ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Чем был в Китае математический Трибунал? Иезуитские дела...

Чем был в Китае математический Трибунал? Иезуитские дела...


11-06-2016, 08:26. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Чем был в Китае математический Трибунал? Иезуитские дела...


И, таки, да! Дождалась я . Вывели меня на очередной фейк :о)

Слово "трибунал" всем знакомо, как судилище, и, в основном, в области закона военного. 

Первоначально так называлось "четырехугольное возвышение из камня, земли или дерева (suggestus), устроенное для творившего суд должностного лица. Возле sella curulis последнего стояли subsellia его помощников и, может быть, и судей; возможно, однако же, что последние сидели возле трибунала рядом с тягавшимися сторонами. В Риме первоначально было только одно tribunal, на комиции; после увеличения числа творивших суд преторов и число трибуналов было увеличено. Все они находились на форуме под открытым небом, пока при дурной погоде заседания не стали переноситься в базилики и судебные залы.

Но, оказывается это слово имело более широкое применение. Так, в Китае когда-то было несколько трибуналов, отличающихся от привычного нам понятия. Например, был Лифаньюань — Трибунал внешних сношений, до 1861 г. ведавший делами внешний провинций Цинской империи: Монголии, Тибета, Цинхая и позднее — Синьцзяна. Но меня заинтересовал не он, а Трибунал математики (оказывается, был в Китае и такой).

"А им, вообще, не нужны были никакие моменты, ни прежней, ни предыдущих династий. Это так сложно понять...?
Понимаете, ссылка, любая ссылка, всегда "вырвана" из контекста документа. В приведенной мной ссылке важны только выводы. В академической науке не приняты выражения вроде - вся история Китая полный пи...ж. Такие вот они вежливые люди. Суть от этого не меняется...
Да, и меня не смутило, что существует перекрёстная проверка исторических источников, потому как сами источники, как правило, имеют одно и тоже происхождение...
Без иезуитов тоже видимо не обойтись.
Бодхисаттва Ли Ма-доу ( в миру Matteo Ricci )много "сделал" для истории Китая, однако речь сейчас не о нем, а о его сподвижнике, Иоанне Адаме Шаллье. Что был председателем математического трибунала в Пекине. Пусть Вас не вводит в заблуждение "математический", потому как сей трибунал занимался , да-да, хронологией. И уж какую там хронологию он создал, пожалуй известно только в Ватикане.
Я не представитель академической науки, посему отвечу прямо. Вся история Китая полный пи...ж. Какая уж тут перекрестная проверка документов..."

Убрала из комментария al-termezi то, что не касается разсматриваемого вопроса (контекст можно узнать тут https://cont.ws/post/289350 ) и подчеркнула тоже я.

Речь была об уничтожении и коррекции китайских книг "Так, при Цяньлуне, в промежуток между 1774 и 1782 гг., изъятия производились 34 раза. Подлежащие изъятию книги были внесены в «Список запрещенных книг». С 1772 г. был предпринят сбор всех печатных книг, когда-либо вышедших в Китае. Сбор продолжался 20 лет."

Руководство этой акцией приписали, как обычно, тайному врагу - иезуитам. Предлагаю на это дело посмотреть поближе, ибо статей, что историю "украли и глобально сфальсифицировали"  с упоминанием китайского математического трибунала оказалось в преизбытке. Чем же занимался оный трибунал?

Читаем

Станислав Потоцкий "Китайцы, их хронология, религия, язык, науки, многолюдство, правление, торговля, нравы, обычаи, искусства, памятники и важнейшие изобретения."1816г

