ОКО ПЛАНЕТЫ > Новый взгляд на историю > Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!


18-08-2015, 09:09. Разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

 

 

Даёшь изучение родной истории!!! Больше статей хороших и разных (а может даже и спорных)!!
Некто JääKorppi

Неподдельный интерес, вызванный материалом о «культуре боевых топоров» лишний раз напоминает, что знание истории своих истоков вещь очень и очень важная. Причем знание это самое должно быть комплексным, а не… ну скажем так: «узконациональным». Хорошо помню учебники по истории СССР. Многие и сейчас считают их эталоном образовательных пособий, но вспомните, что там обычно было написано: «На территории нашей страны каменный век был… На территории СССР находки бронзового века характерны для…» Понятно, что это были учебники по истории именно нашей страны, локального района человеческой цивилизации. Но цельной картины, на мой взгляд, они все-таки не давали. Память у меня хорошая, помню, как история древних культур преподавалась у меня в родном «педюшнике». А ведь в любом деле важен комплексный подход, чтобы изучающий историю человек мог бы сравнить, а что было здесь, и одновременно в-о-о-н там. Какие горшки делали древние фатьяновцы и, скажем, американские земледельцы в долине реки Миссисипи.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Типичный воронковидный кубок. Государственный археологический музей Федеральной земли, Шлезвиг-Гольштейн Готторпский замок.

Очень хорошо, кстати, понимал это ныне покойный Тур Хейердал, считавший, что уже в древности люди имели между собой достаточно широкие связи, что даже моря и океаны их не столько разделяли, сколько связывали. В результате одна культура заменяла другую, одни люди в поисках «лучшей доли» приходили на место других.

То есть та же самая «культура боевых топоров» в Европе не возникла на пустом месте. Люди на ее просторах жили и до нее. А вот о том, как и чем они жили, свидетельствуют более ранние археологические находки. Более ранние по отношению к «боевым топорам», это понятно. Причем ранние – это еще и значит более глубоко залегающие. И здесь нам на помощь опять приходят погребения. Например, находка в пещере Тешик-Таш в 1938 - 1939 гг. советским археологом А.П. Окладниковым захоронения неандертальской девочки из мустьерской культуры, окруженной рогами горных козлов, доказало наличие религиозных верований уже в столь отдаленное время. Ну, а в данном случае многочисленными раскопками на территории Европы было доказано существование здесь в 4000 — 2700 гг. до н. э. «культуры воронковидных кубков» – мегалитической культуры эпохи позднего неолита.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Еще один сосуд «культуры воронковидных кубков» с миниатюрными ручками. Государственный археологический музей Федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Готторпский замок.

Ареал ее распространения на юге достигал Чехии, на западе — территории Нидерландов, на севере крайней точкой был шведский город Уппсала, а на востоке — устье реки Вислы. Предшественницей «культуры воронковидных кубков» была субнеолитическая культура Эртебёлле, которую она в соответствующее время полностью заменила. Ну, а само ее происхождение является предметом дискуссий и сегодня. Неясно главное: является ли она продуктом местной культуры, или она появилась в результате миграции каких-то людей «со стороны». Так, современные жители южной Скандинавии наряду с генетическими маркерами автохтонного населения имеет так же и гены иммигрантов с юга и востока Европы. То есть пришлое население там имелось, и вместе с культурой «воронковидных кубков» оно принесло местным людям еще и гены, позволяющие взрослым переваривать лактозу – не у всех народов, как выяснилось, такие гены есть!

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Культура Эртебёлле (красная, сверху) – предшественница культуры «воронковидных кубков».

Почему кубки клали в могилу? – вот вопрос, который обычно задают, когда про эту культуру рассказываешь. А вот вопрос ответный: а что еще положить усопшему, чтобы показать ему и свою заботу, и… не слишком-то уж и себя обездолить?! Дело в том, что в эпоху неолита – «новокаменного века» – было сделано очень важное открытие: люди создали первый в своей истории искусственный материал – керамику. Люди научились делать сосуды для хранения зерна, воды, варки пищи. Именно в эту эпоху человек стал употреблять чаще вареную пищу, нежели жареную, есть с тарелок (ну не тарелок, так мисок), а пить из кубков. А вот гончарный круг был в то время еще неизвестен и все горшки и кубки лепили вручную, методом налепа. Раскатывали глиняные колбаски и одну за другой налепляли их друг на друга. Стенки сглаживались руками и в зависимости от опыта и мастерства гончаров получались более или менее ровные и красивые сосуды. Удивительно, но форма их была типичной для огромных территорий, как если бы люди в то время как-то так собирались и договаривались: с завтрашнего дня делам горшки так-то, а кубки – эдак! Понятно, что такого не могло быть в принципе, но то, что люди и в прошлом любили друг у друга копировать все самое лучшее и практически целесообразное – несомненно!

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Культура Эртебёлле (оранжевая в центре), зеленая - «культура воронковидных кубков» (вверху).

Понятие «красиво» было хорошо известно людям той эпохи, и посуда эта обычно украшалась. Острой палочкой на нее наносили узоры, процарапывали черточки, полоски, отпечатывали куски ткани и шнуры. Кстати, именно отпечатанные на сосудах следы веревок как раз и дали название следующей культуре – «шнуровой керамики» – второе название «культуры боевых топоров».

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Замечательный по красоте сосуд примерно 3200 до нашей эры.

В данном случае эта культура была названа так за характерную форму стаканов и амфор, имеющих верхушки в виде воронок, и, по-видимому, предназначавшихся для питья. На одной из таких амфор обнаружен древнейший рисунок колесной повозки (четыре колеса на двух осях), возраст которого — около 6 тысяч лет. Так что повозки люди этой культуры тоже знали!

