ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Послевоенные санкции против СССР: Взгляд с запада
Послевоенные санкции против СССР: Взгляд с запада27-02-2016, 09:30. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ |
Послевоенные санкции против СССР: Взгляд с западаПочему и сегодня актуальны материалы Международного экономического совещания, проходившего в Москве с 3 по 12 апреля 1952 года Международное экономическое совещание проходило с 3 по 12 апреля 1952 года. В Москву приехали бизнесмены, профсоюзные и кооперативные деятели, ученые и журналисты из 50 стран пяти континентов. Тридцать восемь капиталистических государств были представлены тремястами тридцатью девятью делегатами, "блок" СССР - ста тридцатью двумя. В большинстве на Совещании были представлены представители торговых фирм и финансовых кругов (38,7%). На втором месте - промышленники и аграрники (22,5%), на третьем - профсоюзные деятели (15%). Доля ученых и журналистов составила 14,7%. Председатель Торговой палаты СССР Михаил Васильевич Нестеров со сцены Колонного зала Дома союзов объявил: различные экономические и социальные системы не являются препятствием для расширения экономических и международных связей, основанных на равенстве и взаимовыгоде. Делегатам предлагалось начать совместный поиск возможностей по улучшению условий жизни людей посредством мирного сотрудничества различных стран и различных систем, путем развития экономических связей. Принимающей стороной был Международный инициативный комитет, советское руководство подчеркнуто дистанцировалось от данного форума, пытаясь утвердить бизнес-сообщество в мысли, что Совещание не является пропагандистским "трюком". Мероприятие позиционировалось Кремлем как шанс убрать препятствия, мешавшие мировой экономической системе функционировать в оптимальном режиме. Целью Москвы был прорыв торговой блокады. Для ее достижения советское руководство выбрало тактику: союз с представителями делового мира. Санкции против СССР и его союзников имели "побочный эффект": потеряв огромный рынок сбыта, западный бизнес нес убытки, вынужденно подчиняя экономические интересы политическим. Представление о размере "упущенных" выгод дают следующие цифры: в 1948 году весь внешнеторговый оборот СССР составлял 11 млрд рублей, в том числе с капиталистическими странами - 4,4 млрд руб., в 1951 году соответственно 18 и 3,2 млрд руб.10 К тому же положение заметно ухудшало исключение из полноценного торгового обмена стран Восточной Европы. Стремясь к прорыву торговой блокады, СССР предлагал сделки, выгодные бизнес-элитам. Не случайно аналитики высоко оценивали шансы Москвы на успех . Это вызывало опасение у правительства Соединенных Штатов. На делегатов, направляющихся в СССР, оказывалось давление. За ходом совещания внимательно следили из Вашингтона. Это подтверждается сообщением советского посла о реакции американского правительства в связи с благоприятным откликом на предложения М.В. Нестерова "со стороны ряда делегаций капиталистических стран". Сохранились и другие свидетельства современников. ИДЕИ СОВЕЩАНИЯ СОЧЛИ ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫМИ Участники совещания уезжали с большими надеждами. Большинство представителей иностранных фирм установили деловые контакты с советскими внешнеторговыми организациями. С четырнадцатью фирмами контракты были подписаны еще в Москве, остальные же ожидали заключение сделок в ближайшие дни16. Итоговыми документами стали Коммюнике, Обращение к Генеральной Ассамблее ООН и решение о создании Комитета содействия международной торговле. Суть их сводилась к предложению продолжить начатую в Москве работу и в ближайшее время созвать межправительственное совещание. В задачи Комитета содействия международной торговле входило вручить Обращение к Генеральной Ассамблее ООН, вести работу по организации нового совещания, способствовать обмену информацией в отношении экспортных и импортных возможностей различных стран. Но уже в сентябре 1952 года постановление ЦК ВКП(б) утвердило текст телеграммы председателю Бюро Комитета Р. Шамбейрону: "...теперь было бы безусловно нежелательно, чтобы в международных кругах создавалось впечатление, будто страны народной демократии и СССР проявляют особую заинтересованность в расширении торговли с капиталистическими странами...". Успех Международного экономического совещания развивать не стали, его идеи были сочтены преждевременными. ЧТО УВИДЕЛИ ГОСТИ Важность документов Совещания прежде всего в том, что они уточняют внешнеполитическую доктрину позднего сталинизма и ее влияние на функционирование экономической модели, сложившейся в СССР. Экономическое совещание, вне желаний "сильных мира сего", выполняло важную "миссию" - бизнесмены, вернувшись из СССР, разрушали пропагандистские клише, рассказывая об увиденном19. Правда, принимающая сторона, радуясь, что наносит удар по американским коллегам, свою "правду жизни" показывать не собиралась. Гостям навязывался "глянец": достопримечательности Кремля, Третьяковская галерея, Большой театр, метро, строящиеся здания МГУ и дома на Котельнической набережной, посещение специально отобранных заводов, колхозов, детских садов, школ и т.