"Состояние наук в Китае не соответствует попечениям правительства о воспитании юношей. Оно весьма далеко от той степени совершенства, до которой науки у нас достигли. По свидетельству Баррова, астрономия есть та наука, которую Китайцы более всех других уважают и менее разумеют. Нужда в достоверном определении начатия разных времен года и некоторых периодов, которые надлежало привести в известность у народа, столь многочисленного, - ета нужда исстари обращала на себя внимание правительства. История свидетельствует, что математический Трибунал есть один из древнейших заведений, упоминаемых в летописях народа; не смотря на то, Китайцы так мало успели в етой науке, что между отделениями упомянутого Трибунала одно, которое можно назвать астрономическим, вверено попечению иностранцев, впрочем [264] презираемых Китайцами и обыкновенно почитаемых за варваров. Первым предметом упражнений Трибунала или Совета есть составление народного календаря и показание правительству начатия времен года и минут наиболее благоприятствующих исполнению его намерений. В етом календаре означаются дни счастливые в году и несчастные; предсказывается перемена погоды, говорится о поре благоприятной для путешествия, для лечения, для строения домов, для женитьбы, и проч. И ета астрономическая часть календаря состоит под ведомством природных Китайцев, членов оного знаменитого Трибунала. Трудно решить, в самом ли деле верят Китайские ученые астрологическим бредням, или только стараются поддерживать в народе старинные предрассудки. Каждой раз перед затмением солнца, члены математического приказа собираются во дворце Императорском, имея в руках чертеж, изображающий затмение. Лишь только оно начинается, все падают на колена и девять раз бьют челом о землю, между тем как конби (?), трубы и другие звучные инструменты издают пронзительные звуки, для того чтобы испугать огромного дракона, усиливающегося проглотить солнце. Может быть Двор и ученые поступают таким образом единственно с намерением угождать народным [265] предрассудкам. Но всего очевиднее доказывается всегдашняя слабость Китайцев по части астрономических познаний тем, что в 13 веке, когда Коблай-Хан совершенно покорил их землю, хронология Империи была в великом беспорядке и замешательстве. Китайцы не в состоянии были сосчитать время, а что и того хуже, не умели ни назначить границ своим провинциям, ни разделить зeмли, принадлежащие к разным округам. Хан призвал ученых из всех частей света, и науки поднялись в Китае с помощью xpиcтианских и магометанских миссионеров. Из Балка и Самарканда привезены математические инструменты, которые после уже Европейскими астрономами найдены в Нанкине и Пекине. Скоро после смерти Коблай-Хана Татаре были выгнаны из Китая, а с ними вместе, по всей вероятности и ученые, находившиеся под их покровительством. Со времени изгнания Монгольских Татар даже до завоевания Китая Манжурскими Татарами, календарь наполнен был астрономическими и хронологическими ошибками, как то видно из самого повеления, в 1650 году изданного Императором Хоун-хи, первым из династии Манжуро-Татарской, доныне царствующей в Китае. Желая поправить беду, он дал повеление Магометанам привести в устройство календарь [266] народный. После етот труд препоручен был одному Китайцу, которой сделал такую грубую ошибку, что в 1670 году оказалось у него 13 месяцов. Тогда христианские миссионеры воспользовались случаем и уверили Татар в грубом невежестве Китайцев по предмету, столь важному для правительства; и с тех пор они начали заведывать астрономическую часть календаря Китайской Империи. Хотя после того они были выгнаны из государства и с xpистианской верою; однакож нужда заставила Китайский Двор опять возвратить их; и обрадованные xpистиане возъимели способ снова подвизаться, хотя впрочем тайно, на поприще +в Империи, в которой доныне считается более ста тысячь жителей, исповедующих веру христианскую (Недавно было напечатано в разных публичных листках известие о лютом гонении на христиан в Китае; но кажется, оно неподтвердилось. Рдр. ).

Не более в Географии успели Китайцы, как и в Астрономии, имеюшей тесную связь с первою. Долго почитали они землю четыреугольною фигурою, посреди которой полагали свое государство; все прочие части земли, по их мнению, были островa разбросанные по океану. Иезуиты нашли географические карты их Империи [267] весьма неисправными и в самом жалком состоянии; они трудились несколько лет, и наконец по их милости Китайцы имеют теперь карты весьма ясные и подробные составленные по общем измерении государства."

http://www.vostlit.info/Texts/...

Д. А. Баюк  к. ф.-м. н., ИИЕТ РАН

1. Миссия французского иезуита из Гайяка (регион Юг – Пиренеи по современному административному делению) Антуана Гобиля началась 17 марта 1721 г. в Париже: в этот день французский император Людовик XV и его дядя и регент Филипп Орлеанский подписали письмо-патент (brevet), направляющее Гобиля в Восточные Индии и Китай. В письме признавались познания миссионера в математике и способность «проводить наблюдения, служащие совершенствованию наук и искусств и точности географии». В 1970 г. Рене Симон опубликовал 342 письма Гобиля, написанных и отосланных во время его миссии. Первое — от 23 февраля 1722 г. с острова Пуло-Кондор (арх. Кондао), посвященное описанию определения географических координат острова. Географическая долгота определялась по спутникам Юпитера. Измерения подтвердили подозрения Гобиля, что остров находится значительно восточнее, чем тогда считалось.

2. 7 апреля 1723 г. Гобиль достиг Пекина. Как и всякий другой европеец, он мог получить право находиться там, только будучи на службе императора. Незадолго до этого, 20 декабря 1722 г., умер император Айсиньгёро Сюанье, правивший под девизом Канси. Новый император (Айсиньгёро Иньчжэнь), правивший под девизом Юнчжэн, с самого начала своего правления проводил репрессивную политику в отношении христианства. Многие миссионеры были высланы в Кантон, остальные находились в миссиях фактически под домашним арестом. Первая аудиенция, в ходе которой Гобиль впервые увидел императора, состоялась 25 октября 1725 г. К этому времени он уже достаточно освоил языки, чтобы понимать императора без перевода. Основная его работа заключалась в астрономических вычислениях – главным образом, предвычислении затмений.

3. Астрономия, как при Цинах, так и в годы правления предыдущей династии, Минах, считалась государственным делом, а астрономические явления — знаками, посредством которых небо (旻天) сообщало свою волю императору (天子, своему сыну). Наблюдения проводились на императорской обсерватории и находились в ведении Математического трибунала, части Министерства обрядов (禮部). Начиная с XIV в., науки и культура в Китая переживали непрерывный упадок, усилившийся во время гражданской войны 2 в XVII в. Однако именно знание европейской астрономии позволило итальянскому миссионеру Маттео Риччи (1552–1610) создать первую христианскую миссию в Пекине и фактически руководить работой Математического трибунала. С середины века руководство трибуналом перешло к иезуитам и формально.

