ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Хроники Поиска Пути. Иран. Страна воинов, поэтов, мучеников

Хроники Поиска Пути. Иран. Страна воинов, поэтов, мучеников


25-08-2015, 11:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Хроники Поиска Пути (100). Иран. Страна воинов, поэтов, мучеников (9)

Все ускоряющийся темп событий в мире заставляет меня также переходить от неспешных прогулок по далекому прошлому Китая/Египта/Эфиопии/Ирана/Америки/России к разговору о событиях все менее от нас удаленных. С тем, чтобы ускорить слияние этих потоков информации - историй стран в один бурный поток современности, когда можно будет более предметно, - опираясь на узнанное нами об упомянутых странах до-того – разбирать по косточкам причины и следствия событий Давешних и Нынешних дней.

Поэтому сейчас мы на время оставим поэтов Ирана и совершим прыжок примерно на 200 лет со времен поэта Хафиза Ширази во времена Аббаса I/Великого, принадлежавшего к династии Сефевидов. И правившего Персией на рубеже XVI и XVII веков. А если точнее, то в 1587—1629 годы.

 

Персидский шах Аббас I. Гравюра из западноевропейского издания 1600—1602 г.

Аббас был самым успешным правителем Сефевидов. Он отличался энергичностью и политической прозорливостью, строил дороги и мосты, заботился об украшении городов, особенно Исфахана, куда он перенёс свою резиденцию из Казвина в 1592 году, и старался оживить торговлю с Индией и Европой.

 

Шах Аббас I принимает Вали Мухаммад-хана. Фреска во дворце Чехель Сотун, Исфахан.

"Чехель Сотун" означает "Сорок колонн". Название это произошло от того, что двадцать колонн дворца, стоящие на спинах львов, удваиваются, отражаясь в воде пруда. Расположен дворец в тенистом саду, где приятно посидеть в жаркий день. Построен дворец был как павильон шахских развлечений и приемов.

 

Дворец в наше время

 

В частности, Аббас Великий провёл военную реформу страны, что было оправдано не только внешней угрозой со стороны Турции, но и сепаратистскими тенденциями в среде провинциальных феодалов.

Ранее персидская армия включала в себя только конницу тюркской кызылбашской знати, феодальные ополчения из крестьян и личный конный отряд шаха.

Аббас же создал регулярную армию, в которую входили 20 тыс. стрелков с мушкетами, 12 тыс. конных гулямов из кавказцев, 12 тыс. артиллеристов и 500 пушек. Армия регулярно пополнялась рекрутами, которых набирали в обязательном порядке из немусульманского населения Ирана.

Конница феодалов была сокращена.

 

Шах Аббас на коне. Западноевропейская гравюра XVII в

Помимо военной реформы, Аббас совершил попытку провести денежную реформу, поскольку за 11 лет безвластия в Иране по стране начало хождение огромное количество валюты, не имевшей твёрдого курса. Аббас ввёл монету «аббаси», достоинство которой равнялось одному мискалю серебра.

При его блестящем дворе посланники Великого Могола и других восточных государей встречались с посланниками России, Франции, Англии, Испании и Нидерландов.

При помощи англичан он в 1622 году отнял у португальцев остров Ормуз…

В общем, хотя Аббас был государь деспотический, жестокий, нередко повиновавшийся только своим прихотям, иранцы считают его своим величайшим государем.

И не зря: ведь перед смертью Аббаса I в 1629 году, государство Сефевидов достигло наибольшего могущества и простиралось от реки Тигр на западе до города Кандагар (Афганистан) на востоке.

 

Государство Сефевидов XVI — начала XVIII вв. Карта

Как раз при этом шахе, свергнувшем своего отца — болезненного, безвольного и крайне непопулярного Муххамада Ходабенде, - между Персией и Россией были установлены регулярные дипломатические и торговые связи.

В то время основным внешним врагом для шиитской Персии выступала суннитская Турция, войны с которой велись за стратегически важные районы и территории, а также за торговые пути, приобретая форму борьбы двух основных направлений в исламе.