д. Но и через максимально "профильтрованную" информацию пробивалась реальность. Например, итальянская делегация после прогулки по городу спросила у переводчика: почему женщины чистят снег? Ответ был вполне в духе партийных установок того времени: "Эта женщина, как сами видите, физически здорова и, видно, не захотела учиться, чтобы иметь специальность, что в Советском Союзе для всех доступно, поэтому почему же ей не поработать на свежем воздухе, что даже полезно для здоровья, если она зарабатывает для того, чтобы жить хорошо? Я думаю, это занятие ее устраивает, иначе она не стала бы им заниматься, ведь у нас нет безработицы!". Иностранные
гости часто обращали внимание, на то, что женщины в послевоенной Москве
занимались очень тяжелой работой. Причиной такого положения вещей была
Великая Отечественная война. Проводив мужчин на фронт, женщины заменили
их на рабочих местах. Н.А. Вознесенский в своей книге "Военная
экономика" приводит такие цифры: около 500 тыс. домохозяек пришло на
производство. Удельный вес женского труда увеличился: среди машинистов
паровых машин с 6 до 33%, машинистов компрессоров - с 27 до 44%,
кочегаров паровых котлов с 6 до 27%, токарей по металлу - с 16 до 33%,
сварщиков металла - с 17 до 31%, слесарей - с 3,9 до 12%, шоферов - с
3,5 до 19%, грузчиков с 17 до 40%. Военные потери привели к тому, что даже в начале пятидесятых, несмотря на возвращение демобилизованных солдат в народное хозяйство, не было возможности убрать женщин с тяжелых работ. Замечали гости, посещая советские предприятия, тяжелые условия труда рабочих. Английская делегация въедливо интересовалась буквально всем: сколько получает директор, заработная плата стахановца, возраст, с которого можно работать на заводе, какова текучка кадров, роль профсоюза, устройство управления предприятием, бытовые условия рабочих. Англичане даже посетили заводскую столовую и внимательно изучили меню и цены. Отметили они и отсутствие спецовок у многих рабочих и пренебрежение техникой безопасности в цехах. Тяжелое впечатление посещение завода им. Сталина произвело на австрийскую делегацию. Особенно условия труда рабочих на главном конвейере. Переводчик указывал в отчете: "Глава делегации Шахнер обратил внимание на то, что все рабочие выглядят очень усталыми, изможденными, что все они очень худы. Вечером после экскурсии он сказал, что ему очень жаль тех мужчин и женщин, которые работают в этом "аду". Не высказали восторга заводом малолитражных машин и делегаты Индии, резюмировав, что уровень оснащенности этого предприятия сильно отстает от американских аналогов. ПРИОРИТЕТЫ СТАЛИНА В то же время с переводом экономики на "мирные рельсы" было смягчено законодательство. В 1948 году было отменено действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 года, по которому за самовольный уход с рабочего места грозил срок тюремного заключения от пяти до восьми лет. С июля 1951 года прогул перестал считаться уголовным преступлением. Большое впечатление производила на иностранных гостей оживленность московских улиц, наплыв народа в магазинах31. Делегаты, ранее уже посещавшие Москву, отмечали потрясающие изменения, произошедшие буквально за последние два-три года. Их удивление вполне понятно. Понеся огромные потери во Второй мировой войне и опираясь во время восстановления практически только на свои силы, СССР уже в 1947 году смог отменить карточную систему и ввести единые расценки для всей государственной торговли. К тому же с 1948 года регулярно проводилось снижение цен. Это, несомненно, способствовало росту уровня жизни в Советском Союзе. Дональд Фильцер из анализа данных ЦСУ СССР делает вывод о том, что в 1952 году в среднем по стране увеличилось потребление хлеба, зерновых, молочных продуктов, овощей и фруктов. К тому же произошло повышение спроса на дорогие и качественные товары (например, белый хлеб из муки тонкого помола). Калорийность дневного рациона приблизилась к норме. Так, член семьи рабочего в среднем стал потреблять свыше 2500 калорий в день, а взрослый рабочий - 3500 калорий. Стали доступнее и потребительские товары. К тому же рост номинальной заработной платы и политика регулярного снижения цен внушали населению оптимизм в оценках своего будущего. Случайно или намеренно, но очередное понижение цен было проведено накануне Международного экономического