4. Один из главных проектов, на который руководству Математического трибунала удалось уговорить императора Канси, заключался в масштабном картографировании империи (преимущественно северных территорий). Очень важным в проекте было участие китайцев, принявших христианство и прошедших обучение в миссиях, поскольку в некоторые провинции (в особенности, в Тибет и Корею) доступ европейцам был закрыт. Карта была готова к 1718 г. и представлена императору. Кроме того, она была тайно перевезена во Францию и представлена там Людовику XV в 1725 г. Со временем Юнчжэн перестал делать из нее секрет, и в 1735 г. она была издана во Франции дю Альдом.

5. Одна из задач Гобиля заключалась в изготовлении уменьшенных копий снятых иезуитами карт. Некоторые из этих копий и сопровождающие их описания Гобиль переправлял в Париж. 

http://iph.ras.ru/uplfile/soce...

Генрих Бёмер "Иезуиты". (профессор Боннского, Марбургского и Лейпцигского университетов, знал, о чём говорит)

"В 1617 году насчитывалось уже 13 000 обращенных. Но в том же 1617 году наступила реакция. Под влиянием нанкинского мандарина Шина император издал указ, изгонявший всех иностранцев из Китая. Жившие в Нанкине и Пекине отцы были заключены в деревянные клетки и отправлены к португальцам в Макао. Но вскоре их призвали обратно, надеясь получить при их посредстве португальских офицеров для руководства экспедицией против татар. Эта надежда, правда, не осуществилась, но тем не менее отцы вскоре стали необходимыми благодаря своим знаниям. Отец Иоанн Адам Шалль, родом из Кельна, приобрел своими написанными на китайском языке сочинениями по математике и астрономии такую известность, что был в 1644 году назначен председателем математического трибунала в Пекине*...

После того как отец Вербист исправил календарь, пришедший в полное расстройство вследствие невежества придворных астрономов, император велел передать трибунал математиков на вечные времена в ведение иезуитов. Сам Вербист был назначен его председателем и в этой должности доставил обсерватории те знаменитые астрономические инструменты, которые впоследствии "завоевала" для Германии смелость немецких солдат. Кроме того, его провозгласили "великим человеком", и, по китайскому обычаю, он был возведен в дворянство со всеми своими предками. Поступив на службу к императору, он построил пушечный завод в Пекине и сопровождал императора на войну. Смерть Вербиста в 1688 году не изменила расположения Кангхи к иезуитам. Он пользовался услугами отцов даже для дипломатических переговоров и заставлял их лечить свои болезни.

* Трибунал математиков "двор астрономических наблюдений" (К'ин-тьен-Кьен). Мой собрат Эд. Шаванн сообщил мне описание функций этого трибунала, как оно дано о. Гоангом в его "Melanges sur l'Administration" (" 21 его "Varietis Sinologique"): "На обязанностях этого трибунала лежит: а) производить астрономические наблюдения; b) предсказывать лунные и солнечные затмения; с) составлять ежегодно календарь; d) объявлять о днях жертвоприношения императора; е) выбирать дни и часы для того, чтобы праздновать торжества, закладывать постройки, запирать в конце года правительственные печати и снова выдавать их в начале нового года.

В XIX столетии лазарист О. Серра заседал в этом трибунале до 1837 года; последним членом трибунала был о. Луи де Пуавоhttp://www.fedy-diary.ru/?p=43...

Стоп! Кто это изправил календарь Китая? 

Фердинанд Вербист ("Le Pere Ferdinand Verbiest", 9 октября 1623 — 28 января 1688) — фламандский иезуит-миссионер и учёный, проповедовавший в Китае во времена династии Цин...  Вербист занял свой первый пост в провинции Шаньси, возглавляя миссию до 1660 года, когда был призван стать помощником, а позднее и сменить отца Иоганна Адама Шаль фон Белла, на посту иезуитского Директора Пекинской обсерватории и руководителя математического Совета... Государственная религия маньчжурской правящей династии Цин включала аспекты шаманизма. Существовала традиция публичных конкурсов между соперничающими шаманами, демонстрирующими свои магические силы.

В 1664 году китайский астроном Янг Гуансань (1597-1669), опубликовавший памфлет против иезуитов, вызвал Шаль фон Белла на открытый конкурс астрономии. Янг выиграл и занял место Шаля фон Белла в качестве главы советника математики. Шаль фон Белл и другие иезуиты были закованы и брошены в грязную тюрьму по обвинению в проповедовании ложной религии. Они были привязаны к деревянным кольям таким образом, что не могли ни стоять, ни сидеть, оставаясь в заключении почти два месяца в ожидании казни удушения.

Верховный суд нашёл приговор, однако, слишком лёгким и приговорил заключённых к четвертованию. К счастью для них, 16 апреля 1665 года случилось сильное землетрясение, уничтожившее часть тюрьмы, выбранной для исполнения приговора. Огромный метеор был замечен в небе, и пожар уничтожил часть императорского дворца. Это было расценено как предзнаменование, и все заключённые были освобождены. Тем не менее, они предстали перед судом. Вербист, Шаль фон Белл и двое других были сосланы в Кантон. Шаль фон Белл умер, не выдержав условий своего содержания. В 1669 году император Канси сумел взять власть, арестовав регента Обои, обвинённого в коррупции. В том же году император был проинформирован, что в календаре на 1670 год, который был составлен Янгом Гуансань, обнаружены серьёзные ошибки. Канси приказал провести публичный тест, чтобы сравнить достоинства европейской и китайской астрономии. Испытание включало три пункта: измерить длину тени, брошенной гномоном заданной высоты в полдень в определённый день; абсолютные и относительные позиции Солнца и планет в определённую дату и точное время ожидаемого лунного затмения. Было решено, что Янг и Вербист должны использовать свои математические навыки для определения правильных ответов, и что только "Небеса будут судьёй". Конкурс был проведен в Бюро астрономии в присутствии старших должностных правительственных министров и должностных лиц из обсерватории. В отличие от Янга, Вербист имел доступ к последним обновлениям Рудольфинских таблиц движений планет, составленных Иоганном Кеплером на основании наблюдений Тихо Браге, и телескопы для наблюдения. Вербист победил во всех трёх тестах, и сразу же был утверждён в качестве главы Математического совета и директора обсерватории. (из вики)

А как же это? 

