ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > «Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


2-12-2016, 09:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»

Ровно шестьдесят лет назад, 2 декабря 1956 года, отряд кубинских революционеров под командованием Фиделя Кастро высадился с яхты «Гранма» на побережье Кубы. Так начался очередной, победоносный на этот раз, этап вооруженной борьбы, закончившийся победой революционных сил.
В 1956 году, перед началом экспедиции на Кубу, Фидель Кастро и другие кубинские революционеры находились в Мексике. Здесь они нашли убежище после того, как были вынуждены покинуть Кубу, будучи амнистированными батистовским судом. Именно в Мексике произошла встреча Фиделя Кастро с аргентинцем Эрнесто Че Геварой. Молодой аргентинский врач в это время находился в Мексике, бежав сюда из соседней Гватемалы, где он принимал участие в революционном движении. В Мексику приехал Хуан Мануэль Маркес – он был постарше других товарищей, ему перевалило уже за сорок лет, но житейский и политический опыт Маркеса оказался очень полезным.

Чуть позже прибыл из США Камило Сьенфуэгос (1932-1959) – потомственный революционер, выходец из семьи испанских анархистов, переселившихся после победы Франко на Кубу. С 1954 года Сьенфуэгос принимал участие в студенческом движении на Кубе, находился в оппозиции к диктатору Батисте, а затем был вынужден перебраться в США, где и познакомился с идеями Фиделя Кастро. Впоследствии Камило Сьенфуэгос стал настоящей легендой кубинской революции, в определенное время не менее популярной, чем Фидель и Че Гевара. Достаточно сказать, что именно Камило Сьенфуэгосу Эрнесто Че Гевара посвятил свою книгу «Партизанская война».

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма» Еще в августе 1956 года Фидель Кастро встретился в американском городке Макаллене с бывшим президентом Кубы Карлосом Прио Сокаррасом (на фото), негативно настроенным к режиму Батисты и обещавшим помочь лидеру революционного движения материально. Сокаррас пообещал передать Фиделю 50 тысяч долларов. Этих денег, по мнению Кастро, должно было хватить и на приобретение яхты, которая доставила бы революционеров на Кубу, и на закупку оружия. В сентябре в Майами произошла повторная встреча Карлоса Прио Сокарраса с представителем революционеров Хуаном Маркесом. Экс-президент передал Маркесу двадцать тысяч долларов. Вскоре Фидель, проезжая в районе мексиканского городка Тукспан, увидел небольшую яхту. Она имела весьма трогательное название – «Гранма», то есть «Бабушка». Хотя яхта была в плохом состоянии, Фидель решил приобрести именно ее – судя по всему, сыграло роль название. С таким мирным названием яхты можно было безбоязненно совершить долгожданный рейд на Кубу.
 


Конечно, с точки зрения здравого смысла «Гранма» никоим образом не годилась для десантной операции. Длина яхты составляла тринадцать метров, ширина – пять метров. Она была спущена на воду еще в 1943 году. Спустя десять лет, в 1953 году, она попала в ураган и затонула. Затем ее подняли, немного отремонтировали, но в целом «Гранма» оставалась совершенно неказистой яхтой. Этим и объяснялась ее заброшенность – вряд ли разумный человек стал бы ее приобретать у владельца. Но Фидель Кастро в очередной раз последовал зову сердца. Он понял, что именно «Гранма» приведет его отряд к долгожданной победе над Батистой.

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


Удалось установить, кто является собственником «Гранмы». Им был американский предприниматель Вернер Грин. Он согласился продать яхту за небольшие деньги, но поставил условие – чтобы вместе с яхтой покупатель приобрел и небольшой домик в районе Тукспана. В роли покупателя выступил мексиканский предприниматель Антонио дель Конде, в середине 1950-х годов владевший магазином по продаже оружия и сочувствовавший революционерам. Дель Конде передал Грину пятнадцать тысяч долларов за яхту, а еще несколько тысяч долларов были даны в качестве задатка за домик, который в действительности никто и не собирался покупать. Сделка состоялась 10 октября 1956 года – так революционеры обзавелись собственным судном. Большой проблемой было то, что «Гранма» уже пережила крушение и вполне соответствовала своему названию «Бабушка». На борт яхта могла принять от силы двадцать человек, а отряд насчитывал более восьмидесяти бойцов.