В борьбе с Турцией Аббас I стремился заручиться поддержкой иностранных, главным образом, европейских государств, а также России.

Кроме политических мотивов у персидского шаха были и экономические интересы, которые усилились после открытия английскими купцами морского пути в Россию через Белое море (1553 г.).

Тогда отношения Ирана с Европой, заинтересованной в установлении торговых отношений с Ираном, минуя Османскую империю, вышли на новый уровень. Основной же темой русско-иранских отношений стал транзит через наши земли европейских и иранских товаров, в частности, иранского шёлка-сырца, что сулило преимущества и выгоды не только европейцам и иранцам, но и русским государям.

К XVI в. Россия (при царе Иване Грозном) завоевала Казань (1552), покорила Астрахань (1556) и увеличила свой авторитет настолько, что многие правители мира искали её расположения.

После успешных действий России против крымских татар уже в 1559 г., в Москве, среди прочих представителей иноземных стран, можно было встретить и послов удельных иранских правителей с дарами и просьбами о разрешении торговли с нашими купцами.

При том, что приоритетной оставалась «турецкая» проблема, в 1589 г. ко двору царя Фёдора (1584—1598) прибыло иранское посольство, отправленное ещё шахом Мухаммадом Ходабенде с обещаниями передать России Баку и Дербент, если она отобьёт их у турок.

Очевидно, что власть русского царя над этими территориями рассматривалась персидскими шахами как меньшее зло по сравнению с турецким правлением.

Состоялись и ответные дипломатические визиты — миссия посланника Г.Б.Васильчикова (1588), посольство князя А.Д.Звенигородского (1594), посольство князя В.В.Тюфякина и дьяка С.Емельянова (1594—1595), А.Ф.Жирово-Засекина (1600—1601), заметно расширившие международные контакты России. Каждая из сторон преследовала свои цели.

Вот, скажем, посольство Васильчикова в Персию 1588—1589 гг. Отправившись в путь, Г.Б.Васильчиков вёз с собой царские грамоты на имя шаха Мухаммада Ходабенде, поскольку в Россию ещё не пришли известия о приходе к власти Аббаса I. Посольство узнало об этом только в Гиляне. Путешествие было срочным, сопровождал русских персидский посланник Хади-бек (Анди-бек, Андиди-бей), поэтому возвращаться за новыми грамотами возможности не было.

Васильчиков, посоветовавшись с астраханскими воеводами, решился на довольно смелый поступок: переписал грамоту на имя Аббаса I, привесив к ней печать от запасного документа. Главная задача посольства заключалась в том, чтобы утвердить российские владения на Тереке и Кавказе до Грузии и Шемахи, а также подтвердить намерения иранцев уступить Дербент и Баку в случае освобождения их от турецких войск.

Васильчиков в ходе переговоров убеждал Аббаса I в возможности присоединения к антитурецкой коалиции западноевропейских государств только с помощью московского государя и лично Бориса Годунова.

Их общение было подчёркнуто уважительным: так, в нарушение придворного этикета и общепринятых иранских традиций Аббас I отменил, по требованию Васильчикова, положенное для послов по протоколу целование ноги у шаха и согласился соблюсти обычай русского царя — возлагать руку на голову посла по завершении его речи. Названный в грамоте «брат наш Аббасово величество», Аббас I не только «не заметил» переписанной грамоты, но и принял посольство настолько торжественно и тепло, что вызвал удивление у многих своих подданных и даже у российского посла, который впоследствии свидетельствовал царю: «А шах Аббас меня, холопа твоего, принял с великой любовью и хочет с тобою государем в бротцкой любви и дружбе и в соединенье, и городов Баки и Дербени тебе государю поступаетца, и на всех недругов твоих государевых и своих хочет с тобою государем стояти заодин».

Кроме того, шах Аббас не отказался от обещаний русскому царю, которые давал ещё свергнутый им отец — Муххамад Ходабенде. Шах подтвердил все обещания иранской стороны и отправил вместе с Г.Б.Васильчиковым новое персидское посольство в Москву.