"сей трибунал занимался , да-да, хронологией. И уж какую там хронологию он создал, пожалуй известно только в Ватикане." (см. выше)

Чем был в Китае математический Трибунал? Иезуитские дела... - 2

Идем далее

Сравнительный анализ деятельности католических миссионеров в Китае и во Вьетнаме на примере Маттео Риччи и Александра де Рода (конец XVI - середина XVII вв.)

Сидорова Е.В.

Проникновение миссионеров ордена иезуитов в Китай пришлось на конец XVI в., когда правящая династия Мин (1368-1644) переживала глубокий кризис. Главной задачей на первых этапах пребывания миссионеров-иезуитов в стране было ознакомление с местными традициями, культурой и религией. Маттео Риччи был сторонником компромисса двух культур. Однако, лишь к концу своей жизни миссионер стал понимать подлинный масштаб культурно-цивилизационных проблем, с которыми пришлось столкнуться Миссии иезуитов в Китае. Маттео Риччи ощутил, насколько сильна китайская культура и что методы, использованные членами Миссий в других странах, было невозможно использовать в Китае. Лишь благодаря личной образованности, которую иезуиты были готовы поставить на службу императорам Китая, Миссии ордена иезуитов удавалось оставаться в этой стране и продолжать ее изучение.

Прожив долгое время в Китае, Маттео Риччи смог выработать относительно успешную формулу работы Миссии Общества Иисуса в этой стране. Видя безрезультатные попытки проповеди среди местного населения, Маттео Риччи решил обратиться к правящим кругам, справедливо считая, что Миссия ордена сможет получить поддержку с их стороны. Он вывел единственно верную, на его взгляд, формулу деятельности миссионеров-иезуитов в Китае: чтобы внедрить что-либо новое, независимо от того, связано это с повседневной жизнью, наукой или религией, необходимо выразить уважение к китайской цивилизации, подстраиваясь под нее.

Будучи выдающимся ученым, Маттео Риччи проделал огромную научную и лишь потом миссионерскую работу. Ему удалось заложить фундамент для дальнейшей деятельности Миссии ордена иезуитов в Китае. Маттео Риччи смог проделать трудоемкую работу по переводу западных научных трудов на китайский язык и познакомить китайских ученых с европейской научной школой. Учитывая культурную специфику Китая, Матгео Риччи доработал катехизис «Тяньчжу шии» (Подлинный смысл Небесного Господа), опираясь на свои знания о конфуцианстве. Однако, уделяя внимание научной деятельности и полемике с китайскими учеными, ему не удалось сплотить и сделать самостоятельной уже созданную местную католическую общину, которая была нежизнеспособна без пастырского руководства. Таким образом, Маттео Риччи не выполнил своей главной цели пребывания в Китае — распространения там католичества1.

 трактат по тригонометрии Ли Мадоу (китайское имя иезуита из Италии Маттео Риччи, 1552–1610 гг.) https://www.wdl.org/ru/item/11...

Опыт миссионеров Общества Иисуса в Китае послужил примером для миссионеров, работавших в это время в других странах. Накопленный опыт по переводам, размышления о стратегии миссионеров для достижения своих целей, как в Китае, так и в других странах, аккумулировались в Макао, где находилась региональная штаб-квартира иезуитов. Труды предшественников подробно изучались следующими поколениями миссионеров. Опыт Маттео Риччи использовался членами Миссии ордена иезуитов во Вьетнаме, куда с конца XVI в. начинают активное проникновение иезуиты. После смерти Маттео Риччи миссионеры Общества Иисуса стали свидетелями смены династий. Астроном, инженер и дипломат Адам Шалль фон Белль смог оценить расстановку сил и перешел на службу маньчжурской династии Цин (1644-1911).

Подводя итоги работы Миссии Общества Иисуса в Китае в период с XVI — середины XVII вв., необходимо разделить деятельность Миссии на несколько направлений: научное, политическое и дипломатическое. Активно работая в этих сферах, иезуиты стали помощниками властвующей верхушки, использовавшей возможности миссионеров во благо своей страны, но держа их на расстоянии от себя. Единственным возможным вариантом нахождения иезуитов в Китае было служение императору своими научными знаниями.

Източник http://cheloveknauka.com/sravn...