Но выхода у Фиделя Кастро не было – финансовые средства были ограниченными, а операция планировалась на ближайшее время. Поэтому было решено следовать на Кубу на «Гранме». Тем временем, в Мексику прибыл Франк Паис Гарсия (на фото). Об этом человеке надо сказать особо. «Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма» Двадцатидвухлетний школьный учитель Франк Паис (1934-1957) в прошлом был студенческим лидером, создавшим организацию «Национальное революционное действие», а в Движении 26 июля отвечал за организацию городского подполья. Он отличался смелостью и преданностью революционным идеалам, за что его очень уважал и сам Фидель Кастро. Франк Паис привез товарищам восемь тысяч долларов – на закупку оружия. Также Франк Паис сообщил, что его соратники на Кубе по первому сигналу готовы выступить, чтобы отвлечь на себя внимание правительственных войск и полиции.

Перед Фиделем Кастро встала нелегкая задача – разместить всех потенциальных участников планируемой операции и организовать их боевую учебу. Ведь, помимо готовности пожертвовать собой во имя идеалов свободы, от революционеров требовалось еще и владение необходимыми в бою навыками. Редко кто из них имел боевой опыт, поэтому ускоренный курс подготовки был нелишним. Одновременно стоило позаботиться и о надлежащей конспирации. В разных районах мексиканской столицы были сняты несколько квартир, в которых разместили бойцов. Каждая квартира арендовалась для семи – десяти человек, превращаясь в своеобразное общежитие революционеров. Реализация всех бытовых потребностей бойцов осуществлялась за счет Движения 26 июля – их кормили, обеспечивали услугами прачечной, бумагой, лекарствами, а также денежными средствами на личные расходы. В квартирах – общежитиях устанавливался достаточно жесткий режим дня с регламентированными подъемом, принятием пищи и отбоем, учебными часами. Естественно, что проходившие подготовку бойцы не должны были вступать в лишние контакты с посторонними людьми и, тем более, приводить их в квартиру. Запрещались и контакты между членами различных боевых групп. В отряде Кастро была установлена военная дисциплина. Сам Фидель носил звание «команданте» - «майор». На долгие годы это звание стало высшим в повстанческой армии, а затем и в вооруженных силах революционной Кубы. Кроме команданте Кастро, в отряде были шесть капитанов и три лейтенанта.

Подготовка к организации экспедиции на Кубу началась заблаговременно. Изначально планировалось, что в десантной операции примут участие 84 человека. Однако два революционера – Педро Мирет и Энно Лейва – были арестованы мексиканской полицией в столице страны Мехико. При обыске в их доме обнаружили оружие – 4 винтовки с оптическими прицелами, 3 пистолета-пулемета, 17 пистолетов. Своих товарищей арестованные Лейва и Мирет не выдали, но численность отряда сократилась, таким образом, на два человека. Сам Кастро озадачился вопросом, кто мог выдать людей мексиканской полиции. Подозрение пало на Рафаэля дель Пино. (род. 1938) – одного из ближайших соратников Фиделя, выполнявших функции его телохранителя. Впоследствии эти подозрения были сняты, и Рафаэлю дель Пино удалось сделать большую карьеру в революционной кубинской армии. Он дослужился до должности главнокомандующего военно-воздушных сил страны, но в 1987 году бежал в США и превратился в резкого критика политики коммунистической Кубы.

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


Тем временем, на Кубе революционеры также готовились к планируемой операции. 28 октября 1956 года в Гаване, в кабаре «Монмартр», был убит полковник А. Бланко Рихо, возглавлявший службу военной разведки кубинских вооруженных сил. Убийство начальника разведки режима Батисты ставило своей целью дезорганизовать систему управления спецслужбами и облегчить проведение десантной операции.

22 ноября 1956 года Фидель Кастро отдал приказ всем группам бойцов прибыть утром 24 ноября на пристань городка Тукспан. Впоследствии Эрнесто Че Гевара вспоминал, что этот приказ пришел неожиданно – судя по всему, Фидель боялся провала и стремился провести посадку на судно и выйти в море как можно скорее. На Кубу была отправлена телеграмма о том, что «тираж книги распродан». Это был сигнал для группы Франка Паиса Гарсия, которая ровно через пять дней после его получения должна была начать вооруженное восстание против режима Батисты. В Тукспан к утру 24 ноября на автобусах и попутных автомобилях прибыли все участники революционного отряда.

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма» Фидель Кастро назначил штурманом яхты Роберто Роке (на фото) – бывшего лейтенанта военно-морского флота Кубы, который мог провести судно к острову. Однако Роке, который до этого не видел яхту, был весьма разочарован – он сообщил Фиделю, что судно придет на остров не ранее, чем через пять дней. Получается, что отряд Кастро не успевал высадиться ко времени начала восстания Франка Паиса. Тем не менее, было решено действовать.

