ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Александр Невский: воин, дипломат, монах

Александр Невский: воин, дипломат, монах


13-12-2015, 13:32. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Александр Невский: воин, дипломат, монах


Что заставило победителя крестоносцев принять постриг в конце жизни

Православная церковь 6 декабря чтит память святого благоверного князя Александра Невского. Он вошел в историю как победитель шведов и немцев и непревзойденный политик. Даже в Орде, где отравили его отца, он покорил всех — старший сын самого Батыя принял христианство и стал его названным братом. Все это не помешало Александру перед смертью принять монашеский постриг и уйти от мира, в котором он так много совершил.

Угрозы Европы

Летопись сообщает: перед битвой на Неве, куда шведы стянули большое войско, было князю Александру видение. Князь сомневался и просил помощи у Бога — и вдруг увидел на водной глади ладью, а на ней мучеников Бориса и Глеба, одетых в багряные одежды. Видение придало ему уверенности и сил. Он повел наступление решительно и наголову разгромил шведов. После этой битвы, произошедшей 15 июля 1240 года, за ним закрепилось прозвище Невский.

Спустя два года военный гений князя развернется уже в полную мощь. К Новгороду подступят ливонские немцы. Захватят Псков, будут грабить купцов. Александр погонит их до Чудского озера, а то, что произойдет потом, станет одной из самых блистательных побед в русской истории. Князь выманит немецких рыцарей на лед. Не выдержав тяжести их доспехов, лед треснет, и вооруженное по последнему слову немецкое войско уйдет под воду…

Он стал княжить в Новгороде, когда ему было всего девять лет. Так решил отец, князь Ярослав Всеволодович. Он оставил в городе Александра и его брата Федора, который был старше всего на два года. Сам Ярослав уехал в Переяславль-Залесский.

В 13 лет Александр впервые попробовал в бою свой меч. Он отправился с отцом в поход на ливонцев, чтобы биться под Дерптом вместе с матерой, закаленной в боях дружиной Ярослава.

На момент победы в Невской битве Александру — страшно подумать! — 19 лет. Ряд историков сегодня высказывает мнение, дескать, значение его побед преувеличено. Да и сам князь, по их словам, отличался крутым нравом: чуть что, гневался на псковичан и новгородцев, за провинности и неповиновение отрезал языки.

С первым категорически не согласны «канонические» историки — Соловьев и Карамзин. Оба, основываясь на летописях, приходят к выводу: во время княжения Александра в Новгороде набеги с севера на Русь прекратились. Более того, немцы уступили русским даже часть своих территорий (хотя еще недавно сами стояли в Пскове) — речь идет об отданных по мирному договору землях в Восточной Литве.

Что касается второго, то здесь надо рассматривать поведение Александра в контексте исторических событий. На юге стояла Орда, на севере были немцы, литовцы и шведы. Удельные русские князья не сковывали себя моралью: подсиживали один другого перед ханом, плели заговоры друг против друга. В этих условиях, чтобы сохранить свои позиции, нужно было совмещать в себе дипломата, воина и жесткого руководителя. Все это, как показала история, Александр умел делать очень хорошо.

Родство с Батыем

В 1247 году Александр вместе с одним из своих братьев, Андреем, отправился в Орду. Они намерены были решить, кому из них где княжить. К тому времени произошли две важные вещи. Во-первых, годом раньше в столице Монгольской империи, городе Каракорум, отравили Ярослава, отца Александра. Ходили слухи, что сделала это жена нового великого хана: якобы она дала Ярославу выпить воды из своих рук, и вечером тот свалился замертво и посинел. Во-вторых, одновременно с этим в Орде казнили черниговского князя Михаила, когда тот отказался поклониться монгольским богам.

Изображение Александра Ярославича в Лицевом летописном своде Ивана Грозного (Царь-книга). 


Говоря иначе, поездка Александру предстояла напряженная: нужно было остаться живым, получить княжеский ярлык и не изменить своей вере. Все это князь проделал с настоящим искусством. Летописцы позже сообщали: Батый, сидевший в Орде, был покорен. «Все, что говорили про него, правда, — сказал он своим вельможам. — Нет больше такого князя». Из Орды Александр отправился в Каракорум и в итоге вернулся на Русь с ярлыком на киевское княжение (брата Андрея определили княжить во Владимире). Кроме того, в Орде он побратался с сыном Батыя Сартаком — по легенде, князь обратил его в христианство.

Впрочем, некоторые исследователи считают, что Сартак уже был христианином до приезда Александра. Полагают, что он исповедовал несторианство: это течение осудили на Третьем Вселенском соборе в 431 году. В числе прочего несториане отрицали термин «богородица». Впоследствии Сартак поможет Александру: даст войско, чтобы сразиться с братом Андреем, с которым у Александра возникнут разногласия.

Он посетит Орду еще трижды. Каждый раз это будет путешествие на грани жизни и смерти. То нужно будет ехать на поклон новому хану (а, по сути, заново получать право княжения, завоевывать его доверие и постараться не быть отравленным), то отговаривать монголов от новых разорений (когда в ряде городов Руси перебьют баскаков, сборщиков дани). Во время этих поездок Александр вместе с митрополитом Кириллом, своим сподвижником, основал в Орде епархию Православной церкви. А в промежутках они пообщались с легатами папы римского — те планировали склонить Александра к католической вере, а затем вместе выступить против монголо-татар.

Житие приводит ответ князя: «От вас учения не принимаем!».

Монах

В 1263 году, во время последней поездки в Орду, князь заболел. На обратном пути под Городцом (у историков нет единого мнения: был ли это Городец на Волге или Городец в Рязани) он скончался.

Житие сообщает: перед смертью князь принял монашеский постриг и получил новое имя — Алексий. На его похоронах, говорит житие, случилось чудо. Когда митрополит хотел вложить в его руку духовную грамоту, князь якобы приподнялся из гроба и принял бумагу сам.

«Для чего князю-победителю понадобилось монашество на исходе жизни?» — этот вопрос задавали многие историки. Житие Александра отвечает на это так: всю его жизнь, начиная с победы на Неве, образы святых окружали и оберегали его — и лишь княжеская доля не позволила ему уйти в монахи раньше.

Почитать Александра Невского в церкви стали сразу же после смерти. Но официально его причислили к лику святых только в 1547 году. Это произошло в ходе Собора, созванного при Иване Грозном.

Александра Невского чтут как покровителя воинов. По словам летописцев, его явления наблюдали при Куликовской битве и во время похода Ивана Грозного на Казань. Православные верят: святой князь и с небес продолжает присматривать за Русью и оберегать ее от врагов.




Источник


Вернуться назад