Итак, был такой иезуит - Адам Шалль фон Белль (1592 года — 1666 года)

Адам Шалль фон Белль - первый из иезуитов на службе манчьжурской династии, которого сменил отец Вербист (изправитель календаря)

Про иезуитов хорошо и подробно разсказано здесь:

Дацышен Владимир Григорьевич (востоковед, доктор исторических наук)

"Христианство в Китае: история и современность"

У истоков нового миссионерства в Китае стоял сподвижник Игнатия Лойолы, один из основателей Ордена иезуитов [70] Франциск Ксавьер [71]. Работая в Индии и Японии, он обозначил новые принципы миссионерской работы на Дальнем Востоке и умер на пути в Китай, недалеко от Гуандуна. Но католические миссионеры столкнулись в Китае с гораздо большими проблемами, чем в Японии и других странах, и долго не могли утвердиться на континенте. В 1555 г. в Гуанчжоу попытался начать миссионерскую деятельность Мельхиор Нан Баррето, также пытался и не смог организовать миссию монах–доминиканец Гаспар да Курц, проживший в 1556 г. несколько месяцев в Китае. В Макао для миссионерской работы приезжал будущий секретарь третьего генерала Ордена иезуитов Жуан Батиста Рибейра. В 1562 г. португальцы обращались к китайскому императору с просьбой разрешить миссионерскую деятельность, но неудачно. В 1565 г. просьбу о допуске иезуитских миссионеров в Гуанчжоу к китайским властям направил официальный представитель Макао Франсиско Перес. Через десять лет, в 1575 г. в качестве главы миссии в Китай прибыл испанец Мартин де Рада. Всего в середине XVI века в Китае безуспешно пытались основать миссии 25 иезуитов, 22 францисканца, 2 августинца[72] и 1 доминиканец[73].

Базой для миссионеров в Китае была португальская фактория Макао, где еще в 1576 г. была открыта католическая кафедра. В 1577 г. по пути в Японию останавливался в Макао известный иезуитский миссионер Аллесандро Валиньяно[74], вызвавший для работы в Китае из Индии Микеле Руджиери[75]. Именно Руджиери, прибывший в Китай в 1579 году, сделал первые попытки католической проповеди среди китайского населения Гуандуна и составил первую миссионерскую работу на китайском языке «Тяньчжу шилу» («Подлинные записи о Небесном Господе»)[76].

В 1582 г. на юг Китая прибыл итальянский иезуит–миссионер Маттео Риччи[77], которому было суждено стать в Китае самым знаменитым миссионером; китайцы дали ему прозвище Сидоу Западный мудрец. В 1583 году, овладев основами китайского языка, он вместе с Руджиери перебрался из Макао в местечко Чжаоцин рядом с Гуанчжоу, где они проработали около четырех лет и крестили более 40 китайцев [78]. В Гуандуне католические миссионеры подружились с конфуцианскими учеными, которым стали внешне подражать и даже именовать себя западными конфуцианцами [79]. М. Риччи, высланный из Чжаоцина, с двумя помощниками перебрался в местечко Шаочжу. Там и была выработана основополагающая идея, положенная в основу миссионерской работы иезуитов в то время — «дополнять конфуцианство и отбрасывать буддизм», идея совместимости учения Конфуция и христианства, признание конфуцианства «предхристианством». В 1595 г. Маттео Риччи покинул Шаочжу, сумев за все годы работы в Южном Китае окрестить лишь около ста китайцев, но в совершенстве овладев китайским языком и приобретя основы конфуцианской книжной учености [80]. Вскоре М. Риччи перенес свою деятельность в Нанкин, где в 1599 г. он получил разрешение основать католическую миссию. В Южной столице Риччи приобрел соратника и единомышленника, знаменитого Павла (Сюй Гуанци). Сам Сюй Гуанци (1562–1633) познакомился с христианством благодаря итальянскому миссионеру Л. Каттанео [81], а принял крещение в Нанкине в 1603 г. от португальца–иезуита Роха. Этот ученый, Сюй Гуанци, сдал в Пекине все экзамены и занял должность в императорской Академии (Хайлинь). В 1606 г. крестился и его отец -Лев Сюй. В конце жизни Павел Сюй основал Цикавэйскую христианскую миссию под Шанхаем. Итальянский миссионер М. Риччи перевел с комментариями на латинский язык «Четверокнижие» («Сы шу») [82], изучил «Шестикнижие» («Лю цзин»), а в 1603 г. был издан его знаменитый катехизис «Подлинный смысл Небесного Господа» («Тяньчжу шии»). В 1601 г. Риччи перебрался в Пекин, где достиг большого влияния при правящем дворе [83]. Правда, император Ваньли распорядился не принимать дани от «западного варвара» и отказал в аудиенции, но все же решил оставить миссионера в столице, выделив даже средства на содержание католической миссии. Умершего в Пекине в 1610 г. католического миссионера хоронили со всеми «китайскими церемониями», на выделенной императором земле[84]. Преемником Риччи был назначен итальянец Николо Лонгобарди[85], также проработавший в Пекине до конца своей жизни[86]...

К концу Минской династии миссионерская деятельность иезуитов встречала все больше препятствий. Опора иезуитов на новейшие достижения европейской науки встречала усилившееся сопротивление не только со стороны китайского традиционного научного сообщества[106], но и Римско–католической церкви[107]. Осложняла жизнь миссионеров активизация голландцев у берегов Китая. Кроме того, папской буллой 1633 года, допустившей для работы в Китае другие католические ордена, была ликвидирована монополия иезуитов в этой сфере[108].