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Археологический музей Бранденбург - артефакты 4-ого тысячелетия до н. э.

Другой особенностью этой культуры стали ее укрепленные поселения. Ох, не было тогда «мира под оливами», как нет его и сейчас! Площадь многих из них равна 25 гектарам, то есть в этих поселениях жило сразу по многу людей и, скорее всего, за их же стены они на ночь загоняли и скот! В основном их находят на побережье близ поселений ранее существовавших культур Эртебёлле и Нёствет-Лихульт. Дома в них построены из саманных кирпичей, имеют размеры примерно 12×6 м, и рассчитаны явно на одну семью.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Мегалит принадлежащий «культуре воронковидных кубков», Германия.

В центре поселения обычно находилось монументальное культовое погребение, и вот вокруг него-то и строились все эти дома, после чего весь поселок обносился земляным валом, на котором, скорее всего, устанавливался тын – частокол. Интересно, что хоронили они своих умерших самыми разными способами: в простых могилах, выкопанных в земле, в дольменах, в коридорообразных гробницах, насыпали над ними курганы, но ингумация во всех этих случаях преобладала. Древнейшие погребения имели вид камеры из дерева в глубине длинного могильного холма, вход в которую заваливали камнями, а сверху засыпали землей. Кроме того, именно эти люди устанавливали мегалиты, и построили знаменитый Стоунхедж, хотя не все ученые с этим утверждением согласны.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Раскопанные жилища в Скара-Брей (Оркнейские острова, Шотландия)

Предполагается, что столь трудоемкие гробницы предназначались не для всех носителей данной культуры, а только для представителей элиты. В погребения кроме керамики (наверное, вместе с пищей), помещали также изделия из камня: кремневые оббитые и полированные топоры-тесла, кинжалы и опять же каменные полированные и просверленные боевые топоры. Но… чаще всего их зачем-то бросали в водоемы! Их находят в реках и озерах вблизи поселений «культуры воронковидных кубков» просто в огромных количествах! Например, практически все 10 тысяч каменных топоров, принадлежащие к этой культуре, и найденные в Швеции, нашли именно в водоемах, то есть их зачем-то там утопили!

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Неолитические артефакты Западной Европы многие из которых найдены в водоемах.

Люди этой культуры строили также большие культовые центры, которые окружали рвами и валами, укрепленными палисадами. Самым значительным, с территорией в 85 000 м², был центр на острове Фюн. Считают, что на его сооружение было израсходовано 8000 человеко-дней. Площадь другого, такого же центра близ города Лунд, – 30 000 м², что тоже совсем немало.

Интересно, что представители этой культуры уже использовали топоры из меди, и что они были похожи на каменные боевые топоры, известные в Центральной Европе. Известен был и плуг. Так что люди этой культуры были и скотоводами и земледельцами одновременно.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Каменный клиновидный топор раннего этапа «культуры воронковидных кубков», Дания.

Из домашних животных они разводили овец, коз, свиней, крупный рогатый скот, но также охотились и ловили рыбу. На небольших полях сеяли пшеницу и ячмень. Почва на этих полях быстро истощалась, и они вынуждены были часто переселяться с места на место, но не слишком далеко от старых мест, то есть район проживания они кардинально не меняли. В местечке Мальмё добывали в шахтах кремень, а после обменивали его на продукты других культур Швеции. В списке импортных товаров были изделия из меди, и особенно ножи и топоры, которые доставлялись из Центральной Европы.

Что было до «культуры боевых топоров»? Культура воронковидных кубков!

Каменный топор-молоток. Также принадлежал «культуре воронковидных кубков». Государственный археологический музей Федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн Готторпский.

Ну а потом, потом было вот что: в начале III тысячелетия до н. э. ее в течение буквально всего лишь двух поколений заменила «культура боевых топоров». Быстрота перемен и наличие смешанных погребений свидетельствуют, что, возможно, это было связано с проникновением людей индоевропейского типа из степей юго-восточной Европы. Ну, а то, что их керамика дольше всего использовалась на Британских островах, доказывает, что перебраться через пролив им было не так-то легко. Существует ряд гипотез относительно того, кто были эти люди. Например, что «культура воронковидных кубков» была предковой для индоевропейцев, или, что это был гибрид первой волны индоевропейских завоевателей с представителями более ранней культуры Эртебёлле. Но как это было на самом деле сегодня, в общем-то, не знает никто! Кубки есть, но они молчат так же, как и сменившие их в могилах боевые топоры! Но кое-что сомнению не подвергается: волна за волной люди с Востока через Причерноморский степной коридор шли на Запад. Часть отделялась и уходила на Север в леса. Кто-то приплывал морем или шел через побережье Северной Африки. А вот концом пути были Норвегия, Англия и Гебридские острова. Аборигены отступали туда, тогда как пришельцы местных частью убивали, часть ассимилировали.

Вера в чудесное была незыблема. Иначе как объяснить все эти трудоемкие работы по установке огромных камней и сооружению дольменов? Усопший на том свете, по мнению этих людей, непременно оживал, поэтому ему нужно было дать с собой еды (хотя бы на первое время!), и орудия труда и охоты, чтобы заниматься привычными делами и на том свете! Однако войны между племенами или группами племен и тогда шли практически непрерывно, нападавшие старались угнать скот, а для того, чтобы защититься от захватчиков, люди вынуждены были строить укрепленные поселения.

 

 

Автор Вячеслав Шпаковский

 


Вернуться назад