Смутное время, вне сомнения, привело к значительному снижению политической и дипломатической активности московского государства, особенно в центральных и западных областях. Однако это не было повсеместным. Московия продолжала оставаться и в этот период субъектом международных отношений, хотя и ограничила свои внешнеполитические устремления.

Играя роль транзитного коридора, она сохранила в 1606—1616 гг. функцию посредника между европейскими государствами и Персией.

Посольская документация позволяет установить более пяти визитов персов, побывавших в Московском государстве в указанное время.

Одно из персидских посольств, возглавлявшееся эмиром Али-беком, было отправлено Аббасом I из Исфахана к царю Василию Шуйскому.

В феврале 1608 г. оно было задержано под Москвой, а также ограблено войсками Лжедмитрия II.

После того, как войско самозванца отступило от столицы, по приказу Шуйского это посольство отправили в Нижний Новгород, где персы находились до весны 1613 г.

 

С воцарением новой правящей династии — Романовых — Посольский приказ пригласил их в Москву, где они были приняты царём Михаилом Фёдоровичем (годы правления: 1613—1645).

Перед посольством Али-бека стояли следующие задачи: разведать состояние дел в России, возобновить прерванные московскими неурядицами дипломатические связи и торговые отношения, обратиться к русскому царю с просьбой помочь персам в войне с Турцией.

В частности, обеспечить безопасность тылов персидской армии по рекам Тереку, Сунже и Койсу.

Внешним предлогом была передача русских солдат и офицеров, освобождённых войсками иранского шаха из турецкого плена.

Однако по прошествии пяти лет с момента отправки персов на Русь международная обстановка и внутриполитическое положение в обеих странах изменились настолько, что задачи, первоначально стоявшие перед амиром Али-беком и его людьми, утратили свою политическую и международную актуальность.

Тем не менее, Аббас первым признал новую династию Романовых в России и выделил Михаилу Федоровичу запрошенный царем заём - в виде серебряных слитков на сумму 7 тысяч тогдашних рублей.

Что касается персидского посольства Али-бека, то оно отправилось из Москвы на родину в конце 1913 года, имея в попутчиках посольство русское - от нового царя, во главе с М.Н.Тихановым и А.Бухаровым.

Интересно, что в 1615 г., по возвращении из Персии, посланникам этим устроили строгий допрос — почему на прощальной аудиенции у шаха они были без русских однорядок (длинный однобортный кафтан без воротника), одевшись в подаренные им персидские халаты?

«Забыв свою русскую природу и государские чины ездили есте на отпуске к шаху в его Шахове платье, вздев на себе по два кафтана аземских… И вы тем царскому величеству учинили нечесть же: неведомо, вы были у шаха государевы посланники, неведомо — были у шаха в шутех».

По традиции русские послы за границей могли появляться только в национальной одежде.

В «коробьях окованных» они везли с собой пышное посольское платье, которое надевалось лишь в самых торжественных случаях — иногда собственное, а чаще взятое напрокат из царских кладовых. Это роскошное облачение должно было демонстрировать богатство и величие русских государей, поддерживать их престиж в глазах иностранцев. В странах Востока русским послам по обычаю также жаловали парадное платье. Зная об этом, в Москве опасались, как бы подобные правила не нанесли урона государевой чести…

Историки неоднозначно оценивают российскую политику персидского шаха Аббаса I. Одни считают, что он не замедлил воспользоваться временной слабостью северного соседа для укрепления за его счёт своих позиций.

И в качестве примера приводят поход Аббаса в Восточную Грузию в 1614 г, а также приём при персидском дворе послов атамана И.Заруцкого и М.Мнишек, которые прибыли с предложением передать захваченную их войском Астрахань во владение Персии.