С середины XVII века, после прихода к власти в Китае Цинской династии, христианские миссионеры получили гораздо больше возможностей для своей деятельности в Китае. Маньчжурские правители, как когда‑то монгольские ханы, будучи «завоевателями», привлекали к себе на службу представителей разных народов и культур. Кроме того, новая элита осознавала необходимость привлечения новых интеллектуальных сил для развития страны. Уже в первые годы утверждения Цинской династии в стране насчитывалось около 150 тыс. христиан. Маньчжурские императоры охотно принимали на службу западных миссионеров - специалистов в области астрономии, математики, картографии, военного дела. По этой причине Адам Шалль (Скалигер), служивший в Пекине еще Минам, был принят на службу новой династией[109]. Служивший в Китае в 1640–х годах итальянский миссионер Мартино Мартини[110] вошел в историю как автор первых работ по античной китайской истории и исследователь древнекитайских мифов и верований, а за «Новый атлас Китая» его назвали «отцом географической науки Китая». Среди известных ученых, миссионеров–иезуитов можно назвать такие имена, как Паррени[111], Кеглер[112], Галлерштейн[113], Сибо[114], Гобиль[115], Премар[116], Бувэ[117], Перейра[118], состоявших почетными членами Парижской и Санкт–Петербургской Академий наук[119]. В Китае работали также Бенуа[120], Роха[121], Славичек[122], Энкарвиль[123], Шансомэ, Вусэль, Манмеди, Тобэ, Аттире, Дэ–Броссар, Руссэ, Са Серо, Дамаскен, Луи Пуаро, Игнатус Штиельпарт и др. Отец Т. Педрини (1671–1746), музыкант и преподаватель точных наук, был наставником будущего императора Юнчжэна.

Одним из самых выдающихся иезуитских миссионеров, чья деятельность пришлась на период правления знаменитого китайского императора Канси, был фламандец Фердинанд Вербист [124]. Он прибыл в Китай в 1658 году, после непродолжительного пребывания в тюрьме победил в конкурсе на составление календаря [125]. Вербист преподавал китайскому императору астрономию, математику, философию и музыку, принимал активное участие в составлении карт Китая, написал для китайцев учебник по географии и истории Европы («Куньюй тушо мулу»), помог наладить производство новых легких пушек[126]. Миссионер переводил на китайский язык Аристотеля, надеясь, что император включит западную философию в экзамены. Представленная им в 1683 г. работа называлась «Цюн ли сюэ» («Учение об исчерпании принципов»). Но Канси отверг это предложение и приказал уничтожить тексты. Через несколько дней после смерти Ф. Вербиста в Пекин прибыл иезуитский миссионер Жербийон[127], который занял место и продолжил дело своего выдающегося предшественника[128]. Подтверждением успешной деятельности миссионеров при Пекинском дворе явился так называемый императорский эдикт о веротерпимости 1692 года, разрешавший китайцам принимать христианство[129]...

В XVII‑XVIII веках миссионеры перевели на китайский язык и издали в Пекине 67 европейских книг. Они познакомили китайцев с европейской нотной грамотой, европейской военной наукой, устройством механических часов и технологией изготовления современного огнестрельного оружия. Иезуиты во главе с Режи[134] в XVIII веке участвовали в составлении большой карты Китайской империи, изданной в 1719 году. По приказу императора в 1705 г. миссионерами был составлен точный план Пекина и его окрестностей. Даже в области изобразительного искусства миссионеры смогли оставить заметный след, создать новые стили, соединяющие европейский реализм с китайской традицией. Например, Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин), проживший в Пекине с 1715 по 1766 год, пользовался большим авторитетом как художник и у китайских императоров, и у китайских живописцев, которым давал уроки[135]. В качестве придворного художника в Пекин был отправлен и знаменитый итальянский миссионер Маттео Рипа.

Наставником императора Цяньлуна по вопросам европейской науки был француз–иезуит Жан–Жозеф–Мари Амио[136], прибывший в Пекин в 1751 году. Через его переводы европейцы познакомились с «Уставом шаманской службы маньчжур», литературными трудами китайских императоров, работами Сунь–цзы и др.

Цинский двор активно привлекал миссионеров к международным делам [137], латинский язык выполнял функцию языка дипломатии на Дальнем Востоке. Четверо живших в Пекине иезуитов (Шалль, Буглио, Магалхэнс, Валеа) оказались в центре дипломатических интриг, когда в 1656 г. в Пекин прибыли русское и голландское посольства[138]. Доверенным переводчиком на переговорах 1676 г. с Н. Г. Спафарием был сам Ф. Вербист. Иезуиты и в 70–х годах XVII века симпатизировали России, сообщали о планах китайцев силой решить спорные вопросы на Амуре[139]. Российско–китайские переговоры об урегулировании конфликта на Амуре велись с участием иезуитов. В качестве главного советника и переводчика китайского правительства на переговорах с Российским государством был португалец Томас Перейра[140], с 1673 г. и до конца своей жизни живший в Пекине. Основной текст Нерчинского договора 1689 г. был составлен на латинском языке. Непременным участником всех китайско–российских переговоров во времена Канси был француз–иезуит Паррени. Переводчиком на переговорах с Л. В. Измайловым был будущий президент Математического трибунала и вице–президент Палаты церемоний немец–иезуит Кеглер[141]. Латинский язык использовался при составлении документов во время работ по пограничному размежеванию в 1727 году. Одной из первых книг, привезенных из Китая в Петербург, был латинско–китайский словарь, купленный у католических миссионеров. Функции переводчика при ведении официальной переписки цинского двора с Россией во второй половине XVIII века выполнял преподаватель астрономии в Пекине француз–иезуит Дольер[142].

