мастеров боевых искусств.
Получивший военное образование в Бирме, Наресуан внес самые современные
на тот период методы воинской подготовки индокитайских армий в практику
обучения сиамских воинов. Именно в годы правления Наресуана рукопашный
бой без оружия вошел в систему обязательной подготовки сиамской армии.
Лучшие бойцы получали возможность перейти из армейских подразделений в
гвардию, а то и стать личными телохранителями сиамского короля. В
традиции муай тай принц Наресуан почитается как фактический
основоположник этого боевого искусства.