Другие утверждают, что шах «во время междоусобий, раздиравших Россию, оказал многие опыты чистосердечной дружбы его к российскому двору», и приводят следующие аргументы: когда Заруцкий (устами послов) отдавал себя, Марину Мнишек с «царевичем» и Астрахань в руки персов, Аббас I не только отверг это заманчивое предложение, но и отказал мятежникам в покровительстве и возможности в случае нужды укрыться в Персии.

Более того, он передал представителей бунтовщика — И.Хохлова и Я.Гладкова — в руки М.Н.Тиханова, бывшего законным послом русского царя Михаила Фёдоровича Романова.

Что касается грузинского похода шаха, он был во многом связан с противоречивой политикой самих грузинских князей.

Лавируя между Россией, Ираном и Турцией, они легко меняли свою внешнюю политику в зависимости от военных успехов или неудач этих государств…

В любом случае понятно было одно — ослабевшее в период Смуты Московское государство всё ещё оставалось велико и людно, и шах, понимая это, старался поддерживать с ним традиционные дружеские связи.

Показателем его заинтересованности в развитии русско-персидских отношений может служить и тот факт, что посол Булат-бек в период с 1615 по 1621 г. трижды побывал в Московии. В свою очередь, русские посланники — князья Г.Тюфякин, Г.Феофилатьев и дьяк Панов — побывали в Персии.

Конечно, не всё в русско-персидских отношениях было столь безоблачным.

Некоторое оживление двусторонних политических и торговых связей (в основном по Волго-Каспийскому пути), наметившееся лишь в 1620-е гг., сопровождалось многими противоречиями. Здесь были и дипломатические интриги послов, и взаимные претензии торгового и экономического характера.

Так, Московское государство, узаконившее статус персидских купцов с различными льготами и привилегиями, с 1616 г. чувствовало себя уязвлённым — шахский двор всячески уклонялся от аналогичных обязательств по отношению к русским и в то же время, согласно указу Аббаса I от октября 1616 г. об Ост-Индской компании, предоставлял торговые льготы англичанам.

В то же время, нельзя не упомянуть о поступках умного шаха, принесших Московскому государству и первому из царей династии Романовых выгоды не только материальные (серебро на 7000 рублей), но и морально/духовные.

Через 13 лет после начала правления Михаила Романова, шах Аббас I подарил русскому царю частицу Ризы Господней. Подобной святыни на Руси до того времени не было.

 

Положение честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)

Вспомним, что согласно евангельскому повествованию, Риза Господня - часть верхней одежды - плащ (гиматий), которая упоминается в Евангелии в рассказе о том, как кровоточивая женщина исцелилась, когда с верой прикоснулась «к краю одежды Его» (Мф. 9:20-22; Мк. 5:25-34).

Эта женщина болела 12 лет, потратила все деньги на врачей, но состояние ее только ухудшалось. Христос не просто исцеляет ее, но и говорит: «Дерзай, дщерь, вера твоя спасла тебя». То есть нечто несоизмеримо большее, чем просто физическое исцеление, получает эта женщина по вере своей.

 

Кровоточивая женщина исцеляется после прикосновения к краю Ризы Спасителя

Это та самая Риза, в которой Христа вели на Голгофу, и которую воины разделили на четыре части (каждому воину по части).

Один из вариантов предания гласит, что один из воинов, которым досталась Риза Господня, был грузином и он впоследствии перенёс её в Грузию.

Согласно другому сказанию, один еврей, живший в древней столице Иверии (Грузии) Мцхете, по имени Елиоз, был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя.

 

Мцхета, Грузия

Он, якобы, сумел приобрести Ризу Господню у одного из воинов, и вернулся с ней в Мцхету.

 

Собор Светицховели, Мцхета

Риза хранилась в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда захвативший Грузию Аббас I вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню.

В марте 1625 года прибыл в Москву к благоверному царю Михаилу от Аббаса некий славный посол по имени Урусамбек. Он привез с собою послание и много ценных подарков.

Среди которых был драгоценный подарок святейшему патриарху Филарету, а именно: риза Господа нашего Иисуса Христа, положенная в золотом ковчеге, украшенном драгоценными камнями.