В XVI‑XVIII веках иезуиты выступали в роли толкователей конфуцианства, что представлялось в Китае основой учености. Во многом именно они «подняли на щит» Конфуция, сделав его «создателем» учения, получившего на Западе название «конфуцианство»[143]. Иезуиты полагали, что первоначальный монотеизм шел от «дарователя Закона» Фуси. Конфуций представлялся мудрецом, попытавшимся очистить от ересей и язычества истинное «конфуцианство», «Древний Закон», якобы сохранившийся в виде символов в «И цзине». Миссионеры противопоставляли конфуцианство «ложным сектам» — даосизму и буддизму. В среде иезуитов сформировалась оригинальная по степени своей радикальности школа «фигуралистов» [144]. Основателем школы стал Жоакен Бувэ [145], наиболее известными деятелями были Джозеф де Премар [146] и Жан Франсуа Фукэ [147]. Французские иезуиты в доказательство тезиса об изначальном знакомстве китайцев с Божественным Откровением, нашли в китайских классических текстах «фигуры» библейских патриархов и событий [148]. Фигуралисты считали китайские иероглифы чистыми образцами подлинных идей [149]. Подобные взгляды пропагандировались и китайцами–христианами, находившими христианские догмы в «И цзине», в других древних книгах и мифах. Китайские ученые связывали разрыв западной и китайской научно–религиозных традиций отчасти с сожжением книг в III веке до н. э. императором Цинь Шихуанди. По мнению китайцевхристиан, «сон императора Минди» [150] был связан не с буддизмом, а с проповедью Евангелия апостола Фомы в Индии. «Протофигуралист» Шао Фучжун доказывал, что в основе католицизма лежал канон «И цзин». Католик Ли Цзубай в XVII веке в своей работе «Очерк передачи Небесного учения» пришел к выводу, что китайцы являются потомками выходцев из Иудеи, которых на новую землю привел вождь Фуси...

Новый император Юнчжэн, занявший трон в 1723 году, запретил деятельность католических миссий. Он отменил указ своего предшественника от 1692 года, а в китайское законодательство была включена статья, определявшая христианство как запрещенную еретическую секту[173]. Большинство миссионеров в 1724 г. выслали в Гуанчжоу, а в 1732 г. перевели в Макао[174]. Было разрушено более 300 храмов, многих миссионеров, нарушавших запрет на миссионерскую деятельность, казнили или посадили в тюрьмы. Китайская христианская община, численность которой оценивают в 150–300 тыс. человек, стала деградировать. Занявший в 1735 г. престол новый император Цяньлун продолжил антихристианскую политику своего предшественника. Современник тех событий, Жан Батист Дюгальд (1674–1743), писал: «Миссионеры были выгнаны из церквей и остались терпимы только в Пекине и Кантоне; более трех сот церквей разорены и на светское определены употребление; и более трех сот тысяч христиан лишены пастырей»[175]. После указов 1724–1725 годов при дворе осталось 14 иезуитов, еще 14 миссионеров нелегально жили в провинциях...

Източник http://predanie.ru/dacyshen-vl...

Что узнали?

Да многое, свидетельствующее о миссионерской деятельности и интригах иезуитов. Например, о роли их в коррекции работ Конфуция, для сближения его идей с католическими. Но, простите, где здесь тотальная фальсификация иезуитами истории Китая?

Также интересно о Маттео Риччи здесь: http://predanie.ru/dacyshen-vl...

Карта Риччи 1602 года https://www.wdl.org/ru/item/41...

Причина уничтожения книг и подчистки текстов

"После покорения маньчжурами Фуцзяни некоторые китайские патриоты ушли в буддийский монастырь, находившийся в горах Цзюлинынань, и основали там в 70-х годах XVII в. братство, поставившее своей целью свержение Цинов. Так были заложены основы тайного общества «Саньхэхой»—Триад. 128 монахов этого горного монастыря вели против завоевателей непрестанную тайную войну, выполняя клятву не складывать оружия до достижения победы.

Властям в конце концов удалось установить местонахождение этого центра антиманьчжурской деятельности. Они начали преследование монахов. Но справиться с твердыней Цзюлиньшань было нелегко. В 1784 г. император приказал уничтожить монастырь. Согласно преданию, пять монахов этой обители спаслись от огня и кровавой сечи; отправившись странствовать, они объединились с пятью торговцами и стали вербовать членов для тайного общества Саньхэхой. Вскоре это общество вновь разрослось, приобрело множество сторонников и большую популярность. Каждый, вступавший в Саньхзхой, приносил клятву ненавидеть маньчжуров и выполнять главный лозунг общества — добиваться «свержения Цин и восстановления Мин», т. е. прежней китайской династии. В общество мог вступить любой китаец независимо от того, беден ли он или богат, учен или неграмотен, воин или чиновник. В обществе существовал свой устав, поддерживалась суровая дисциплина и строжайшая конспирация. После принесения присяги, сопровождаемой устрашающей церемонией и символическим срезанием косы — этого признака покорности маньчжурам, каждый вступающий в общество включался в определенное звено и должен был беззаветно служить общей цели. Общества нашло широкую поддержку в приморских районах и среди китайцев-эмигрантов в странах Южных морей.