25 ноября 1956 года, около двух часов ночи, яхта «Гранма» вышла из порта Тукспан. На ее борту находились 82 человека, в том числе такие известные революционеры как братья Фидель и Рауль Кастро, Эрнесто Че Гевара, Камило Сьенфуэгос. Из бойцов отряда 21 человек имел боевой опыт, участвуя в знаменитом штурме казарм Монкада. Возраст революционеров разнился. В основном, это были молодые люди 20-30 лет. Среди самых старших был 53-летний Франсиско Чикола, среди младших – 19-летний Гильен Селайя, уроженец Мексики.

28 ноября «Гранма» вышла в Карибское море. Путешествие было трудным. Большинство бойцов отряда не имели опыта морских плаваний, почти все страдали морской болезнью, а у Че Гевары начался серьезный приступ астмы. К тому же, в Карибском море как раз в эти дни начинался шторм, а «Гранма» сбилась с курса. В каюты стала поступать вода. Пассажиры «Гранмы» вычерпывали ее ведрами. В конце концов, Фидель приказал выбросить за борт судна все лишние грузы, оставив только оружие, боеприпасы и самый минимум продовольствия. Позже оказалось, что это была не течь, а неполадки с системой санузла яхты.

На Кубе прибытие отряда революционеров уже ждали товарищи. Для того, чтобы обеспечить необходимые условия для высадки, в Сантьяго-де-Куба, Ольгине и Гуантанамо местные революционеры подняли восстание. Во главе восставших стоял Франк Паис. Перед группой Паиса была поставлена задача отвлечь на себя внимание правительственных войск. Тем временем, отряд Кастро и Че Гевары должен был спокойно высадиться на кубинском побережье. Франк Паис со своими соратниками захватили управление полиции в Сантьяго-де-Куба. Отряд в четыреста плохо вооруженных бойцов смог установить контроль над вторым по значимости городом Кубы. Но Франк Паис зря ожидал подкрепление – отряд Кастро задерживался. В Сантьяго ворвались полицейские и армейские подразделения Батисты. В уличных боях многие бойцы Франка Паиса погибли, а остатки восставших были вынуждены отступить в горы. Впоследствии Фидель Кастро не раз корил сам себя за несогласованную организацию операции, в результате которой отряд с «Гранмы» так и не успел на помощь повстанцам Франка Паиса в Сантьяго-де-Куба.

Несмотря на тщательную конспирацию, спецслужбы Кубы все же узнали о готовящейся высадке революционеров. Но поскольку провокатор не располагал сведениями о том, с какого именно судна и в каком месте высадится отряд Кастро, командование береговой охраны получило приказ патрулировать все прибрежные воды. Это было более сложной задачей. И здесь удача тоже улыбнулась Фиделю и его спутникам. В какой-то момент патрульный катер прошел рядом с яхтой «Гранма». Завидев вдали его приближение, все бойцы попрятались в трюм. На палубе остался лишь одинокий штурман Роберто Роке, что, судя по всему, и успокоило пограничников – катер прошел мимо яхты. Чуть позже Роке забрался на мачту яхты, чтобы получше рассмотреть горизонт. В этот момент его смыла волна. Фидель Кастро приказал остановить «Гранму» и несколько часов товарищи искали Роке в воде. В конце концов, штурман был спасен из воды живым и невредимым. Это была еще одна непредвиденная остановка в долгом пути «Гранмы».

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


Когда яхта уже подходила к побережью, ее заметили с каботажного судна. Капитан судна сообщил в полицию, в связи с чем Кастро приказал изменить курс и высаживаться в другом месте. В конце концов, «Гранма» села на мель. До берега оставалось около ста метров. Спущенная на воду шлюпка затонула, после чего бойцы были вынуждены десантироваться и переправляться на берег по горло в воде, неся оружие в поднятых над собой руках.

К этому времени яхту обнаружили самолеты ВВС Кубы. Но отряд Кастро уже успел покинуть «Гранму». С подошедших военных катеров по бойцам открыли огонь, но они смогли скрыться в мангровом болоте. Так началась высадка на Кубу, приведшая в конечном итоге к победе революции. Первый бой произошел 5 декабря в районе Алегрия-дель-Пио. Революционеры отступили в горы Сьерра-Маэстра на востоке Кубы, где и начали партизанскую войну, продолжавшуюся чуть более двух лет.

«Бабушка» кубинской революции. Шестьдесят лет высадке с яхты «Гранма»


Прошло шестьдесят лет. Ровно в день шестидесятилетия отправки яхты «Гранма» с мексиканского побережья, 25 ноября 2016 года, скончался кубинский лидер Фидель Кастро. Сама «Аврора Кубинской революции» сегодня выставлена в Гаване – в Музее революции. В честь «Гранмы» названа официальная газета Коммунистической партии Кубы, имя прославленной яхты носит одна из кубинских провинций, а на месте высадки революционеров разбит национальный парк Десембарко-дель-Гранма.
Автор: Илья Полонский



Вернуться назад