совещания, что, несомненно, сказалось на активности покупателей в магазинах, отмеченной наблюдательными иностранцами. Правда, очень скоро последовал принудительно-добровольный государственный заем. Выполненный в рекордно короткие сроки, он вполне решил проблему обеспеченности товарами платежного спроса. Н. Верт, анализируя уровень потребления, приходит к выводу, что в городах предвоенный уровень жизни был достигнут к 1951 году. Но дело в том, что, по оценке того же Н. Верта, уровень жизни в СССР 1940 года был значительно ниже, чем в царской России в 1913 году. Поэтому, несмотря на достигнутый рост, до изобилия было еще очень далеко. Фильцер приводит данные, что на среднюю рабочую семью приходилось в год: 1 пара кожаной обуви, 3 кг хозяйственного мыла и 2 куска туалетного, 12 метров ткани на человека. Трудясь героически и самоотверженно, советские люди мечтали о повышении своего благосостояния. Сталинское руководство отдавало себе в этом отчет. Еще в 1946 году, выступая на предвыборном собрании избирателей Володарского избирательного округа в Ленинграде, Андрей Александрович Жданов обещал: "..Народ, несший в течение многих лет войны жертвы и лишения, законно требует, чтобы материальные и бытовые условия были быстро улучшены. Все это отнюдь не мелочь. Дело улучшения бытового и материального благосостояния масс, расширения производства товаров широкого потребления есть дело, за которое надо поратовать, побороться, вложить в него тот большевистский энтузиазм и страсть, с которыми мы шли на разрешение военных задач...". Тем не менее в приоритете стояло развитие сектора "А". Капиталовложения в промышленность в 1945-1950 годах были распределены так: 12% направленно на развитие легкой промышленности и 88% - в тяжелую индустрию. Акценты в данном порядке были расставлены И.В. Сталиным. В выступлении 9 февраля 1946 года он четко выделил приоритеты и объяснил причины сделанного выбора: тяжелая и военная промышленность создают гарантии "от всяких случайностей"42. Таким образом, именно оценка советским руководством геополитических задач и международной обстановки легла в основу вектора послевоенного развития СССР. Национальные интересы бывших союзников в новой реальности не совпадали. Торговая блокада усугубляла трудности. Поэтому рассчитывать на быстрый рост уровня жизни не приходилось. И все "правильные" слова в выступлениях советских лидеров о необходимости улучшения бытового и материального благосостояния масс, становились благими пожеланиями. Исследование английской делегации "Предварительные заметки об уровне жизниЧеловек шесть из членов нашей делегации собирали данные о ценах. Они узнавали цены в магазинах, на рынках и из других источников. Это было задумано с целью информировать делегатов, которые сами смогут восполнить некоторые пробелы в этих данных. Пока у нас создалось некоторое общее впечатление, с которым, видимо, согласятся все делегаты. В продовольственных магазинах и на рынках имеются в изобилии хлеб, картофель, мясо, птица, рыба, сыр, сливочное масло и яйца. Цены на эти товары приблизительно такие же, как и у нас, и товары эти, разумеется, не нормированы. Тот факт, что ассортимент фруктов и овощей сейчас ограничен, объясняется, вероятно, сезоном. Шоколад стоит дорого. Занимаясь вопросом о ценах на продовольствие, мы должны также помнить о том, что столовые на предприятиях и в школах представляют желающим трехразовое питание. Стоимость топлива и квартирная плата по сравнению с нашими ценами и с другими ценами в России низка. Качество жилых домов весьма разнообразно. Степень перенаселенности приблизительно такова же, или даже выше, чем в крупных городах Соединенного Королевства. Излишки площади, разумеется, значительно меньше, чем у нас. Одежда - сравнительно дорога и количество ее сравнительно невысоко. Цены на такие промышленные товары как авторучки, пишущие машинки, пылесосы приблизительно такие же, как и у нас. Автомобили, кажется, дешевле и более доступны, чем у нас. Предметы роскоши очень дороги. Книги, ноты, билеты на оперные, балетные, драматические представления и на концерты стоят сравнительно недорого и спрос на них, зачастую, превышает предложение. Стоимость, удобство, быстрота и доступность транспорта, кажется, приблизительно таковы же, как и в Англии. Как в Англии, так и в России, имеется широкая система социального обеспечения, включая оплачиваемые отпуска. Ниже приводится список собранных нами данных о некоторых ценах руб.. P.S. В 1952 году средняя месячная зарплата в целом по народному хозяйству составляла 674 рубля. Промышленные рабочие получали 738 рублей, работники сельского хозяйства — 420 рублей, работники железнодорожного транспорта — 742 рубля, работники здравоохранения — 399 рублей, аппарат управления — 710 рублей. Вернуться назад |