Вторым крупным тайным обществом было «Гэлаохой», или общество Старших братьев, возникшее в середине XVIII в. и получившее затем широкое распространение особенно в Центральном Китае. Это общество также призывало к свержению маньчжуров, к восстановлению китайского государства с Минами во главе. Имея, однако, в виду, что Мины в народе вовсе не были популярны, общество идеализировало первого минского правителя, крестьянина по происхождению, участника народной борьбы против монгольского ига в XIV в. Его имя служило тайным символом борьбы. Среди членов Гэлаохой был распространен призыв добиваться создания, государства, где бы не нужно было «питаться цинской пищей, жить на цинской земле, служить Цинам».

Самым мощным среди тайных обществ и братств было, по-видимому, старое общество «Байляньцзяо» — Белый лотос, прославленное своей борьбой еще против монгольского владычества и минских феодалов. Теперь оно поставило своей главной целью свержение маньчжурского господства. Деятельность общества имела и антифеодальную направленность. Крестьяне массами вступали в Байляньцзяо, принося клятву выполнять его устав, религиозные обряды, отказаться от мирских соблазнов и посвятить всю жизнь служению целям общества.

Тайные общества охватывали широкие круги населения. К каждому из них примыкало множество мелких тайных организаций, имевших свои уставы, обряды и придерживавшихся религиозных учений буддийского и даоского толка. Тайные братья узнавали друг друга по условным знакам и выражениям, по манере брать предметы, курить табак и пр.

Маньчжуры боролись с тайными обществами самыми жестокими мерами; законы приравнивали участие в них к государственной измене. В 1727 г. император Юнчжэн предписал карать смертью за участие в обществе Белый лотос. Но никакие меры не могли пресечь деятельность этих подпольных организаций.

Одним из проявлений антиманьчжурской борьбы был также отказ образованных китайцев сотрудничать с маньчжурами. Некоторые философы, историки, филологи, литераторы и живописцы не захотели служить маньчжурам, уединились, «оставили навсегда бумагу и кисть» или же писали разоблачающие маньчжуров и предателей-китайцев произведения, в которых призывали китайский народ к сопротивлению и борьбе. Выдающийся китайский ученый Гу Янь-у (1613—1682), в свое время участвовавший в освободительной войне в качестве одного из соратников Чжэн Чэн-гуна, после победы маньчжуров скитался по стране, призывая к борьбе с поработителями. Его крылатая фраза: «За процветание и гибель родины ответственен каждый человек» — получила широкую известность. Философ Ван Чуан-шань (1619—1692), сражавшийся против маньчжуров на Юге, отказался впоследствии служить в государственном аппарате Цин и уединился в деревне. Философ, историк и математик Хуан Цзун-си (1610—1696), активный участник антиманьчжурской борьбы и командир одного из отрядов, также отверг сотрудничество с маньчжурами.

Многие представители китайской интеллигенции, оставаясь на государственной службе и внешне выказывая послушание маньчжурам, писали антиманьчжурские произведения, рисовали карикатуры и изготовляли патриотические плакаты.

Маньчжуры оценили серьезность этой широкой антиправительственной оппозиции и ответили на нее террором. Канси приказал арестовать и казнить всех заподозренных в писании «крамольных» произведений. Начались жестокие преследования передовых людей Китая. Император Цяньлун, выдававший себя за поэта и мецената, еще более усилил террор и начал гонения против старой литературы. Эти мероприятия получили в Китае меткое название «тюрьма письменности». Казнили не только авторов, но и всех, кто хранил и читал запрещенные книги. Специально созданные правительственные комиссии пересматривали всю китайскую литературу, вытравляя из разнообразных трудов, иногда многовековой давности, малейшие признаки свободолюбия и патриотизма, вычеркивая исторические сведения об оппозиционных правительствам течениях, об освободительных движениях и восстаниях. Тысячи произведений были осуждены на сожжение. Особые чиновники с помощью массовых обысков выявляли книги, внесенные в списки для изъятия, и карали их владельцев."

Източник: http://historic.ru/books/item/...

Даже это (описанное выше) не повод утверждать, что вся история Китая сфальсифицирована!

Кроме того

"В 1900 г в пещерах Могао, находящихся в 20 км на юго-восток от уездного городка Дуньхуан (в западной части провинции Ганьсу), было обнаружено замурованное в одной из пещер собраваькэние древних китайских рукописей IV-XI веков Общее число рукописей достигает 35 тысяч" http://labourearnings.ru/t/194...

Ещё одна находка:

В гробнице на территории провинции Цзянси (Восточный Китай) обнаружена древнейшая библиотека - около трех тысяч деревянных и бамбуковых дощечек с записями. Письменные материалы относятся к периоду династии Западная Хань (206 год до н.э. - 25 год н.э.). Открытие сделано в ходе исследования предполагаемого захоронения Лю Хэ - правителя этой династии, находившегося на императорском престоле 27 дней, сообщает

Источник: http://www.sakhanews.ru/151949...

Каталог http://starieknigi.info/Knigi/... каталог

Начало здесь https://cont.ws/post/290557


Вернуться назад