В своем послании персидский шах извещал, что риза Христова найдена во время завоевания Иверской страны в митрополичьей ризнице, где она была запечатана в одном из крестов. Взяв эту ризу, шах и отправил ее в дар святейшему патриарху Московскому.

Святейший патриарх Филарет с радостью принял великий дар, а потом призвал к себе находившихся в то время в Москве опытных греческих старцев. Филарет спросил этих старцев-греков — знают ли они что-нибудь о ризе Господней, и что говорят о ней в странах греческих?

Каждый из старцев поведал то, что ему было известно, говоря, что много чудес творилось сею ризою Христовою.

Святейший патриарх Филарет выслушал все сообщения о ризе Господней, потом посоветовался с преосвященными российскими архиереями.

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни.

Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше.

Во всех монастырях и храмах был объявлен строгий пост и молитва, чтобы Господь Бог Сам явил Свою волю об этой святыне.

Потом, совершив всенощное бдение в Неделю Крестопоклонную (4-я Неделя Великого поста), святейший патриарх повелел ризу Христа Спасителя и Бога нашего возлагать на больных подобно тому, как в древности благочестивая царица Елена возложила на мертвеца крест Христов для удостоверения всех в его истинности.

Как и тогда, все удостоверились в истинности ризы Господней, ибо от неё получили исцеление и скорое выздоровление все болящие, на которых она возлагалась.

И благоверный царь, и святейший патриарх преисполнились великой радости о такой благодати. Честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля.

 

В Успенском соборе

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления.

Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей.

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней. Одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям.

Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы - в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах.

Событие перенесения честной ризы Господней произошло в марте месяце, во время Великого поста, но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 23 июля, так как непосредственно перед этим был торжественно коронован царь Михаил Феодорович.

В Москве ежегодно 23 июля (по н.ст.) Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.

На месте торжественной встречи московским духовенством в 1625 г. посольства персидского шаха Аббаса, передавшего в дар Ризу Господню, в 1690 году был сооружен деревянный храм - церковь Ризоположения, что на Донской улице в Москве.

 

Храм Ризоположения в Москве на Донской улице (фотография конца XIX века)

 

Храм Ризоположения в наше время

В Храме Ризоположения на Донской хранится аналойная икона «Положение ризы Господней в Москве» с серебряным крестом и частицей ризы Господней в нем.

После революции многие части Ризы Господней, хранившиеся в разных монастырях, были утеряны. А "Московская" часть Ризы, хранившаяся в алтаре Успенского собора, в итоге оказалась в фондах Музеев Московского Кремля. Ковчег с Ризой Господней попал в отдел драгоценных металлов.

Как выяснилось, святыня всё это время хранилась в музейных фондах под другим названием.

19 ноября 2007 года, во время встречи в Кремле Алексия II с Владимиром Путиным, состоялась передача Церкви фрагмента Ризы Христовой, хранившейся в Музеях Московского Кремля.

Святейший Патриарх отметил огромную важность акта возвращения великой святыни и сообщил, что отныне она будет храниться в кафедральном соборе Москвы — Храме Христа Спасителя — и к ней, как и в прошлом, во множестве смогут приходить люди, дабы воздавать ей должное почитание и получать духовную поддержку.

Вспоминая иногда при этом и шаха Персии.

7 предыдущих материалов из этой серии Хроник:

- http://cont.ws/post/57887/

- http://cont.ws/post/57932/

- http://cont.ws/post/77381

- http://cont.ws/post/81140

- http://cont.ws/post/81236

- http://cont.ws/post/91241

- http://cont.ws/post/101247

=========================

Использованные источники:

- http://his.1september.ru/article.php?ID=201000205

- https://ru.wikipedia.org/wiki/Аббас_I_Великий

- http://www.bibliotekar.ru/rusRomanov/1.htm

- http://www.naslednick.ru/archive/rubric/rubric_3558.html

- http://hram-troicy.prihod.ru/pravoslavnye_prazdniki/view/id/1133777


Вернуться назад